Файл: Лекции по программе Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки Профессиональная переподготовка Пожарная безопасность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
По программе: «Дополнительная профессиональная программа
профессиональной переподготовки «Профессиональная переподготовка
«Пожарная безопасность» с углублённым изучением пожаротушения и
аварийно-спасательных работ»
По дисциплине «Пожарная тактика»
Тема 6.3.1. Тактическая подготовка пожарных подразделений.
Разработал:
Преподаватель
ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПБ ЯНАО»
Выханский А.М.
Надым, 2023 год

2
Учебные вопросы:
1. Цели, задачи тактической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, организационные формы, принципы и методы пожарно- тактической подготовки.
2. Порядок и методика проведения классно-групповых занятий по пожарно- тактической подготовке пожарных, отделений, караула.
3. Подготовка практических занятий по решению пожарно-тактических задач силами отделения и караула, оперативно-тактическое изучение объекта,
разработка тактического замысла, составление плана-конспекта. Методика проведения занятий по решению пожарно-тактических задач на объектах.
4. Виды тактической подготовки начальствующего состава, изучение объектов и района выезда части, пожарно-тактические учения, групповые упражнения (деловые игры) и учебная практика начальствующего состава. Разбор пожаров.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Цели, задачи тактической подготовки личного состава
подразделений пожарной охраны, организационные формы, принципы и
методы пожарно-тактической подготовки.
Пожарно-тактическая подготовка (ПТП) - это непрерывный процесс обучения сотрудников органов управления силами и средствами на пожаре,
направленный на повышение их профессиональных знаний, формирование умений и навыков управления силами и средствами на пожарах. Эта подготовка организуется и проводится на основании приказов и указаний МЧС России,
Главного управления Федеральной противопожарной службы (ГУФПС) МЧС
России, управлений (отделов) Федеральной противопожарной службы соответствующих программ, уставов и наставлений. ПТП объединяет совокупность принципов, форм и методов обучения и воспитания подразделений пожарной охраны (ППО), начальствующего состава с целью обеспечить их высокую профессиональную подготовку к управлению силами и средствами на пожаре и успешному ведению боевых действий в различной обстановке: днем и ночью, на значительной высоте и в подвалах, в условиях низких и высоких температур, взрывов и обрушений конструкций и при других опасных факторах пожара.
Тактическую подготовку осуществляют с учетом параметров развития и тушения пожаров, характера поставленных задач.
В результате пожарно-тактической подготовки начальствующий состав пожарной охраны приобретает теоретические знания и практические навыки применения различных способов, приемов подачи огнетушащих средств для ликвидации горения на пожаре. В процессе тактической подготовки вырабатываются интеллектуальные и нравственные качества, самообладание и воля, выдержка и психологическая устойчивость к работе в условиях воздействия опасных факторов пожара. Для этого в тактической подготовке используются специальные полигоны, огневые полосы, современные технические средства
(включая вычислительную технику). А этот в свою очередь способствует выработке у начсостава тактического мышления.
Поэтому подготовка начальствующего состава, его специальные знания,
методические навыки, искусство руководства действиями пожарных


