Файл: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 845
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Назначение упаковки в логистике
2.1 Понятие грузовой единицы в логистике и ее пакетирование
Грузовая единица – это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое.
Верное решение по выбору грузовой единицы обеспечивает [7]:
Характеристиками грузовой единицы являются следующие [9]:
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой.
В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200 x800 и 1200 x1000 мм.
В логистике используют некоторую условную единицу площади, базовый модуль. Это прямоугольник со сторонами 600 x400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы (рис.6).
На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары (рис.7).
Рисунок 6 – Принципиальная схема использования основного модуля на разных стадиях логистического процесса
Рисунок 7 – Примеры размещения транспортной тары различного размера на поддоне 1200х800 мм (в плане): а) тары прямоугольного сечения; б) тары круглого сечения
Пакетирование – это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.
Пакетирование обеспечивает [8]:
Применяют различные методы пакетирования грузовых единиц – обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой.
Одним из наиболее прогрессивных методов является пакетирование с помощью термоусадочной пленки. Метод основан на способности полимерной пленки сокращаться под воздействием температуры. формируют грузовой пакет из штучных грузов, который обертывают или обандероливают полимерной пленкой. После нагревания пленка остывает, ее поверхность сокращается. Усадка пленки вызывает ее натяжение вокруг груза, что способствует сохранности формы пакета в процессе совершения различных операций.
Преимущества метода [12]:
1. Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет имеет повышенную устойчивость к вибрации и сотрясениям при транспортировке и перегрузках – уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом (рис.8).
Грузы защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки становится заметным.
2. Возможность пакетирования грузов различных по размеру и по форме.
3. Сравнительно низкие затраты труда. в 3–4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты. грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность не нарушается.
Рисунок 8 – Повышенная устойчивость грузового пакета, обандероленного термоусадочной пленкой
Недостатки пакетирования с помощью термоусадочной пленки:
Стандартизировать обработку грузовых единиц позволяет применение справочного руководства по таре и упаковке, основу которого составляет следующая информация:
2.2 Влияние упаковки и тары на логистические издержки
Упаковка существенным образом влияет на уровень логистических издержек и производительность логистической системы. Интегрированный подход к операциям упаковки в логистической системе может быть весьма эффективен. Любая модель логистического планирования, предназначенная для
контроля общих издержек процесса распределения, должна учитывать все виды издержек в их соотношении с уровнем сервиса, включая и те, что создаются операциями упаковки. Расходы на транспортировку и хранение прямо зависят от габаритов и плотности упаковки. Упаковка должна быть прочной, удобной, информационно насыщенной и соответствовать экологическим стандартам. Наличие всех этих свойств повышает потребительские качества продуктов и соответственно уровень логистического сервиса. В свете увеличения протяжённости и сложности глобальных логистичеких цепей и роста расходов на создание новых распределительных центров особое (стратегическое) значение приобретает возможность отложить процесс упаковки до выявления конечного потребителя.
Обычно выделяют два типа упаковок [6]:
Для повышения эффективности грузопереработки готовые продукты (или их компоненты) обычно группируют в более крупные единицы. Все ёмкости, служащие для первичной консолидации отдельных продуктов, называют промышленной упаковкой. Когда для удобства грузопереработки промышленные упаковки сводят в более крупные грузовые отправки, этот процесс именуется контейнеризацией или созданием укрупнённых грузовых единиц. Промышленная упаковка и укрупнённая грузовая единица являются основными объектами грузпереработки в логистическом канале. Вес, габариты и прочность промышленной упаковки большинства продуктов предопределяют требования к их транспортировке и грузопереработке. Если упаковка не содействует производительности логистических операций, страдает эффективность всей системы.
Первое требование к разработке промышленной упаковки – стандартизация и ограничение числа типоразмеров в целях обеспечения эффективной эксплуатации оборудования в процессе транспортировки и хранения.
Упаковка должна обладать достаточными, с учётом физических нагрузок и других внешних воздействий, защитными свойствами. При этом конструкция и материал упаковки в сочетании обеспечивают желательный уровень сохранности продукции, но при этом не допускают чрезмерных расходов на излишнюю защиту.
Создание укрупнённой грузовой единицы сводится к физическому объединению (консолидации) отдельных промышленных упаковок в один стандартизованный пакет, удобный для транспортировки и грузопереработки.
Все формы создания укрупнённых грузовых единиц – от простой связки двух промышленных упаковок до консолидации грузов посредством специализированного транспортного оборудования – подпадают под понятие «контейнерезация» Все виды контейнерезации имеют одну цель – повышение эффективности грузопереработки.
Жёсткий контейнер представляет собой устройство, в которое помещаются промышленные упаковки или разрозненные изделия для складирования или транспортировки. Это одновременно облегчает операции по грузопереработки и повышает защищённость продукции. Нежёсткие контейнеры, как следует из названия, не создают замкнутой защищающей оболочки для складируемой и транспортируемой продукции. Примером является штабелирование промышленных упаковок на поддонах (их ещё называют паллетами) или скользящих листах.
