ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проверяемое задание 4
Психологическое обоснование
методов обучения младших школьников
Задание
I. Изучить теоретический материал по теме.
II. Ответить на контрольные вопросы:
1. Какие группы методов обучения выделил Ю.К. Бабанский?
2. Какие методы относятся к группе организации и осуществления учебно-познавательной деятельности?
3. Назовите методы, стимулирующие познавательную деятельность младших школьников.
4. Какие факторы оказывают влияние на выбор метода?
5. Дайте характеристику объяснительно-иллюстративному методу обучения.
6. Чем отличаются проблемно-поисковые методы от репродуктивных?
Цель задания: раскрыть методы обучения младшего школьника, указать их особенности.
Рекомендации по выполнению задания
1. Проанализировать представленный в учебнике теоретический материал.
2. Произведя необходимый анализ полученной информации, ответить на поставленные вопросы.
Бланк выполнения задания 4
Основополагающие позиции структуры | Элементы обоснования позиций структуры |
1. Какие группы методов обучения выделил Ю.К. Бабанский? | 1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2.методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3.методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т. е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся. Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить:
|
2. Какие методы относятся к группе организации и осуществления учебно-познавательной деятельности? | 1.Словесные методы. 2.Наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной ин формации). 3.Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект). 4.Репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления). 5.Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением). |
3. Назовите методы, стимулирующие познавательную деятельность младших школьников | 1. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении. 2.Методы стимулирования и мотивации интереса к учению |
4. Какие факторы оказывают влияние на выбор метода? | 1. Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть 2.Уровень мотивация обучения. 3.Реализация принципов, закономерностей обучения.. 4.Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать 5.Количество и сложность учебного материала 6.Уровень подготовленности учащихся 7.Активность, интерес учащихся. 8.Возраст. Работоспособность учащихся. 9.Сформированность учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость 10.Время обучения. 11.Материально-технические, организационные условия обучения.. 12.Применение методов на предыдущих уроках. 13.Тип и структура занятия. 14.Взаимоотношения между учителем и учащимися,которые сложились в процессе учебного труда(сотрудничество или авторитарность) 15.Количество учащихся в классе. 16.Уровень подготовленности учителя |
5. Дайте характеристику объяснительно-иллюстративному методу обучения | Объяснительно-иллюстративный метод имеет несколько характеризующих и отличающих его признаков: 1.знания учащимся предлагаются в готовом виде; 2.педагог использует разнообразные приемы по восприятию детьми учебной информации; 3.учащиеся воспринимают знания, осмысливают их, фиксируют в собственной памяти и впоследствии применяют их, реализуя на практике. 4.При этом задействуются все источники информации (слово, наглядность, технические средства), а логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным методом. 5.Задача учителя же ограничивается только лишь организацией восприятия знаний детьми. |
6. Чем отличаются проблемно-поисковые методы от репродуктивных? | По сравнению с репродуктивными методами поисковое обучение имеет ряд отличий, не позволяющих сделать его единственным видом обучения. К слабым сторонам поисковых методов, по сравнению с репродуктивными, следует отнести: 1.значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; 2.недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение; 3.слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт, 4.при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников. |