Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы интеллектуального труда и управление временем Вариант 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра менеджмента качества и инноваций
контрольная работа

по дисциплине:
«Основы интеллектуального труда и управление временем»

Вариант 8
Выполнил:

обучающийся гр. ЗИС-21

Перков Д.С.

Проверил:

старший преподаватель

кафедры МКиИ

Модзелевская О.Г.
Новокузнецк

2023 г.
Содержание

1 Специфика учебной деятельности обучающихся на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах) .............................

3


2 Конспектирование текста разными методами и приёмами ….……...................

13


3 Основные этапы подготовки презентации ……………………………...............

15


4 Приемы повышения эффективности и продуктивности интеллектуальной деятельности обучающихся путем применения приемов управления
временем ………....................…………………….....................................................

20


Список использованной литературы .......................................................................

21



1 Специфика учебной деятельности обучающихся на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах)

Цель: овладение знаниями об основных видах и формах учебной деятельности.

Задание: на основе материалов, изученных в рамках самостоятельной работы, заполнить таблицу 1 «Анализ форм аудиторных занятий» (внесите формы аудиторной работы, их характеристику, цели, задачи, результаты).

Таблица 1 – Анализ форм аудиторных занятий

Наименование аудиторного занятия

Характеристика

Цель

Задачи

Результат

  1. Лекции

1.1 Вводная лекция

Методологическое ориентирующее изложение материала изучаемой дисциплины



Намечает основные проблемы курса в целом или его раздела.



1. Дается краткий обзор курса

2. этапы развития науки и практики

3. достижения в этой сфере

4. имена известных ученых

5. излагаются перспективные направления исследований

дает первые целостные представления о предмете и ориентирует студентов в работе по данному курсу

1.2 Обзорная лекция

повествовательное изложение учебного материала с демонстрацией некоторых схем, таблиц, документов по всей изучаемой дисциплине с широким использованием репродуктивного и проблемного методов обучения.

систематизация научных знаний на высоком уровне

большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрепредметной и межпредметной связей, исключая детализацию и конкретизацию

излагают лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы. 

1.3 Установочная лекция

форма организации учебного процесса, целью которой является знакомство студентов со структурой, содержанием, требованиями к освоению дисциплины, формирование мотивации ее успешного освоения.

обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала

обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на имеющихся проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли знаний

На установочной лекции преподаватель знакомит студентов с организацией самостоятельной работы.

1.4 Лекция-беседа

Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией.

Сообщить слушателям полезную информацию и убедить их в необходимости сделать ее для себя руководством к действию

привлечь внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определить содержание, методы и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории

максимальное включение обучающихся в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога. 

1.5 Проблемная лекция

Процесс разрешения проблемы на лекции реализуется в трех фазах:

а) создание проблемной ситуации;

б) формирование нескольких гипотез или путей решения;

в) проверка решения и систематизация полученной информации.

Суть проблемы выясняется путем коллективного высказывания мнений на этот счет и последующего анализа современных точек зрения.

Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении обучаемых к объективным противоречиям развития научного знания и способам их преодоления.

Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

1.6 Лекция-визуализация

предполагает визуальную подачу материала средствами ТСО или аудио-, видеотехники с развитием или кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.

Чтение такой лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов

Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

  • обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

  • усвоение новой информации;

  • создание и разрешение проблемных ситуаций;

  • демонстрировать разные способы визуализации.

Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. информации в других видах обучения.

1.7 Лекция-дискуссия

объединение обычной лекции с дискуссиями об изложенном учебном материале. Во время дискуссионной фазы учебный материал лекции анализируется, освещается и оценивается со всех сторон.

подвести итоги в конце раздела или курса.

По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается. 

 Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучаемых. 

  1. Семинарские занятия

    1. 2.1 Семинар-дискуссия

Процесс диалогического общения участников,

входе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста.


Участники семинара-дискуссии будут мотивированы на приобретение таких знаний, если лекции им читаются проблемно, отработано методическое обеспечение самостоятельной работы, во всей системе учебной работы просматривается контекст будущей профессиональной деятельности.

научиться точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. 

В такой работе студент получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т. е. построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

    1. 2.2 Семинар-исследование

В течение получаса в подгруппах готовится выступление ее представителя с ответами на проблемные вопросы, отражающими согласованное мнение группы. Докладчик отмечает также особое мнение того или иного слушателя, если оно имело место. Подгруппа может выставить также содокладчика, уточняющего и дополняющего основной доклад. Докладчик и содокладчик отвечают на вопросы, заданные слушателями других подгрупп, преподавателем.

изучение важнейших тем и разделов с тем, чтобы попытаться осуществить научный прогноз развивающейся теории и практики.

обменяться мнениями, провести дискуссию, «доисследовать» проблему, пользуясь любыми источниками информации, опираясь на имеющийся практический опыт.

подобного рода семинар должен завершать изучение важнейших тем и разделов с тем, чтобы попытаться осуществить научный прогноз развивающейся теории и практики.

