Файл: Методика исследования состояния загрязненности воды в водоемах города Краснодона и Краснодонского района.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прозрачность. На прозрачность влияют взвешенные в воде различные вещества (в том числе и фитопланктон), температура и цвет воды. Как правило, прозрачность воды уменьшается после дождей и в периоды паводков. Чем ближе цвет приближается к голубому, тем прозрачнее вода, к желтому – прозрачность снижается, что наблюдается в водоемах с гумусовыми водами. Прозрачность уменьшается и с повышением температуры, поэтому зимой прозрачность выше, чем летом.
Определяется прозрачность с помощью диска Секки. Для его изготовления из жести вырезается круг, диаметром 30 см. и окрашивается эмалью в белый цвет. Диск привязывается к шнуру таким образом, что бы при погружении он занимал горизонтальное положение. Диск Секки погружают в воду с теневой стороны до тех пор, пока он не перестает быть виден. По разметке на шнуре определяют глубину его погружения, затем еще немного опускают и начинают подъем до его появления. Снова по шнуру определяют глубину. Среднее арифметическое этих двух полученных результатов является характеристикой прозрачности.
Прозрачность также определяется по шрифту Снеллена по слою жидкости, налитой в градуированный цилиндр. Прозрачность выражается в сантиметрах. Мерой прозрачности служит высота водяного столба, сквозь который еще можно прочесть шрифт.
Исследуемую воду необходимо взболтать и налить в цилиндрический сосуд с прозрачным дном, который имеет тубус для выпуска воды.
Сосуд с водой помещается на печатный шрифт Снеллина и читается сверху вниз через столб воды.
С помощью тубуса осторожно выпускается вода, пока не будет отчетливо различаться шрифт.
Определение прозрачности этим способом проводится, пока не осели взвешенные частицы.
Цветность. Водоемы различаются по цветности, которая определяется содержанием в воде гуминовых органических кислот. Гуминовые кислоты образуются при неполном разложении в воде органических веществ. Цветность воды характеризует концентрацию органического вещества. Темноокрашенные водоемы получают свое питание из болот. Светлоокрашенные водоемы питаются подземными источниками, родниками, атмосферными осадками.
Находящиеся в воде бактерии, в особенности некоторые виды водорослей, в период их усиленного размножения могут окрашивать воду от ярко – зеленого или красного до бурого цвета («цветение воды»). Окраска воды открытых водоемов может вызываться также поступающими в них сточными водами промышленных предприятий.
Во всех случаях окраска воды в тот или иной цвет свидетельствует о загрязнении ее минеральными или органическими веществами и заставляет относиться к воде с подозрением.
Для определения цветности диск Секки опускается на глубину, равную половине глубины прозрачности и словесно описывается цвет воды.
Кислотность. Концентрация ионов водорода определяет кислотность воды. Природные воды с рН от 3.4 до 6.95 относят к кислым, с рН от 6.95 до 7.3 к нейтральным и с рН от 7.3 до 10 к щелочным. В большинстве не загрязненных водоемах (кроме болот) рН определяется, в первую очередь, соотношением концентраций растворенных гидрокарбонатов и гуматов с одной стороны и углекислоты, с другой. Воды верховых болот из за высокого содержания гуминовых кислот имеют рН 4.5-5.5. Оптимальной для развития водных форм жизни считается рН 5.5 – 8.5.
В исследуемую воду опускается кусочек универсальной индикаторной бумаги, выдерживается около 15 секунд и сравнивается цвет с цветной шкалой.
Наличие осадка. Определяется после суточного отстаивания воды в трехлитровом сосуде. Если осадок образуется, он может быть хлопьевидным слизистым, хлопьевидным желтовато-коричневым, плотным белым (желтоватым), плотным бурым (коричневым), сероватым, в виде песка, глины или растительных остатков.
-
Биоиндикация загрязнения водоема с помощью макрозообентоса (индекс Майера)
Метод Майера определения чистоты воды основан на том, что различные группы водных беспозвоночных приурочены к водоемам с определенной степенью загрязненности.
Определение качества воды водоема по методу Майера не требует определения живых организмов с точностью до вида. Достаточно только отметить наличие в водной среде живых организмов.
