Файл: Основные факторы и прогнозирование совокупного спроса в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 512

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

IN=I-A (5)
Таким образом, чистые инвестиции отражают прирост физического капитала в экономике. Они могут быть отрицательными, если выбытие оборудования «по старости» превосходит закупки нового оборудования.

Инвестиционный спрос фирм зависит от:

а) реальной процентной ставки;

б) национального дохода;

в) ожидаемых прибылей от инвестиций;

г) налогов с предприятий.

В этой связи следует различать номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка (i) – это ставка, по которой предоставляются заемные средства на финансовых рынках. Напротив, реальная процентная ставка (r) – это изменение покупательной способности процентного дохода. Взаимосвязь номинальной и реальной процентной ставки описывается уравнением Фишера:
r = i – π (6)

где r - реальная ставка,

i - номинальная ставка,

π - темп инфляции.

Если реальная процентная ставка снижается, цена заемных для предприятий, за счет которых последние осуществляют свои инвестиции, падает.

Инвестиции осуществляются в расчете на будущие прибыли и зависят от ожиданий предпринимателей. Если последние полагают деловые перспективы благоприятными, инвестиции будут расти при тех же процентных ставках: кривая инвестиционного спроса сдвигается вправо. Очевидно, что рост налогов на бизнес снижает инвестиции.

Спрос государства (государственные расходы) (G) определяется в значительной степени произвольно. Обычно перед выборами расходы государства возрастают. В макроэкономических моделях государственные расходы обычно присутствуют в качестве экзогенного (заранее заданного) параметра.

Спрос иностранцев - чистый экспорт (XN) представляет собой разницу между экспортом данной страны (X) и ее импортом (M):
XN=X-M (7)
Соответственно чистый экспорт тем больше, чем больше экспорт и меньше импорт. Чистый экспорт зависит от трех основных факторов:

а) национального дохода в других странах;

б) национального дохода в нашей стране;

в) валютных курсов.

Связь между размером национального дохода в странах, являющихся нашими торговыми партнерами, и экспортом России в эти страны прямая: чем их национальный доход больше, тем выше наш экспорт в эти страны, следовательно, и наш чистый экспорт.



    1. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос



Рассмотрим ценовые факторы, влияющие на совокупный спрос. Эффект процентной ставки. Для производства товаров и услуг производителям необходимо сырье, материалы проч. Для закупки всего необходимого своих денег производителям часто (практически постоянно) не хватает [5, с.543].

Для решения этого вопроса предприниматели вынуждены обращаться в банк за кредитами, которые выдаются под проценты. Чем больше спрос на кредиты, тем выше процентная ставка (цена за пользование кредитом).

Процент за кредит входит в цену товара, следовательно, цены на товары увеличиваются (уровень цен растет). Складывается экономическая цепочка, при которой рост цен на сырье, материалы увеличивает рост цен на готовую продукцию, для ее приобретения необходимо больше денег, спрос на кредиты возрастает, ставка процента увеличивается. Рост цен и процентной ставки имеет свои пределы, когда совокупный спрос на кредиты начинает падать, что вызывает сокращение производства.

Инфляционная ситуация. Инфляция всегда приводит к обесцениванию денег и росту цен, т. е. реальная покупательная способность денег падает. Накопленные финансовые активы физических и юридических лиц резко сокращаются, что вынуждает потребителей сокращать спрос на товары и услуги [7, с.65].

При снижении уровня цен наблюдается повышение покупательной способности у населения. Эффект импортных закупок. Вопрос очень актуален для стран, которые вступили или вступают во Всемирную торговую организацию. В страну может поступать огромное количество товаров со всех континентов земного шара из стран-членов этого общества.

Происходит усиление конкуренции на сегменте каждого товара. В случае повышение цен на товары, произведенные в данной стране, увеличится приток более дешевого товара из-за рубежа (увеличение импорта), т. к. затраты на производство импортного подобного товара или его заменителя могут быть ниже. Одновременно снизится вывоз товара за рубеж (экспорт), поскольку покупатели других стран будут отказываться от товара, на который цены выросли.

На совокупный спрос оказывают влияния также неценовые факторы:

– увеличение или уменьшение потребительских расходов;

– изменение в государственных расходах;

– изменение в налоговой политике государства;

– изменения в процентной ставке;

– возможные изменения в ожидаемой прибыли и т. д.

Таким образом, совокупный спрос меняется под воздействие определенных факторов, которые сдвигают кривую спроса вправо или влево. При этом факторы делятся на ценовые и неценовые. Далее исследуем кривую совокупного спроса и влияние факторов на нее.



2 Специфика формирования совокупного спроса в России
2.1 Макроэкономические модели совокупного спроса и особенности их применения в России
Современный этап развития экономической науки и практики, который характеризуется глобальным экономическим кризисом, породил множество дискуссий по поводу целесообразности применения существующих моделей хозяйствования. Одним из спорных вопросов экономической теории является вопрос о целесообразности государственного вмешательства в экономику. На данный вопрос невозможно ответить без углубленного анализа теории совокупного спроса.

Осуществление рыночных преобразований в странах с трансформационной экономикой требует теоретического анализа наиболее значимых из существующих моделей совокупного спроса, которые большинством исследователей принимаются как базовые в макроэкономической теории.

