Файл: Законе об образовании есть термин образовательные услуги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 4

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Является ли образование услугой?

В законе об образовании есть термин «образовательные услуги». В статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», часть 1 этой статьи устанавливает, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования... Несмотря на это, мнение большинства общественных деятелей и населения состоит в том, что образование – это общественное благо и поэтому целенаправленный процесс воспитания и поддержки развития личности, как идея вообще должна отметать корыстный вопрос. А услуга именно что подразумевает его.

Однако что же такое услуга? Услуга – это деятельность, в результате которой не производятся материальные блага и ценности, но изменяются качественно какие-то объекты услуги. Например, если мы придем в ресторан и в результате деятельности поваров и официантов станем сытыми. По такому признаку и рассматривают учебное заведение сторонники идеи «образование – это услуга». По их мнению, люди, которые приходят учиться, должны уходить оттуда с “изменениями в голове”, т.к. в результате деятельности учителей, обучающиеся должны получить знания, и соответственно это услуга.

С этого момента я бы хотел разделить профессиональное образование от образования школьного. Когда речь идёт об обучении школьников, то в первую очередь говорят не о том, что их нужно чему-то научить, а воспитать. Воспитание – это тонкое дело, которое является не просто обучением ученика компетенции, а чем-то гораздо большим. Например, мы изучаем литературу в школе. Многие учителя, если их спросить начнут говорить про любовь к родине и великих русских писателей. Но ведь в первую очередь функция, которую исполняет изучение данного предмета – это научиться: читать, создавать, понимать и анализировать. Т.е. предмет задаёт ученику несколько наборов моментов, которые и воспитывают школьника. Таким образом, в первую очередь данный процесс не услуга, а
воспитание в человеке набора характеристик, которые помогут в его дальнейшей жизни.

Если смотреть на профессиональное образование, а именно незаконченное или не полное, то тут всё сложнее. Будет ли считаться человек, которого выгнали из учебного заведения, т.к. он “не тянет” тем, кто получил услугу? Конечно, нет! Максимум тем, кто получил информацию, но так никак её и не использовал. Т.е. уже в высшем учебном заведении/колледже вопрос стоит так, что обучающийся получает информацию, и должен сам понять, как её использовать в дальнейшей жизни. В этой ситуации обучение – это однозначно услуга! Диплом – это фиксация той информации, которую студент использовал в курсовых, на учебной практике и т.д. Услуга это требование, которое обременяет обе участвующие в процессе стороны полной отдачи. Студент должен непосредственно обучаться с полной отдачей, ну а ВУЗ/колледж должен предоставлять услугу высшего качества, чтобы диплом, который студент получит после того, как закончит обучение смог получить высокооплачиваемую работу. Т.е. студент должен также и принимать услугу, чтобы она возымела эффект.

В завершении хотел бы конкретизировать свой ответ. «Услуга ли образование?» Однозначно да! Таким образов выходит, что оценка в конце семестра это одновременно и оценка качеству оказанной услуги, и заинтересованности в обучении.