Файл: Современная западная философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский авиационный институт (национальный исследовательский

университет)»

Доклад по философии на тему:

«Современная западная философия»

Выполнили: студенты группы М1О-207С-21

Черанев М.Е.

Зайцев А.О.

Корчагин Д.К.

Москва, 2023 г.

Современная западная философия – это неклассическая философия. Начало ее становления относится к концу XIX в.

Классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. Французская революция года и первая мировая война, продемонстрировав способность использовать науку для массового уничтожения человечества, нанесли удар по вере в прогресс на основе разумных преобразований и в просвещение. Не удивительно, что наиболее проницательные мыслители конца XIX века вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса, иррациональности истории и самой человеческой души. Таким образом, критики классической философии переходят на позиции иррационализма.

Противоположность неклассической философии предшествующей философской традиции проявляется и в проблематике философии. Представители неклассической философии отказываются от идеи субстанции, введенной еще древними греками для обозначения первоосновы мира. Таким образом, вопрос о сущности мира, в неклассической философии, просто не ставится как не имеющий смысла. Ближайшая человеку, и единственная реальность, с которой имеет дело философ неклассической ориентации – это бытие человеческого сознания.

Надлом классической философии произошел уже в учениях Артура Шопенгауэра, Серена Кьеркегора, Фридриха Ницше и их последователей.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) изложил свои взгляды в большом философском сочинении «Мир как воля и представление». Как можно всю историю упрятать в клетку категорий, если слепая и иррациональная «Воля», а вовсе не «Разум» правит историей и жизнью людей? – спрашивает Шопенгауэр. Жизнь – страдание, история – слепой случай, прогресс – иллюзия. Всякий финализм и всякая форма оптимизма безосновательны, ибо судьбы трагична.

В основе мирового процесса, по убеждению Шопенгауэра, лежит действие слепой, бессознательной силы – воли к жизни. Эта сила бессмысленна, как бессмысленна сама жизнь, а жизнь человеческая – в особенности. Она бессмысленна потому, что каждый из нас обречен на смерть, а многие – на старость, болезнь и страдание. Но именно 
воля к жизни забросила нас в чуждый, враждебный нам мир. У человека есть только один выход – погасить в себе волю к жизни, т.е. принять ту истину, которую узрели еще древние индусы, выразившие ее в религиозно-философском учении буддизма о нирване (постепенном угасании жизненной воли, свободном выборе небытия).

В рационализме, в попытке установить господство интеллекта над жизнью видел регресс общества («декаданс») и Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900). К главным произведениям Ницше принято относить «Так говорил Заратустра»«По ту сторону добра и зла»«Генеалогия морали»«Сумерки богов» и т.д. Как и Шопенгауэр, Ницше говорил о мировой воле, но это уже не воля к жизни, а воля к власти. Воля к власти утверждает в мире власть сильных над слабыми – это и есть естественный порядок вещей. Свою философию Ницше рассматривал как переоценку ценностей.

Подобная переоценка, прежде всего, касалась идеологии и морали христианства, которую философ отвергал как идеологию и мораль «рабов». Христианство – религия сострадания. Сострадание берет под охрану то, что созрело, чтобы уйти, все обреченное. В своих многочисленных книгах Ницше превозносил жизненный инстинкт, аристократическую культуру и «дионисийское» (выражающее буйство жизни) искусство и так же решительно отвергал науку, мораль, рациональное сознание – все то, что, по его мнению, омертвляет и ослабляет жизненный порыв. Культ Ницше – это культ «лучших» и «избранных», культ «Сверхчеловека».

В неклассической философии значительное место занимает также философия, ориентированная на науку.Основные признаки свойственные неклассической философии здесь тоже присутствуют: размежевание с классической философией (старой метафизикой), отказ от идеи субстанции, переход от исследования сущности мира к исследованию человеческого опыта и т.д. К сциентистской философии в современной неклассической философии относится позитивизм в его различных формах и философия прагматизма.

Существует 4 формы позитивизма: классический позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж. С. Милля; эмпириокритицизм; неопозитивизм; постпозитивизм.

Главная задача позитивизма – отделение науки от философии и философии от науки. Наука сама себе философия, а философия, в традиционном, классическом понимании к науке не имеет отношения.



Французский философ Огюст Конт (1798-1857) является родоначальником позитивизма. Вся история познания, по Конту – это история появления, существования и смены 3-х стадий:

1. Теологическая стадия – человеческий интеллект находится на стадии детства. Для него характерно наделение мира продуктами своей фантазии, попытка объяснить происходящее в мире по образу и подобию человека. Задачи детского интеллекта – дать исчерпывающее объяснение всему, стремление к абсолютному знанию при неспособности получить даже относительное.

2. Метафизическая стадия – это измененная форма теологической. Сверхъестественные, божественные силы здесь заменяются абстрактными силами, метафизическими сущностями. Прогресс в том, что интеллект опирается не на фантазию, а на рассудок. Метафизическая стадия – это новая рассудочная форма выражения старого теологического содержания.

3. Позитивная стадия – это стадия зрелости ума. Интеллект отличается трезвостью в оценке собственных сил, он ставит перед собой те задачи, которые он может решить, отказываясь от необоснованных притязаний на абсолютное знание.

О. Конт отказывает философии в специфике и собственном предмете, трактуя ее как сжатое изложение науки своего времени.

