Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 662

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПСИХОЛОГИЯ
СПОРТА
Москва
2011
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Институт человека
Факультет психологии
Под общей редакцией академика В.А.Садовничего

УДК 59.9:796
ББК 88.4я7
П
863
Психология спорта: Моно гра фия / Под ред. Ю.П. Зинченко,
А.Г. Тоневицкого. — М.: МГУ, 2011. — 424 с.
ISBN 978-5-9217-0048-2
В монографии представлены последние достижения спортивной пси хо- логии. Рассматриваются методологические основы спортивной пси хологии и основные направления в этой области: когнитивные и эмо циональные процессы в спорте, психология спортивной травмы, психо фи зиология спорта, молекулярно-генетические факторы спортивной успешности.
Книга адресована студентам и аспирантам психологических спе ци- аль ностей, а также будет интересна специалистам в области психологии и спорта.
УДК 159.9:796
ББК 88.4я7
© Коллектив авторов, 2011
ISBN 978-5-9217-0048-2
Под общей редакцией
академика В.А.Садовничего
П 863

3
О г л а в л е н и е
Обращение к читателям. В.А. Садовничий .......................................................5
Глава 1. Введение в деятельность спортивного психолога ......................6 1.1. Профессия «спортивный психолог» ...........................................6 1.2. Этические проблемы спортивной психологии.
Проблема использования допинга в спорте ...........................14
Глава 2. Методологические основы спортивной психологии ...............33 2.1. Из истории спортивной психологии ........................................33 2.2. Психоаналитическая теория и ее использование в спортивной психологии ............................................................40 2.3. Бихевиоральная теория и ее использование в спортивной психологии ............................................................45 2.4. Когнитивная теория и ее использование в спортивной психологии ............................................................52 2.5. Культурно-историческая теория и теория деятельности в спортивной психологии ..................................71
Глава 3. Спорт и психическое здоровье ........................................................81 3.1. Спорт как метод лечения .............................................................85 3.2. Патопсихология детского спорта ..............................................92 3.3. Депрессии в спорте .......................................................................95 3.4. Психосоматические нарушения спортсменов ........................96 3.5. Специфика формирования и проявления аддиктивного поведения у спортсменов ...............................101
Глава 4. Изучение мотивации и эмоций
в спортивной психологии ...............................................................107 4.1. Изучение мотивации в спорте .................................................107 4.2. Изучение тревожности в спорте..............................................119 4.3. Изучение агрессии в спорте ......................................................134
Глава 5. Спортивная психофизиология .....................................................151 5.1. Методы спортивной психофизиологии .................................152 5.1.1. Методы исследованияпериферической нервной системы ...............................................................152 5.1.2. Методы исследования ЦНС ...........................................161 5.2. Психофизиологическая диагностика в спорте .....................175 5.2.1. Диагностика индивидуальных особенностей спортсмена ...............................................175 5.2.2. Диагностика функционального состояния ................188


4
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
5.3. Методы воздействия в спортивной психофизиологии ......205 5.3.1. Биоуправление в спорте ..................................................205 5.3.2. Аудио-визуальная стимуляция......................................229
Глава 6. Когнитивные процессы в спорте ..................................................238 6.1. Внутренний диалог как механизм саморегуляции .............238 6.2. Умственный образ в структуре спортивной деятельности .................................................................................251 6.3. Вопросы применения знакового и символического отражения в спорте ..................................263 6.3.1. Познавательная функция символизации ....................263 6.3.2. Эмоциональная функция символизации ....................270 6.4. Восприятие времени в спорте ..................................................273 6.4.1. Диагностика чувства времени .......................................273 6.4.2. Темпоральность спортивной деятельности ...............288
Глава 7. Психология спортивной травмы ..................................................308 7.1. Влияние психологических факторов на переживание травмы.............................................................308 7.2. Модели психологической реакции на спортивную травму ...............................................................320 7.3. Стратегии совладания со спортивной травмой ...................327
Глава 8. Перспективы применения молекулярной генетики
для оценки психологических факторов
спортивной успешности ..................................................................337 8.1. Вклад наследственных факторов в успешность спортсмена ..........................................................337 8.2. Генетические маркеры психологических характеристик ..............................................................................342 8.2.1. Проблема эмоциональной устойчивости в спорте ...............................................................................342 8.2.2. Развитие психогенетики ................................................343 8.2.3. Генетические маркеры дофаминэргической системы ...............................................................................347 8.2.4. Генетические маркеры серотонинергической системы ......................................364
Глава 9. Технологии виртуальной реальности:
теория, практика и перспективы использования
в психологии спорта .........................................................................377 9.1. Основные особенности технологии виртуальной реальности ...........................................................377 9.2. Примеры способов использования технологий ВР в психологии спорта .......................................384
Библиография .....................................................................................................393