    1. 2.3 Семинар-практикум

Семинар-практикум предполагает ознакомление преподавателей с конкретными образовательными технологиями с последующей их апробацией в ходе выполнения различных заданий: разработка фрагментов учебных занятий с использованием рассмотренной образовательной технологии, подготовка заданий для учащихся, анализ педагогических ситуаций (текстовых и видеофрагментов).

обсуждение различных вариантов решения практических ситуационных задач. 

  1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается педагогический опыт по конкретным направлениям образовательной деятельности: применение в процессе преподавания образовательных технологий, трансляция опыта работы, повышение качества образования и профессиональной подготовки.

  2. Формирование у преподавателей интереса к внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, совершенствование профессионально-педагогической культуры.

  3. Мотивация педагогов к самообразованию.




В ряде случаев их целесообразно проводить перед деловой игрой в качестве дополнительной отработки ролевой задачи участников предстоящей учебной деловой или учебно-практической игры.

    1. 2.4 Спецсеминары

необходимая школа научной работы, в которой они смогут научиться работать над выбранной темой, делать доклады, принимать участие в дискуссии, писать курсовые и выпускные работы и убедиться в том, что научная работа может быть увлекательной сферой, существенно расширяющей границы гуманитарного сознания.


углубленное изучение отдельных научно-практических проблем, с которыми столкнется будущий специалист. 

Важной задачей спецсеминара является выработка у студентов умения объективно анализировать доклады и рецензии своих товарищей, индивидуально и коллективно обсуждать материал, дискутировать.

способствуют формированию у студентов самостоятельности, умение анализировать, обсуждать, развивают мышление и творческие способности. их эффективность зависит от уровня компетентности преподавателей, уровня развития студентов, их интересов, потребностей и мотивов учения, а также от того, насколько их содержание соответствует потребностям практики и достижениям современной науки.

  1. Практические занятия

3.1 Семинар

одна из форм интерактивного группового обучения в вузах, при которой студенты под руководством преподавателя обсуждают ключевые темы курса, имеющие первостепенное значение в профподготовке, или наиболее трудные для понимания теоретические вопросы.



закрепление лекционного материала, конкретизация полученных теоретических знаний

призвана углублять теоретические знания, основы которых содержатся в лекции, помочь студентам усвоить наиболее сложные и спорные вопросы темы, прививать им умение и навыки самостоятельной работы.

В ходе семинара студенты получают новые знания по исследуемой теме и учатся анализировать различную информацию, теорию и концепции

3.2 Самостоятельная или контрольная работа

разные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся на аудиторных и внеаудиторных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия преподавателя.

− систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

− углубление и расширение теоретических знаний;

− формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

− развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

− формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

− развитие исследовательских умений.

− изучить рекомендуемые литературные источники;

− изучить основные понятия, представленные в глоссарии;

− ответить на контрольные вопросы;

− решить предложенные задачи, кейсы, ситуации;

− выполнить контрольные и курсовые работы.

закрепление знаний, полученных студентами в процессе лекционных и практических занятий; формирование навыков работы с периодической, научно-технической литературой и технической документаций.


3.3 Проектная деятельность

 уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги.



Решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

 усиление практикоориентированности обучения;

- индивидуализация обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий;

- формирование у обучающихся системного и критического мышления, способности применять системный подход для решения поставленных задач;

- создание условий для развития творческого мышления обучающихся, способности к генерированию новых идей;

- освоение обучающимися технологии разработки и реализации проектов, приобретение и накопление обучающимися личного опыта в проектировании;

- повышение инициативности и самостоятельности обучающихся в освоении ОПОП ВО, приобретение навыков самоорганизации и ответственности за конечный результат и качество создаваемого проекта (продукта);

- развитие у обучающихся навыков командной работы и лидерства;

- повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

  1. Лабораторные работы

4.1 Наблюдательная

воспроизводят точную демонстрацию ранее показанных или описанных опытов. Такая наглядность позволяет лучше освоить пройденную тему или понять более сложный в теории процесс.

закрепление и понимание определенной темы или учебного материала.

  • создание наиболее верного представления о наблюдаемом процессе, изученном в теории;

  • получения навыка использования приборов на практике;

  • подготовка к выполнению наиболее сложных работ.

  • получение студентами навыков использования измерительных приборов;

  • закрепление различных способов измерения физических величин.



способствует закреплению полученных ранее теоретических знаний.

4.2 Исследовательская

участники проводят наблюдение за определенными процессами на протяжении N-го количества времени и делают записи полученных итогов в виде составления графика, схемы или рисунка.

определение и толкование ожидаемого конечного результата проведения исследования

  • устанавливают закономерности, которые до начала выполнения были неизвестны;

  • постановка студента на место исследователя;

  • обучение студентов методике эксперимента в получении новых знаний.




длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, освоение методик проведения экспериментов

4.3 Фронтальная

такие занятия, в которых ученики сами воспроизводят и наблюдают физические явления или проводят измерение физических величин, пользуясь при этом специальным (лабораторным) оборудованием. 

При выполнении лабораторных занятий у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические

при выполнении лабораторного эксперимента у учащихся вырабатываются такие важные личностные качества: организованность, настойчивость в получении результата, формируется определенная культура умственного и физического труда

Каждый студент может достичь результата, применяя свой способ исследования независимо от действий основной группы.

4.4 Коллективная работа

Коллективная представляет собой разделение всех студентов на небольшие группы. Каждая группа выполняет определенное задание по проведению тех или иных экспериментов. После выполнения лидер группы сдает отчет преподавателю. 

развитие групповой креативности студентов в целом

- умение работать в коллективе;

- умение аргументировать своё мнение

знание особенностей поведения людей, закономерностей групповой совместной деятельности, а также умение анализировать свою деятельность как совокупность конкретных проблемных ситуаций, осуществлять межличностное взаимодействие.



Вывод: в процессе выполнения работы я овладел знаниями об основных видах и формах учебной деятельности.

2 Конспектирование текста разными методами и приёмами

Цель: овладение знаниями, позволяющими определить место конспектирования в процессе обучении.

Задание: На основе материалов, изученных при подготовке к практической работе, подготовьте сравнительную таблицу видов конспектов (таблица 2).

Таблица 2 – Сравнительный анализ видов конспектирования

Вид конспектов

Характеристика

Цель

Отличительные особенности

Плановый конспект

Самый простой плановый конспект составляется виде ответов на пункты плана, сформулированные вопросительной форме. В процессе подготовки, иногда и при последующей переделке, плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, ра­ботать над книгой, обобщая ее содержание в формулировках плана. 

строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Конспект-схема

конспект на основе плана, составленного из пунктов в виде вопросов, на которые нужно дать ответ

помогает за счёт схем сформировать логические связи

разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса

Текстуальный конспект

Данный вариант конспекта гораздо массивнее других и составляется из цитат и фрагментов источника. В текстуальный конспект легко можно вплести план, тезисы и разнообразные термины. 

Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

пособие, используемое длительное время, иногда он составляется и как временное пособие для коренной проработки произведений.

Свободный конспект

сочетание выписок, цитат, иногда и тезисов. Часть текста может быть снабжена планом, который идет бок о бок с тек­стом.

Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление матери­ала, большой и активный запас слов.

индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Тематический конспект

дает более или ме­нее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников, в том числе и своих же записей) на поставленный вопрос-тему.

Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать раз­личные точки зрения на один и тот же вопрос.

Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. 



Вывод: в процессе выполнения работы я овладел знаниями, позволяющими определить место конспектирования в процессе обучении.

3 Основные этапы подготовки презентации

Цель: овладение знаниями, позволяющими определить место и выявить основные этапы подготовки реферата, доклада, презентации.

Задание: на основе материалов, изученных в рамках самостоятельной работы разработать презентацию на тему «Доклад как форма самостоятельной работы обучающихся»

Вариант №8



Вывод: в процессе выполнения работы я овладел знаниями, позволяющими определить место и выявить основные этапы подготовки реферата, доклада, презентации.
4 Приемы повышения эффективности и продуктивности интеллектуальной деятельности обучающихся путем применения приемов управления временем

Цель: овладение знаниями, позволяющими познакомиться с основными принципами эффективной и продуктивной интеллектуальной деятельности путем применения приемов управления временем.

Задание: на основе материалов, изученных в рамках самостоятельной работы, составьте матрицу Эйзенхаура (таблица 3).

Таблица 3 – Матрица Эйзенхаура




Срочно

Не срочно

Важно

- пройти первый урок по ПДД

- доделать работу на сегодня

- купить продукты

- записаться к стоматологу

- купить кроссовки

Не важно

- постирать спортивную форму

- пропылесосить на балконе

- посмотреть фильмы

- полистать тикток



Вывод: в процессе выполнения работы я овладел знаниями, позволяющими познакомиться с основными принципами эффективной и продуктивной интеллектуальной деятельности путем применения приемов управления временем.

Список использованной литературы
1 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 274 с.

2 Савина, Н. В. Тайм-менеджмент в образовании : учебное пособие для вузов / Н.В. Савина, Е.В. Лопанова. – Москва : Юрайт, 2020. – 162 с.

3 Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Л.Л. Рыбцова, М.Н. Дудина, Т.И. Гречухина [и др.]. – Москва : Юрайт, 2021. – 92 с.

4 Архангельский, Г. А. Тайм-менеджмент. Полный курс : учебное пособие / Г.А. Архангельский, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина, Бехтерев С. ; ред. Г.А. Архангельский. – 3-е изд. – Москва : Альпина Паблишер, 2016. – 311 с.

5 Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / Л.В. Байбородова, А.П. Чернявская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 221 с.

6 Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади : учебное пособие для вузов / С.Ю. Попова, Е.В. Пронина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 126 с.