Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 665

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА
веденный совместный анализ тренировочного процесса спор- тсмена показал, что одной из причин данной проблемы является неправильное питание спортсмена, которое приводит к сильному истощению организма во время соревнования и, как следствие, к резкому снижению внимания.
Описывая свой опыт работы со сборной США по легкой атле- тике, Р.Нидеффер приводит следующий алгоритм решения проб- лемы спортсмена: «Я прошу у атлета разрешения присутствия трене ра. После этого мы втроем должны сделать следующие вещи: а) убедиться в том, что выделенная проблема соответствует пред- ставлениям тренера; б) определить время, место и тип техники, кото рая поможет спортсмену; в) убедиться в том, что с тактической и технической точек зрения психологическая подготовка не будет препятствовать реализации более важных аспектов подготовки…»
5
Эти примеры показывают, что спортивный психолог должен ра- ботать в постоянном контакте с тренером, спортивным врачом и другими специалистами, объединение усилий которых может по- зволить увидеть любую сложность состояния спортсмена макси- мально объективно.
Хотя, как мы уже указывали, что существуют различные ме- тоды и методики, применяемые в психологической работе со спор- тсменами, многие из них (особенно это относится к бланковым опросникам) вызывают большое недоверие со стороны спортсме- нов, поскольку занимают много времени и не приносят желаемого результата. Поэтому, в первую очередь, специалисту приходится опираться на собственные коммуникативные навыки активного слушания и построения вопросов. Еще раз оговоримся, что спор- тивный психолог работает не только над созданием и реализаци- ей достаточно длительных программ — во многом эффективность спортивного психолога определяется непродолжительным взаи- модействием со спортсменом. В этой связи приведем следующий пример, описанный спортивным психологом Д.Гилборном, кото- рый имеет более чем тридцатилетний опыт работы в футбольных командах: «В раздевалку заходит тренер и зачитывает список игро- ков, которые выйдут на поле. Сильный игрок не попал в состав — он смотрит в пол, скрестив руки на груди. Тренер выходит из раз- девалки, и игроки начинают переодеваться… Кто-то подходит и пытается положить руку ему на плечо; рука скинута. Все спор-
5
Nideff er R. Psychological Services for the U.S. Track and Field Team // Th e
Sport Psychologist. — 1989. — №3. — Р.352.



11
ПРОФЕССИЯ «СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ»
тсмены вышли, кроме этого игрока. Он также выходит и хлопает дверью, бежит к выходу со словами «Я ухожу отсюда». Психолог в гневе кричит: «Не уходи, иначе ты дашь ему еще одну пулю, чтобы выстрелить в тебя». Игрок останавливается… Через час я вижу как спортсмен стоит, улыбаясь около раздевалки и провожает всех на матч, желая игрокам, физиотерапевтам, врачам удачи. Последним выходит тренер. Он указывает пальцем на игрока и говорит: «Ты будешь сидеть на скамейке рядом со мной»
6
. Из этого отрывка вид- но, как важно было вмешательство спортивного психолога, кото- рый практически моментально нашел выход из непростой ситуа- ции. Впоследствии, через несколько месяцев сам игрок признался тренеру в том, что психолог остановил его от ухода в тот день, но на тот момент он уже был постоянным игроком в команде.
А вот как описывает свою деятельность Р.Ротелла, имеющий более чем десятилетний опыт работы с гольфистами: «Когда я ин- дивидуально работаю со спортсменом, то в начале он приходит ко мне домой. Эта встреча длится два дня, на протяжении каждого из которых мы беседуем по 7-10 часов. Спортсмен остается у меня дома на ночь, ест с моей семьей. Я стараюсь создать среду для по- строения отношений. На протяжении этих двух дней атлет делает записи, задает вопросы и в некоторых случаях уходит с написан- ным резюме. Такое резюме состоящее из трех-пяти пунктов, на которых субъект должен сосредоточиться, необходимо как резуль- тат работы… Я считаю важным быть в контакте со спортсменами для личных встреч, телефонных разговоров или переписки каждые пять недель… Я разрешаю спортсменам звонить мне в любое вре- мя дня и ночи, когда им нужно поговорить. Если меня нет дома, они оставляют сообщение, и я перезваниваю им…»
7
. Этот пример показывает, что хотя в спортивной психологии широко представ- лены различные психологические теории, и выбор одной из них является непростой задачей, по мнению, известных спортивных психологов (Д.Гоулд, Т.Орлик и др.) первостепенное значение для успешной работы имеют не столько стратегии воздействия, сколь- ко качество установленных взаимоотношений, построение кото- рых требует значительных усилий и временных затрат.
6
Gilbourne D., Richardson D. Tales from the Field: Personal Refl ections in the

Provision of Psychological Support in Professional Soccer // Psychology of Sport and
Exercise. — 2006. — №7. — Р.331.
7
Rotella R. Providing Sport Psychology Consulting Services to Professional
Athle tes // Th e Sport Psychologist. — 1990. — №4. — Р.416.

