Файл: Лекции по программе Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки Профессиональная переподготовка Пожарная безопасность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
По программе: «Дополнительная профессиональная программа
профессиональной переподготовки «Профессиональная переподготовка
«Пожарная безопасность» с углублённым изучением пожаротушения и
аварийно-спасательных работ»
По дисциплине «Пожарная тактика»
Тема 6.3.1. Тактическая подготовка пожарных подразделений.
Разработал:
Преподаватель
ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПБ ЯНАО»
Выханский А.М.
Надым, 2023 год
2
Учебные вопросы:
1. Цели, задачи тактической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, организационные формы, принципы и методы пожарно- тактической подготовки.
2. Порядок и методика проведения классно-групповых занятий по пожарно- тактической подготовке пожарных, отделений, караула.
3. Подготовка практических занятий по решению пожарно-тактических задач силами отделения и караула, оперативно-тактическое изучение объекта,
разработка тактического замысла, составление плана-конспекта. Методика проведения занятий по решению пожарно-тактических задач на объектах.
4. Виды тактической подготовки начальствующего состава, изучение объектов и района выезда части, пожарно-тактические учения, групповые упражнения (деловые игры) и учебная практика начальствующего состава. Разбор пожаров.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Цели, задачи тактической подготовки личного состава
подразделений пожарной охраны, организационные формы, принципы и
методы пожарно-тактической подготовки.
Пожарно-тактическая подготовка (ПТП) - это непрерывный процесс обучения сотрудников органов управления силами и средствами на пожаре,
направленный на повышение их профессиональных знаний, формирование умений и навыков управления силами и средствами на пожарах. Эта подготовка организуется и проводится на основании приказов и указаний МЧС России,
Главного управления Федеральной противопожарной службы (ГУФПС) МЧС
России, управлений (отделов) Федеральной противопожарной службы соответствующих программ, уставов и наставлений. ПТП объединяет совокупность принципов, форм и методов обучения и воспитания подразделений пожарной охраны (ППО), начальствующего состава с целью обеспечить их высокую профессиональную подготовку к управлению силами и средствами на пожаре и успешному ведению боевых действий в различной обстановке: днем и ночью, на значительной высоте и в подвалах, в условиях низких и высоких температур, взрывов и обрушений конструкций и при других опасных факторах пожара.
Тактическую подготовку осуществляют с учетом параметров развития и тушения пожаров, характера поставленных задач.
В результате пожарно-тактической подготовки начальствующий состав пожарной охраны приобретает теоретические знания и практические навыки применения различных способов, приемов подачи огнетушащих средств для ликвидации горения на пожаре. В процессе тактической подготовки вырабатываются интеллектуальные и нравственные качества, самообладание и воля, выдержка и психологическая устойчивость к работе в условиях воздействия опасных факторов пожара. Для этого в тактической подготовке используются специальные полигоны, огневые полосы, современные технические средства
(включая вычислительную технику). А этот в свою очередь способствует выработке у начсостава тактического мышления.
Поэтому подготовка начальствующего состава, его специальные знания,
методические навыки, искусство руководства действиями пожарных
3
подразделений по тушению пожара, умение четко ставить задачи личному составу и добиваться их неукоснительного исполнения играют решающую роль в успешном решении задач по борьбе с пожарами.
Тактическая подготовка начальствующего состава осуществляется непрерывно в течение всего периода службы, имеет цель подготовить профессионально грамотных специалистов, умеющих анализировать явления,
протекающие при развитии и тушении пожара, правильно оценивать обстановку,
складывающуюся на пожаре, предвидя ее возможные осложнения и последствия.
Основы тактической подготовки начальствующего состава закладываются в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов пожарного дела, совершенствуются в процессе практической деятельности - на служебной подготовке, на курсах повышения квалификации, в школах оперативного мастерства, учебных сборах и семинарах. Эта подготовка основывается на богатом опыте, накопленном многими поколениями специалистов пожарного дела, а также на изучении характера и особенностей тушения пожаров на различных объектах.
Овладение оперативно-тактическим мастерством, совершенствование знаний и навыков не добровольное дело, а служебная обязанность начальствующего состава.
Основной принцип тактической подготовки:
Основной принцип тактической подготовки гласит: «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении действий по тушению пожара».
Реализация данного принципа определяет необходимость постоянного и систематического совершенствования тактических и технических знаний и умений, методических навыков, овладения искусством руководства личным составом.
Принцип «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении действий по тушению пожара» осуществляется в ходе непрерывного и систематического учебного процесса, тренировок и учений, в условиях, наиболее приближенных к реальным на пожаре, и достигает своих целей лишь тогда, когда подготовка проводится без упрощенчества и послаблений, в динамичной, напряженной обстановке с физической, моральной и психологической нагрузкой.
Проблема экономического роста России связана не только со строительством новых объектов экономики, но и с интенсификацией эксплуатации действующих, с их реконструкцией, техническим перевооружением и модернизацией. Вследствие этого повышается потенциальная пожарная и экологическая опасность объектов промышленности и сельских, фермерских хозяйств; значительно усложняется оперативно-тактическая обстановка на возникающих пожарах, что затрудняет ведение боевых действий по тушению пожаров и ведению аварийно-спасательных работ.
С целью успешного выполнения основной боевой задачи на пожаре, личный состав подразделений пожарной охраны должен быть в постоянной боевой готовности, обладать достаточно высокой боеспособностью. Достижение высокой боевой способности во многом зависит как от технического оснащения и вооружения, так и от моральных и боевых качеств, профессионально-боевой подготовки личного и начальствующего состава. Для решения задач в условиях сложной обстановки на крупных и сложных пожарах, эффективного применения новых огнетушащих веществ и технических средств тушения необходимо
4
обеспечить высокий уровень пожарно-тактической подготовки начальствующего состава - руководителей тушения пожаров всех рангов.
2. Порядок и методика проведения классно-групповых занятий по
пожарно-тактической подготовке пожарных, отделений, караула.
Одной из форм пожарно-тактической подготовки являются классно- групповые занятия, проведению которых предшествует тщательная подготовка руководителя. В нее входит:
1. Ознакомление с темой занятия по расписанию, разрабатываемому в части.
2. Изучение содержания темы по программе подготовки личного состава частей и подразделений пожарной охраны;
3. Определение цели занятия.
4. Подбор и изучение основной литературы (руководящих документов,
информационных писем и обзоров, учебников и учебных пособий).
5. Выбор технических средств обучения и подбор наглядных пособий.
6. Определение схемы (плана занятия), т. е. определение метода проведения занятия основных узловых вопросов.
7. Составление плана-конспекта для проведения занятия. Для начинающего преподавателя рекомендуется полное написание конспекта. Опытному руководителю достаточно будет развернутого плана.
Возможная схема занятия с караулом в классе:
- Опрос (беседа с личным составом) по изученному материалу с обязательной оценкой знаний опрошенных и выводом о степени подготовленности по данному материалу.
- Изложение нового материала с использованием наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО), с анализом возможных ошибок и последствий, к которым они могут привести, с обобщающими выводами и т. д.
- закрепление изученного материала с помощью контрольных вопросов, не похожих на сформулированные в плане занятия.
- ориентация на самостоятельное, более глубокое изучение материала по литературе, имеющейся в пожарной части и доступной для каждого пожарного.
Форма плана-конспекта произвольная. Однако практика показывает, что в нем должны быть отражены следующие положения:
- контингент учащихся;
- тема и цель занятия;
- время занятия (по пожарно-тактической подготовке, как правило, два академических часа) и место его проведения;
- материально-техническое обеспечение (плакаты, ТСО, натурные образцы и т.
п.);
- план занятия (урока) с формулировкой изучаемых вопросов;
- раскрытие содержания материала.
По ходу изложения материала в плане-конспекте должны быть методические указания (на полях) о том, где, например, показать плакат, привести тот или иной пример, обратить внимание личного состава на соблюдение правил техники безопасности и т. п. План-конспект подписывается руководителем занятия.
Изложение материала должно быть проблемным, с постановкой вопросов для активизации аудитории, общественной жизнью района, города, области и всей
5
страны, с достижениями пожарной охраны, науки, техники и т. д., в соответствии с требованиями руководящих документов МЧС России.
В заключение занятия руководитель должен оставить время для ответа на вопросы.
3. Подготовка практических занятий по решению пожарно-тактических задач силами отделения и караула, оперативно-тактическое изучение объекта,
разработка тактического замысла, составление плана-конспекта. Методика проведения занятий по решению пожарно-тактических задач на объектах.
Тушение пожара - это комплекс управленческих решений и боевых действий, направленных на обеспечение безопасности людей, животных,
спасение материальных ценностей и ликвидацию горения. Наряду с обеспечением пожарных подразделений огнетушащими и техническими средствами, пожарной техникой успех тушения пожара в значительной степени зависит от уровня тактической подготовки участников тушения.
Школа оперативного мастерства (ШОМ) – это группа специальной подготовки (в рамках служебной подготовки) органа управления, созданная для обучения начальствующего состава федеральной противопожарной службы
(ФПС), непосредственно выступающего в роли руководителей тушения пожара и ликвидации чрезвычайной ситуации (ЧС), а также членов оперативного штаба тушения пожаров и ликвидации ЧС.
Школа оперативного мастерства должна проводиться в целях совершенствования профессионального мастерства, углубления специальных знаний и приобретения практических навыков в проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС лицами начальствующего состава,
выступающими в роли руководителей тушением пожара и ликвидацией ЧС, а также членов оперативного штаба пожаротушения.
В целях совершенствования приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС на занятия в системе школы оперативного мастерства могут привлекаться должностные лица других видов пожарной охраны и представители заинтересованных организаций.
Основными задачами школы оперативного мастерства являются:
совершенствование профессиональных знаний начальствующего состава,
развитие у них умения творчески мыслить, использовать передовой опыт и научные достижения; повышение у начальствующего состава штабной культуры,
уровня имеющихся у них теоретических знаний и практических навыков в составлении и разработке оперативно-служебной документации и их практическому применению;
совершенствование практических навыков начальствующего состава по управлению силами и средствами при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
обучение начальствующего состава умению быстро и грамотно выбирать решающее направление при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также осуществлять расчет сил и средств, необходимых для их проведения, и их расстановку с учетом наиболее эффективной схемы боевого развертывания;
совершенствование имеющихся навыков и практического опыта у начальствующего состава в организации управления силами и средствами подразделений пожарной охраны, отработки слаженности действий подчиненного
6
ему личного состава; совершенствование навыков у начальствующего состава подразделений пожарной охраны в организации обучения и воспитания подчиненных;
повышение служебного мастерства по линии специализации.
Формы обучения
Обучение в школе оперативного мастерства осуществляется в следующих формах:
классно-групповые занятия;
семинары;
оперативно-тактическое изучение наиболее важных и сложных в оперативно- тактическом отношении объектов, зданий и сооружений района выезда подразделений пожарной охраны (общие особенности района выезда, отдельных участков района выезда);
пожарно-тактические учения (ПТУ);
групповые упражнения (деловые игры);
разбор пожаров.
В процессе обучения в системе школы оперативного мастерства
начальствующий состав должен изучать:
оперативно-тактические характеристики гарнизона; оперативно-тактические особенности особо важных и пожаровзрывоопасных объектов, расположенных на территории гарнизона;
тактико-технические характеристики пожарных автомобилей и оборудования,
находящихся на вооружении подразделений пожарной охраны, схемы их наиболее рационального использования; тактические возможности подразделений пожарной охраны, входящих в состав гарнизона;
закономерности развития пожара, его параметры и сопровождающие явления;
огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи; методы расчета сил и средств для тушения пожаров и принципы их расстановки;
тактику тушения пожаров, меры по охране труда при несении службы и проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
назначение и устройство СИЗОД и средств радиосвязи, а также руководящие документы по их применению; условия организации и проведения ПТУ и ПТЗ
(теоретические и практические).
Решение ПТЗ - одна из основных форм обучения практическим действиям личного состава подразделений пожарной охраны на конкретных объектах народного хозяйства. Основной принцип при этом - учить личный состав тому,
что необходимо делать при проведении боевых действий на пожаре, переходя от простого к сложному, от решения частных задач к решению их в комплексе.
Проведение занятий руководитель начинает с объяснений общих теоретических положений в классе, раскрывая материал без привязки к какому-либо объекту,
проверяет знания по изучаемой теме и технике безопасности, знакомит с общей планировкой объекта и др.
Практическая часть занятия проводится по следующей примерной схеме:
-Выезд на объект.
-Объявление темы и цели занятия.
-Изучение объекта в оперативно-тактическом отношении.
-Имитация обстановки условного пожара.
-Отработка боевых действий личным составом подразделения.
-Свертывание сил и средств после решения ПТЗ.