Файл: Методика исследования состояния загрязненности воды в водоемах города Краснодона и Краснодонского района.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прозрачность. На прозрачность влияют взвешенные в воде различные вещества (в том числе и фитопланктон), температура и цвет воды. Как правило, прозрачность воды уменьшается после дождей и в периоды паводков. Чем ближе цвет приближается к голубому, тем прозрачнее вода, к желтому – прозрачность снижается, что наблюдается в водоемах с гумусовыми водами. Прозрачность уменьшается и с повышением температуры, поэтому зимой прозрачность выше, чем летом.

Определяется прозрачность с помощью диска Секки. Для его изготовления из жести вырезается круг, диаметром 30 см. и окрашивается эмалью в белый цвет. Диск привязывается к шнуру таким образом, что бы при погружении он занимал горизонтальное положение. Диск Секки погружают в воду с теневой стороны до тех пор, пока он не перестает быть виден. По разметке на шнуре определяют глубину его погружения, затем еще немного опускают и начинают подъем до его появления. Снова по шнуру определяют глубину. Среднее арифметическое этих двух полученных результатов является характеристикой прозрачности.

Прозрачность также определяется по шрифту Снеллена по слою жидкости, налитой в градуированный цилиндр. Прозрачность выражается в сантиметрах. Мерой прозрачности служит высота водяного столба, сквозь который еще можно прочесть шрифт.

Исследуемую воду необходимо взболтать и налить в цилиндрический сосуд с прозрачным дном, который имеет тубус для выпуска воды.

Сосуд с водой помещается на печатный шрифт Снеллина и читается сверху вниз через столб воды.

С помощью тубуса осторожно выпускается вода, пока не будет отчетливо различаться шрифт.

Определение прозрачности этим способом проводится, пока не осели взвешенные частицы.

Цветность. Водоемы различаются по цветности, которая определяется содержанием в воде гуминовых органических кислот. Гуминовые кислоты образуются при неполном разложении в воде органических веществ. Цветность воды характеризует концентрацию органического вещества. Темноокрашенные водоемы получают свое питание из болот. Светлоокрашенные водоемы питаются подземными источниками, родниками, атмосферными осадками.

Находящиеся в воде бактерии, в особенности некоторые виды водорослей, в период их усиленного размножения могут окрашивать воду от ярко – зеленого или красного до бурого цвета («цветение воды»). Окраска воды открытых водоемов может вызываться также поступающими в них сточными водами промышленных предприятий.


Во всех случаях окраска воды в тот или иной цвет свидетельствует о загрязнении ее минеральными или органическими веществами и заставляет относиться к воде с подозрением.

Для определения цветности диск Секки опускается на глубину, равную половине глубины прозрачности и словесно описывается цвет воды.

Кислотность. Концентрация ионов водорода определяет кислотность воды. Природные воды с рН от 3.4 до 6.95 относят к кислым, с рН от 6.95 до 7.3 к нейтральным и с рН от 7.3 до 10 к щелочным. В большинстве не загрязненных водоемах (кроме болот) рН определяется, в первую очередь, соотношением концентраций растворенных гидрокарбонатов и гуматов с одной стороны и углекислоты, с другой. Воды верховых болот из за высокого содержания гуминовых кислот имеют рН 4.5-5.5. Оптимальной для развития водных форм жизни считается рН 5.5 – 8.5.

В исследуемую воду опускается кусочек универсальной индикаторной бумаги, выдерживается около 15 секунд и сравнивается цвет с цветной шкалой.

Наличие осадка. Определяется после суточного отстаивания воды в трехлитровом сосуде. Если осадок образуется, он может быть хлопьевидным слизистым, хлопьевидным желтовато-коричневым, плотным белым (желтоватым), плотным бурым (коричневым), сероватым, в виде песка, глины или растительных остатков.


    1. Биоиндикация загрязнения водоема с помощью макрозообентоса (индекс Майера)

Метод Майера определения чистоты воды основан на том, что различные группы водных беспозвоночных приурочены к водоемам с определенной степенью загрязненности.

Определение качества воды водоема по методу Майера не требует определения живых организмов с точностью до вида. Достаточно только отметить наличие в водной среде живых организмов.