12
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА
Поэтому функциональные обязанности спортивного психоло- га гораздо шире, чем проведение психологических консультаций.
В исследовании, проведенном Дж.Партингтоном и Т.Орликом
8
, участвовали 19 спортивных психологов, принимавших непосред- ственное участие в подготовке Олимпийской сборной Канады к
Олимпийским играм 1988 года. В качестве основных задач спор- тивного психолога участники отметили:
1. Оценка целей, стоящих перед спортсменом, его планов на соревнование, изменение этих планов, мониторинг его успехов и обучения навыкам саморегуляции, и оптимиза- ция отношений тренер-спортсмен.
2. Индивидуальные консультации с целью выяснения силь- ных и слабых сторон спортсмена, групповые занятия с целью сплочения команды, освоения копинг-стратегий со стрессом и тревогой.
3. Освоение конкретных техник саморегуляции: релаксация, концентрация, повторение, коммуникативные навыки, ис- пользование образа и речи про себя.
4. Регулярный мониторинг состояния спортсмена перед и после соревнования, оценка и дебрифинг со спортсменом, преодоление последствий травмы.
В качестве примера описания возможностей психолога приве- дем письмо, которое распространялось психологической службой спортсменам сборной США на Олимпиаде: «Никто не знает Ваших потребностей лучше Вас! Поэтому мы не собираемся говорить Вам о том, что делать или давить на Вас… Тем не менее, мы хотим, что- бы Вы знали, как мы можем Вам помочь на протяжении игр:
1. Мы можем помочь Вам развить или усилить техники, ко- торые помогут «завести» или успокоить себя.
2. Мы можем помочь Вам уменьшить негативные мысли и ко- личество раздражителей, которые мешают тренироваться и концентрироваться.
3. Мы можем помочь снизить недовольство и давление, кото- рое возникает в результате путешествия, беспокойства по поводу безопасности; проблем питания и др.
8
Partington J., Orlick T. An Analysis of Olympic Sport Psychology Consultants’
Best-Ever Consulting Experiences // Th e Sport Psychologist. — 1991. — №5; см. также Orlick T., Partington J. Th e Sport Psychology Consultant: Analysis of Critical
Components as Viewed by Canadian Olympic Athletes // Th e Sport Psychologist. —
1987. — №1.

13
ПРОФЕССИЯ «СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ»
4. Мы можем обучить Вас некоторым стратегиям, которые помогут быстрее приспособиться к смене часового пояса.
5. Мы поможем Вам с любыми проблемами общения, кото- рые могут возникать в результате сильного давления или как следствие соревновательной обстановки…»
9
Сходные компоненты были указаны спортивными психо- логами, ответственными за подготовку сборной США по гор- ным лыжам: «Способность восстанавливаться от неудачи; кон- сультирование; активный отдых; управление агрессией; техники адаптации к смене часовых поясов; контроль тревоги; управле- ние возбуждением; смена карьеры; управление концентрацией; контроль депрессии; эффекты чрезмерной тренировки; пробле- мы в се мей ных отношениях; уменьшение страха; навыки поста- новки целей; групповое взаимодействие; навыки запоминания; тренировка мысленного повторения; развитие различных ин- тересов; понимание возможностей; психология родительского вмешательства; тренировка релаксации; навыки самодисци- плины; усиление уверенности в себе; контроль сна; тренировка визуализации…»
10
В то же время участники отметили и некоторые действия спортивного психолога, которые могут привести к потере доверия со стороны тренера и спортсмена:
1. Поскольку спорт высоких достижений связан с постоянной работой, у спортсменов остается немного времени для сна и отдыха. Поэтому спортивный психолог не должен делать занятия длительными и четко планировать их ход. Также важно, чтобы время для занятий обсуждалось с командой спортсменов, если речь идет о групповых занятиях и с кон- кретными спортсменами, если речь идет о занятиях инди- видуальных.
2. В связи с вышесказанным спортивный психолог должен тщательно подходить к подбору методик и методических приемов. Так, батареи личностных опросников, как пра- вило, воспринимаются спортсменами негативно, пото- му что занимают много времени и не имеют отношения
9
Nideff er R. Psychological Services for the U.S. Track and Field Team // Th e
Sport Psychologist. — 1989. — №3. — Р.353-354.
10
May J, Brown L. Delivery of Psychological Services to the U.S. Alpine Ski
Team Prior to and During the Olympics ni Calgary // Th e Sport Psychologist. —
1989. — №3. — Р.323.