Потребительская и промышленная упаковки – ключевые элементы интегрированной логистической стратегии. От упаковки во многом зависят эффективность и производительность логистических операций. Потребительская упаковка должна быть удобна в применении, привлекательна для глаза, компактна, обладать защитными свойствами.
Оценка эффективности функционирования склада должна проводиться не только в узком смысле с точки зрения деятельности склада как самостоятельной системы, но и в широком с точки зрения оценки влияния складской системы на конечный результат функционирования логистической системы предприятия.
В целом показатели, характеризующие эффективность логистики складирования, представлены в таблице 1.
Для оценки работы склада предлагается применять следующие группы показателей [4].
Первая группа: показатели, характеризующие интенсивность работы склада.
Вторая группа: показатели, характеризующие эффективность использования складских помещений.
Третья группа: показатели, характеризующие уровень сохранности товара и финансовые показатели работы склада.
Четвертая группа: качество складского сервиса и удовлетворение потребностей.
Показатели складской деятельности являются важнейшей составной частью всей системы логистических показателей.
Таблица 1 – Показатели эффективности логистики складирования
2.1 Понятие грузовой единицы в логистике и ее пакетирование
Грузовая единица – это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое.
Верное решение по выбору грузовой единицы обеспечивает [7]:
-
единовременное транспортирование большего количества товара; -
эффективное использование площади и объема склада; -
возможность использования стандартного оборудования при погрузочно – разгрузочных транспортно – складских (ПРТС) работах; -
ускорение ПРТС работ; -
минимизацию риска повреждения товара; -
повышение безопасности логистических процессов.
Характеристиками грузовой единицы являются следующие [9]:
-
размеры грузовой единицы; -
способность к сохранению целостности.
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой.
В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200 x800 и 1200 x1000 мм.
В логистике используют некоторую условную единицу площади, базовый модуль. Это прямоугольник со сторонами 600 x400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы (рис.6).
На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары (рис.7).
Рисунок 6 – Принципиальная схема использования основного модуля на разных стадиях логистического процесса
Рисунок 7 – Примеры размещения транспортной тары различного размера на поддоне 1200х800 мм (в плане): а) тары прямоугольного сечения; б) тары круглого сечения
Пакетирование – это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.
Пакетирование обеспечивает [8]:
-
сохранность продукта на пути движения к потребителю; -
возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ; -
максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава; -
возможность перегрузки без переформирования; -
безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
Применяют различные методы пакетирования грузовых единиц – обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой.
Одним из наиболее прогрессивных методов является пакетирование с помощью термоусадочной пленки. Метод основан на способности полимерной пленки сокращаться под воздействием температуры. формируют грузовой пакет из штучных грузов, который обертывают или обандероливают полимерной пленкой. После нагревания пленка остывает, ее поверхность сокращается. Усадка пленки вызывает ее натяжение вокруг груза, что способствует сохранности формы пакета в процессе совершения различных операций.
Преимущества метода [12]:
1. Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет имеет повышенную устойчивость к вибрации и сотрясениям при транспортировке и перегрузках – уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом (рис.8).
Грузы защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки становится заметным.
2. Возможность пакетирования грузов различных по размеру и по форме.
3. Сравнительно низкие затраты труда. в 3–4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты. грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность не нарушается.
Рисунок 8 – Повышенная устойчивость грузового пакета, обандероленного термоусадочной пленкой
Недостатки пакетирования с помощью термоусадочной пленки:
-
невозможность пакетирования замороженных продуктов; -
отсутствие защиты продукции от механических повреждений при выполнении погрузочно – разгрузочных и транспортно – складских операций.
Стандартизировать обработку грузовых единиц позволяет применение справочного руководства по таре и упаковке, основу которого составляет следующая информация:
-
приемлемые для фирмы виды упаковки; -
технология ручной и механизированной переработки грузовых единиц; -
маркировка и порядок оборота транспортной тары; -
транспортная накладная и упаковочный лист.
2.2 Влияние упаковки и тары на логистические издержки
Упаковка существенным образом влияет на уровень логистических издержек и производительность логистической системы. Интегрированный подход к операциям упаковки в логистической системе может быть весьма эффективен. Любая модель логистического планирования, предназначенная для
контроля общих издержек процесса распределения, должна учитывать все виды издержек в их соотношении с уровнем сервиса, включая и те, что создаются операциями упаковки. Расходы на транспортировку и хранение прямо зависят от габаритов и плотности упаковки. Упаковка должна быть прочной, удобной, информационно насыщенной и соответствовать экологическим стандартам. Наличие всех этих свойств повышает потребительские качества продуктов и соответственно уровень логистического сервиса. В свете увеличения протяжённости и сложности глобальных логистичеких цепей и роста расходов на создание новых распределительных центров особое (стратегическое) значение приобретает возможность отложить процесс упаковки до выявления конечного потребителя.
