ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из институтов общества. Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. Связь между поколениями – это потенциал, который можно направить на позитивные изменения.
Источником информации о связях между поколениями является генограмма – семейная карта родственных связей, на которой отражены вся история семьи и основные семейные события. Она отражает систему взглядов, убеждений, ценностей жизни и взглядов семьи на окружающий мир.
Современное состояние семейной системы требует внимания социального работника. Отталкиваясь от конкретной ситуации, он может использовать тот аспект проблемы, который является более актуальным.
Семья выполняет следующие функции:
1.Реализует естественные, жизненные (витальные) потребности своих членов.
2. Создает условия для непосредственных контактов.
3.Объединяет близких людей чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накоплением социального опыта.
Семья может являться как мощнейшим фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверзиями и отклонениями в поведении.
К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.
Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения.
Семейное воспитание является уникальным катализатором родственных чувств. Его отсутствие или изъяны трудновосполнимы в последующей жизни человека.
Чаще всего психологи сталкиваются с проблемой в контексте «родитель-ребенок». Нередки случаи, когда родитель приходит с другим вопросом, но в ходе беседы выясняется, что причина – нарушенные взаимоотношения.
Негативное влияние на детей может быть связано с разнонаправленными требованиями к ребенку, односторонней ориентации на умственное развитие в ущерб социальному, излишний педантизм в воспитании детей, или наоборот, дефицит содержательного общения родителей с ребенком.
Негативное влияние на ребенка оказывают такие родительские черты, как замкнутость на своей семье, лтсутствие интереса к жизни других, узкоизбирательное отношение к людям и подчеркнутый негативизм в оценках других людей, деспотизм, замаскированный любовью к ребенку, неумение присмотреться к его достоинствам и слобостям, тщеславие, заставляющее форсировать развитие детей и предъявлять к ним непомерные требования.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи.
Фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к ребенку с ОВЗ
•Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
•Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
•Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали».
•Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Родительство рассматривается нами не только как часть личностной сферы родителя, но и как элемент семейной системы, образованный в связи с реализацией родительской сферы личности. Появление особого ребенка служит фактором семейного стресса и затрудняет формирование родительства, обостряет неблагоприятные тенденции реализации родительских функций.
Родительство в контексте семьи особого ребенка:
Модель монады является наименее функциональной, она реализуется в семье ребенка-аутиста, в связи с грубыми нарушениями сепарационных процессов. При этом у матери также формируется нарастающая аутизация в отношениях с миром, что проявляется в монологичности речи, ритуализации общения, сужении круга интересов вопросами развития ребенка-ауиста
, избирательности контакта, недоверии другим людям. Нам известно о том, что некоторые мамы отказываются от пользования современными средствами связи, прерывают отношения даже с близкими друзьями, не делают попыток вернуться к работе, всецело посвящая себя развитию ребенка. Отец становится номинальной фигурой, механистично обслуживает укрепляющуюся монаду.
Диада проявляется в модели созависимости: слабость Я в отсутствии Другого, непрерывные диалогические отношения (в том числе и в воображении), напряжение, усиливающееся при изменении дистанции, контроль дистанции, нарушения на границе контактов. Такая модель реализуется в семьях детей со многими вариантами нарушения психического развития. Обычно обнаруживается нарушение связи в супружеской подсистеме вследствие незавершенного отделения супругов от собственных одителей, супружеской измены или сексуальных дисфункций. Матери чаще поддерживают тесную связь с ребенком. При этом они проявляют недовольство слабой включенностью супруга в воспитание, делегируют ему чувство вины, в связи с родительской некомпетентностью. Такая семья только номинально представляет собой триаду. Фактически же отношения сугубо диалогические: наиболее устойчивая диада «мать-ребенок», отец, не включенный в эту систему, становится элементом другой диады, в которой в качестве активного элемента может выступать его мать, теща, работа, компьютер, алкоголь.
Только в условиях полноценного функционального треугольника, в котором ребенок дифференцирует себя от других значимых объектов (матери и отца) и сами эти объекты воспринимает дифференцированно, возможно формирование полноценных механизмов отделения и взаимодействия, необходимых для развития личности. Функционирование в системе триады практически исключает поведение насилия, предотвращает закрепление комплементарных сцепок проблемного поведения между членами семьи.
Изучение системных условий формирования родительства в семье особого ребенка позволяет выделить ряд особенностей, учет которыхнеобходим в условиях инклюзивного образования:
•особая структурно-функциональная организация семьи в соответствии с тремя уровнями – монада, диада, триада
•значительный уровень психологических защит в форме отрицания, ведущих к искаженному восприятию ребенка и деформации родительства;
•стремление к социализации в однородной среде, в частности наблюдается тенденция к объединению в общественные родительскиеорганизации на основе сходного дефекта детей;
•более низкий по сравнению с другой аудиторией уровень доверия кинформации.
Часто родители не видят никаких жизненных перспектив, испытывают особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи. Матери в большинстве случаев вынуждены оставить работу. Имея хорошее образование, они лишены возможности профессиональной самореализации. Со временем растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее. Эти особенности могут стать причиной стагнации дисфункциональных изменений на уровне семейной системы и затруднять процесс инклюзии особого ребенка.
Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние.
Семья с ребенком с ОВЗ – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное – специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Функции семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
1. Абилитационно-реабилитационная, сущность которой состоит в восстановлении психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включении его в социальную среду, в приобщении к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей.
2. Корригирующая, которая направлена на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями.
3. Компенсирующая, направленная на замещение, перестройку нарушенных или недосформированных функций организма, на его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытку заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.
Отношение семьи к проблеме:
• Конструктивное отношение – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выбрать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.
• Деструктивное отношение, которое может выражаться в форме игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы – пусть выкарабкивается сам»); жесткого отношения и эмоционального отвержения ребенка. Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.
Изменения в семье происходят на нескольких уровнях:
Психологический уровень (сильный стресс, оказывающий деформирующее воздействие на психику родителей, невозможность обретения новых жизненных ценностей, психологические особенности личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка).
Социальный уровень (семья ребенка с ОВЗ становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей).
Соматический уровень (переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах).
Концепция «трех уровней вовлечения» по К. Теркельсен
Первый, внутренний, слой – это обычно один человек, чаще всего мать – тот член семьи, который берет на себя роль главного опекуна и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, надзора, обслуживания.
Второй слой – это члены семьи (чаще всего отец), которые менее непосредственно участвуют в повседневной опеке, они не участвуют в его жизни все время, непрерывно (как главный опекун). Они продолжают работать или учиться. Покидая дом, они откладывают в сторону все, что относится к этому ребенку, их поглощают другие проблемы, поэтому этот слой заметно отличается от главного опекуна.
Третий слой – наружный. Его составляют близкие и дальние родственники, друзья, которые знают о проблемах, связанных с ребенком с нарушениями в развитии, интересуются ими, однако практически не имеют с ним повседневного контакта. Их мнения и поступки осложняют положение главного опекуна и других членов семьи, усиливают их чувство вины и беспомощности.
Особенности поведения родителей:
Первая группа родителей – психосоматичные. Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка».