Файл: Понятие мировоззрения. Исторические типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Артур Шо­пенгауэр(1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, а универсальным принципом своей философии про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

Характеристика философии Шопенгауэра:

1) В основе онтологии Шопенгауэра лежит принцип волюнтаризма (волюнтаризм – направление идеалистической философии, признающее волю за основу всего существующего). Центральное понятие философии Шопенгауэра мировая воля – высший космический принцип, определяющее все сущее. Мир – как воля, - основной тезис Шопенгауэра. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она беспричинна, бессознательна, ничем не обусловлена и не ограничена. Мировая воля имеет различные формы самореализации: сила тяготения, влекущая камень к земле, сила магнита, сила, которая образует кристалл (в неорганической материи). В живой природе – это борьба за существование, тропизмы растений, инстинкты животных, в мире людей – это стремление к самоутверждению, самореализации, это аффекты людей, их мстительность и властолюбие (впоследствии будет использован Ницще).

2) Переоценка ценности разума. Разум является продуктом воли, и функционирует по ее указке.

3) В гносеологии Шопенгауэр провозглашает главенство интуитивного вида познавательной деятельности. Задача философии в познании сущности вещей, которая иррациональна, следовательно, разумом ее познать нельзя.

4) Пессимизм Шопенгауэра. Мировой воле присуща «нелепость», она лишена смысла и ведет себя совершенно абсурдным образом. Поэтому и жизнь бессмысленна, а жизнь человеческая в особенности, что каждый из нас обречен на смерть, болезнь и старость.
Продолжателем философии Шопенгауэра является Фридрих Ницше (1844-1900).

Характеристика философии Ницще:

1) Окружающий мир есть «хаотический поток жизни», жизнь – это процесс, постоянно расширяющий свое господство, никогда не застывающий в конечных и застывших формах (поэтому в логических конструкциях не схватываемая).

2) Волюнтаризм. Философ онтологизирует волю к власти, т.е. внедряет в само бытие. Основа всего сущего – «воля к власти», воля к влиянию и господству. Ницше трансформировал шопегауэровский термин «воля к бытию» в «волю к власти». Мир – есть воля к власти. Это значит, что любая сущность стремиться к тому, чтобы доминировать над всем остальным. Жизнь как таковая стремиться к «максимуму чувства власти». Естественный закон, порядок жизни – это власть слабых над сильными, а противиться этому тщетно и противоестественно. Воля к власти концентрируется и выражается в человеке, его культуре. Властолюбие органически присуще всем людям, хотя и в разной степени. Различные формы человеческого поведения по-разному маскируют одну и ту же волю к власти.


3) Философская программа «переоценки ценностей». Ницше обрушивается с критикой на современное ему общество, которое производит безликих, трусливых, мелких людей. Такие люди есть результат господства обыденной мещанской морали. Эта мораль искажает человеческий образ и воспитывает людей ничтожных, которые даже гордятся своей ничтожностью. Христиане – это люди, превратившие собственную несвободу в идеал, смирение – в добродетель. Такая мораль рождает людей мелких, завистливых, испытывающих злобу к людям, превосходящих их красотой, умом, талантом. Принцип такого человека «не высовываться». Христианство формирует «мораль рабов», мораль, униженных и оскорбленных, слабых. Истинная мораль - мораль аристократическая.

Ницше считает, что право на существование имеет только сильный.

4) Идея «сверхчеловека». Сегодняшний человек есть только переходное звено от обезьяны к сверхчеловеку. Для того, чтобы стать человеком в подлинном смысле этого слова он должен постоянно находится в преодолении себя, стремиться к сверхчеловечеству. Когда стремишься к чему-то недосягаемому, тогда достигается нормальный уровень. Сверхчеловек Ницше являет собой образец совершенства, учит толпу, как «превзойти самого себя», постепенно отрекаясь от заурядности, мещанства.

  1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21

Экзистенциализм


Экзистенциализм — направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарож­даться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приоб­рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охва­тывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение от­равляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлаге­ря, трудовые лагеря);

• распространение фашистских и иных тоталитарных режи­мов, полностью подавляющих человеческую личность;

• бессилие человека перед природой и перед техногенным об­ществом.

Наиболее известными представителями экзистенциализма, собст­венно создавшими его, были:

Карл Ясперс (1883 - 1969);

Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);

Альбер Камю (1913 - 1960);

Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

1) проблема существования (экзистенции) человека. Различие подлинного и неподлинного существования. Выражение в экзистенции глубинной основы, сущности существования, уникальности человека и его судьбы.

2) утверждение первичности человеческого существования по отношению к социальной сущности индивида.

3) проблема личности и свободы. Экзистенциализм - философия свободы. Свобода как возможность выбора.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия.

  1. Позитивизм и этапы его развития


Позитивизм – философское течение, которое ставит в центр рассмотрения науку и научную методологию и за философскую основу всего берет опыт (преимущественно в научном понимании этого слова - эксперимент).

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении науки и философии. Главная цель и назначение философии – разработка методов научного знания. Основные тезисы позитивизма:

1) все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения.

2) философия, как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм пережил определенную эволюцию. Можно выделить 4 стадии позитивизма:

1) Классический позитивизм (Конт, Спенсер)

2) Эмпириокритицизм, или махизм (Мах, Авенариус)

3) Неопозитивизм, или логический позитивизм (Мур, Рассел)

4) Постпозитивизм (Поппер, Кун)
1) Классический позитивизм (2-я половина XIX в.)

Основные идеи позитивиз­ма были сформулированы в первой половине XIX в. фран­цузским философом
Огюстом Контом(1798-1875). Он резко выступал против умозрительной философии, которая не имеет связи с научным знанием. Философия, по его мнению, должна заниматься обобщением результатов кон­кретно-научного познания природы, человека и общества. Такое знание в те годы было принято называть позитивным (положительным). Отсюда проистекало и название такой философии— позитивизм.

Конт попытался обосно­вать свое учение законами трех стадий развития интеллекта. Первая стадия (теологическая), находясь на которой человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил. На второй стадии (метафизиче­ской) объяснение явлений мира достигается не путем обра­щения к Божественным началам и силам, а сводится к ссыл­ке на различные выдуманные первичные сущности, якобы скрывающиеся от того, что мы воспринимаем в опыте. На третьей стадии (позитивной) человечество отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притя­заний и устремляется по пути накопления положительно­го знания, получаемого частными науками. С этого време­ни в интеллектуальной жизни общества начинает домини­ровать закон подчинения воображения наблюдению.

Согласно этому закону к научному знанию относится только то, что может быть подтверждено наблюдениями. Поскольку наблюдать можно лишь то, что дается нашим чувствам, то научное знание не может проникнуть к пред­полагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущ­ностью. Образцом науки объявляется естествознание, ме­тоды и приемы которого Конт предлагает перенести на общественные и гуманитарные науки. Он стремится по­строить «позитивную» науку об обществе —социологию, которая была бы чем-то вроде «социальной физики».

2) Идеи О. Конта нашли свое продолжение в эмпирио­критицизме(критика опыта) – философское учение, в котором за первооснову берется опыт и которое стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки естественного понятия о мире. Цель – описание позитивного, опытного знания. Считали, что задача философии состоит не в построении «синтетической» системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания. Таким образом, эмпириокритицизм отличается от классического позитивизма не только пониманием характера конкретных проблем, но и определением самого предмета философии. Однако последователи как Спенсера, так и Маха стремились лишить науку мировоззренческого значения и доказать чуждость науке всей традиционной философской проблематики.