3
подразделений по тушению пожара, умение четко ставить задачи личному составу и добиваться их неукоснительного исполнения играют решающую роль в успешном решении задач по борьбе с пожарами.
Тактическая подготовка начальствующего состава осуществляется непрерывно в течение всего периода службы, имеет цель подготовить профессионально грамотных специалистов, умеющих анализировать явления,
протекающие при развитии и тушении пожара, правильно оценивать обстановку,
складывающуюся на пожаре, предвидя ее возможные осложнения и последствия.
Основы тактической подготовки начальствующего состава закладываются в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов пожарного дела, совершенствуются в процессе практической деятельности - на служебной подготовке, на курсах повышения квалификации, в школах оперативного мастерства, учебных сборах и семинарах. Эта подготовка основывается на богатом опыте, накопленном многими поколениями специалистов пожарного дела, а также на изучении характера и особенностей тушения пожаров на различных объектах.
Овладение оперативно-тактическим мастерством, совершенствование знаний и навыков не добровольное дело, а служебная обязанность начальствующего состава.
Основной принцип тактической подготовки:
Основной принцип тактической подготовки гласит: «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении действий по тушению пожара».
Реализация данного принципа определяет необходимость постоянного и систематического совершенствования тактических и технических знаний и умений, методических навыков, овладения искусством руководства личным составом.
Принцип «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении действий по тушению пожара» осуществляется в ходе непрерывного и систематического учебного процесса, тренировок и учений, в условиях, наиболее приближенных к реальным на пожаре, и достигает своих целей лишь тогда, когда подготовка проводится без упрощенчества и послаблений, в динамичной, напряженной обстановке с физической, моральной и психологической нагрузкой.
Проблема экономического роста России связана не только со строительством новых объектов экономики, но и с интенсификацией эксплуатации действующих, с их реконструкцией, техническим перевооружением и модернизацией. Вследствие этого повышается потенциальная пожарная и экологическая опасность объектов промышленности и сельских, фермерских хозяйств; значительно усложняется оперативно-тактическая обстановка на возникающих пожарах, что затрудняет ведение боевых действий по тушению пожаров и ведению аварийно-спасательных работ.
С целью успешного выполнения основной боевой задачи на пожаре, личный состав подразделений пожарной охраны должен быть в постоянной боевой готовности, обладать достаточно высокой боеспособностью. Достижение высокой боевой способности во многом зависит как от технического оснащения и вооружения, так и от моральных и боевых качеств, профессионально-боевой подготовки личного и начальствующего состава. Для решения задач в условиях сложной обстановки на крупных и сложных пожарах, эффективного применения новых огнетушащих веществ и технических средств тушения необходимо


4
обеспечить высокий уровень пожарно-тактической подготовки начальствующего состава - руководителей тушения пожаров всех рангов.
2. Порядок и методика проведения классно-групповых занятий по
пожарно-тактической подготовке пожарных, отделений, караула.
Одной из форм пожарно-тактической подготовки являются классно- групповые занятия, проведению которых предшествует тщательная подготовка руководителя. В нее входит:
1. Ознакомление с темой занятия по расписанию, разрабатываемому в части.
2. Изучение содержания темы по программе подготовки личного состава частей и подразделений пожарной охраны;
3. Определение цели занятия.
4. Подбор и изучение основной литературы (руководящих документов,
информационных писем и обзоров, учебников и учебных пособий).
5. Выбор технических средств обучения и подбор наглядных пособий.
6. Определение схемы (плана занятия), т. е. определение метода проведения занятия основных узловых вопросов.
7. Составление плана-конспекта для проведения занятия. Для начинающего преподавателя рекомендуется полное написание конспекта. Опытному руководителю достаточно будет развернутого плана.
Возможная схема занятия с караулом в классе:
- Опрос (беседа с личным составом) по изученному материалу с обязательной оценкой знаний опрошенных и выводом о степени подготовленности по данному материалу.
- Изложение нового материала с использованием наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО), с анализом возможных ошибок и последствий, к которым они могут привести, с обобщающими выводами и т. д.
- закрепление изученного материала с помощью контрольных вопросов, не похожих на сформулированные в плане занятия.
- ориентация на самостоятельное, более глубокое изучение материала по литературе, имеющейся в пожарной части и доступной для каждого пожарного.
Форма плана-конспекта произвольная. Однако практика показывает, что в нем должны быть отражены следующие положения:
- контингент учащихся;
- тема и цель занятия;
- время занятия (по пожарно-тактической подготовке, как правило, два академических часа) и место его проведения;
- материально-техническое обеспечение (плакаты, ТСО, натурные образцы и т.
п.);
- план занятия (урока) с формулировкой изучаемых вопросов;
- раскрытие содержания материала.
По ходу изложения материала в плане-конспекте должны быть методические указания (на полях) о том, где, например, показать плакат, привести тот или иной пример, обратить внимание личного состава на соблюдение правил техники безопасности и т. п. План-конспект подписывается руководителем занятия.
Изложение материала должно быть проблемным, с постановкой вопросов для активизации аудитории, общественной жизнью района, города, области и всей