Индекс Майера Обитатели

чистых вод

Обитатели водоемов

средней загрязненности

Обитатели

загрязненных водоемов

Личинки веснянок

Личинки поденок

Личинки ручейников

Личинки вислокрылок

Двустворчатые моллюски

Бокоплав

Речной рак

Личинки стрекоз

Личинки комаров-долгоножек

Моллюски-катушки

Моллюски-живородки

Личинки комаров-звонцов

Пиявки

Водяной ослик

Прудовики

Личинки мошки

Малощетинковые



Около берега водоема с помощью сачка или сети Джеди вылавливаются беспозвоночные животные. Организмы помещаются в чашку с белым дном. Выловленные животные сравниваются с карточками-картинками (приложение), результаты заносятся в таблицу.

Рабочая таблица определения индекса Майера

Обитатели чистых вод, X

Обитатели водоемов

средней загрязненности, Y

Обитатели

загрязненных водоемов, Z

Количество обнаруженных групп организмов из первой колонки таблицы необходимо умножить на 3, количество найденных групп живых организмов из второй колонки умножить на 2, а количество групп организмов из третьей колонки таблицы умножить на 1. Все получившиеся цифры складываются: ЗХ+ 2Y+ Z= S.

В итоге получается число, характеризующее степень загрязненности водоема. При значении суммы, большей 22 баллов, водоем можно отнести к 1 классу качества (очень чистый водоем). Значение суммы от 17 до 22 баллов позволяет отнести водоем ко 2 классу качества (чистый водоем), сумма от 11 до 18 баллов свидетельствует о принадлежности водоема к 3 классу качества (умеренно-загрязненный водоем). Значения суммы меньшие 11 характеризуют водоем как грязный (4-7 классы качества).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате интенсивного использования человечеством водных ресурсов происходит количественное и качественное изменение гидросферы. Изменяется водный баланс, режим рек, состав воды, что связано с загрязнением природных водоемов сточными водами, а так же с внесением загрязняющих веществ с поверхностным и внутрипочвенным стоком и непосредственно из воздуха.

В результате загрязнения происходит резкое ухудшение качества воды в водоемах, природные водоемы теряют способность к самоочищению. Загрязнение природной воды создает угрозу для жизни и здоровья населения, а так же существованию биосферы в целом. Многочисленные проявления негативного влияния хозяйственной деятельности человечества на водные объекты обусловили необходимость соблюдения экологических приоритетов для сбалансирования требований к охране водных экосистем – с одной стороны, и решения задач рационального хозяйственного использования их водных и биологических ресурсов – с другой стороны. Поэтому оценка состояния водных экосистем под действием антропогенных факторов является одной из наиболее актуальных задач для охраны водных ресурсов. Целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. Именно эта составляющая является основой экологической культуры выпускников средней общеобразовательной школы, от которой, в свою очередь зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровье людей, будущее нашей планеты.


Экологическое воспитание можно рассматривать как элемент общего воспитания направленный на преодоление у обучающихся утилитарно-потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней.

Важным аспектом является вовлечение учащихся в деятельность по изучению и охране экосистем на основе знаний и умений, усвоенных при изучении биологии, географии, экологии, физики, краеведения и т.д. При таком подходе к учебной деятельности ученик из слушателя превращается в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение также является одним из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное для самого ученика. Практическая направленность данной методики предполагает поиск путей решения экологических проблем водных объектов нашего региона.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ


  1. Гайворонская, Н.М. Применение биотестирования для оценки состояния водных объектов // Актуальные проблемы экологии и природопользования: сб. науч. трудов. — М.: РУДН, 2004. Вып. 6.

  2. Девятова Т.А., Крамарева Т.Н. Методика экологического исследования. Учебное пособие для ВУЗов. Воронеж, ВГУ 2014 г.

  3. Дружинин, С.В. Исследование воды и водоемов в условиях школы - М.: Чистые пруды, 2008.

  4. Душенков, В.М. Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных / М.: Академия, 2000.

  5. Иванов Е.С., Авдеева Н.В., Кременецкая Т.В., Золотов Г.В Методы экологических исследований: практикум. Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. — Рязань, 2011.

  6. Интернет-ресурс http://elib.bsu.by/handle/123456789/134366

  7. Чертопруд, М.В. Мониторинг загрязнения водоемов по со-ставу макрозообентоса/метод. пособие. — М.: Ассоциация по химическому образованию, 1999.


Приложение

Обитатели пресных водоемов

Рисунок

1. Личинка поденки плавающая (до 11 мм)



2. Личинка поденки сжатая (до 7 мм). 3 хвостовых нити,6 ног. Похожа на плавающую личинку, но часто зарывается в ил, покрыта грязью.



3. Личинка поденки плоская (до 16 мм). Плоское тело с серповидной головой. 3 хвостовых нити, 6 ног. Чаще ползает, чем плавает



4. Личинка поденки норная, например, личинка белой поденки (до 40 мм). 3 хвостовых нити, 6 ног. Два ряда жабр вдоль длинного коричневого тела



5. Личинка равнокрылой стрекозы (до 30 мм). 3 плоских хвостовых нити. Тело обычно зеленого или коричневого цвета. При плавании тело двигается из стороны в сторону



6. Личинка разнокрылой стрекозы (до 70 мм). 6 ног, хвост разветвлен на 3 части, но не так явно, как у личинок поденки



7. Личинка веснянки (до 30 мм в длину). 6 ног, 2 длинных хвостовых нити. Ползает медленно. Жабры не обязательно выражены



8. Личинка ручейника в домике (до 55 мм в длину). Живет в переносном домике из растительных минеральных частиц, скрепленных выделениями прядильных желез



9. Личинка ручейника, без домика (до 26 мм). 6 ног, обычно темная голова и более светлое тело, 2 крючка на конце



10. Личинка вислокрылки (до 40 мм). Длинные ряды

жабр вдоль плотного коричневого тела. Один хвост



11. Личинка мошки речной, или одагмии пятнистой (до 15 мм). Передвигается, скручиваясь в петли и распрямляясь. Конец тела утолщенный. Часто прикреплена присоской к камням



12. Личинка долгоножки (до 30 мм). Серое червеобразное туловище, два крючка на хвосте



13. Личинка комара-звонца (до 20 мм длиной). Мотыль. Ярко-красный или зеленый червячок, плавает, складываясь восьмеркой и распрямляясь



14. Энхитрей беловатый (до 40 мм). Похож на дождевого червя. Тусклая розовато-коричневая

окраска



15. Личинка мухи-журчалки, «крыска» (до 55 мм). Серое утолщенное тело и очень длинная дыхательная трубка на поверхности воды



16. Планария молочно-белая (плоский червь). Очень плоская (до 40 мм в длину), иногда с рожками или с точечными глазками. Скользит по камням



17. Пиявка обыкновенная (до 30 мм в длину).

Сегментированное тело с присосками на концах. Плавает или передвигается, складываясь в петли и распрямляясь



18. Водные брюхоногие моллюски (до 50 мм в длину). Много типов со спиралевидными (улитки, прудовики) и катушечными (катушки) раковинами



19. Шаровка роговая (до 20 мм). Небольшая чашеобразная раковина. Вершина створок раковины сдвинута в сторону



20. Горошинка речная (до 15 мм). Сероватая раковина, скошенная на сторону (похожа на сердцевидку съедобную)



21. Водяные жуки (различной величины), много видов — плавунцы, полоскуны, плавунчики, гребцы, водолюбы. Сложенные жесткие надкрылья образуют полосу вдоль спины. Ползают или плавают



22. Гребляк точечный (до 17 мм в длину). Крупные задние ноги похожи на весла. Быстро плавает в толще воды



23. Водомерка (до 18 мм в длину). Тело черное, скользит по поверхности воды



24. Водяной ослик (до 12 мм в длину). Темное плоское серовато-коричневое тело. Ползает среди

растений по дну



25. Бокоплав (Пресноводная креветка длиной до 20 мм). Плавает боком, очень быстро. Цвет — от серого до красноватого



26. Клещ географический (2—3 мм). Очень маленькое округлое тело. Похож на паука. Быстро плавает