ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
абсурда.
Жизнь человека онтологически абсурдна: она не имеет предзаданного смысла. Единственный выход – героически принять абсурдность жизни, но это одновременно означает и бунт. Альбер Камю как иллюстрацию абсурда жизни приводит миф о Сизифе. Сизиф, как и Прометей, богоборец, у него нет никаких иллюзий, он вкатывает свой камень в гору в полном сознании бессмысленности этих действий. Сизиф Камю действует бесцельно, но он находит удовлетворение в осознании бесполезности своих действий.
Герменевтика – философское направление, изучающее искусство и разрабатывающее теорию понимания и толкования текстов (от имени Гермеса, передававшего сообщения от богов людям). Значительный вклад в развитие герменевтики внесли Фридрих Шлейермахер, Вильгельм Дильтей, Мартин Хайдегге р; создателем современного варианта герменевтики является Ганс Гадамер (1900 – 2002). Главная работа Гадамера – «Истина и метод».
Гадамер показал значимость предпосылок понимания. Понимание всегда начинается с подведения объекта под некоторую имеющуюся концептуальную схему. Поэтому отчасти разные люди будут понимать по-разному, но важнее, что существуют общие основания понимания, базовые схемы, заданные культурой и языком.
Понимание как процесс включает в себя ряд процедур интерпретации. Интерпретация – это совокупность приемов выявления и реконструкции смысла.
Существует четыре основных процедуры интерпретации:
1) языковая интерпретация – понимание слов, их этимологии, интерпретация метафор, смысловых ударений;
2) стилистическая интерпретация – выявление жанра произведения и анализ текста по законам этого жанра, оценка индивидуального стиля автора;
3) историческая интерпретация – выявление конкретных обстоятельств создания произведения, описание эпохи;
4) психологическая интерпретация – попытка постичь личность автора, его чувства, войти в его переживание мира.
Понимание как процесс внутренне противоречиво: всякое понимание предполагает некоторое предварительное понимание. Это выражает понятие герменевтического круга.
Фрейдизм. Основоположник направления - известный австрийский врач-психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). З. Фрейд первым из психологов усомнился в разумной природе человека. По мнению Фрейда, биологического в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного или социального. Большую роль в детерминации его мышления и поведения играет
бессознательное. Бессознательное представляет собой невидимую, скрытую часть человеческой психики, а сознание, или разум, человека – это видимая и незначительная ее частица.
Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является сексуальный инстинкт, который Фрейд называет «либидо». Другим сильным инстинктом является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти – «танатос», который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях. Таким образом, человеческие мысли, действия и поступки определяют биологические инстинкты, составляющие сферу бессознательного. Эту бессознательную инстинктивную область Фрейд называет термином «оно». Кроме нее, на человеческое поведение влияют различные общественные нормы, принципы и законы, которые австрийский ученый обозначает термином «сверх-Я». Получается, что человеческое сознание «Я» вынуждено постоянно раздваиваться, между бессознательными инстинктами и общественными ограничениями. Идей З. Фрейда были подвергнуты критике и продолжены в неофрейдизме.
Неотомизм. Во второй половине XX века происходит активизация религиозных философских течений. Наиболее влиятельной религиозной философией становится неотомизм, являющийся одновременно формальной доктриной католической церкви. Представители неотомизма – Этьен Жильсон (1884-1978) и Жак Маритен (1882-1973) и другие. Название направления происходит от средневекового томизма (вспомните, что вы знаете об этом направлении). В неотомизме возрождаются основные категории философии Фомы Аквинского: бытие, сущее, существование, акт, потенция, форма и материя.
Главной задачей неотомизма является примирение религии, философии и науки. Неотомисты используют для доказательства существования Бога научные открытия и существующие научные проблемы. Доказательством бытия Бога они считают теорию расширяющейся Вселенной, второе начало термодинамики, процесс деления клеток и т.д. Для неотомистов характерно утверждение гармонии между верой и знанием.
Жак Маритен разработал концепцию интегрального гуманизма. Интегральный гуманизм рассматривает человека в целостности его природного и сверхприродного бытия. Благо человека связано не только с уровнем материальной жизни, но и с уровнем жизни духовной, с торжеством божественных ценностей – истины, добра, красоты, милосердия, взаимопомощи. Осуществление идеи интегрального гуманизма ведет к становлению нового, более высокого типа демократии, основанного на торжестве христианских ценностей, преодолении классовых антагонизмов, расцвету культуры.
