Файл: Учет финансовых результатов и анализ эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
состава каждого отдельного элемента валовой прибыли и факторов, оказавших влияние на нее.

Все факторы можно подразделить на следующие группы: внешние факторы и внутренние факторы.

К первым относятся: природные условия; транспортные условия; общественно-экономические условия; степень развития внешнеэкономических связей и так далее.

Вторые по степени их соподчиненности подразделяются на факторы первого и второго порядка. К факторам первого порядка относятся изменения:

  • прибыли от реализации;

  • процентов к получению (уплате);

  • прочих доходов (расходов).

Факторами второго порядка являются изменения:

  • объема реализованной продукции;

  • структуры реализованной продукции; себестоимости продукции;

  • цены продукции.

На основе результатов факторного анализа прибыли от продаж принимаются конкретные управленческие решения по планированию номенклатуры выпуска и продаж продукции на будущие периоды времени.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя
группами важнейших экономических показателей:

«издержки объем производства (реализации) продукции - прибыль». Маржинальный анализ финансовых результатов базируется на группировке затрат на переменные, т.е. изменяющиеся по мере увеличения или уменьшения объема производства, и постоянные, не зависящие от объема производства, и на выведении маржинального дохода [37].

Маржинальный доход представляет собой сумму денежных средств, необходимых для покрытия постоянных затрат и образования прибыли. И равняется разности между объемом продаж и переменными затратами на производство и реализацию продукции.

Проведение маржинального анализа, основанного на соотношении

«затраты - объем - прибыль», подразумевает соблюдение некоторых условий, таких, как:

  • необходимость деления издержек на – переменные и постоянные;

  • изменение переменных издержек происходит пропорционально объему производства (реализации) продукции;

  • постоянные издержки не изменяются в рамках релевантного объема производства (реализации) продукции, иными словами, в диапазоне деловой активности компании, который установлен в соответствии с производственной мощностью компании и исходя из спроса на продукцию;

  • тождество производства и реализации продукции в пределах исследуемого периода времени, иными словами, запасы готовой продукции значительно не изменяются.

В целях обеспечения системного подхода при исследовании факторов изменения прибыли и прогнозирования ее размера в маржинальном анализе используют такую модель:

П = q (p - b) - a, (3)
где b - переменные затраты на единицу продукции; p - цена единицы

продукции;

a - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции [24, стр.80].

Данная формула применяется для анализа прибыли от реализации некоторых видов продукции. Она дает возможность выявить изменение суммы прибыли посредством количества проданной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. В данном случае учитывается помимо непосредственного влияния объема реализации на прибыль, еще и косвенное влияние, что позволяет более точно установить влияние факторов на изменение размера прибыли.

Оценка результативности и экономической деятельности компании производится как абсолютными показателями, так и относительными. К относительным показателям, в том числе, относится система показателей рентабельности. По большому счету, понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Компания является рентабельной в том случае, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают производственные издержки (издержки обращения) и, вместе с тем, образуют сумму прибыли, достаточную для оптимального функционирования компании [37].

Экономическая сущность рентабельности может раскрыться лишь через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.

Коэффициенты рентабельности отражают прибыльность деятельности предприятия, определяются как отношение полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объему проданной продукции. Различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых
вложений, продаж, перманентных средств.

В тех целях, чтобы произвести оценку результатов деятельности компании и проанализировать ее сильные и слабые стороны, следует синтезировать показатели, причем так, чтобы определить причинно- следственные связи, оказывающих влияние на финансовое положение.

Одним из синтетических показателей экономической деятельности компании выступает экономическая рентабельность. Этот показатель также называют рентабельностью активов. Это наиболее общий показатель, которые дает ответ на вопрос, сколько именно прибыли компания получает в расчете на один рубль собственного имущества. От его уровня, в том числе, зависит размер дивидендов на акции в АО.

В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у компании основными и оборотными средствами (активами). Посредством тех же активов компания будет получать прибыль и в будущие периоды работы. Прибыль же является, прежде всего (практически на 98 процентов), результатом от продажи продукции (работ, услуг). Выручка от продажи — показатель, непосредственно сопряженный со стоимостью активов: он формируется из натурального объема и цен продажи, а натуральный объем производства и продажи определяется стоимостью имущества.

В состав группы рентабельности активов можно выделить конкретные показатели:

  • Рентабельность активов (экономическая рентабельность);

  • Рентабельность оборотных активов;

  • Рентабельность внеоборотных активов;

  • Рентабельность основных фондов;

  • Рентабельность производственных фондов (основных фондов и материальных оборотных активов) и др.


Важнейшее место в системе показателей рентабельности коммерческих организаций занимает показатель рентабельности активов (имущества)[24]:

(4)
где РА – рентабельность активов (имущества) организации, % П прибыль до налогообложения, тыс. руб.

СА средняя стоимость активов организации, тыс. руб.

Коэффициент отражает эффективность деятельности коммерческой организации, так как в числителе представлены финансовые результаты, а в знаменателе - стоимость имущества, которым располагает организация.

Информация о показателях прибыли содержится в отчете о финансовых результатах. Стоимость активов на конкретную балансовую дату может быть принята равной итогу актива бухгалтерского баланса. Среднюю стоимость активов за период по правилам статистики необходимо рассчитать по формуле средней хронологической. При отсутствии информации среднюю стоимость активов можно рассчитать менее точно по формуле простой средней арифметической из двух балансовых остатков [23]. При анализе показатели рентабельности активов исчисляются за несколько аналогичных периодов времени, затем сравниваются и делаются выводы об изменении уровня рентабельности.

Важнейшей составной частью активов коммерческой организации являются ее производственные фонды.

Представим показатель рентабельности производственных фондов в следующем виде:

(5)
где РПФ рентабельность производственных фондов организации, %

П прибыль