Файл: Текстиль как вид декоративноприкладного искусства 2 Технические приемы работы в пэчворке 20 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Глава 1. Текстиль как вид декоративно-прикладного искусства 2

2.1. Технические приемы работы в пэчворке 20

Введение:
Декоративно-прикладное искусство - одна из важнейших областей народного творчества; в XX веке тесно связанная с дизайном.

Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений имеющих, практическое назначение в общественном частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т. д.) [37, c.2]

Исследование традиций и новаций художественного текстиля представляет научный интерес для этнографов, искусствоведов и историков.

Изучению художественного текстиля в ХХТ веке придается большое значение. Связано это с необходимостью сохранения историко-культурного наследия. Анализ текстильных предметов, имеющихся в музейных собраниях, дает возможность атрибуции и в дальнейшем использования этих, предметов, а чаще их копий, в наполнении экспозиций и реконструкции экспонатов. Однако процесс исследования имеет ряд трудностей. В первую очередь - отсутствие достаточного количества достоверных свидетельств и документальных источников, которые могут дать точную информацию о самих тканях и о специфике технологического процесса. Вторая проблема - фрагментарность и недолговечность большинства текстильных изделий. Это не позволяет составить полное представление о композиции узора и колористических характеристиках изделия.

Текстиль является одним из самых древнейших и распространенных ремесел, неотъемлемой частью мировой истории, без его изучения и понимания невозможно представить общую картину декоративно­прикладного искусства. На современном этапе занятия художественным текстилем не имеют экономической необходимости для насыщения рынка утилитарными предметами. Сейчас проще и дешевле купить аналогичный предмет, но ручное текстильное творчество сегодня широко распространено не только в профессиональной художественной среде, но и среди любителей. Однако, несмотря на постоянный научный интерес к истории текстиля, эта сфера искусства еще не полностью изучена.
Глава 1. Текстиль как вид декоративно-прикладного искусства

  1. Понятие текстиль

Понятие текстиль очень емкое, оно имеет двойственное значение. С одной стороны, это вид декоративно-прикладного искусства. Текстиль (англ. tecstile, cloth; фр. tessu, cloffe, нем. stoff, gewebe) -ткань, вид декоративно­прикладного искусства; изделия, созданные различными методами ткачества. С другой - это понятие чисто технологического характера. Текстиль (лат. textile -ткань, от texo — тку) — изделия, выработанные из волокон и нитей (ткани, трикотаж, нетканые материалы, валяльно-войлочные изделия, вата, сети, текстильная галантерея, крученые изделия.)

Согласно толкованию словарей, текстиль - это материалы, изготавливаемые из пряжи или нитей, обычно на ткацком станке. Однако сегодня к категории текстиля обычно относят и другие виды полотен [24, c.85]:

  1. текстильную ткань;

  2. трикотаж (вязаные полотна);

  3. валяные материалы;

  4. нетканый текстиль.

Художественный текстиль, представляет собой большую область декоративно-прикладного искусства, а ткани, и изделия, которые выполняются из ткани такие как: платки, шарфы, аксессуары, одежда и другие текстильные изделия - одним из самых массовых его видов. Язык искусства текстиля всегда формировался под воздействием общих для всего декоративно-прикладного искусства законов и отражая его стилистические черты. Искусство художественного текстиля обладает большими возможностями не только отображать, но и преобразовывать по законам красоты окружающую человека действительность. Изучение истории и развития отечественной культуры художественной обработки ткани (ткачество, вышивка, набойка, батик, лоскутное шитье, кружево и т.д.) дает возможность для прояснения ее связи с мировоззренческими основами духовной культуры, что делает обработку ткани важным, духовно­материальным атрибутом культуры, хранителем, культурно-художественной памяти наций. [25, c.8]

Современная культура, обработки ткани включает в себя непосредственную связь с достижениями науки и применение высоких технологий в производстве ткани. Современная ткань четко и быстро реагирует на взаимодействие с человеком и окружающей средой, она способна менять свои свойства, в зависимости от возможностей ткани и ее назначения заданной программы, обеспечивает комфорт и в то же время может иметь защитный характер. Ткань обладает такими качествами и характеристиками, что в процессе ее восприятия задействуются все органы чувств человека. Революционные трансформации в современной обработке ткани сочетаются с интересом к традиционным, тканям из натурального материала в состав которых входит лен, хлопок, шерсть и шелк и тд. Традиционная работа с тканью воплощается в современные объединения любителей лоскутного шитья («Квилт-клубы»), вязанья, вышивки и прочее. Традиционные виды обработки ткани создают чувство гармонии человека с окружающей средой.

Текстильное искусство многогранно. Оно состоит не только из создания тканей посредством ткачества и кружевоплетения, но и из декорирования их посредством росписи, вышивки, аппликации, набойки. Причем данный вид искусства, не фокусируется только на народных произведениях и народных промыслах, но и на изделиях текстильной промышленности и авторских дизайнерских работах.

На современном этапе развития общества стало необходимым возрождение национальных традиций, а именно художественного текстиля, хотя этот процесс нельзя назвать гладким и лишенным, проблем. Сейчас художественный текстиль развивается в рамках профессионального искусства в лице художников-прикладников и дизайнеров.

Это обусловливает актуальность исследования культуры художественной обработки ткани, ее особенностей и специфики в современном мире, а также ее сопоставление с традицией.

Художественный текстиль знакомит с орнаментами и узорами, берущими свое начало от природы родного края, и потому оказывает большое влияние на духовные ценности, эстетические взгляды, экологическое сознание человека. [25, c.76]

Текстиль эластичный материал, состоящий из искусственных или натуральных волокон. Текстилем называются любые переплетенные волокна, ткани, изготовленные из мягких волокон на ткацком станке. Значение слова текстиль означает переплетение, плести, но помимо ткачества существуют и другие, менее распространенные способы: плетение, вязание, валяние.

В данной работе нас будет интересовать более узкое понятие текстиля, как художественный текстиль. Художественный текстиль является одним из самых массовых видов декоративно-прикладного искусства. Особенность художественного текстиля — высокое качество переплетения нитей, украшение тканей методами набойки, вышивки и аппликаций. [27, c.9] Узоры на ткани строятся, как правило, методами ритмического повторения мотива (раппорта). Текстильная промышленность одна из самых обширных отраслей, в которых применяется творческий труд художника.

Текстиль делится по роду волокон на: хлопчатобумажные, шерстяные, льняные, шелковые, искусственные, смешанные.

По технике ткачества: простые, мелкоузорчатые, крупноузорчатые, жаккардовые.

Текстиль делится по роду пряжи: гладкие, пестротканые, меланжевые.

По способам их отделки: отбеленные, гладкошерстные, набивные.

Так же существуют разные способы оформления ткани:

  1. Набивка - ткани на которые нанесен рисунок краской на поверхности называются набивными.

  2. Вышивание - вышивание узора нитями с помощью иглы вручную или на специальной машине.

  3. Аппликация - создание рисунка или изображения путем нашивания или наклеивание на ткань, кусочков ткани какого-либо другого цвета и фактуры, но гармонично с ним сочетавшиеся.

  4. Ткачество - рисунок на ткани также можно получить в процессе определенного переплетения нитей основы (продольные нити) и утка (поперечные нити), тогда это будет тканый узор (узорное ткачество).

Текстильный рисунок служит мощным средством художественного воспитания. Текстильный рисунок, представляет собой композицию, состоящую из отдельных элементов: орнамента, пропорции, ритма, фактуры и цвета. Все элементы должны быть слажены, уравновешены и гармоничны.

Последовательное распределение элементов композиции в текстиле — увеличение или уменьшение расстояний между ними, изменение заполненности узором или насыщенности цветом к краям или середине изделия — это и есть приемы движения узора в ритме. [23, c.221] Основные приемы ритмического построения при создании композиции:

  1. Раппорт - построением узора, в котором элементы рисунка или их связки синхронно чередуются на плоскости изделия подчиняясь строгому ритму расчерченных сеток, которые могут быть построены из квадратов, треугольников, прямоугольников, ромбов, кругов и других форм.