5
Дорогие читатели!
В стенах Московского университета накоплен большой опыт проведения междисциплинарных научных, прикладных исследова- ний в области комплексного изучения человека. Новые прорывные проекты подобного рода уже успешно осуществляются в рамках
Института человека Московского университета. Эта книга — ре- зультат совместной работы психологов и математиков, психофи- зиологов и медиков, а также других специалистов Московского университета и Российской академии наук.
Перед Вами уникальная монография, в которой впервые пред- ставлены последние достижения молодой, но востребованной и интенсивно развивающейся отрасли — спортивной психологии.
Московский университет издавна славился богатыми спор- тивными традициями: многократно сборные команды МГУ по различным видам спорта становилась чемпионами СССР, облада- телями Кубка СССР, Кубка европейских чемпионов, Кубка евро- пейских обладателей кубков. МГУ дал миру ярких олимпийских чемпионов, в их числе: А.Карпов, И.Привалова, Г.Прозуменщикова,
Е.Петушкова, И.Гривенников.
В книге рассматриваются наиболее важные на сегодняшний день проблемы, которые решает спортивная психология: обучение навыкам саморегуляции атлета, психологическое сопровождение спортсмена во время реабилитационного периода, формирование мотивации спортивной деятельности и другие.
Уверен, что данное издание будет интересно не только уче- ным-специалистам, но также послужит важным вкладом универ- ситетской и академической науки в развитии спорта высших до- стижений России.
В.А. Садовничий
Ректор Московского государственного
университета имени М.В.Ломоносова,
директор Института человека,
вице-президент РАН
академик РАН

6
ВВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА
Г л а в а 1
1.1. ПРОФЕССИЯ «СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ»
Деятельность спортивного психолога весьма многогранна, однако в целом можно выделить два основных направления в его работе: образовательное (связанное с обучением спортсменов и тренеров психологическим методам, методикам, техникам для по- вышения качества выступления или с просвещением тренеров в области психологического знания) и консультативное (направлен- ное, прежде всего, на оказание помощи спортсменам в борьбе с личностными проблемами). Так, по данным статистики лишь 10% спортивных психологов Великобритании занимаются вторым на- правлением деятельности, поскольку для его реализации необхо- димо иметь специализацию в клинической психологии
1
В реализации обоих направлений в своей деятельности спор- тивный психолог руководствуется принципами, общими для помо- гающих профессий. Вот некоторые из них: уважение достоинства и прав других людей; компетентность в собственных действиях
(то есть уверенность в том, что реализуемые действия не выходят за рамки способностей и знаний спортивного психолога); конфи- денциальность и др.
Так, уважение достоинства и интересов спортсмена означает, что в некоторых случаях психолог должен воздержаться от рабо- ты с ним. Например, Д.Марчант и П.Гиббс описывают случай кон- сультирования футбольного игрока с пограничным личностным расстройством.
2
Хотя его расстройство было выявлено на ранних этапах работы, постоянное консультирование было невозможно, поскольку требовало финансовых затрат от клуба, который не видел смысла в расходовании средств на игрока среднего уровня.
1
Подробнее см. Biddlie S., Bull S., Seheult C. Ethical and Professional Issues in
Contemporary British Sport Psychology // Th e Sport Psychologist. — 1992. — №6.
2
Marchant D., Gibbs P. Ethical Considerations in Treating Borderline
Personality in Sport: A Case Example // Th e Sport Psychologist. — 2004. — №18.


7
ПРОФЕССИЯ «СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ»
Если спортивный психолог говорит о необходимости срочной ра- боты с игроком, то это может иметь негативные последствия для спортсмена, так как администрация и партнеры по команде будут рассматривать его как проблемного, ненадежного и т.п., что, скорее всего, приведет к уменьшению его зарплаты и карьерного роста.
В самом начале своей деятельности спортивный психолог дол- жен понять, кто является клиентом его работы. Как правило, от- вет на этот вопрос бывает очевидным, но в некоторых ситуациях это приводит к возникновению этических проблем. Так, С.Биддли описывает случай, когда спортивный психолог был приглашен в команду для улучшения ее выступлений. После нескольких за- нятий спортивному психологу было сообщено, что он слишком мягок в общении с игроками — от него ожидали усиления их пси- хологической устойчивости для того, чтобы игроки могли легче воспринимать критику со стороны администрации. Спортивный психолог пытался объяснить, что критика — не самый лучший ме- тод повышения результатов, но он был удален из команды. Подоб- ные случаи нередки в спорте, поэтому с самого начала спортивный психолог должен понять, какова цель его работы.
Определение целей предполагает не только подбор соответ- ствующего материала, способов для их выполнения, но и этап сближения со спортсменами, командой. Существует устойчивое мнение, что для получения достоверной информации о спортсмене или команде, возможности эффективного внесения изменений в их деятельность спортивный психолог должен быть не кратков- ременным визитером, а полноценным членом тренерского кол- лектива. Доверие со стороны спортсменов заслуживается лишь со временем: «Например, Вы можете показать соблюдение принципа конфиденциальности, если спортсмены будут видеть, что Вы не разглашаете даже не очень важную информацию. Доверие также заслуживается четкими установками по поводу того, что Вы как консультант можете предложить, а чего предложить не можете…
Для начинающих спортивных психологов особенно важно пони- мать, что хотя это звучит иронично, доверие может придти тогда, когда Вы честно говорите, чего Вы не знаете. Разумно напоминать клиентам, что, как и совершенствование физических навыков не- возможно без усилий, так и применение психологических знаний нуждается в старании»
3 3
Shaw D., Gorely T., Corban R. Instant Notes in Spot and Exercise Psycho lo- gy. — 2005. — Р.230-231.