Индекс Майера Обитатели чистых вод | Обитатели водоемов средней загрязненности | Обитатели загрязненных водоемов |
Личинки веснянок Личинки поденок Личинки ручейников Личинки вислокрылок Двустворчатые моллюски | Бокоплав Речной рак Личинки стрекоз Личинки комаров-долгоножек Моллюски-катушки Моллюски-живородки | Личинки комаров-звонцов Пиявки Водяной ослик Прудовики Личинки мошки Малощетинковые |
Около берега водоема с помощью сачка или сети Джеди вылавливаются беспозвоночные животные. Организмы помещаются в чашку с белым дном. Выловленные животные сравниваются с карточками-картинками (приложение), результаты заносятся в таблицу.
Рабочая таблица определения индекса Майера
Обитатели чистых вод, X | Обитатели водоемов средней загрязненности, Y | Обитатели загрязненных водоемов, Z |
Количество обнаруженных групп организмов из первой колонки таблицы необходимо умножить на 3, количество найденных групп живых организмов из второй колонки умножить на 2, а количество групп организмов из третьей колонки таблицы умножить на 1. Все получившиеся цифры складываются: ЗХ+ 2Y+ Z= S.
В итоге получается число, характеризующее степень загрязненности водоема. При значении суммы, большей 22 баллов, водоем можно отнести к 1 классу качества (очень чистый водоем). Значение суммы от 17 до 22 баллов позволяет отнести водоем ко 2 классу качества (чистый водоем), сумма от 11 до 18 баллов свидетельствует о принадлежности водоема к 3 классу качества (умеренно-загрязненный водоем). Значения суммы меньшие 11 характеризуют водоем как грязный (4-7 классы качества).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате интенсивного использования человечеством водных ресурсов происходит количественное и качественное изменение гидросферы. Изменяется водный баланс, режим рек, состав воды, что связано с загрязнением природных водоемов сточными водами, а так же с внесением загрязняющих веществ с поверхностным и внутрипочвенным стоком и непосредственно из воздуха.
В результате загрязнения происходит резкое ухудшение качества воды в водоемах, природные водоемы теряют способность к самоочищению. Загрязнение природной воды создает угрозу для жизни и здоровья населения, а так же существованию биосферы в целом. Многочисленные проявления негативного влияния хозяйственной деятельности человечества на водные объекты обусловили необходимость соблюдения экологических приоритетов для сбалансирования требований к охране водных экосистем – с одной стороны, и решения задач рационального хозяйственного использования их водных и биологических ресурсов – с другой стороны. Поэтому оценка состояния водных экосистем под действием антропогенных факторов является одной из наиболее актуальных задач для охраны водных ресурсов. Целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. Именно эта составляющая является основой экологической культуры выпускников средней общеобразовательной школы, от которой, в свою очередь зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровье людей, будущее нашей планеты.
Экологическое воспитание можно рассматривать как элемент общего воспитания направленный на преодоление у обучающихся утилитарно-потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней.
Важным аспектом является вовлечение учащихся в деятельность по изучению и охране экосистем на основе знаний и умений, усвоенных при изучении биологии, географии, экологии, физики, краеведения и т.д. При таком подходе к учебной деятельности ученик из слушателя превращается в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение также является одним из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное для самого ученика. Практическая направленность данной методики предполагает поиск путей решения экологических проблем водных объектов нашего региона.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
-
Гайворонская, Н.М. Применение биотестирования для оценки состояния водных объектов // Актуальные проблемы экологии и природопользования: сб. науч. трудов. — М.: РУДН, 2004. Вып. 6. -
Девятова Т.А., Крамарева Т.Н. Методика экологического исследования. Учебное пособие для ВУЗов. Воронеж, ВГУ 2014 г. -
Дружинин, С.В. Исследование воды и водоемов в условиях школы - М.: Чистые пруды, 2008. -
Душенков, В.М. Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных / М.: Академия, 2000. -
Иванов Е.С., Авдеева Н.В., Кременецкая Т.В., Золотов Г.В Методы экологических исследований: практикум. Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. — Рязань, 2011. -
Интернет-ресурс http://elib.bsu.by/handle/123456789/134366 -
Чертопруд, М.В. Мониторинг загрязнения водоемов по со-ставу макрозообентоса/метод. пособие. — М.: Ассоциация по химическому образованию, 1999.