  2. Расположение элементов рисунка по убывающему или нарастающему ритму. Этот прием можно проследить в старинных образцах народного ткачества и вышивки: в вышитых и тканых фартуках, полотенцах, рукавах и подолах платьев и сарафанов с характерным для них узорами, необычайным богатством ритмических сочетаний различного рода орнамента. В такого типа композициях создается впечатление вытеснения одного цвета другим, и, применяя только два цвета, можно добиться цветового богатства и плавного врастания орнамента в фон изделия;

  3. Симметричным построением рисунка, т.е., таким, при котором идентичные формы повторяются по вертикальным и горизонтальным осям.

Симметрию следует понимать не только как зеркальное повторение одного мотива, по двум пересекающимся под прямым углом осям. Ось симметрии, т. е. та линия, которая как бы играет роль зеркала, может располагаться и по диагонали изделия или какому-либо наклону оси.

  1. Свободным расположением орнамента по всей плоскости изделия. В большинстве случаев это вещи, оформленные, способом художественной росписи с растительным орнаментом или анималистическим орнаментом, когда по плоскости изделия раскинута одна ветка или цветочная композиция, развитие которых идет по всему полю декорируемого изделия без повтора одних и тех же форм. Такие композиции, как правило, бывают без узорной каймы, но рисунок в своем движении по всем четырем сторонам изделия останавливается на одном и том же расстоянии от края, что создает иллюзию каймы. Этот прием называется вписанность рисунка в композицию изделия или определенную плоскостную форму изделия, другими словами, подчиненность строя рисунка по параметрам изделия или размеру и форме вещи. Это также необходимое условие построения всех композиционных решений.

Текстильный рисунок обладает определенной спецификой, суть которой орнаментальность. Орнамент c латинского (ornamentum), означает украшение. [27, c.11] Он является одним из основных, средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства в художественном текстиле. Ткань, украшенная рисунком и цветом, является самым массовым видом декоративно-прикладного искусства. Общественная функция орнаментированной ткани - не только удовлетворять эстетические потребности людей, но и воспитывать вкус. Отсюда вытекают специфические особенности орнамента на ткани:

По схемам построения и характеру трактовки орнамента в композиционных решениях различают два вида: статичные и динамичные.

Статичные (неподвижные) композиционные схемы чаще

  1. высокое художественное качество;

  2. современность;

  3. большое разнообразие рисунков и расцветок.

Пропорции в текстильном рисунке одна из важнейших составляющих для составления композиции. Пропорции - это соразмерность частей в отношении к целому и одна к другой. Нарушение пропорций при создании орнамента ведет к потере им гармоничности и целостности.

Так же одной из важных особенностей в художественном текстиле является ритм. В текстильном рисунке ритм является закономерностью в повторении того или иного явления. Ритмическая повторяемость в орнаменте различных слагаемых - мотивов, их наклонов и пространственных поворотов, площадей орнаментальных пятен, просветов между ними и других элементов композиции - является по сути дела одной из основных его характеристик. Под ритмическим движением понимаются постепенные переходы от малого к большому, от близкого к далекому, от простого к сложному, от светлого к темному и т.д. Все простые ритмические движения строятся по принципу одинаковости, все сложные - по принципу разнообразия или же сочетая оба эти принципа.

После окончательной прорисовки проекта приступают к выполнению проекта в цвете, т.е. колорирование. Колорирование в декоративном текстильном изделии имеет такую же значительную роль, как композиция, ритм, трактовка орнамента. Все это неразделимые факторы при решении любого художественного произведения.

Цвета делятся на две большие группы — хроматические (от греческого слова «хромос»—цвет) и ахроматические. [23, c.229]

К группе ахроматических цветов относятся белый, черный и промежуточные между ними чисто-серые цвета, т. е. такие серые, которые не имеют ни малейшего оттенка какого-либо другого цвета. Они различаются между собой только по светлоте.

Группа хроматических цветов включает в себя все цвета спектра, а также цвета, которых в спектре нет.

Любой- цвет этой группы имеет три характеристики: цветовой тон, светлоту и насыщенность.

Цветовой тон — это основная характеристика цвета, определяющая его принадлежность к той или иной группе спектра [23, c.229]. На пример, к желтой группе спектра будут принадлежать желтые цвета всех оттенков от светлого лимонного до яркого желто-оранжевого.

Светлота - определяет характеристику цвета, на пример: светло­коричневый, темно-синий и т. д.

Насыщенность - интенсивность цвета, от большего к меньшему или наоборот.

Так же цвета можно разделить по типу: холодные и теплые.

К холодным цветам относятся - голубой, синий, фиолетовый, пурпурный.

К теплым - зеленый, желтый, оранжевый и красный.

Для создания художественного оформления ткани требуется не только знание определенных технических и практических навыков, но и наличие художественного вкуса. Искусство украшения тканей тесно связано с предметами широкого потребления. Текстиль широко используют в индустриальных целях. Он применяется в медицине (имплантаты), строительный текстиль для укрепления фундаментов, сельскохозяйственный текстиль для защиты урожая. Из текстиля шьется спецодежда для пожарников, сварщиков, людей, работающих в зоне радиации, изготавливаются пуленепробиваемые жилеты. Из текстиля на сегодняшний день изготавливают большинство предметов используемые человеком, а именно: повседневные сумки и для покупок, ковры, парашютную ткань, парусину, флаги, обивку для мебели, палатки, одежду, утеплители, фильтры [41]. Поэтому каждый рисунок, создаваемый художником до момента его окончательного оформления, неоднократно и всесторонне обсуждается, рассматривается и преобразовывается с точки зрения назначения ткани, возраста потребителя и с современного направления художественного оформления тканей. Рисунки должны быть не только красивыми и оригинальными, но и отвечать своему прямому назначению, иметь художественную составляющую. Художник обязан чувствовать материал и четко уметь определять характер рисунка, цвет и стиль в зависимости от фактуры и предназначения ткани.

Таким образом, художественный текстиль отличается от обычного текстиля, он обладает определенной спецификой, в основе которой лежит орнаментальность, пропорции и ритм, построение композиции и колорирование. Четкое соблюдение всех этих законов текстильной композиции обеспечивает создание высокохудожественных тканей. Все это делает художественный текстиль одним из ведущих видов русского декоративно-прикладного искусства.

  1. Виды текстиля, текстильных изделий

Тканые полотна и изделия из них можно делить на группы по различным признакам. Одним из распространенных делений является деление по сезону. Такое деление уместно для одежных тканей из которых в дальнейшем будет отшиваться одежда и оно включает в себя текстиль трех видов: зимний, летний, демисезонный.

По назначению все ткани делятся на множество групп [24, c.87]:

Таким образом тканое полотно можно разделить на:

  1. Плательные - пошив сарафанов, платьев, чаще всего это натуральные или смесовые ткани, такие как: лен, шелк, вискоза, атлас и т.д.

  2. Костюмные - пошив мужских и женских костюмов и отдельных элементов гардероба, которые относятся к данному виду изделий. Чаще всего используют ткани плотные и более прочные, которые чаще всего имеют натуральный состав или частично натуральный, такие как: шерсть, хлопок, шелк.

  3. Бельевые - пошив одежды для сна и домашнего текстиля. Чаще всего используют ткани плотные, но легкие, за которыми легко ухаживать, они чаще всего имеют натуральный состав или частично натуральный с примесью не натуральных волокон, таких как: хлопок, бязь, лен.

  4. Пальтовые - пошив верхней одежды, пальто. Чаще всего используют ткани плотные, они чаще всего имеют натуральный состав или частично натуральный с примесью не натуральных волокон, таких как: драп, твид, кашемир и т.д.

  5. Бытового назначения (постельные - для пошива текстиля для сна, столовые - для пошива полотенец для кухни и т.п.), шторный и портьерный текстиль, (для пошива штор, занавесок) специальный (для спецодежды, формы военным, пожарным и т.д.), подкладочный, обивочный, (для использования в мебельном производстве) технический.

