Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы интеллектуального труда и управление временем Вариант 8.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Кафедра менеджмента качества и инноваций
контрольная работа
по дисциплине:
«Основы интеллектуального труда и управление временем»
Вариант 8
Выполнил:
обучающийся гр. ЗИС-21
Перков Д.С.
Проверил:
старший преподаватель
кафедры МКиИ
Модзелевская О.Г.
Новокузнецк
2023 г.
Содержание
1 Специфика учебной деятельности обучающихся на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах) ............................. | 3 |
2 Конспектирование текста разными методами и приёмами ….……................... | 13 |
3 Основные этапы подготовки презентации ……………………………............... | 15 |
4 Приемы повышения эффективности и продуктивности интеллектуальной деятельности обучающихся путем применения приемов управления временем ………....................……………………..................................................... | 20 |
Список использованной литературы ....................................................................... | 21 |
1 Специфика учебной деятельности обучающихся на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах)
Цель: овладение знаниями об основных видах и формах учебной деятельности.
Задание: на основе материалов, изученных в рамках самостоятельной работы, заполнить таблицу 1 «Анализ форм аудиторных занятий» (внесите формы аудиторной работы, их характеристику, цели, задачи, результаты).
Таблица 1 – Анализ форм аудиторных занятий
Наименование аудиторного занятия | Характеристика | Цель | Задачи | Результат |
| ||||
1.1 Вводная лекция | Методологическое ориентирующее изложение материала изучаемой дисциплины | Намечает основные проблемы курса в целом или его раздела. | 1. Дается краткий обзор курса 2. этапы развития науки и практики 3. достижения в этой сфере 4. имена известных ученых 5. излагаются перспективные направления исследований | дает первые целостные представления о предмете и ориентирует студентов в работе по данному курсу |
1.2 Обзорная лекция | повествовательное изложение учебного материала с демонстрацией некоторых схем, таблиц, документов по всей изучаемой дисциплине с широким использованием репродуктивного и проблемного методов обучения. | систематизация научных знаний на высоком уровне | большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрепредметной и межпредметной связей, исключая детализацию и конкретизацию | излагают лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы. |
1.3 Установочная лекция | форма организации учебного процесса, целью которой является знакомство студентов со структурой, содержанием, требованиями к освоению дисциплины, формирование мотивации ее успешного освоения. | обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала | обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на имеющихся проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли знаний | На установочной лекции преподаватель знакомит студентов с организацией самостоятельной работы. |
1.4 Лекция-беседа | Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. | Сообщить слушателям полезную информацию и убедить их в необходимости сделать ее для себя руководством к действию | привлечь внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определить содержание, методы и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории | максимальное включение обучающихся в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога. |
1.5 Проблемная лекция | Процесс разрешения проблемы на лекции реализуется в трех фазах: а) создание проблемной ситуации; б) формирование нескольких гипотез или путей решения; в) проверка решения и систематизация полученной информации. | Суть проблемы выясняется путем коллективного высказывания мнений на этот счет и последующего анализа современных точек зрения. | Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении обучаемых к объективным противоречиям развития научного знания и способам их преодоления. | Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. |
1.6 Лекция-визуализация | предполагает визуальную подачу материала средствами ТСО или аудио-, видеотехники с развитием или кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов. | Чтение такой лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов | Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:
| Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. информации в других видах обучения. |
1.7 Лекция-дискуссия | объединение обычной лекции с дискуссиями об изложенном учебном материале. Во время дискуссионной фазы учебный материал лекции анализируется, освещается и оценивается со всех сторон. | подвести итоги в конце раздела или курса. | По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается. | Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучаемых. |
| ||||
| Процесс диалогического общения участников, входе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста. | Участники семинара-дискуссии будут мотивированы на приобретение таких знаний, если лекции им читаются проблемно, отработано методическое обеспечение самостоятельной работы, во всей системе учебной работы просматривается контекст будущей профессиональной деятельности. | научиться точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. | В такой работе студент получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т. е. построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. |
| В течение получаса в подгруппах готовится выступление ее представителя с ответами на проблемные вопросы, отражающими согласованное мнение группы. Докладчик отмечает также особое мнение того или иного слушателя, если оно имело место. Подгруппа может выставить также содокладчика, уточняющего и дополняющего основной доклад. Докладчик и содокладчик отвечают на вопросы, заданные слушателями других подгрупп, преподавателем. | изучение важнейших тем и разделов с тем, чтобы попытаться осуществить научный прогноз развивающейся теории и практики. | обменяться мнениями, провести дискуссию, «доисследовать» проблему, пользуясь любыми источниками информации, опираясь на имеющийся практический опыт. | подобного рода семинар должен завершать изучение важнейших тем и разделов с тем, чтобы попытаться осуществить научный прогноз развивающейся теории и практики. |