Идеи О. Конта были развиты английскими философами XIX века Джоном Стюартом Миллем (1806-1873), который продолжил вслед за Ф. Бэконом разработку и усовершенствование индуктивного метода, как универсального способа научного мышления, и Гербертом Спенсером (1820-1903) сформулировавшим эволюционный взгляд на мир. Для О. Конта, Дж.С. Милля и Г. Спенсера характерна ориентация на эмпиризм и на принцип верификации для доказательства истинности научных знаний.

Эмпириокритицизм возник как реакция на революцию в физике. На первой стадии революции в физике имел место кризис – ломка старых представлений, крах механистической картины мира. Философы, ориентированные на науку, должны были перестроиться, «старых» позитивистов они называют метафизиками.

Рихард Авенариус (1843-1896), Эрнст Мах (1838-1916) разработали концепцию нейтральных элементов. Нейтральные элементы нейтральны по отношению к материальному и идеальному, физическому и психическому. Объект состоит из ощущений, но они не в нас, а вне нас. В эмпириокритицизме применяется также принцип экономии мышления, который предполагает, что нужно отбросить все внеопытные допущения, а главным образом - отбросить признание материального мира, существующего независимо от нас, отказаться от понятий атома, причины, материи и т.д.


К неопозитивизму принадлежали Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Морис Шлик (1882-1936) и другие. Общая установка неопозитивизма основана на том, что если любая наука – это прежде всего научная теория, а она, в свою очередь, представляет собой некоторую языковую систему, то проблема разграничения науки и ненаучного знания может быть решена на лингвистическом уровне. Соответственно в качестве эталона науки выступает та языковая система, которая относительно проста, логична и легко проверяема. С точки зрения Л. Витгенштейна, в этой роли выступает формальная логика, задающая общие критерии научности. При этом утверждается, что эмпирическое знание дано человеку в чувственном восприятии и познание здесь возможно с абсолютной достоверностью. Таким образом, функции науки можно свести к описанию явлений, а роль философии – к анализу языка научной теории.

По мнению Л. Витгенштейна, любое высказывание, имеющее смысл, должно быть сводимым к атомарным предложениям, которые, в свою очередь, являются лишь описаниями. Понятно, что философские высказывания свести к атомарным и эмпирически проверяемым предложениям нельзя, поэтому они, по мнению философа, должны быть отнесены к разряду псевдовысказываний, которые лишены всякого значения, а значит, бессмысленны.

Этап  постпозитивизма начался в 1950-х гг. Для постпозитивизма характерно обращение к истории науки, а также разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Представителями постпозитивизма являются Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Стивен Тулмин и другие. Идею своеобразной «реабилитации» метафизики пытался осуществить английский философ К. Поппер (1902 - 1994). По его мнению, философия стимулирует научный прогресс. Метафизические идеи указывают направления и тенденции развития науки. Необходимость философии связана также и с психологическими причинами. Ученый должен верить в свою творческую деятельность и в возможность постижения истины. Следовательно, он должен верить в те умозрительные построения, с которых начинается построение научной теории и которые могут быть «весьма неопределенными» и носить «метафизический характер».

Прагматизм – это философское течение, возникшее в США в 70-е гг. XIX века. Представители прагматизма: Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914), Уильям Джемс
(1842-1910), Джон Дьюи и другие.

Основным понятием прагматизма является человеческое действие, которое, представляя собой форму существования человека, обладает чертами сознательности и целенаправленности. Прагматизм является философским учением, занимающимся изучением мыслительных и иных структур, обеспечивающих успешность, полезность и продуктивность человеческих действий.

Чарльз Пирс сформулировал основное положение своей позиции в так называемом «принципе Пирса». Согласно этому принципу, понятие обо всех следствиях, вытекающих из практических действий исследователя с объектом, и есть полное понятие этого объекта. Иными словами объект существует не сам по себе, а лишь как включенный в нашу жизнь.

Основываясь на идеях Пирса, Уильям Джемс развивает теорию истины. В отличие от классического определения, мерилом истины в прагматизме служит не соответствие идеи объективному положению дел в мире, а успешность и полезность результата, достигнутого при ее практическом осуществлении. Истина – это то, что полезно. Проверка на истинность не выявляет истину, а создает истину.

Экзистенциализм – это философия существования. Основные представители этого направления: Габриель Марсель, Жан Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и другие. В центре внимания экзистенциализма – проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Основное понятие экзистенциализма – понятие экзистенции.

Экзистенция – центральное ядро человеческого «Я» как конкретной неповторимой личности; она несводима ни к переживанию в психологическом смысле, ни к всеобщему мыслящему разуму. Экзистенция заключает в себе нерасчлененную целостность субъекта и объекта, недоступную рациональному мышлению исходящему из противопоставления субъекта объекту. Человек осознает себя как экзистенцию прежде всего в «пограничной ситуации» – перед лицом смерти, болезни, катастрофы.

Свобода понимается в экзистенциализме как свобода выбора самого себя, формирование себя своими действиями и поступками. Человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, при этом свободный человек несет ответственность за собственный выбор. Экзистенциалисты описывают человеческое существование в терминах тревоги, заброшенности, отчаяния, одиночества. Обсуждение проблем взаимодействия личности и социального целого приводит к понятию