Волокнистый состав еще один часто встречающийся видов деления текстильных материалов. От него зависят свойства, требующиеся для изделий разного назначения:

  1. прочность - для обивочных тканей;

  2. гигроскопичность (способность впитывать влагу тела) - для спортивной и термо одежды;

  3. износостойкость - для обивки и покрывал и т.д.

По составу волокон, из которых состоит тот или иной вид текстиля, можно разделить все виды ткани на:

  1. натуральные - состоят из хлопка, льна, шерсти, шелка, полностью из природных волокон, которые добываются естественным образом.

  2. искусственные - их состав натуральный (чаще всего - целлюлоза), но способ получения - химический (ацетат, вискоза);

  3. синтетические - изготавливают из волокон, полученных полностью химическим путем (полиэстер, нейлон, капрон, лавсан, полиэфир и др.);

  4. смесовые - состоят из различных смесей натуральных, синтетических, искусственных волокон.

В зависимости от состава выстраиваются особые требования по уходу за разным текстилем и текстильной продукцией. Одни вид текстиля теряет свои качества от частого нахождения на солнце, другие от сильного механического воздействия при машинной стирки, третьи от высоких температур при глажке или стирке. Информация по уходу обычно указывается на ярлыках готовых изделий или материала для их пошива. Чтобы продлить срок службы изделия и сохранить его внешний вид, нужно строго следовать указаниям которые находятся на ярлыке.

В современном мире текстиль требуется и применяется во всех отраслях жизнедеятельности человека. Для того чтобы правильно подобрать его для конкретных целей, нужно учитывать все эти факторы, правильный уход позволит продлить срок службы и эксплуатации текстильных изделий, а правильный подбор материала позволит комфортно его использовать как в носке, если материал отобран для пошива одежды, так и в самом пошиве любого другого изделия.

Текстильные волокна любого происхождения — это тот материал, из которого создают пряжу (нити), а затем различные текстильные изделия [25, c.73]: тканые (ткани, тканую тесьму и ленты), вязаные (трикотаж), крученые (нитки швейные, вышивальные, вязальные, штопку, шнур), плетеные (тесьму, кружева, сутаж). Отходы используют для получения ваты, ватина, войлока.

Тканые текстильные изделия известны еще с древности. Делать выводы можно по археологическим находкам, производство тканей и тканых полотен возникло еще в глубокой древности в Египте, Индии, Китае. При раскопках древнеегипетских пирамид, построенных за 5 тыс. лет до н. э., археологи находили в гробницах кусочки льняных тканей, одни из самых древних образцов ткани. Считается, что ткани из хлопка впервые начали делать в Индии, в Греции создавали ткани из льна и шерсти, а родоначальником шелка считается Китай. Чаще всего тканные изделия использовались в качестве одежды [42].

Искусство ткачества возникло на основе из переплетения нитей и волокон, которое называется прядение. Прядение - это процесс получение нити из волокна или шерсти, сучение и наматывание готовой пряди [25 с.19]. Это процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити. Этот принцип является общим как для веревок, так и для тонких ниток, вырабатываемых современными машинами, созданными под эти нужды. Текстильным изделием считается такое изделие, которое создается в процессе ткацкого производства переплетением взаимно перпендикулярных нитей основы (продольных нитей) с нитями поперечными (утком). Вырабатываются они в виде полотен или штучных изделий (платки, скатерти). По ширине тканая продукция бывает различных размеров: от 3 мм до 1,5 м. Такие ткани продаются во всех специализированных магазинах для пошива разного рода вещей. Для специальных целей ткани бывают шириной от 10 до 12 м. Такие ткани используются как занавеси для сцены в театре и д.р.

Так же ткани делятся на бытовые и технические.

По назначению бытовые ткани бывают бельевые, плательные, костюмные, пальтовые, декоративные.

К техническим относятся ткани кордная, ремневая, транспортерная, фильтровальная.

Так же ткани и другие текстильные изделия классифицируются по волокну, идущему на их производство, назначению и отделке. Это могут быть однородные изделия (из волокон одного вида), смешанные (из волокон разного вида) и неоднородные, когда в процессе производства сочетаются нити разного вида.

Чтобы подобрать ткань нужно учитывать для каких целей будет использоваться вещ и кем она будет использоваться. Как пример, для работы с детьми лучше подбирать недорогие, главным образом хлопчатобумажные ткани или ткани которые имеют натуральный состав. Для некоторых работ подходят бельевые ткани (бязь, мадаполам, полотно, гладкокрашеный ситец светлых тонов). Из таких тканей можно шить салфетки, воротнички, декорировать подвороты и манжеты на одежде, мешочки для одежды, маки, футболки и т.п. Ткани плотные, легкие в уходе, износостойкие, что продлевает срок службы [42].

Широко используют гладкокрашеные и набивные хлопчатобумажные ткани, такие как: ситец, полотно, сатин, шотландку, бязь, фланель, байку, хлопок. С этими тканями легко в работе, они прочные и неприхотливы к уходу, относительно недорогие, их легче резать и шить, чем шелк или штапельное полотно.

Для некоторых мелких изделий которые носят декоративный характер такие как, декоративная подушка, игольница, закладка, кармашек для носовых платков, можно использовать дорогие ткани, так как будут использоваться небольшие кусочки шелковых, шерстяных, бархатных тканей и находиться в эксплуатации бережной и не постоянной.

Такие ткани, которые используются в качестве ухода за домом или мешки для сменной обуви, лыж и др., шьются из синтетических материалов, которые не требуют особого ухода, но при этом нужно учитывать, чтобы ткань была прочной и износостойкой.

Такие тканые изделия, как ленты и тканая тесьма, используются чаще всего в качестве вспомогательных материалов. Как правило в большинстве случаев они служат для декорирования какого-либо изделия, реже для плетения.

Трикотаж — вязаное текстильное изделие, получаемое в результате взаимного переплетения петель, которые создают прочное полотно или различные изделия [24, c.102]. К таким изделиям относятся: носочные изделия, варежки, платки, трикотаж используется также при изготовлении головных уборов, игрушек, предметов быта.

Так же трикотажное полотно часто идет на изготовление нательного белья или бельевой трикотаж, верхнего платья и спортивной одежды или верхний трикотаж.

Для производства трикотажного полотна и готовых изделий из трикотажного полотна существуют специальные машины, которые из пряжи образуют петли и их взаимное переплетение из чего и образуется полотно.

Трикотажное полотно отличается от других текстильных изделий тем, что очень хорошо тянется, растягивается в любом направлении, обладает большой эластичностью и легко распускается. Благодаря петельной структуре трикотаж обладает мягкостью, воздухопроницаемостью, гигроскопичностью и практически не мнется, легок в уходе.

Трикотажное полотно и изделия изготавливаются из пряжи, созданной из любых текстильных волокон (натуральных, химических, смешанных). Различают два типа трикотажного полотна: поперечно-вязаное, в котором петли расположены по горизонтали (по ширине), и продольно­вязаное, или основовязаное, в котором петли образуются в продольном направлении из продольно расположенных нитей основы.

Крученые материалы — нитки, пряжа. Нитки, как и другие текстильные изделия, различаются по виду волокна, которое идет на их изготовление. Они бывают хлопчатобумажные, шелковые (натуральные или искусственные), льняные, шерстяные, капроновые, смешанные.

Нитки состоят из нескольких нитей пряжи. Их скручивают на специальных машинах, отваривают в щелочи, отбеливают, красят в нужный цвет, подкрахмаливают и перематывают на катушки или бобины [24, c.112].

По своему назначению нитки чаще всего делятся на: швейные, вышивальные, вязальные и штопальные.

Швейные хлопчатобумажные нитки могут быть суровые, белые и крашеные. По внешнему виду они делятся на: матовые и глянцевые, что зависит от их предварительной отделки. Большую прочность имеют глянцевые нитки.

Швейные хлопчатобумажные нитки можно разделить по толщине. Нитки выпускают различной толщины. Толщине ниток соответствует определенный номер. Самые толстые швейные нитки имеют № 10, самые тонкие — № 80.

Различается сортность швейных ниток: экстра, прима, специальные, особо прочные. Если внимательно рассмотреть необработанный конец нитки и внимательно изучить его, то видно, что кончик нити состоит из нескольких нитей или сложений. Обычно при изготовлении ниток скручивают несколько нитей. Получаются нитки в 2, 3, 4, 6 и более сложений, что увеличивает толщину нити и прочность. Чем больше сложений, тем прочнее нитки. Нитки могут иметь различное кручение, т. е. различное количество витков на определенную длину. Чем больше витков, тем прочнее нитка. Как пример, можно сравнить обычную нитку с катушки с ирисом, с одинарной ниткой мулине. В одинарной нитке мулине, в ирисе легко различить редкие витки в два сложения. Эти нитки легче рвутся по сравнению с катушечной ниткой. Тонкими, но очень прочными являются шелковые швейные нитки.

Вышивальные нитки. Для вышивания используют хлопчатобумажные (мулине, ирис и др.), шелковые и шерстяные нитки.

Наиболее часто употребляемыми являются хлопчатобумажные нитки которые называются мулине. Их изготовляют из высоких сортов хлопка и окрашивают в различные цвета, выбор цветовой палитры очень велик и разнообразен. Мулине имеет особый блеск. Нить приобретает этот блеск в результате специальной обработки нити при производстве, которая называется мерсеризации. Каждая прядь мулине, такая прядь называется пасмо, состоит из шести тонких ниток, легко отделяемых друг от друга. Эта тонкая нить состоит из двух сложений. Мулине изготовляют также из штапельного волокна. Штапельное мулине имеет природный блеск, это красивые, но менее прочные нитки, чем обычное мулине из хлопкового волокна. Чаще всего эту нить используют для вышивания.

Для вышивания, если есть небольшой опыт или его нет вовсе, не рекомендуется применять шелковые крученые нитки и шерстяную пряжу, так как это усложнит процесс, лучше начать с более легких нитей, таких как мулине.

Вязальные нитки. Для вязания имеется большое разнообразие самые различных видов ниток, таких как: швейные, мулине, ирис, кроше, гарус, шерстяная из натурального волокна пряжа и из синтетического волокна. Выбор ниток зависит от изделия, которое предстоит вязать и его предназначения. При вязании часто комбинируют используемые нити, т. е. соединяют различные нитки (мулине с шерстью, мулине с ирисом, шерсть с шелком и т. п.).

Штопальные нитки. Штопальные хлопчатобумажные нитки бывают двух видов: матовые или мерсеризованные № 37 в четыре сложения или № 100 в четыре сложения для тонкой штопки. Выпускают также шерстяную или полушерстяную нить для штопки и для ремонта шерстяных или вязанных изделий.

Нитки, поступающие в продажу в специализированные магазины, имеют различную упаковку и метраж: катушки, клубки, мотки, бумажные патроны-трубки. На каждой катушке, мотке или клубке есть этикетка, на которой указаны толщина ниток (ее номер), длина нити в данной катушке, клубке или мотке, число сложений, ГОСТ и фабрика-изготовитель. Для продажи нитки в катушках выпускают с длиной намотки от 100м. до 200 м., они используются для бытового использования. Для швейных фабрик, ателье, мастерских и швейных производств выпускаются специальные промышленные катушки, бобины, гильзы, длина нитки в которых идет от 400м. до 600м. К крученым материалам относят также шнур, который бывает разной толщины, окраски и различается по волокнам, идущим на его изготовление. Шнур используют в основном как отделочный, декоративный материал. Он также необходим в работах по плетению.

К плетеным материалам относятся различная плетеная тесьма, кружево и сутаж.

Кружево - это текстильное изделие ручной или машинной работы без тканной основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей [26 с.67]. Кружевоплетение зародилось в Италии около 1540 года, позже распространилось по всему миру. Первое кружево было изготовлено на основе разреженного полотна, позже перешли на безосновное плетение.

Плетеная тесьма по внешнему виду отличается от тканой: нити в ней переплетены под определенным углом, а не взаимно перпендикулярно. Косо переплетенные нити позволяют тесьме растягиваться в длину и ширину, она легко принимает необходимое направление и форму, что очень важно при ее использовании в плетении и декорировании работ и изделий. Плетеная тесьма бывает разной ширины, от 0,3мм до 20 мм и различается по волокну, которое идет на ее изготовление. Как и другие текстильные изделия, она может быть хлопчатобумажной, шелковой (натуральной и искусственной), шерстяной и смешанной. Существует много разновидностей тесьмы: ажурная, с петлеобразными краями, вьюнчик, пестрая шотландка, тесьма с машинной вышивкой и др.

Сутаж — разновидность текстильного плетеного материала. Это плоский тонкий шелковый шнур шириной от 2мм до 4 мм. Сутаж неоднороден: он имеет основу (сердцевину) из пряди хлопчатобумажных нитей (от 6 до 16 штук), она разделена на две половины, плотно переплетенные шелковыми нитями. Сутаж используется для отделки изделий, для плетения (закладок, поясков и др.), для завязок к различным изделиям [24, c.115].

Основные виды текстиля: натуральный, минеральный и искусственный. Наиболее распространен натуральный текстиль животного и растительного происхождения.

Натуральный текстиль животного происхождения-это шерсть верблюда, альпака, гуанако, викуньи, гуарицо, козы, коровы, а еще мех и шелк. Так же к натуральному текстилю животного происхождения относят в себя все виды шерсти и шелковое волокно, получаемое от личинок тутового шелкопряда.

Самые лучшие шерстяные волокна считаются натуральными, если добываются с использованием живых животных, а шерсть, которую собирают на скотобойнях, имеет качество хуже, чем когда состригают шерстяное волокно с живого животного. Треть всего мирового производства шерсти производится в Австралии.

Шелковое волокно очень крепкое, имеет блестящую основу и эластично.

Растительный текстиль — это хлопок и лен.

Длинноволокнистый хлопок является сырьем для высококачественного текстиля, коротковолокнистый — для долговечного.

Лен — самый древний вид ткани. Волокнистый материал дают стебли льна-долгунца, которые достигают метра в высоту. Лен, выращиваемый на волокно, высевают часто, чтобы стебель ветвился лишь на верхнем конце — за счет этого волокно длиннее.

Для одежды из льна характерны большая влагопоглощаемость, хорошая вентелируемость изделия блеск, в ней комфортно в жаркую и влажную погоду. До недавнего времени льняные ткани считались мнущимися, но благодаря современным технологиям уже известен секрет придания эластичности льняному волокну.

Трава, тростник, конопля, сизаль используются для изготовления веревок. Волокно кокосовой пальмы — это бечевки, циновки, швабры, щетки, матрасы, мешковина. Хлопок, рис, гашиш, крапива применяются при изготовлении бумаги. Из соломы и бамбука производятся шляпы. Лен, джут, хлопок, конопля идут на пошив одежды.

Минеральный текстиль — это асбестовое, базальтовое, стеклянное волокно. Асбестовое и базальтовое волокна используются для спецодежды, кафеля, концертных занавесов. Стеклянное волокно применяется при изготовлении скафандров, веревок, кабелей, сеток от насекомых, защитных тканей, звуко-, тепло- и электро-изоляции. Металлические волокна задействованы в производстве драгоценностей.

Синтетический текстиль получают с помощью применения современных технологий, где с их помощью соединяют несуществующие в природе волокна их называют искусственными. Синтетических волокон в мире производится очень большое количество. Он используется чаще всего в производстве спортивной одежды, одежды для спец. служб и полиграфии. К тканям этого типа относятся полиэстер, акрил, нейлон, лайкра, люрекс. Которые используются часто для создания термо-одежды и одежды для спортсменов.

Искусственный текстиль производится путем модификации природных полимерных материалов. Чаще всего сырьем выступают древесная масса или хлопковый пух. В результате получаются вискоза и ацетат.

Таким образом тканые полотна можно делить на группы по разным признакам. Например, по сезону, такое деление включает в себя текстиль трех видов: зимний, летний, демисезонный. по составу волокон, из которых состоит тот или иной вид текстиля, можно выделить ткани: искусственные - их состав натуральный, синтетические - изготавливают из волокон, полученных полностью химическим путем, смесовые - состоят из различных смесей натуральных, синтетических, искусственных волокон.

Таким образом можно сделать вывод, что художественный текстиль отличается от обычного текстиля бытового или технического, он обладает определенной спецификой, в основе которой лежит орнаментальность, пропорции и ритм. Умелое соблюдение всех законов текстильной композиции обеспечивает создание высокохудожественных тканей. Все это делает художественный текстиль одним из ведущих видов русского декоративно-прикладного искусства.




Глава 2. Пэчворк и квилтинг как один из современных направлений в
текстиле


2.1. Технические приемы работы в пэчворке

Пэчворк произошло от английских слов - «patch» (заплатка или кусочек ткани, лоскут) и «work» (работа). То есть, в дословном переводе - работа с лоскутками, клочками и обрезками ткани. [38, c.95] Это изделия из лоскутков, где по принципу мозаики сшиваются между собой разные лоскутки ткани с разной фактурой, цветом и составом ткани, создавая единое полотно и неповторимый рисунок и композицию.

Лоскутное шитье или пэчворк можно считать русским видом декоративно-прикладного искусства. В России традиции лоскутного шитья получили развитие в XIX в., когда ткани стали предметом повседневного обихода в домах. Идея подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедших до нас из-глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мозаикой».

В лоскутных художественных изделиях часто используют технику аппликации. Слово «аппликация» происходит от латинского applicato, что обозначает прикладывание [27, c.10] как способ выполнения орнаментов, различных изображений многофигурных композиций путем нашивания, наклеивания на ткань разноцветных и разнофактурных кусочков какого-либо однотипного или чужеродного материала: ткань, мех и т.д. Мастерицы уже на готовое лоскутное изделие накладывали различные кусочки ткани — так появлялись сюжетные композиции.

В крестьянском творчестве, особенно в центральной части России, иногда аппликация заменяла вышивку. Яркий лоскуток ситца или сатина мастерица вставляла между вышивкой на полотенце, рукавах рубахи, подола, фартука в костюме. Эта техника была более быстрой, чем трудоемкая мелкая вышивка.

С годами отношение к такому виду рукоделия как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду художественного искусства. Изделия, выполненные в лоскутной технике, по праву занимают достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.

В старину экономные крестьянки, путем латания и перешивания старых вещей, обновляли изживший себя гардероб. Совсем непригодные для носки вещи успешно использовались в качестве украшения жилища. Их сортировали, разрезали и из лоскутов покрепче шили одеяла, занавески, а совсем изношенные вещи использовали для вязания ковриков, плетения дорожек.

В XVIII-ХIХ вв. благодаря развитию промышленности появился ситец с ярким, радужным рисунком, значительно украсив быт того времени. Это давало возможность хозяйкам подшивать, ставшую короткой одежду детям, а обрезки шли на пошив одеял, покрывал, занавесок. И в каждом русском изделии из лоскутов сохранялись общие традиционные подходы к цвету, композиции, к способам его создания [33, c.33].

В более позднее время использование техники лоскутного шитья стало ассоциироваться с признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Однако в 1970-е годы XX в. стал популярным фольклорный стиль, и, следовательно, интерес к традициям лоскутного шитья существенно возрос.

Как правило, самые простые изделия - это стеганые одеяла - изготавливались из одного или нескольких кусков ткани или из мелких лоскутков, сшиваемых либо беспорядочно, либо в виде узора. Потом верхняя узорчатая сторона соединялась со слоем теплой прокладки (чаще всего для этого использовался ватин) или сразу с подкладочным материалом. Слои прошивались простым швом, но при этом и сами швы прокладывались в виде различных узоров или узнаваемых рисунков. Очень часто мастерицы обращались к изображениям растений и животных, вернее - к их наивным, стилизованным очертаниям, особенно к контурам разных цветов и листьев, которые легко были приспособлены для выполнения аппликацией.

Широкое распространение панно из лоскутов или даже целые картины получили, когда в XVIII веке в Европе началась популяризация тканей пестрых расцветок - набивных ситцев, привозимых, в основном, из Индии и Персии. Тогда, чтобы сэкономить дорогую модную материю, портнихи часто выполняли из них только узоры, которые нашивали на однотонную ткань. На некоторых вещах, созданных в такой технике, кусочки пестрого ситца, создававшие узор, располагались далеко друг от друга, а однотонный фон просто простегивался фигурными швами, нередко - с прокладыванием шнура для придания шву объема. Подобный вариант пэчворка даже получил свое красноречивое название - «персидская вышивка».

Обычно традиционное изделие пэчворка состоит из трёх слоён ткани. Нижний слой — основа. Средний слой - прокладка, обычно из синтепона или ватина. Верхний слой — основной, его суть — аппликация или «смешанная техника»: сочетание накладных лоскутков с вышивкой нитками, коллажами из других материалов и т.д. Все три слоя обязательно простёгиваются вместо на машинке или пришиваются вручную. После простёжки на поверхности изделия образуется рельефный узор, и поделка становится трехмерной и приобретает объем, это изделие называется квилтом.

Не только такая техника подразумевается при занятиях пэчворком. Вполне возможно оформление изделий, к которым пришиваются отдельные объемные детали, отстающие от основного полотна и придающие ему воздушность, фактурность, особую зрелищную привлекательность.

Более сложными делались поделки-подарки, которые своим сюжетом должны напоминать о чем-то дорогом для человека, которому дарились. В этом случае в качестве рисунка использовались здания домов или храмов, портреты узнаваемых людей или исторических персонажей, а то и целые жанровые сценки - люди, занятые повседневными делами. На таких подарочных сюжетах люди пили чай, танцевали, прогуливались в парке.

Современные лоскутные изделия - это уже не просто сшитые вручную из остатков ситца одеяла, ассоциирующиеся с бедной крестьянской избой, а на сегодняшний день пэчворк - одно из самых интересных, многоплановых и модных направлений декоративно-прикладного искусства. Диапазон применения лоскутной техники поражает своим разнообразием. Современное лоскутное шитье уже не сводится к простому сшиванию лоскутов. Существует более широкое понятие, такое как квилтинг - (quilting - сшивание, простегивание). Он включает в себя и пэчворк, и аппликацию, и вышивку. Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами.

К технике лоскутного шитья обращаются и поклонники уличной моды, и дизайнеры с мировыми именами (К. Диор, В. Этро). Красота лоскутного шитья, необыкновенное сочетание красок и оттенков, различных на первый взгляд рисунков, создают неповторимые произведения искусства моды.

Кроме того, лоскутная техника широко применяется и в пошиве разнообразных аксессуаров (сумки, кошельки), домашней утвари (покрывала, шторы), и даже детских игрушек.

Это один из бюджетных и эффектных видов декора, используемых в дизайне интерьеров. Панно, созданное в технике лоскутного шитья, может изменить пространство, сделать его уникальным и очень стильным. Такое произведение может хорошо вписаться не только в стиль кантри, но и в ультрасовременный хай-тек. Из кусочков ткани можно сшить функциональный пуфик или стильное покрывало, шторы. Такие предметы создадут в доме легкость и уют.

Следует отметить, что пэчворк не ограничивается только текстильным воплощением замысла художников. Уловив главную идею, дизайнеры перенесли данную технику на отделку стен и напольных покрытий. Оригинальная, разноцветная, словно лоскутная, плитка в стиле пэчворк, украсит стены, на пример ванной комнаты. Пэчворк на стенах не ограничивается только керамической плиткой, но может быть исполнен и с помощью наклеивания разных лоскутов обоев или специальных обоев, В данном случае важно учесть сочетание цветов, и понять, каким образом стены будут сочетаться со всем остальным пространством комнаты. Существуют и напольные покрытия в виде ранее уже упоминавшийся разноцветной «лоскутной» плитки или сделанный по-настоящему вручную, уникальный лоскутный ковер [21, с.54].

Разнообразные техники, вариативность оригинальных элементов и узоров, позволяют использовать лоскутное шитье в декорировании различных объектов. Пэчворк становится не просто искусством рукоделия, а стилем жизни. Неслучайно техника пэчворк использовалась в концепции Олимпийских зимних игр Сочи-2014. Олимпийское лоскутное одеяло стало визуальным образом, используемым для оформления спортивных арен, сувениров, автомобилей, самолетов, поездов, спортивной одежды и обуви.

«Олимпийское лоскутное одеяло - это красота русской природы каждого времени года, самобытность и яркость характеров разных национальностей...» [40].

Таким образом, техника лоскутного шитья является актуальной и в декоративном искусстве, и дизайне, позволяя художникам реализовать самые разнообразные идеи. Изучение искусства лоскутного шитья, освоение его приемов будет способствовать расширению кругозора художника-педагога, служить импульсом для воплощения творческих замыслов.

Постижение специфики декоративно-прикладного искусства и особенностей его видов позволит осмыслить содержание и пластически выразительные особенности декоративных произведений, принципы передачи эмоционально-смыслового содержания, овладеть практическими методами творческой работы.

Основные приемы создания пэчворка.

Все орнаменты в композиции, которые присутствуют в будущем изделии, можно условно разделить на две категории - геометрические орнаменты и изобразительные орнаменты.

К геометрическим орнаментам относятся те, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур и их комбинаций [21, с.20]. Это различные полоски, из которых создают линии - прямые, ломаные, кривые, переплетающиеся. Или геометрические фигуры - круги, полукруги, овалы, квадраты, треугольники. В изделиях пэчворка геометрический орнамент является наиболее предпочтительным, чаще употребляемым. Это происходит из-за того, что углы и полоски проще соединять между собой, сшивая вручную или на машинке, чем более сложные сюжетные изображения. Зато одинаковые геометрические фигуры можно сделать более различимыми за счет разной окраски, и это их свойство является привлекательным для человеческого глаза.

Второй тип орнамента - изобразительный - воспроизводит детали и очертания окружающего человека мира [21, с.20]. К подобным орнаментам принято относить широко распространенные рисунки цветов, животных, людей. Конечно, в отличие от живописи, в тканевой картине очертания явлений природы, живой и неживой, значительно упрощены, являются условными. В какой-то мере контуры даже приближаются к геометрическим фигурам.

По схемам построения и характеру трактовки орнамента в композиционных решениях различают два вида: статичные и динамичные.

Статичные (неподвижные) композиционные схемы чаще симметричны, требуют строгой трактовки орнамента, спокойного ритма. Как правило, по статичным схемам строится большинство рисунков ковров, тканых и вышитых изделий и некоторых изделий с росписью, предназначенных для интерьеров и костюма. Статичные композиционные схемы передают состояние покоя и уравновешенности вещи. Орнамент располагается в основном по прямоугольной сетке, все элементы лежат на вертикальных и горизонтальных осях, перпендикулярных или параллельных краям изделия. Изобразительные элементы даны фронтально они устойчивы, и место их четко определено в композиционной схеме.

В динамичных композиционных схемах элементы узора располагаются по диагональным осям или свободно распределяются на плоскости. В них ярче выражено движение.

Подготовка ткани для изготовления изделия, прежде всего нужно определить какую вещь будете выполнять и ее предназначение. Для определенных целей нужно выбрать правильную ткань и подготовить основу. Далее следует определиться с тем, какой величины будет поделка и ее детали. Для этого нужно снять мерку будущего изделия, создать макет и подобрать ткани. Материя может быть любой - хлопчатобумажной, плащевой, шерстяной, синтетической, шелковый. Самое важное при выборе ткани, она должна быть хорошего качества, крепкая, без дефектов. Если ткани имеют орнамент, то подумайте, как должна, на ваш взгляд, быть использован ее орнамент, как соединить ткани чтобы композиция получилось единой и не выбивалась. После построения композиции важно наложить выкройку к лицевой стороне ткани и обвести мелом, простым карандашом или мылом, к контурам прибавить по 1 сантиметру для подгибания краев. Если планируется оформления края зубчиками, то достаточно одного подгиба, иначе край будет слишком толстым.

Зубчики - это универсальный элемент его можно использовать как для оформления краев поделки, прикрепляя к ней детали по краям - по периметру, так и для составления орнамента на самой тканевой основе [21, с.22]. При создании зубчиков понадобится длинная полоска ткани. Конечно, чтобы пэчворк получился наряднее, ее следует выкраивать из ткани другого цвета — оформительского. Длина полоски для оформления полотна должна превышать оформляемую длину в три раза. То есть вначале выкраивается и сшивается достаточно длинная полоска, затем она разрезается на равные кусочки. Каждый из кусочков особым образом складывается, заглаживается и пришивается к основе, создавая задуманный узор. Если длинную полоску не разрезать на отдельные кусочки, из которых создаются маленькие зубчики, а всю ее сложить особым образом, то можно получить оригинальную угловатую деталь, которую также уместно использовать при создании орнаментов пэчворка. Из-за того, что деталь получится внешне словно состоящей из прилегающих друг к другу уголков, она получила название «зигзаг» [21, с.26]. Еще один простой, но очень разнообразный способ оформления изделия в технике пэчворк — составление узора из обыкновенных полосок [21, с.28]:

  1. полоски двух и более цветов чередуются между собой, образуя узор, напоминающий зебру; при таком узоре полоски можно расположить как вертикально, так и горизонтально;

  2. самая большая по длине полоска пришивается в верхней части прямоугольника-основы - полоска своей длиной равна самой основе, далее полоски декоративной ткани с каждым рядом становятся все короче; если их выстраиваясь четко по вертикали, то они в центре поделки создадут фигуру, напоминающую сужающийся книзу треугольник; если же полоски располагать выровнено вдоль одной боковой стороны, то треугольник сместится к этой стороне;

  3. одна полоска размещается в центре основы вертикально, остальные разноцветные полоски располагаются в стороны от нее, но не строго параллельно, а опускаясь в концах, получается рисунок, напоминающий елочку;

  4. полоски раскладываются на продолговатом прямоугольнике так, чтобы они перекрещивались, образуя сетку. После чего в каждом образовавшемся квадрате или ромбе сетки пришивается еще одна оформительская деталь - квадрат, треугольник, круг;

  5. в одном из углов ткани-основы пришивается квадратик, две его стороны надо вплотную расположить по сторонам основы; зато две оставшиеся его стороны оформляются пришитыми полосками; образуется красивый асимметричный узор в сочетании квадрата и полосок;

  6. если квадрат расположить четко в центре рисунка, а затем обкладывать его разными полосками, то образуется рисунок, который носит название «колодец».

Еще один из распространенных элементов украшения пэчворка — ткань, сложенная в уголок. Таких деталей из уголков может быть произвольное количество, и расположить их можно разнообразно, создавая уникальную композицию. Для создания композиции из уголков потребуется тонкие ткани, так как при создании отдельных элементов, нужно будет их сгибать, что придаст утолщение ткани.

Аппликация.

Техника аппликации заключается в том, что детали будущей поделки нашиваются или наклеиваются на полотняную основу - фон [21, с.37]. Как правило, изделие в этом случае получается плоским. Аппликацию можно выполнять не только из хлопковых или синтетических ткани, а также из кожи, ленточек, ниток, кусочков клеенки, приклеенных пуговиц.

Детали, выполненные в виде аппликаций, очень украшают разные виды пэчворка, делают их значительно наряднее.

Чтобы прикрепить такую аппликацию на долговечный срок, можно запастись не только универсальным клеем, но и специальной липкой лентой, которая отлично приклеивается, когда ее прижимаешь разогретым утюгом. С таким видом приклеивания ваша аппликация будет служить долго и не оторвется. Особенно, если она украшает одежду для носки, а украсить подобной аппликацией можно разные виды одежды - карман на летнем платье, нагрудник у сарафана, на рукав можно прикрепить нарядную эмблему, на воротник платья яркую деталь.

