Файл: Семья выполняет следующие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время доказано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые состояния.

Факт рождения больного ребенка представляет собой сложную и драматичную проблемную ситуацию, смысл которой состоит, прежде всего, в неожиданности именно самой болезни у ребенка и тем более ее неизлечимости. Это приводит к тому, что принципиально меняется отношение к самому ребенку, как к инакому существу, к целям и задачам его воспитания. В первое время после известия о рождении больного ребенка родители понимают, что такой ребенок требует особого отношения и воспитания, но в чем это отношение и воспитание должно проявляться не имеют понятия. Кроме того, они серьезно опасаются, что будут не способны дать ребенку то, что ему необходимо. Они готовы на трудности в процессе воспитания, но на те трудности, которые они себе представляют, как нечто стандартное. Больной ребенок вызывает чувство страха, неуверенности и отчаяния.

В процессе семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии возникают множество трудностей, определенная часть которых спровоцировано самими специалистами, работающими в данный момент с родителями. Очень часто информация о состоянии здоровья ребенка подается весьма некорректно – внезапно и в полном объеме. Родители оказываются не подготовленными к такого рода сообщению и в силу этого не способными адекватно ее воспринять. Специалист стремиться дать как можно более полную картину всех сторон заболевания ребенка, тем самым по мимо своей воли, рисует в сознании родителей резко отрицательный, пугающий образ их сына или дочери. Опытный специалист должен понимать, что подача информации должна быть правдивой, но парциальной. Это предоставляет родителям определенную возможность и время для ее осмысления и обсуждения со специалистом. Нередко первое сообщение специалиста выстраивается в монологическом режиме, при котором родители не имеют возможности принять участи в обсуждении проблемы своего ребенка, что дополнительно осложняет ее понимание. Блокируя диалог общения с родителями специалист подчеркивает их некомпетентность и неспособность понять суть проблемы, что дополнительно пугает родителей.

Многочисленные деформации семейного воспитания детей с отклонениями в развитии в своих истоках имеют неконструктивно преодоленные или так и неизжитые кризисные переживания родителей. Специалист, сообщающий родителям о рождении больного ребенка может обсудить с ними не только его особенности и проблемы с этим связанные, но попытаться проанализировать характер переживаний самих родителей по поводу случившегося. Специалисту не следует чрезмерно драматизировать ситуацию, но и подчеркивание ее типового характера для многих родителей воспринимается весьма оскорбительно.


В первое время родители фиксируют состояние блокирования любых планов. Иначе говоря, они не представляют что и как делать дальше. Специалист должен подчеркнуть, что ситуация не является безвыходной, но увидеть ее перспективу можно только преодолев собственный эмоциональный шок, сужающей возможности самих родителей в процессе воспитания ребенка. Часть из них вполне способна преодолеть кризис самостоятельно. Это относится прежде всего к уверенным в себе личностям с сильным характером, особенно, когда в семье царит атмосфера любви, доверия и взаимопонимания между супругами. Но тревожные родители, неуверенные в себе и своих силах, безусловно, нуждаются в психологической поддержке, во внушении им чувства уверенности. При этом, как правило, такие родители сами стесняются говорить о собственной неуверенности. Помощь родителям, переживающим потрясение из-за невозможности осуществить амбиции в отношении оказавшегося отсталым ребенка, различна. Тем, у кого имелись характерологические особенности или невротические симптомы до рождения ребенка, необходимо назначить соответствующее психотерапевтическое или медикаментозное лечение. для других требуется длительная консультативная и просветительская помощь. Это лишний раз говорит о необходимости дальнейшей разработки индивидуального и дифференцированного подхода в оказании психологической помощи подобным семьям.

Особого внимания в процессе психологической помощи следует, безусловно, уделять матери ребенка, ибо в ситуации семейного воспитания основная нагрузка падает именно на нее. Для большинства матерей характерна жертвенность в отношении собственного ребенка. Но в этой позиции заложен определенный элемент вынужденности, неизбежности, отсутствие определенной степени свободы. Больной ребенок и жертвенность по отношении к нему в значительной степени ограничивают возможности матери в самореализации, что так же тяжело переживается ее. К этому следует добавить, что сама по себе материнская жертвенность воспринимается чаще всего окружающими и членами семьи как нечто само собой разумеющееся. Это переживается матерями как форма несправедливости и непонимания. Именно поэтому, большинство матерей нуждаются в поддержке и поощрении. Сказанное не отрицает весьма широких индивидуально-психологических различий в материнском отношении к ребенку.

Часть мам акцентированы в своем отношении к ребенку не на жертвенности, а на ощущении любви к ребенку, чувстве единства с ним. Именно подобные матери легче и быстрее переживают кризис рождения больного ребенка.



Сильное эмоциональное напряжение, переживаемое матерями в процессе воспитания ребенка с отклонениями в развитии, чувство вину перед ним, способствует снижения уровня требовательности. Этому в немалой степени содействует незнание потенциальных возможностей собственного ребенка. Снижение уровня требований в процессе семейного воспитания ребенка, так или иначе, затрудняет процесс социальной адаптации последнего. Опыт показывает, что в первую очередь склонны снижать требовательность к ребенку матери с низкой самооценкой и невысоким уровнем притязаний. Именно эти женщины нуждаются в повышении уровня саморегуляции и дисциплины, что так или иначе, скажется на характере отношения к ребенку.

Из сказанного видно, что личностные и эмоциональные проблемы матери могут перерастать в проблемы ребенка. Нередки случаи, когда при отсутствии адекватно и своевременной социальной помощи семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, распадаются В подобных ситуациях матери не всегда оказываются способными создать необходимые условия для развития нестандартного ребенка. Анализ многочисленных ситуаций распада подобных семей показывает, что подлинной причиной выступает не сам больной ребенок, а неустойчивость эмоциональных связей между супругами, что в свою очередь обесценивает в глазах отца самого ребенка. С сожалением приходиться констатировать, что многие из этих семей в силу неустойчивости эмоциональных связей, так или иначе, находятся в группе риска по фактору распада. И причиной последнего может стать практически любое конфликтное событие в жизни их семьи.

В процессе сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, специалист постоянно должен нацеливать родителей на то, что решение проблем на одном возрастном этапе потребует не меньших, а то, и значительно больших усилий, при реализации иных проблем в более старшем возрасте. Формирование подобных общих установок нелишне еще и потому, что в сознании многих родителей воспитывающих детей отклонениями в развитии весьма часто доминирует представление о том, что по мере взросления ребенка усилия по его воспитания могут уменьшаться. Именно поэтому весьма часто новые возрастные проблемы застают родителей врасплох, создавая ощущение безрезультатности всех прежних усилий.

Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:

•Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.


•Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

•Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

•Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

•Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

•Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

•Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

•Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

•Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

•Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

•Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

•Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

•Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

•Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

•Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.