5
страны, с достижениями пожарной охраны, науки, техники и т. д., в соответствии с требованиями руководящих документов МЧС России.
В заключение занятия руководитель должен оставить время для ответа на вопросы.
3. Подготовка практических занятий по решению пожарно-тактических задач силами отделения и караула, оперативно-тактическое изучение объекта,
разработка тактического замысла, составление плана-конспекта. Методика проведения занятий по решению пожарно-тактических задач на объектах.
Тушение пожара - это комплекс управленческих решений и боевых действий, направленных на обеспечение безопасности людей, животных,
спасение материальных ценностей и ликвидацию горения. Наряду с обеспечением пожарных подразделений огнетушащими и техническими средствами, пожарной техникой успех тушения пожара в значительной степени зависит от уровня тактической подготовки участников тушения.
Школа оперативного мастерства (ШОМ) это группа специальной подготовки (в рамках служебной подготовки) органа управления, созданная для обучения начальствующего состава федеральной противопожарной службы
(ФПС), непосредственно выступающего в роли руководителей тушения пожара и ликвидации чрезвычайной ситуации (ЧС), а также членов оперативного штаба тушения пожаров и ликвидации ЧС.
Школа оперативного мастерства должна проводиться в целях совершенствования профессионального мастерства, углубления специальных знаний и приобретения практических навыков в проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС лицами начальствующего состава,
выступающими в роли руководителей тушением пожара и ликвидацией ЧС, а также членов оперативного штаба пожаротушения.
В целях совершенствования приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС на занятия в системе школы оперативного мастерства могут привлекаться должностные лица других видов пожарной охраны и представители заинтересованных организаций.
Основными задачами школы оперативного мастерства являются:
совершенствование профессиональных знаний начальствующего состава,
развитие у них умения творчески мыслить, использовать передовой опыт и научные достижения; повышение у начальствующего состава штабной культуры,
уровня имеющихся у них теоретических знаний и практических навыков в составлении и разработке оперативно-служебной документации и их практическому применению;
совершенствование практических навыков начальствующего состава по управлению силами и средствами при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
обучение начальствующего состава умению быстро и грамотно выбирать решающее направление при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также осуществлять расчет сил и средств, необходимых для их проведения, и их расстановку с учетом наиболее эффективной схемы боевого развертывания;
совершенствование имеющихся навыков и практического опыта у начальствующего состава в организации управления силами и средствами подразделений пожарной охраны, отработки слаженности действий подчиненного


6
ему личного состава; совершенствование навыков у начальствующего состава подразделений пожарной охраны в организации обучения и воспитания подчиненных;
повышение служебного мастерства по линии специализации.
Формы обучения
Обучение в школе оперативного мастерства осуществляется в следующих формах:
классно-групповые занятия;
семинары;
оперативно-тактическое изучение наиболее важных и сложных в оперативно- тактическом отношении объектов, зданий и сооружений района выезда подразделений пожарной охраны (общие особенности района выезда, отдельных участков района выезда);
пожарно-тактические учения (ПТУ);
групповые упражнения (деловые игры);
разбор пожаров.
В процессе обучения в системе школы оперативного мастерства
начальствующий состав должен изучать:
оперативно-тактические характеристики гарнизона; оперативно-тактические особенности особо важных и пожаровзрывоопасных объектов, расположенных на территории гарнизона;
тактико-технические характеристики пожарных автомобилей и оборудования,
находящихся на вооружении подразделений пожарной охраны, схемы их наиболее рационального использования; тактические возможности подразделений пожарной охраны, входящих в состав гарнизона;
закономерности развития пожара, его параметры и сопровождающие явления;
огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи; методы расчета сил и средств для тушения пожаров и принципы их расстановки;
тактику тушения пожаров, меры по охране труда при несении службы и проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
назначение и устройство СИЗОД и средств радиосвязи, а также руководящие документы по их применению; условия организации и проведения ПТУ и ПТЗ
(теоретические и практические).
Решение ПТЗ - одна из основных форм обучения практическим действиям личного состава подразделений пожарной охраны на конкретных объектах народного хозяйства. Основной принцип при этом - учить личный состав тому,
что необходимо делать при проведении боевых действий на пожаре, переходя от простого к сложному, от решения частных задач к решению их в комплексе.
Проведение занятий руководитель начинает с объяснений общих теоретических положений в классе, раскрывая материал без привязки к какому-либо объекту,
проверяет знания по изучаемой теме и технике безопасности, знакомит с общей планировкой объекта и др.
Практическая часть занятия проводится по следующей примерной схеме:
-Выезд на объект.
-Объявление темы и цели занятия.
-Изучение объекта в оперативно-тактическом отношении.
-Имитация обстановки условного пожара.
-Отработка боевых действий личным составом подразделения.
-Свертывание сил и средств после решения ПТЗ.