Рисунок для аппликации сначала нужно вырезать из куска бумаги, а потом обвести ее на изнаночную сторону ткани. Для подобной работы надо брать ткань, которая не осыпается по краям. Ваша аппликация не должна иметь сложного силуэта, иначе ее будет непросто вырезать и прикрепить. Лучше обойтись овальными, а не ломаными линиями в ее обводке.

Ляпочиха.

Один из самых простых видов пэчворка связан с пришивание на ткань простых обрезков, кусочков ткани. В старину такой кусочек носил название «ляп» [21, с.41]. Техника пришивания к ткани клочков разных форм и эта конфигурация получила наименование «ляпачиха». Техника заключается в хаотично построенной композиции.

Таким образом, пэчворк можно считать традиционным видом русского декоративно-прикладного искусства. В России традиции лоскутного шитья получили развитие в XIX в., когда ткани стали предметом повседневности, оно берет начало от традиционного народного ремесла. В старину экономные крестьянки, путем латания и перешивания старых вещей, обновляли изживший себя гардероб. Совсем непригодные вещи использовались в качестве украшения жилища, плелись коврики, шились занавески и покрывала.

В позднее время использование техники лоскутного шитья стало ассоциироваться с признаком нищеты, напоминанием о периодах войн, но уже в 1970-е годы XX в. стал популярным фольклорный стиль, и интерес к традициям лоскутного шитья снова возрос.

С годами отношение к такому виду рукоделия как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду художественного искусства.

Наиболее часто используемые формы для создания пэчворка. Все орнаменты в композиции можно разделить на две категории - геометрические орнаменты и изобразительные орнаменты.

К геометрическим орнаментам относятся геометрические фигуры. Это различные полоски, из которых создают линии - прямые, ломаные, кривые, переплетающиеся. Или геометрические фигуры - круги, полукруги, овалы, квадраты, треугольники. Из полосок можно создать блок “Изба”, “Кирпичики” или “Забор”. Из квадратов создаются блоки “Девять квадратов”, “Русский квадрат”, “Шахматная доска”. Из треугольников можно создать блок “Восьмиконечная звезда”, “Вертушки” и т.д.

Второй тип орнамента - изобразительный - воспроизводит детали и очертания окружающего человека мира. К подобным орнаментам принято относить широко распространенные рисунки цветов, животных, людей. Чаще всего это вышивка или аппликация.

Таким образом, техника лоскутного шитья является актуальной и в декоративно-прикладном искусстве, и дизайне, позволяя художникам реализовать самые разнообразные идеи и замыслы не только в шитье панно и одеял, но и в современной моде.

  1. Технические приемы работы в квилтинге

Квилт - это два куска ткани с прокладкой между ними, сшитые насквозь вместе. Верх квилта или лицо, сделан из лоскутков ткани, сшитых вместе в определенном порядке. В результате сшивания получился пэчворк, или лоскутное шитье, а сам процесс сбора изделия называется сборкой. Прокладка - это промежуточный слой изделия. Его делают из хлопка, утеплителя, шерсти или полиэстера. Изнанка. Изнанка - это нижний слой квилта, чаще всего для этих целей берется простая, но не по качеству, однотонная ткань.

Квилтинг имеет некоторые отличия от пэчворка. Квилтинг - это комплексное рукоделие, которое включает в себя не только шитье из лоскутков, но и возможность внести в работу аппликацию, вышивку, стежку машинную и ручную, создание объема в работе с помощью этих приемов.

Квилтинг, или лоскутная техника, уходит корнями в глубокую древность. Образцы лоскутных изделий были найдены в египетских пирамидах и буддийских храмах, расположенных неподалеку от Великого шелкового пути, некогда проходившего от стран Средней Азии до Китая. В средневековой Европе стеганые изделия защищали рыцарей от грубых доспехов. В холодных странах женщины утепляли с помощью лоскутной техники нижние юбки и шили теплые детские одеяла с прокладкой из шерсти.

В США до начала XIX века большинство стеганых изделий изготавливали не из отдельных лоскутков, а из цельных кусков ткани [37, с.13]. Однако с появлением в 20-х годах фабричной ткани, а в 40-х годах швейной машинки американки начали шить одежду для своих семей дома. А обрезки использовали для лоскутных стеганых изделий.

Необходимые инструменты для создания изделий:

Швейная машинка - швейное устройство для отделки и соединения между собой различных тканей, методом сшивания тканей или ткани между собой.

Ручные иглы - предназначены для ручного сшивание или соединения между собой тканей. Ручные иглы делятся по типам:

  1. Швейные - предназначены для сшивание ткани, длинна иглы от 3см до 8см.

  2. Шорные - предназначена для пошива ремней и ремонта обуви, длинна иглы от 5,5см до 7см.

  3. Парусные - предназначены для сшивания плотных тканей, таких как брезент и т.д., длинна около 6,7см, игла имеет трехгранный стержень.

  4. Мешочные - предназначены для зашивания промышленных мешков, длинна иглы от 12см до 16см, имеет четырехгранный стержень и загнутый кончик на 30градусов.

  5. Гранено-швейные - предназначены для работы с меховыми изделиями, длинна иглы от 4 см до 5 см.

  6. Штопальные - предназначены для штопки изделий из ткани, длинна иглы от 3,5 см до 5,8 см с длинным ушком.

  7. Вышивальные - предназначены для художественной вышивки, длинна иглы от 3,5 см до 4 см с длинным ушком.

  8. С увеличенным ушком - длинна иглы от 3см до 5 см.

Ткань - текстильное полотно, состоящее из переплетений нитей основы - нити идут вдоль ткани, утком - нити расположены поперек.

Лоскутки ткани - остатки ткани с изготовления предыдущих изделий.

Шаблон - или выкройка, будущего изделия, выполнена из кальки или обычной бумаги.

Коврик для выкройки - используется для построения деталей будущего изделия.

Ножницы - инструмент для разрезания изделий из бумаги и ткани.

Швейные булавки - предназначена для временного скрепления деталей между собой.

Детали верха квилта.

Для создания квилта используются:

Блоки - верх квилта состоит из маленьких деталей - т.е. блоков. Размер и форма блока зависит от конкретного узора. Есть множество вариантов узоров, таких как:

Квадраты - самая простая и наиболее популярная форма детали пэчворка.

Прямоугольники встречаются почти в каждом лоскутном изделии и являются основной деталью многих узоров блока.

Треугольники вносят разнообразие в верх изделия. Работать с ними несколько сложнее, чем с квадратами и прямоугольниками, но результат того стоит.

Окантовка блока - это кайма вокруг отдельного блока.

Вешки - это квадратики контрастной ткани на стыках двух кусков окантовки блока [37, с.15]. Квадратики, расположенные на стыках деталей окантовки. Вешки используются по углам, в месте стыка вертикальных и горизонтальных деталей окантовки блока или каймы изделия.

Зачастую для увязки блоков внутри верха изделия используется кайма. Кайма - это, как правило длинная полоска одной ткани. Однако кайма бывает и наборная, т.е. состроченная из обрезков полосок, что позволяет использовать обрезки из постоянно растущего запаса ткани.

Кайма окружает элементы верха изделия и служит своеобразной рамкой. Квилты бывают с каймой и без каймы. Кайма обрамляет лоскутное стеганное изделие. Визуально, кайма придает изделию завершенность, объединяя все элементы воедино. Кайма может быть выполнена из одной ткани или из нескольких тканей. Помимо рамки верха изделия, кайма может выступить и как элемент дизайна, состоять из нескольких элементов. Кайму добавляют к внешнему контуру верха изделия так же, как элементы окантовки и контуру блока, за исключением двух моментов - кайму по- другому замеряют и пришивают.

Окантовка изделия. Двойная полоска ткани, пришиваемая к внешней кромке изделия [37, с.132] - это последний этап квилтинга. Как только все три слоя изделия - лицо, прокладка и изнанка - простеганы тем или иным способом, края изделия обрабатываются узкой полоской в два сложения. Окантовка изделия - это завершающий этап изделия.