Такой анализ необходим для теоретического обоснования модели развития, которая бы дала возможность осуществить необходимые реформы и достичь экономического роста в странах с трансформационной экономикой.

Наиболее распространенным в теории является определение совокупного спроса (aggregate demand) как общего количества товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители (частные предприятия, государственные организации, домашние хозяйства, зарубежные покупатели и др.) при разном уровне цен в стране.

Общепринятым также является изображение совокупного спроса в виде кривой AD зависимости спроса от цены. Следовательно, совокупный спрос также представляют как шкалу, графически изображаемую в виде кривой, определяющей различные объемы товаров и услуг, то есть реальные объемы производства, которые внутренние потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем ВВП, который приобретут покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем ВВП они купят. Таким образом, уровень цен и реальный объем ВВП, на который предъявлен спрос, находятся в обратной, или отрицательной, зависимости друг от друга[8].

Кривая совокупного спроса (рис. 2) имеет отрицательный наклон, что отражает обратную зависимость уровня цен и закупок реального национального продукта. Соответственно, рост уровня цен обусловливает уменьшение спроса и наоборот.



Рисунок 2 - Кривая совокупного спроса (AD)

Кривая AD показывает изменение суммарного (общего) уровня расходов домашних хозяйств, частных предприятий и организаций, государственных учреждений и иностранных агентов в зависимости от уровня цен на товары и услуги. Графическое представление этой кривой показывает, что при росте уровня цен в стране объем реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет низким и, соответственно, при уменьшении уровня цен в стране объем реального ВВП будет высоким.

Совокупный спрос AD отражает зависимость между объемом национального производства и общим уровнем цен в экономике. Он представляет собой сумму всех планируемых расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. На самом деле совокупный спрос — это некая абстракция, результат агрегирования спроса на отдельные товары. Поэтому он не может иметь натурального измерения.

Кривая совокупного спроса (AD) не может быть получена путем суммирования индивидуальных или рыночных кривых спроса, так как она отражает соотношение совокупных величин. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые — остаются без изменения.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса поэтому также не может быть объяснен эффектами, которые объясняют отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, то есть эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более ценных товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение размера спроса на один товар компенсируется соответствующим ростом размера спроса на другой товар.

Наиболее значимый вклад в исследование совокупного спроса внес выдающийся английский экономист Дж. М. Кейнс. Теория Дж.М. Кейнса — это прежде всего теория эффективного спроса, основная идея которой состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг.

Кейнс настойчиво отвергал положение классической экономической школы о том, что «предложение рождает спрос», которое он именовал законом Сэя. Исходя из этого, Кейнс сделал вывод о том, что стабилизационная политика государства должна быть направлена на управление совокупным спросом.


Кейнс доказал, что не любой желаемый спрос всегда эффективен и что, следовательно, в каких-то частях экономики может возникнуть избыточное предложение, не покрываемое избыточным спросом в других ее частях. Кейнс разделил совокупный спрос на два подмножества;
Д = Д1 + Д2 (8)

где Д1 — это все расходы, которые зависят от уровня совокупного дохода и, таким образом, от уровня занятости, а Д2 представляет собой ту часть спроса, которая от дохода не зависит.

Так Кейнс сформулировал свой «основной психологический закон», согласно которому предельная склонность к потреблению всегда меньше единицы. Кейнс фактически заявил, что спрос никогда не совпадает с предложением, иначе говоря, закон Сэя неприменим.

Доказав, что система рыночных отношений не является совершенной, Кейнс указывает на необходимость государственного вмешательства в экономику. Но это вмешательство должно носить экономический характер.

По Кейнсу, совокупный спрос складывается из 4 следующих компонентов.

Потребительские расходы (С). Если наблюдается рост общего уровня цен, то произойдет снижение реальных расходов населения (в физическом выражении), и наоборот.

В России доля потребительских расходов домохозяйств в ВВП в 2013 году составила 49,6 % ВВП[10]. Для сравнения, на Украине — 68,2 %. Потребительские расходы являются ключевым компонентом ВВП. С точки зрения общественного воспроизводства процесс личного потребления является не просто актом восстановления рабочей силы, а верхней стадией движения общественного продукта, его конечной целью и, с другой стороны, стимулом для дальнейшего роста производства.

Инвестиционный спрос (I) со стороны частных предприятий. Повышение общего уровня цен приводит к повышению процентной ставки, что автоматически вызывает снижение объема инвестиций, и наоборот. В 2012 году объем инвестиций в основной капитал составил 20,3 % ВВП России. На Украине этот показатель составил 16,1 % ВВП.

Государственные закупки (G) включают все государственные расходы на оборону, правоохранительные органы, здравоохранение, образование, различные социальные программы, строительство жилья, дорог, государственные инвестиционные программы и т. д. Источником государственных расходов являются поступления в бюджет страны в виде налогов, доходов от государственной собственности, внешние заимствования в виде иностранных кредитов и ввоз капитала. Если в стране есть утвержденный бюджет расходов на указанные цели, то в условиях повышения цен государственные закупки уменьшатся, и наоборот. В 2013 году в России государственные расходы составили 19,1 % ВВП, а то время как на Украине данный показатель составил 29,3 % ВВП [15].