| Семинар-практикум предполагает ознакомление преподавателей с конкретными образовательными технологиями с последующей их апробацией в ходе выполнения различных заданий: разработка фрагментов учебных занятий с использованием рассмотренной образовательной технологии, подготовка заданий для учащихся, анализ педагогических ситуаций (текстовых и видеофрагментов). | обсуждение различных вариантов решения практических ситуационных задач. |
| В ряде случаев их целесообразно проводить перед деловой игрой в качестве дополнительной отработки ролевой задачи участников предстоящей учебной деловой или учебно-практической игры. |
| необходимая школа научной работы, в которой они смогут научиться работать над выбранной темой, делать доклады, принимать участие в дискуссии, писать курсовые и выпускные работы и убедиться в том, что научная работа может быть увлекательной сферой, существенно расширяющей границы гуманитарного сознания. | углубленное изучение отдельных научно-практических проблем, с которыми столкнется будущий специалист. | Важной задачей спецсеминара является выработка у студентов умения объективно анализировать доклады и рецензии своих товарищей, индивидуально и коллективно обсуждать материал, дискутировать. | способствуют формированию у студентов самостоятельности, умение анализировать, обсуждать, развивают мышление и творческие способности. их эффективность зависит от уровня компетентности преподавателей, уровня развития студентов, их интересов, потребностей и мотивов учения, а также от того, насколько их содержание соответствует потребностям практики и достижениям современной науки. |
| ||||
3.1 Семинар | одна из форм интерактивного группового обучения в вузах, при которой студенты под руководством преподавателя обсуждают ключевые темы курса, имеющие первостепенное значение в профподготовке, или наиболее трудные для понимания теоретические вопросы. | закрепление лекционного материала, конкретизация полученных теоретических знаний | призвана углублять теоретические знания, основы которых содержатся в лекции, помочь студентам усвоить наиболее сложные и спорные вопросы темы, прививать им умение и навыки самостоятельной работы. | В ходе семинара студенты получают новые знания по исследуемой теме и учатся анализировать различную информацию, теорию и концепции |
3.2 Самостоятельная или контрольная работа | разные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся на аудиторных и внеаудиторных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия преподавателя. | − систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; − углубление и расширение теоретических знаний; − формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; − развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; − формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; − развитие исследовательских умений. | − изучить рекомендуемые литературные источники; − изучить основные понятия, представленные в глоссарии; − ответить на контрольные вопросы; − решить предложенные задачи, кейсы, ситуации; − выполнить контрольные и курсовые работы. | закрепление знаний, полученных студентами в процессе лекционных и практических занятий; формирование навыков работы с периодической, научно-технической литературой и технической документаций. |
3.3 Проектная деятельность | уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги. | Решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей. | усиление практикоориентированности обучения; - индивидуализация обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий; - формирование у обучающихся системного и критического мышления, способности применять системный подход для решения поставленных задач; - создание условий для развития творческого мышления обучающихся, способности к генерированию новых идей; - освоение обучающимися технологии разработки и реализации проектов, приобретение и накопление обучающимися личного опыта в проектировании; - повышение инициативности и самостоятельности обучающихся в освоении ОПОП ВО, приобретение навыков самоорганизации и ответственности за конечный результат и качество создаваемого проекта (продукта); - развитие у обучающихся навыков командной работы и лидерства; - повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда. | Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. |
| ||||
4.1 Наблюдательная | воспроизводят точную демонстрацию ранее показанных или описанных опытов. Такая наглядность позволяет лучше освоить пройденную тему или понять более сложный в теории процесс. | закрепление и понимание определенной темы или учебного материала. |
| способствует закреплению полученных ранее теоретических знаний. |
4.2 Исследовательская | участники проводят наблюдение за определенными процессами на протяжении N-го количества времени и делают записи полученных итогов в виде составления графика, схемы или рисунка. | определение и толкование ожидаемого конечного результата проведения исследования |
| длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, освоение методик проведения экспериментов |
4.3 Фронтальная | такие занятия, в которых ученики сами воспроизводят и наблюдают физические явления или проводят измерение физических величин, пользуясь при этом специальным (лабораторным) оборудованием. | При выполнении лабораторных занятий у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические | при выполнении лабораторного эксперимента у учащихся вырабатываются такие важные личностные качества: организованность, настойчивость в получении результата, формируется определенная культура умственного и физического труда | Каждый студент может достичь результата, применяя свой способ исследования независимо от действий основной группы. |
4.4 Коллективная работа | Коллективная представляет собой разделение всех студентов на небольшие группы. Каждая группа выполняет определенное задание по проведению тех или иных экспериментов. После выполнения лидер группы сдает отчет преподавателю. | развитие групповой креативности студентов в целом | - умение работать в коллективе; - умение аргументировать своё мнение | знание особенностей поведения людей, закономерностей групповой совместной деятельности, а также умение анализировать свою деятельность как совокупность конкретных проблемных ситуаций, осуществлять межличностное взаимодействие. |
Вывод: в процессе выполнения работы я овладел знаниями об основных видах и формах учебной деятельности.