В результате сравнения пэчворка и квилтинга можно сделать вывод, что между квилтингом и пэчворком есть небольшие различия, такие как:

  1. Квилтинг включает в себя не только лоскутную технику;

  2. Квилтинг может включать в себя вышивку, аппликацию;

  3. Наличие различных стежков;

  4. Наличие объема и многослойности;

  5. Квилтинг декорируется машинной или ручной стежкой.

Квилтинг сочетает в себе сразу несколько техник. Изделия в квилтинге получаются всегда объемными из-за прослойки, в пэчворке изделия не всегда имеют объем. Обязательно простегивать изделие.

Заключение

По данной теме исследования существует достаточно широкий круг литературы, который был изучен для написания работы.

В современном мире рынок насыщен дешевыми аналогами текстильной продукции, что приводит к усреднению качества продукции и ухудшения вкуса потребителя. Рынок перенасыщен, что привело к возрождению интереса к обработке ткани, созданию и переработки. Именно искусство лоскутного шитья дает возможность привить не только вкус в творчестве, но и научить уходу, выбору и бережливому использованию качественных тканей. В результате проведенного исследования в соответствии с поставленными целями и задачами можно сделать следующие выводы:

Во-первых, текстиль является одним из ведущих видов современного декоративно-прикладного искусства. Современная обработка ткани включает в себя прямую связь с достижениями науки и применение высоких технологий в производстве ткани. На современном этапе развития общества стало необходимым использование художественного текстиля. Художественный текстиль развивается в рамках профессионального искусства в лице художников-прикладников и дизайнеров.

Во-вторых, в современной справочно-энциклопедической литературе под понятием текстиль понимается как вид декоративно-прикладного искусства. Изделия, созданные различными методами ткачества, изготавливаемые из пряжи или нитей, обычно на ткацком станке. Так же художественный текстиль является одним из самых массовых видов декоративно-прикладного искусства. Главной особенностью художественного текстиля является высокое качество переплетения нитей, украшение тканей методами набойки, вышивки и аппликаций.

В-третьих, рассмотрены виды текстиля его классификация. Таким образом тканые полотна можно делить на группы по разным признакам.

Например, по сезону, такое деление включает в себя текстиль трех видов: зимний, летний, демисезонный. по составу волокон, из которых состоит тот или иной вид текстиля, можно выделить ткани: искусственные - их состав натуральный, синтетические - изготавливают из волокон, полученных полностью химическим путем, смесовые - состоят из различных смесей натуральных, синтетических, искусственных волокон.

В-четвертых, пэчворк является одним из ведущих направлений в текстиле, одним из самых интересных, многоплановых и модных направлений декоративно-прикладного искусства. Диапазон применения лоскутной техники поражает своим разнообразием В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду художественного искусства. Изделия, выполненные в лоскутной технике, по праву занимают достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Красота лоскутного шитья, необыкновенное сочетание красок и оттенков, различных на первый взгляд рисунков, создают неповторимые произведения искусства моды, к технике лоскутного шитья обращаются и поклонники уличной моды, и дизайнеры с мировыми именами.

В-пятых, в пэчворке обозначены технические приемы. Все орнаменты в композиции можно разделить на две категории - геометрические орнаменты и изобразительные орнаменты.

К геометрическим орнаментам относятся геометрические фигуры и их комбинации. Это различные полоски, из которых создают линии - прямые, ломаные, кривые, переплетающиеся. Или геометрические фигуры - круги, полукруги, овалы, квадраты, треугольники. Из полосок можно создать блок “Изба”, “Кирпичики” или “Забор”. Из квадратов создаются блоки “Девять квадратов”, “Русский квадрат”, “Шахматная доска”. Из треугольников можно создать блок “Восьмиконечная звезда”, “Вертушки” и т.д.

Второй тип орнамента - изобразительный - воспроизводит детали и очертания окружающего человека мира. К подобным орнаментам принято относить широко распространенные рисунки цветов, животных, людей. Чаще всего это вышивка или аппликация.

В-шестых, в квилте обозначены самые распространенные технические приемы для создания изделий, такие как:

Квадраты - самая простая и наиболее популярная форма детали пэчворка.

Прямоугольники встречаются почти в каждом лоскутном изделии и являются основной деталью многих узоров блока.

Треугольники вносят разнообразие в верх изделия. Работать с ними несколько сложнее, чем с квадратами и прямоугольниками, но результат того стоит.

С помощью этих просты геометрических форм получается большое разнообразие узоров и форм и расцветок.

В-седьмых, рассмотрено лоскутное шитье Светланы Федоровны Булатовой на примере ее работ. Булатова Светлана Федоровна получила звание народного мастера Алтайского края в 2018 году, участвовала в более чем в 30 выставках и выделяет для себя любимые темы в творчестве и техники, которые рассмотрели:

  1. Русское народное творчество, традиционный народный быт.

  2. Пэчворк в одежде.

  3. Пространственная геометрия.

  4. Техника прорезной аппликации.

  5. Техника обтачной аппликации.

  6. Лоскутная графика.

  7. Техника накладной аппликации с открытым срезом.

В работе изучены понятие текстиля и его использование в декоративно­прикладном искусстве, в частности пэчворк. Раскрываются не только понятие, но и виды текстиля, приводятся его различные классификации. Более подробно рассмотрены волокнистые изделия, используемые как в повседневной жизни, так и в декоративно-прикладном искусстве: тканые и текстильные материалы, трикотаж, различные виды крученых волокон (ниток), плетенные материалы. Традиционным в лоскутном шитье Светланы Федоровны является увлечение темой “Русское народное творчество, традиционный народный быт”. В этой теме выполнены работы: Принесу весну на своем хвосту, комплект “Сумерки” и т.д. Работы по теме «Лоскутная графика» сделаны в формате современного арта. В духе времени исполнено панно «Городское озеро», Панно «Тень кошки» выполненное на эзотерическую тему.
Список литературы:

  1. Агапова И. Давыдова М. Пэчворк, шьем из лоскутков. Мск., Изд. Лада. 2010. - 144с.

  2. Алексеева Е. В. 10 уроков пэчворка и квилта. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 224 с.

  3. Бородулин В.А. Тонкус О.В. Основы художественного ремесла. Мск. Просвящение, 1986. - 236с.

  4. Горяйнова, О. В. Домашний текстиль своими руками. Скатерти, подушки, шторы, покрывала. - М.: Феникс, 2012. - 288 с.

  5. Ивойлова Л.В. Художественный текстиль. Барнаул, 2016. - 119с.

  6. Кирюшина, Ю. В. История декоративно-прикладного искусства. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. — 112 с.

  7. Кирюшина Ю.В., Степанская Т.М. Искусство художественного текстиля на Алтае. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 124 с.

  8. Константинова С. С. История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекций. Ростов н / Д: Феникс, 2004 - 192с.

  9. Косогорова Л. В. Основы декоративно-прикладного искусства. Мск., Изд. Академия, 2012г. - 222с.

  10. Купченко Л.А. Художественный текстиль. 2017. - 23с.

  11. Мазурик Т. А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. СПб.: «Паритет», 2005.— 224 с.

  12. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и покрывала. Изд-во Эскимо, 2006. - 96с.

  13. Максяшин А. С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание [Текст]: учебное пособие / А. С. Максяшин. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. - 44 с.

  14. Мур Х. Креативный пэчворк. Ростов н/д. Изд-во Феникс, 2005. - 94с.

  15. Степанская Т.М. Описание и анализ памятников. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. - 169с.

  16. Степанская Э.В. Родники народного творчества на земле Алтая // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 20-24 октября, 2015. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 3754-3755.

  17. Хакала, С. Шьем из лоскутов. ACT: Аарель, 2010. — 288 с.

  18. Чернышева, Л. А. Большая энциклопедия. Лоскутное шитье. М.: Издательство АСТ, 2015. - 240 с.