Приложение
Обитатели пресных водоемов | Рисунок |
1. Личинка поденки плавающая (до 11 мм) | |
2. Личинка поденки сжатая (до 7 мм). 3 хвостовых нити,6 ног. Похожа на плавающую личинку, но часто зарывается в ил, покрыта грязью. | |
3. Личинка поденки плоская (до 16 мм). Плоское тело с серповидной головой. 3 хвостовых нити, 6 ног. Чаще ползает, чем плавает | |
4. Личинка поденки норная, например, личинка белой поденки (до 40 мм). 3 хвостовых нити, 6 ног. Два ряда жабр вдоль длинного коричневого тела | |
5. Личинка равнокрылой стрекозы (до 30 мм). 3 плоских хвостовых нити. Тело обычно зеленого или коричневого цвета. При плавании тело двигается из стороны в сторону | |
6. Личинка разнокрылой стрекозы (до 70 мм). 6 ног, хвост разветвлен на 3 части, но не так явно, как у личинок поденки | |
7. Личинка веснянки (до 30 мм в длину). 6 ног, 2 длинных хвостовых нити. Ползает медленно. Жабры не обязательно выражены | |
8. Личинка ручейника в домике (до 55 мм в длину). Живет в переносном домике из растительных минеральных частиц, скрепленных выделениями прядильных желез | |
9. Личинка ручейника, без домика (до 26 мм). 6 ног, обычно темная голова и более светлое тело, 2 крючка на конце | |
10. Личинка вислокрылки (до 40 мм). Длинные ряды жабр вдоль плотного коричневого тела. Один хвост | |
11. Личинка мошки речной, или одагмии пятнистой (до 15 мм). Передвигается, скручиваясь в петли и распрямляясь. Конец тела утолщенный. Часто прикреплена присоской к камням | |
12. Личинка долгоножки (до 30 мм). Серое червеобразное туловище, два крючка на хвосте | |
13. Личинка комара-звонца (до 20 мм длиной). Мотыль. Ярко-красный или зеленый червячок, плавает, складываясь восьмеркой и распрямляясь | |
14. Энхитрей беловатый (до 40 мм). Похож на дождевого червя. Тусклая розовато-коричневая окраска | |
15. Личинка мухи-журчалки, «крыска» (до 55 мм). Серое утолщенное тело и очень длинная дыхательная трубка на поверхности воды | |
16. Планария молочно-белая (плоский червь). Очень плоская (до 40 мм в длину), иногда с рожками или с точечными глазками. Скользит по камням | |
17. Пиявка обыкновенная (до 30 мм в длину). Сегментированное тело с присосками на концах. Плавает или передвигается, складываясь в петли и распрямляясь | |
18. Водные брюхоногие моллюски (до 50 мм в длину). Много типов со спиралевидными (улитки, прудовики) и катушечными (катушки) раковинами | |
19. Шаровка роговая (до 20 мм). Небольшая чашеобразная раковина. Вершина створок раковины сдвинута в сторону | |
20. Горошинка речная (до 15 мм). Сероватая раковина, скошенная на сторону (похожа на сердцевидку съедобную) | |
21. Водяные жуки (различной величины), много видов — плавунцы, полоскуны, плавунчики, гребцы, водолюбы. Сложенные жесткие надкрылья образуют полосу вдоль спины. Ползают или плавают | |
22. Гребляк точечный (до 17 мм в длину). Крупные задние ноги похожи на весла. Быстро плавает в толще воды | |
23. Водомерка (до 18 мм в длину). Тело черное, скользит по поверхности воды | |
24. Водяной ослик (до 12 мм в длину). Темное плоское серовато-коричневое тело. Ползает среди растений по дну | |
25. Бокоплав (Пресноводная креветка длиной до 20 мм). Плавает боком, очень быстро. Цвет — от серого до красноватого | |
26. Клещ географический (2—3 мм). Очень маленькое округлое тело. Похож на паука. Быстро плавает | |