ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Философия Древней Греции (досократический этап)
Интерес к проблеме человека в творчестве софистов и Сократа
Средневековая схоластика: основные проблемы и представители. Ф. Аквинский
Философия Гегеля (система и метод)
Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса (этапы развития и основные идеи).
П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
• вера и знание - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; и вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а, следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
• философия и теология — разные науки: философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 21
Философия эпохи Возрождения
Возрождение (или Ренессанс) – термин, обозначающий в истории культуры Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от Средневековья к Новому времени. В самом общем смысле под Возрождением следует понимать направленность культуры к воскрешению идеалов и ценностей античности, которые в Средневековье были забыты. В борьбе со средневековым теоцентризмом на первый план возрожденческой культуры выступает антропоцентризм - признаются творческие способности человека, утверждается вера в сои собственные силы.
Наиболее последовательное и разносторонне развитие философия эпохи Возрождения получила в трудах Н. Кузанского, Джованни Пико делла Мирандолы, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Н. Макиавелли, Мишеля Монтеня, Э. Роттердамского и др.
Общая характеристика эпохи Возрождения:
- начинающееся разложение устоев феодализма и зарождение зачатков капиталистических отношений;
- переход от цехового ремесла к мануфактурному производству и как следствие оживление торговли и рост городов;
- централизация европейских государств и усиление светской власти;
- секуляризация общества (освобождение от абсолютного влияния религии и церкви). Философия, искусство, наука выходят из-под плотной опеки религии и приобретают все большую самостоятельность. Но это отнюдь не означает, что забыт бог и проблемы религии ушли на периферию общественного сознания. Однако теперь проблемы государства, морали не рассматриваются сквозь призму теологии, а церковь все больше теряла контроль над повседневной жизнью людей, хотя всячески боролась с «отступниками» и «еретиками» и инквизиция была завалена работой;
- становление и интенсивное развитие опытных наук: астрономии, физики, механики, геометрии, географии и т.д. В результате произошли выдающиеся научные открытия и важнейшие технические изобретения.
- Великие географические открытия.
Все эти трансформации в жизни европейского общества породили острую потребность в новом ценностном мировоззрении. Его отличительными чертами явились:
1) Антропоцентризм – философский принцип, ставящий в центр философского сознания идею человека. Тема человека становится главной, первостепенной в философских рассуждениях. Самый насущный вопрос для философской мысли этой эпохи: Что такое человек? Какова сущность человека? Что есть его свобода, судьба?
2) Гуманизм – уважение достоинств человека; ренессансный гуманизм делает акцент на самоценности человеческой личности.
3) Пантеизм – учение, отождествляющее бога с мировым целым. Формула пантеизма – «бог в вещах». Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя обожествляется.
4) Эстетизм – доминирование эстетического аспекта анализа реальности. Эстетическое понимание действительности преобладает над моральными (как это было в средневековье) и научными представлениями (как это стало в новоевропейском мышлении). Возрожденческое искусство – это невиданный взлет человеческого художественного гения.
-
Проблема метода в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт)
XVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. Если во времена Средневековья главные усилия человеческих умов были направлены на обоснование существования Бога и доказательства величия его творения, то в век нарождающегося капиталистического производства наука и разум рассматриваются как инструменты созидания и преображения мира.
Английский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626 г.г.) в своей работе «Новый органон» (1620 г.) дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования.
Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.
В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание — сила".
Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.
Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).
Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.
Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
• "путь паука";
• "путь муравья";
• "путь пчелы".
"Путь паука" — получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".
"Путь муравья" — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
"Путь пчелы", по Бэкону, — идеальный способ познания. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.
Ф. Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание.
Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности:
• призраки рода;
• призраки пещеры;
• призраки рынка;
• призраки театра.
Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.
В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.
Во втором случае (
призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения — "пещера") отражается в конечном результате познания.
Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.
Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.
Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).
Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".
Основоположником рационализмасчитается Рене Декарт(1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик.
То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
• в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
• следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;
• мыслить может реально существующий человек;
• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция— это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.