Файл: Проверяемое задание 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверяемое задание 4


Психологическое обоснование
методов обучения младших школьников


Задание

I. Изучить теоретический материал по теме.

II. Ответить на контрольные вопросы:

1. Какие группы методов обучения выделил Ю.К. Бабанский?

2. Какие методы относятся к группе организации и осуществления учебно-познавательной деятельности?

3. Назовите методы, стимулирующие познавательную деятельность младших школьников.

4. Какие факторы оказывают влияние на выбор метода?

5. Дайте характеристику объяснительно-иллюстративному методу обучения.

6. Чем отличаются проблемно-поисковые методы от репродуктивных?

Цель задания: раскрыть методы обучения младшего школьника, указать их особенности.

Рекомендации по выполнению задания

1. Проанализировать представленный в учебнике теоретический материал. 

2. Произведя необходимый анализ полученной информации, ответить на поставленные вопросы.

Бланк выполнения задания 4


Основополагающие позиции структуры

Элементы обоснования позиций структуры

1. Какие группы методов обучения выделил Ю.К. Бабанский?

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2.методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3.методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т. е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы.

Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить:

  • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.);

  • методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.);

  • методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)

2. Какие методы относятся к группе организации и осуществления учебно-познавательной деятельности?

1.Словесные методы.

2.Наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной ин формации).

3.Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект).

4.Репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления).

5.Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

3. Назовите методы, стимулирующие познавательную деятельность младших школьников

1. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

2.Методы стимулирования и мотивации интереса к учению

4. Какие факторы оказывают влияние на выбор метода?

1. Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть

2.Уровень мотивация обучения.

3.Реализация принципов, закономерностей обучения..

4.Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать

5.Количество и сложность учебного материала

6.Уровень подготовленности учащихся

7.Активность, интерес учащихся.

8.Возраст. Работоспособность учащихся.

9.Сформированность учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость

10.Время обучения.

11.Материально-технические, организационные условия обучения..

12.Применение методов на предыдущих уроках.

13.Тип и структура занятия.

14.Взаимоотношения между учителем и учащимися,которые сложились в процессе учебного труда(сотрудничество или авторитарность)

15.Количество учащихся в классе.

16.Уровень подготовленности учителя

5. Дайте характеристику объяснительно-иллюстративному методу обучения

Объяснительно-иллюстративный метод имеет несколько характеризующих и отличающих его признаков:

1.знания учащимся предлагаются в готовом виде;

2.педагог использует разнообразные приемы по восприятию детьми учебной информации;

3.учащиеся воспринимают знания, осмысливают их, фиксируют в собственной памяти и впоследствии применяют их, реализуя на практике.

4.При этом задействуются все источники информации (слово, наглядность, технические средства), а логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным методом.

5.Задача учителя же ограничивается только лишь организацией восприятия знаний детьми.

6. Чем отличаются проблемно-поисковые методы от репродуктивных?

По сравнению с репродуктивными методами поисковое обуче­ние имеет ряд отличий, не позволяющих сделать его единственным видом обучения.

К слабым сторонам поисковых методов, по сравнению с репродуктивными, следует отнести:

1.значительно большие расходы времени на изучение учебного материала;

2.недостаточную эффективность их при реше­нии задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение;

3.слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт,

4.при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.