Файл: Книга представляет собой исходные принципы даосской онтологии. Дао это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О трактате «Дао-дэ-цзин»

Трактат «Дао-дэ-цзин», который приписывается Лао-цзы, состоит из 81 параграфа и насчитывает около 5 тыс. иероглифов. Традиционно он делится на две части – «Дао-цзин» (Канон о Дао) и «Дэ-цзин» (Канон о дэ), однако существенных различий они не имеют. Нынешний канонический вариант текста относится ко II-I вв. до н.э. «Дао-дэ-цзин» написан ритмизованной, рифмованной прозой. Его смысл не до конца понятен, и потому уже во II веке до н.э. началось комментирование этого текста.

Книга представляет собой исходные принципы даосской онтологии. Дао - это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Оно в принципе безымянно, везде проявляется, ибо есть "источник" вещей, но не является самостоятельной субстанцией, или сущностью. Категория дао не может быть выражена никакими другими понятиями, словами или категориями, поскольку она беспредельна, не имеет четко установленных определений, ибо выражает абсолютную пустоту. Дао, как это следует из книги Лао-цзы “Дао дэ дзин”, есть нечто не уловимое ни чувствами, ни разумом, непостигаемое, а потому ни с чем и ни с кем не сравнимое. В отличие от философии Запада, исходящей из активности человеческого познания и деяния, категория дао, наоборот, есть основа, исток и сущность недеяния. “Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, (он) не осуществляет их сам; создавая, не обладает (тем, что создано); приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая (что-либо), не гордится”

Следование дао – гарантия покоя и процветания как для народа и страны, так и для знати и правителя. “Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может его подчинить себе. Если знать, и государи могут его соблюдать, то все существа сами все становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится” [Там же]. Стремление к покою и гармонии пронизывает не только учение даосизма, конфуцианства и буддизма, но всю
духовную культуру Китая, все китайское общество в его историческом развитии.

В даосизме исключительно важное значение имеет образ совершенномудрого, обладающего необыкновенными качествами. Совершенномудрый во всех отношениях представляет собой образец мышления, сознания, самосознания и недеяния, а также образец нравственности. Естественно, совершенномудрый выступает в различных образах-ипостасях: то в виде совершеннейшего мудреца, то в виде идеального правителя, то в образе идеального простого человека. Все это вместе взятое, по существу, является замещением Бога, ибо даосизм, как конфуцианство и буддизм, является религией без Бога, религией совершенного человека.