2 Конспектирование текста разными методами и приёмами
Цель: овладение знаниями, позволяющими определить место конспектирования в процессе обучении.
Задание: На основе материалов, изученных при подготовке к практической работе, подготовьте сравнительную таблицу видов конспектов (таблица 2).
Таблица 2 – Сравнительный анализ видов конспектирования
Вид конспектов | Характеристика | Цель | Отличительные особенности |
Плановый конспект | Самый простой плановый конспект составляется виде ответов на пункты плана, сформулированные вопросительной форме. В процессе подготовки, иногда и при последующей переделке, плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений. | Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая ее содержание в формулировках плана. | строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. |
Конспект-схема | конспект на основе плана, составленного из пунктов в виде вопросов, на которые нужно дать ответ | помогает за счёт схем сформировать логические связи | разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса |
Текстуальный конспект | Данный вариант конспекта гораздо массивнее других и составляется из цитат и фрагментов источника. В текстуальный конспект легко можно вплести план, тезисы и разнообразные термины. | Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. | пособие, используемое длительное время, иногда он составляется и как временное пособие для коренной проработки произведений. |
Свободный конспект | сочетание выписок, цитат, иногда и тезисов. Часть текста может быть снабжена планом, который идет бок о бок с текстом. | Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. | индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста. |
Тематический конспект | дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников, в том числе и своих же записей) на поставленный вопрос-тему. | Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос. | Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. |
Вывод: в процессе выполнения работы я овладел знаниями, позволяющими определить место конспектирования в процессе обучении.
3 Основные этапы подготовки презентации
Цель: овладение знаниями, позволяющими определить место и выявить основные этапы подготовки реферата, доклада, презентации.
Задание: на основе материалов, изученных в рамках самостоятельной работы разработать презентацию на тему «Доклад как форма самостоятельной работы обучающихся»
Вариант №8
Вывод: в процессе выполнения работы я овладел знаниями, позволяющими определить место и выявить основные этапы подготовки реферата, доклада, презентации.
4 Приемы повышения эффективности и продуктивности интеллектуальной деятельности обучающихся путем применения приемов управления временем
Цель: овладение знаниями, позволяющими познакомиться с основными принципами эффективной и продуктивной интеллектуальной деятельности путем применения приемов управления временем.
Задание: на основе материалов, изученных в рамках самостоятельной работы, составьте матрицу Эйзенхаура (таблица 3).
Таблица 3 – Матрица Эйзенхаура
| Срочно | Не срочно |
Важно | - пройти первый урок по ПДД - доделать работу на сегодня - купить продукты | - записаться к стоматологу - купить кроссовки |
Не важно | - постирать спортивную форму - пропылесосить на балконе | - посмотреть фильмы - полистать тикток |
Вывод: в процессе выполнения работы я овладел знаниями, позволяющими познакомиться с основными принципами эффективной и продуктивной интеллектуальной деятельности путем применения приемов управления временем.
Список использованной литературы
1 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 274 с.
2 Савина, Н. В. Тайм-менеджмент в образовании : учебное пособие для вузов / Н.В. Савина, Е.В. Лопанова. – Москва : Юрайт, 2020. – 162 с.
3 Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Л.Л. Рыбцова, М.Н. Дудина, Т.И. Гречухина [и др.]. – Москва : Юрайт, 2021. – 92 с.
4 Архангельский, Г. А. Тайм-менеджмент. Полный курс : учебное пособие / Г.А. Архангельский, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина, Бехтерев С. ; ред. Г.А. Архангельский. – 3-е изд. – Москва : Альпина Паблишер, 2016. – 311 с.
5 Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / Л.В. Байбородова, А.П. Чернявская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 221 с.
6 Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади : учебное пособие для вузов / С.Ю. Попова, Е.В. Пронина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 126 с.