Во второй половине XX века в Западной Европе возникает широкое философское движение постмодернизма. Ее ведущими представителями являются Ролан Барт, Жак Деррида, Жиль Делёз, Жан Бодрийяр, Мишель Фуко и др.
Можно выделить следующие общие черты данной философской традиции:
1. Философия постмодернизма отказывается от четкого выделения структуры философского знания. Также постмодернизм отказывается от классической философской терминологии и вводит собственные понятия: складка, ризома, деконструкция, диссеминация, симулякр, хаосмос и т.д. Постмодернизм также выделяет совершенно новые вопросы и проблемы, к ним можно отнести вопросы о судьбе философии в обществе потребления, о соотношении письма и речи, о вариативном характере субъективности, о роли пола в познании мира, о возможности понимания науки как элемента принуждения личности в государстве и т.д.
2. Философия постмодернизма отказывается от любой попытки построения единой и системной модели мира (неважно, научной, философской или теологической). С точки зрения постмодернизма конструирование того или иного видения реальности возможно, когда мы действуем в рамках какой-либо знаковой системы, или когда мы моделируем реальность в качестве виртуальной.
3. Постмодернизм отказывается от классической логики, рассматривающей любое явление через призму бинарных оппозиций: субъект – объект, внутреннее – внешнее, тождество – различие, добро – зло, мужское – женское и т.д. Философы-постмодернисты считают, что подобный подход обедняет рассматриваемый предмет и не позволяет увидеть его во всем многообразии.
4. Принцип множественности постмодернизма зафиксирован в понятии «ризома». Ризома – это форма корневища, не обладающая четко выраженным центральным стеблем; метафорически это характеризует логику размышления, в котором нет единой центральной линии. Термин введен в противовес понятию «структура» как четко систематизированному и иерархически упорядочивающему принципу организации.
5. Постмодернисты считают, что сознание современного человека неизбежно находится в плену стереотипов. Необходимо «постмодернистское усилие», чтобы выйти из-под груза этих представлений и сформулировать собственное суждение, поэтому постмодернизм стремится быть не понятным и доступным, а парадоксальным, и многие его идеи направлены на растормаживание мышления, переоценку ценностей, переворачивание привычных взглядов.
Жизнь человека онтологически абсурдна: она не имеет предзаданного смысла. Единственный выход – героически принять абсурдность жизни, но это одновременно означает и бунт. Альбер Камю как иллюстрацию абсурда жизни приводит миф о Сизифе. Сизиф, как и Прометей, богоборец, у него нет никаких иллюзий, он вкатывает свой камень в гору в полном сознании бессмысленности этих действий. Сизиф Камю действует бесцельно, но он находит удовлетворение в осознании бесполезности своих действий.
Герменевтика – философское направление, изучающее искусство и разрабатывающее теорию понимания и толкования текстов (от имени Гермеса, передававшего сообщения от богов людям). Значительный вклад в развитие герменевтики внесли Фридрих Шлейермахер, Вильгельм Дильтей, Мартин Хайдегге р; создателем современного варианта герменевтики является Ганс Гадамер (1900 – 2002). Главная работа Гадамера – «Истина и метод».
Гадамер показал значимость предпосылок понимания. Понимание всегда начинается с подведения объекта под некоторую имеющуюся концептуальную схему. Поэтому отчасти разные люди будут понимать по-разному, но важнее, что существуют общие основания понимания, базовые схемы, заданные культурой и языком.
Понимание как процесс включает в себя ряд процедур интерпретации. Интерпретация – это совокупность приемов выявления и реконструкции смысла.
Существует четыре основных процедуры интерпретации:
1) языковая интерпретация – понимание слов, их этимологии, интерпретация метафор, смысловых ударений;
2) стилистическая интерпретация – выявление жанра произведения и анализ текста по законам этого жанра, оценка индивидуального стиля автора;
3) историческая интерпретация – выявление конкретных обстоятельств создания произведения, описание эпохи;
4) психологическая интерпретация – попытка постичь личность автора, его чувства, войти в его переживание мира.
Понимание как процесс внутренне противоречиво: всякое понимание предполагает некоторое предварительное понимание. Это выражает понятие герменевтического круга.
Фрейдизм. Основоположник направления - известный австрийский врач-психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). З. Фрейд первым из психологов усомнился в разумной природе человека. По мнению Фрейда, биологического в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного или социального. Большую роль в детерминации его мышления и поведения играет
бессознательное. Бессознательное представляет собой невидимую, скрытую часть человеческой психики, а сознание, или разум, человека – это видимая и незначительная ее частица.
Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является сексуальный инстинкт, который Фрейд называет «либидо». Другим сильным инстинктом является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти – «танатос», который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях. Таким образом, человеческие мысли, действия и поступки определяют биологические инстинкты, составляющие сферу бессознательного. Эту бессознательную инстинктивную область Фрейд называет термином «оно». Кроме нее, на человеческое поведение влияют различные общественные нормы, принципы и законы, которые австрийский ученый обозначает термином «сверх-Я». Получается, что человеческое сознание «Я» вынуждено постоянно раздваиваться, между бессознательными инстинктами и общественными ограничениями. Идей З. Фрейда были подвергнуты критике и продолжены в неофрейдизме.
Неотомизм. Во второй половине XX века происходит активизация религиозных философских течений. Наиболее влиятельной религиозной философией становится неотомизм, являющийся одновременно формальной доктриной католической церкви. Представители неотомизма – Этьен Жильсон (1884-1978) и Жак Маритен (1882-1973) и другие. Название направления происходит от средневекового томизма (вспомните, что вы знаете об этом направлении). В неотомизме возрождаются основные категории философии Фомы Аквинского: бытие, сущее, существование, акт, потенция, форма и материя.
Главной задачей неотомизма является примирение религии, философии и науки. Неотомисты используют для доказательства существования Бога научные открытия и существующие научные проблемы. Доказательством бытия Бога они считают теорию расширяющейся Вселенной, второе начало термодинамики, процесс деления клеток и т.д. Для неотомистов характерно утверждение гармонии между верой и знанием.
Жак Маритен разработал концепцию интегрального гуманизма. Интегральный гуманизм рассматривает человека в целостности его природного и сверхприродного бытия. Благо человека связано не только с уровнем материальной жизни, но и с уровнем жизни духовной, с торжеством божественных ценностей – истины, добра, красоты, милосердия, взаимопомощи. Осуществление идеи интегрального гуманизма ведет к становлению нового, более высокого типа демократии, основанного на торжестве христианских ценностей, преодолении классовых антагонизмов, расцвету культуры.
Во второй половине XX века в Западной Европе возникает широкое философское движение постмодернизма. Ее ведущими представителями являются Ролан Барт, Жак Деррида, Жиль Делёз, Жан Бодрийяр, Мишель Фуко и др.
Можно выделить следующие общие черты данной философской традиции:
1. Философия постмодернизма отказывается от четкого выделения структуры философского знания. Также постмодернизм отказывается от классической философской терминологии и вводит собственные понятия: складка, ризома, деконструкция, диссеминация, симулякр, хаосмос и т.д. Постмодернизм также выделяет совершенно новые вопросы и проблемы, к ним можно отнести вопросы о судьбе философии в обществе потребления, о соотношении письма и речи, о вариативном характере субъективности, о роли пола в познании мира, о возможности понимания науки как элемента принуждения личности в государстве и т.д.
2. Философия постмодернизма отказывается от любой попытки построения единой и системной модели мира (неважно, научной, философской или теологической). С точки зрения постмодернизма конструирование того или иного видения реальности возможно, когда мы действуем в рамках какой-либо знаковой системы, или когда мы моделируем реальность в качестве виртуальной.
3. Постмодернизм отказывается от классической логики, рассматривающей любое явление через призму бинарных оппозиций: субъект – объект, внутреннее – внешнее, тождество – различие, добро – зло, мужское – женское и т.д. Философы-постмодернисты считают, что подобный подход обедняет рассматриваемый предмет и не позволяет увидеть его во всем многообразии.
4. Принцип множественности постмодернизма зафиксирован в понятии «ризома». Ризома – это форма корневища, не обладающая четко выраженным центральным стеблем; метафорически это характеризует логику размышления, в котором нет единой центральной линии. Термин введен в противовес понятию «структура» как четко систематизированному и иерархически упорядочивающему принципу организации.
5. Постмодернисты считают, что сознание современного человека неизбежно находится в плену стереотипов. Необходимо «постмодернистское усилие», чтобы выйти из-под груза этих представлений и сформулировать собственное суждение, поэтому постмодернизм стремится быть не понятным и доступным, а парадоксальным, и многие его идеи направлены на растормаживание мышления, переоценку ценностей, переворачивание привычных взглядов.