Обычно выделяют два типа упаковок [6]:
-
Потребительская упаковка. Она нацелена на конечного потребителя товара и в большей степени выполняет маркетинговые функции. Потребительская упаковка разрабатывается из соображений удобства потребителя, привлекательности для покупателей, эффективного использования торговых площадей и защиты товаров от повреждений. Потребительская упаковка должна отличаться оригинальностью внешнего вида, нести большой объём информации, что ведёт к необычной форме и габаритам, именно это и представляет собой наихудшую упаковку с точки зрения логистики; -
Промышленная упаковка, обеспечивающая удобство логистических операций.
Для повышения эффективности грузопереработки готовые продукты (или их компоненты) обычно группируют в более крупные единицы. Все ёмкости, служащие для первичной консолидации отдельных продуктов, называют промышленной упаковкой. Когда для удобства грузопереработки промышленные упаковки сводят в более крупные грузовые отправки, этот процесс именуется контейнеризацией или созданием укрупнённых грузовых единиц. Промышленная упаковка и укрупнённая грузовая единица являются основными объектами грузпереработки в логистическом канале. Вес, габариты и прочность промышленной упаковки большинства продуктов предопределяют требования к их транспортировке и грузопереработке. Если упаковка не содействует производительности логистических операций, страдает эффективность всей системы.
Первое требование к разработке промышленной упаковки – стандартизация и ограничение числа типоразмеров в целях обеспечения эффективной эксплуатации оборудования в процессе транспортировки и хранения.
Упаковка должна обладать достаточными, с учётом физических нагрузок и других внешних воздействий, защитными свойствами. При этом конструкция и материал упаковки в сочетании обеспечивают желательный уровень сохранности продукции, но при этом не допускают чрезмерных расходов на излишнюю защиту.
Создание укрупнённой грузовой единицы сводится к физическому объединению (консолидации) отдельных промышленных упаковок в один стандартизованный пакет, удобный для транспортировки и грузопереработки.
Все формы создания укрупнённых грузовых единиц – от простой связки двух промышленных упаковок до консолидации грузов посредством специализированного транспортного оборудования – подпадают под понятие «контейнерезация» Все виды контейнерезации имеют одну цель – повышение эффективности грузопереработки.
Жёсткий контейнер представляет собой устройство, в которое помещаются промышленные упаковки или разрозненные изделия для складирования или транспортировки. Это одновременно облегчает операции по грузопереработки и повышает защищённость продукции. Нежёсткие контейнеры, как следует из названия, не создают замкнутой защищающей оболочки для складируемой и транспортируемой продукции. Примером является штабелирование промышленных упаковок на поддонах (их ещё называют паллетами) или скользящих листах.
Потребительская и промышленная упаковки – ключевые элементы интегрированной логистической стратегии. От упаковки во многом зависят эффективность и производительность логистических операций. Потребительская упаковка должна быть удобна в применении, привлекательна для глаза, компактна, обладать защитными свойствами.
Оценка эффективности функционирования склада должна проводиться не только в узком смысле с точки зрения деятельности склада как самостоятельной системы, но и в широком с точки зрения оценки влияния складской системы на конечный результат функционирования логистической системы предприятия.
В целом показатели, характеризующие эффективность логистики складирования, представлены в таблице 1.
Для оценки работы склада предлагается применять следующие группы показателей [4].
Первая группа: показатели, характеризующие интенсивность работы склада.
Вторая группа: показатели, характеризующие эффективность использования складских помещений.
Третья группа: показатели, характеризующие уровень сохранности товара и финансовые показатели работы склада.
Четвертая группа: качество складского сервиса и удовлетворение потребностей.
Показатели складской деятельности являются важнейшей составной частью всей системы логистических показателей.
Таблица 1 – Показатели эффективности логистики складирования
Ключевые факторы | Показатели эффективности и результативности |
Качество складского сервиса и удовлетворение потребностей | Обеспечение выполнения заказа точно к указанному сроку Полнота удовлетворения потребности Точность параметров заказа Точность поддержания уровней запасов Количество возвратов заказов, отсутствие заказов, повышение тарифов Ошибки в выполнении заказов Случаи потерь, хищений, порчи и т.п. Возврат товаров покупателями Жалобы потребителей Оценка потребителями степени удовлетворения качеством сервиса |
Использование инвестиций | Скорость и количество оборотов запасов Использование оборотного капитала Средний уровень запасов на складе Возврат на инвестиции в основные фонды Использование инвестиций в складскую инфраструктуру Использование инвестиций в складское оборудование |
Логистические издержки | Затраты на управление складскими запасами Затраты на внутрискладскую транспортировку Затраты, связанные с качеством продукции и сервиса (ущерб от недостаточности уровня качества, потери продаж, возврат товаров, устаревание запасов и т.п.) Затраты на складскую грузопереработку и хранение Затраты, связанные с процедурами заказов |
Время логистических циклов | Время составляющих цикла запасов Время пополнения запасов Время обработки заказов потребителей Время доставки заказа Время подготовки и комплектации заказа Время цикла закупки товаров Время цикла подготовки отчётов |
Производительность | Количество обработанных заказов в единицу времени Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузоподъёмности транспортных средств Использование складского пространства Количество операций грузопереработки в час Общие логистические издержки на единицу инвестированного в складские запасы капитала Общие логистические издержки на единицу складского товарооборота |