14
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА
к конкретным трудностям спортсмена. Их применение оправданно не в начале работы с командой, а после того, как психологу удалось лично побеседовать со спортсменом и, возможно, выявить его эмоциональные проблемы.
3. Спортсмены высокого уровня отличаются не только высо- кой работоспособностью, но и приверженностью команде, поэтому спортивный психолог должен демонстрировать эти качества. В противном случае, спортсмены будут счи- тать психолога наименее продуктивным членом команды, и он лишится доверия.
4. В связи с этим, например, спортсмену важно быстро полу- чать обратную связь как после проведенных методик или занятий по овладению какими-либо техниками, так и после индивидуальных консультаций. Это позволяет спортсмену увидеть результат работы и обрести уверенность в психо- логе и в себе.
Фактически любая обратная связь со стороны психолога должна удовлетворять следующим трем критериям: она должна быть понятна субъекту, которому она адресована; субъект должен ее принять; она должна содержать в себе способ действия. Нару- шение любого из этих пунктов резко снижает продуктивность взаимодействия психолога со спортсменом. Например, психолог может ограничиваться лишь общими словами и не приводить при- меров из поведения спортсмена. В этом случае спортсмен будет считать общение неинформативным. Наоборот, если психолог будет говорить слишком много, то он перегрузит информацией спортсмена, который перестанет с ним взаимодействовать, чтобы оградить себя от непонимания. Что касается принятия обратной связи, то психолог должен давать ее не в оценочной форме, а в описательной (например, не «ты болтун», а «прошлым вечером ты говорил больше, чем каждый член команды, и я попросту не успел сказать, что хотел»). Поскольку обратная связь направлена на из- менение поведения субъекта, то по принципу условного рефлекса, она должна следовать как можно быстрее за поведением. Очевидно также, что выражения типа «ты слишком высокий» или «ты такой нервный» не могут быть использованы в отношении спортсмена для конкретных действий, направленных на устранение указанных проблем. Вместо этого, сам консультант должен вступать в диалог со спортсменом, чтобы вместе составить спектр возможных спо- собов решения вопросов.

15
ПРОФЕССИЯ «СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ»
Важным моментом в ходе индивидуального консультирова- ния спортсменов является сосредоточенность психолога на кли- енте. Рассмотрим следующий пример диалога:
«Клиент: Я волнуюсь по поводу подготовки к событию. Я так нервничаю, что не могу собраться. Это особенно заметно, если со- ревнование проходит в конце дня.
Консультант: Я понимаю Вас, у меня тоже были трудности с концентрацией, когда я соревновался, и состязания во второй по- ловине дня были самым сложным испытанием.
Клиент: Правда? И что же Вы делали?
Консультант: Я старался не думать о событии и за час до него использовал техники саморегуляции.
Клиент: Как это работало?
Консультант: В большинстве случаев все проходило успешно, но иногда я был слишком напряжен…»
11
Этот пример показывает, что хотя консультант соблюдает в данной беседе правило открытости и принятия клиента, он делает это исходя из собственных интересов и фактически не предлагает спортсмену продуктивного способа решения проблемы, наобо- рот, он ставит его в тупик. Поэтому уникальность спортивного психолога состоит в том, что, прежде всего, он должен находиться на стороне спортсмена и потому отодвигать на второй план соб- ственные желания (как, например, желание поделиться опытом, переживаниями и пр.).
Традиционно выделяются следующие четыре фактора, кото- рые влияют на результаты спортсменов и с которыми работают спортивные психологи: мотивация (способность продолжать дея- тельность, несмотря на скуку, усталость, боль или желание занять- ся чем-либо другим); уверенность (сила убеждения спортсмена в свою способность обучаться навыкам и выполнять их на опреде- ленном уровне в условиях соревнования); напряжение (степень физиологического возбуждения спортсмена, которую он испыты- вает непосредственно до или во время соревнования, а также его оценка спортсменом как отрицательного или положительного); концентрация (способность фокусирования на важных для вы- полнения действия аспектах ситуации).
Итак, функции спортивного психолога отличаются от тех, которые выполняет психотерапевт или психиатр, но не все спор-
11
Petipas A., Giges B., Danish S. Th e Sport Psychologist-Athlete Relationship
Implications for Training // Th e Sport Psychologist. — 1999. — №13.