8
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА
На следующем этапе спортивный психолог приступает к изу- чению проблем, которые ему предстоит решить. С этой целью он использует различные методы работы: наблюдение, беседу, опро- сные методы, методы биологической обратной связи и др. Выде- ляют два основных типа оценки проблем спортсмена. К первому типу относятся такие субъективные виды оценки как интервью, проводимое с самим спортсменом, его тренером или близкими, и наблюдение. Эти методы позволяют увидеть то, как самовос- приятие, убеждения спортсмена соотносятся с его поведением в различных ситуациях. Кроме того, с их помощью можно получить уникальные данные, раскрывающие особенности жизненной си- туации спортсмена, его спортивноый рост и т.д. В то же время эти методы требуют большого количества времени, и они не лишены искажений со стороны экспериментатора. Методы объективного оценивания беспристрастны. Созданные для диагностики спор- тивной деятельности они позволяют экономить время и усилия.
Однако, у них есть и свои ограничения: недостаточная валидность и связь результатов по тем или иным тестам, опросникам с ре- альными спортивными достижениями, неприятие спортсменами, а также фрагментарность информации. Получаемые данные могут помочь не только спортивному психологу понять спортсмена, но и спортсмену понять себя.
После выявления специфики проблемы (например, дефицит мотивации, проблемы концентрации внимания или др.) спортив- ный психолог разрабатывает программу, направленную на кор- рекцию соответствующих трудностей. В программе обязательно указываются цели, которые будут достигнуты в результате работы со спортсменом, и показатели, демонстрирующие их достижение.
Поэтому по ходу реализации программы спортивный психолог имеет возможность оценить результат собственной деятельности и внести соответствующие коррективы в следующие ее этапы.
Важной особенностью деятельности спортивного психолога является то обстоятельство, что каждый вид спорта накладывает свои требования на разрабатываемые спортивным психологом ре- комендации. Виды спорта отличаются по тому, связаны ли они с анаэробными или аэробными нагрузками (спринт или марафон); по тому, какой уровень технической точности необходим для успешного освоения спортивной деятельности (стрельба в срав- нении с пауэрлифтингом); по продолжительности усилия и време- ни, которое проходит между моментами затраты энергии (гольф в


9
ПРОФЕССИЯ «СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ»
сравнении с лыжами) и др. Например, если говорить об анаэроб- ных нагрузках, то для таких видов спорта необходимо развитие у спортсмена внутреннего фокуса внимания и умения переживать высокое напряжение. Если речь идет об аэробных нагрузках, то здесь напряжение низкое, но необходимо умение быстро пере- ключать фокус внимания. Точно также, если спортивная деятель- ность связана с грубыми моторными навыками, то важна высокая мотивация и умение выдерживать сильное напряжение. Если же навыки, необходимые для реализации спортивной деятельности, достигают высокого уровня развития, то необходимо развитие фо- куса внимания и уверенности в себе.
Так, в лыжных гонках важно выдержать длительное напря- жение, достичь адекватного уровня возбуждения (это делается с помощью дыхательной гимнастики, прослушивания соответ- ствующей музыки, внутренней речи и использования образных средств). В этом виде спорта важны первые секунды старта, и здесь можно увидеть два основных подхода к началу гонок: одни лыжни- ки приезжают к старту заранее (за 15-25 минут) и «погружаются» в атмосферу гонки, другие — приходят за несколько минут, чтобы соревнование «просто началось».
В теннисе гораздо важнее поддерживать уверенность в себе на протяжении всего поединка, что достигается контролем спор- тсменом своей мыслительной деятельности и т.п. Таким образом, в зависимости от вида спорта и выбираемой стратегии решения по- ставленной перед спортсменом задачи, спортивный психолог спо- собствует развитию тех или иных психических качеств атлета.
Кроме того, не нужно забывать о том, что при обращении спортсмена к спортивному психологу, тот должен учитывать це- лый ряд факторов, способных объяснить причину возникнове- ния тех или иных проблем, помимо собственно психологических причин. В работе Д. Коллинса и коллег
4
рассказывается об опыте консультирования профессионального мотогонщика. При обра- щении к спортивному психологу его основной вопрос был связан со слабой концентрацией внимания. Решение подобной задачи безусловно находится в рамках компетенции спортивного психо- лога, для чего используются различные техники саморегуляции.
Однако сначала психолог обратился за советом к диетологу. Про-
4
Collins D., Doherty M., Talbot S. Performance Enhancement in Motocross: A
Case Study of the Sport Science Team in Action // Th e Sport Psychologist. — 1993. —
№7.