ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2021

Просмотров: 1029

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако экологическое законодательство в бывшем СССР являлось по существу сводом политических деклараций, редко подкрепленных соответствующими механизмами реализации. Большинство принятых в 70-80-е гг. законодательных актов устарели и не соответствуют изменившейся экономической и экологической ситуации.

В 90-е годы в Беларуси сделаны важные шаги по заполнению "законодательного вакуума" в сфере экологии. Только за последние 6 лет Парламентом были приняты в новой редакции 16 важнейших законов, отвечающих требованиям происходящих в экономике преобразований. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.; Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды (1995); законы Республики Беларусь: «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991)«Об охране окружающей среды» (1992); «О государственной экологической экспертизе» (1993); «Об отходах производства и потребления» (1993), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах (1994 ), «Об охране и использовании животного мира» (1996), «Об охране атмосферного воздуха» (1997), «Кодекс Республики Беларусь о недрах» (1997 ), «Водный кодекс Республики Беларусь» (1998), «Кодекс Республики Беларусь о земле» (1999), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000г.), «Лесной кодекс Республики Беларусь» (2000) и др.

Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы в республике явился Закон "Об охране окружающей среды в Республике Беларусь" (1992). Но за прошедшие с момента принятия данного закона годы многие его положения устарели, поэтому 17 июля 2002 г. был принят Закон Республики Беларусь « О внесений изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», который конкретизировал многие положения своего «предшественника» и отразил те изменения в социально-экономическом развитии государства, которые произошли за истекшие десять лет.

Речь идет в первую очередь о законах, регламентирующих введение платности природопользования: законы «О платежах за землю» (1991 г.), ««О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991 г.), «Об отходах производства и потребления» (1993).

Новым, «рыночным» законом, создавшим юридические предпосылки для развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, рационального ее использования и охраны, явился закон
«О праве собственности на землю» (1993 г.). Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю» (1997 г.) расширен круг субъектов частной собственности на землю.


3.3.2.Несомненно законотворчество последних лет является шагом вперед в деле правового регулирования природоохранной деятельности. Вместе с тем действующее законодательство по-прежнему страдает излишней декларативностью, отсутствием необходимых механизмов реализации прав граждан на благоприятную среду обитания, на получение полной информации о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью. Кроме того рыночные преобразования в экономике диктуют необходимость разработки новых правовых норм, обеспечивающих соблюдение экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности; принятие законов об экологическом страховании, о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями; внесения изменений в банковское законодательство в части кредитования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и др.


Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба.

В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие предприятий или запрет на пользование природными ресурсами). В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях к таковым относятся посягательство на государственную собственность, нарушение прав государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или общественного имущества. Административными правонарушениями считаются также неиспользование земель; несоблюдение требований природоохранного режима их использования; нарушение правил землепользования в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению; порча земель; нарушение требований по охране недр; несоблюдение правил водопользования, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, сбор растений, занесенных в Красную книгу и др.

Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п.

Материальная, или имущественная, ответственность нарушителей природоохранного законодательства состоит в возмещении ущерба, причиненного их неправомерными действиями. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специальным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства на основании решения суда по иску потерпевшей стороны.

К уголовной ответственности привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного ущерба природной среде, повлекшего гибель людей или особо крупные материальный потери. Конкретные составы экологических преступлений установлены в Уголовном кодексе, в частности умышленное уничтожение или значительное повреждение лесных массивов путем поджога или неосторожного обращения с огнем, незаконная порубка леса и др. К лицам, совершившим подобные преступления, могут применяться такие меры воздействия, как лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и другие виды наказаний, предусмотренные законодательством.

Контрольные вопросы:

1.Когда впервые начала формироваться основа экологического законодательства на территории РБ?


2.Какие нормативно-правовые акты приняты в области природоохранного законодательства?

3.Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства – это …




Практические задания

Какие меры воздействия применяются к нарушителям экологического законодательства:

а)административные,

б)дисциплинарная,

в)материальная,

г)уголовная,

д)все перечисленные выше



ТЕМА 3.4. ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Вопросы темы

3.4.1. Основы экологического нормирования

3.4.2. Стандартизация в области охраны окружающей среды. Экологическая сертификация


3.4.1. Одним из наиболее эффективных средств рационального природопользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование. С его помощью регулируется допустимая нагрузка на экологические системы и устанавливаются границы воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания.

Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду. Главная цель экологического нормирования - обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую среду.

Систему экологического нормирования подразделяют на три составляющие части: технологическую, научно-техническую и медицинскую. В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и окружающую природную среду. К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направления.

Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окружающей среды определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения и компонентам биосферы. К ним относятся предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, допустимые уровни радиационного воздействия, размеры санитарно-защитных зон. Кроме того устанавливаются нормативные требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность, а также технологические, строительные и градостроительные правила, содержащие экологические требования. В Беларуси используются экологические стандарты бывшего СССР. Закон «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность за разработку и утверждение нормативов качества окружающей среды на органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также системы здравоохранения.

Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха (в миллиграммах на метр кубический), воды (на 1 л) или почвы, грунтов, других пород (на 1 кг вещества). ПДК устанавливается на таком уровне, при котором вредные вещества даже при ежедневном воздействии в течение продолжительного времени не вызывают патологических изменений в организме или заболеваний человека, животных и растений. Чтобы установить ПДК атмосферных загрязнений, проводят токсикологический эксперимент на животных (белые крысы, морские свинки и др.) в лабораторных условиях. В специальных камерах животные подвергаются круглосуточному ингаляционному воздействию химического вещества в течение 3 — 4-х месяцев. Дальше анализируются изменения в организме животных. Аналогичные требования предъявляются к нормативам вредных веществ для воды.


К настоящему времени созданы стандарты качества воздушной среды по 1080 загрязнителям, для защиты питьевой воды — по 1373 соединениям, для ведения рыбного хозяйства — по 972 соединениям и для защиты рекреационных водных источников — по 14 соединениям. Количество же одновременно присутствующих веществ и сочетаний только в атмосфере достигает величины 11060, что реально не может быть охвачено традиционной системой контроля. Кроме того, разработка экологических стандартов представляет собой длительный и дорогостоящий процесс. Представляется возможным и эффективным использование в Беларуси не только нормативов принятых в СНГ, но и в Европейском сообществе.

Если то или иное вредное вещество Сi на данной территории представлено в единственном виде и не превышает значения ПДК, это свидетельствует о чистоте природной среды:

(3.4.1.)

Однако в воздушном бассейне или в водной среде находится не одно, а несколько вредных веществ, причем многие из них способны образовывать новые соединения. Сумма концентрации веществ в таком случае не должна превышать единицу и рассчитывается по формуле

(3.4.2.)

где С1, С2,…, Сn — фактические концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или воде; ПДК1, ПДК2, …, ПДКn — соответствующие величины ПДК этих веществ.

До введения нормативов ПДК для некоторых загрязняющих веществ определяются ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ), иначе временные ориентировочно безопасные концентрации веществ в атмосферном воздухе, полученные расчетным путем на основе известных их токсикометрических параметров и физико-химических свойств.

Для каждого загрязняющего вещества установлены класс опасности, максимально разовая и среднесуточная ПДК. Максимально разовая ПДК устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущение запаха, изменение активности головного мозга, световой чувствительности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин), а среднесуточная ПДК — с целью предупреждения их общетоксического, канцерогенного, мутагенного и иного действия Данные по некоторым наиболее распространенным загрязнителям представлены в табл. 3.4.1.


Таблица 3.4.1 - Предельно допустимые концентрации (ПДК) отдельных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест

Вещества

Класс опасности

ПДК, мг/м3

максимальная разовая

среднесуточная

Диоксид азота (NO2)

2

0,085

0,04

Угарный газ (CO)

4

5,0

3,0

Пыль неорганическая

3

0,15 — 0,5

0,05 — 0,15

Диоксид серы (SO2)

3

0,5

0,05

Сероводород (H2S)

2

0,008

Бензин

4

5,0

1,5

Бензопирен

1

0,1 мкг/100 м3

Азотная кислота (HNO3)

2

0,4

0,15

Свинец

1

0,0003



Разработаны и внедрены значения ПДК вредных веществ в воздухе жилой и рабочей зон. Рабочей зоной считается пространство высотой до 2-х м, где размещается место постоянного пребывания работающих. Критерии установления ПДК в воздухе рабочей зоны отличаются от критериев обоснования нормативов загрязнителей жилой зоны. В жилой зоне атмосферные загрязнители действуют круглосуточно на все группы населения, включая детей и пенсионеров, и поэтому они более жесткие. В рабочей зоне вредные химические вещества действуют в течение 6—8 часов на лиц трудоспособного возраста, которые проходят регулярные медицинские осмотры и поэтому здесь допускаются более высокие концентрации.

На основе ПДК определяются стандарты воздействия на окружающую среду. Они устанавливают предельно допустимый выброс (ПДВ) и предельно допустимый сброс (ПДС) конкретных вредных веществ из конкретного точечного источника, исходя из условия непревышения ПДК этих веществ на данной территории при суммировании выбросов (сбросов) всех источников.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ от данного конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспектив его развития не приведут к превышению нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

При определении ПДВ загрязняющих веществ от расчетного источника необходимо учитывать их концентрацию в атмосфере, обусловленную выбросами от других источников, соблюдая для приземного слоя следующее условие


С + Сф ПДК, (3.4.3)

где С — концентрация вещества в приземном слое, создаваемая расчетным источником выброса; Сф — фоновая концентрация вещества.

Расчет ПДВ как количества загрязняющих веществ, которое не разрешается превышать за год при выбросе в атмосферу, производится в тоннах. Устанавливаются также контрольные значения ПДВ в граммах за секунду, которые не должны превышаться в любой двадцатиминутный интервал времени. Кроме того, контроль ПДВ ведется в среднем за сутки, месяц, год.

ПДВ устанавливают для каждого источника загрязнения атмосферы с учетом особенностей природной среды, объема и структуры выбросов. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников определяют суммарный ПДВ.

Если на данном предприятии или группе предприятий, расположенных в одном районе, значения ПДВ или ПДС по объективным причинам не могут быть достигнуты в настоящее время, по согласованию с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, допускается планировать поэтапное, с указанием продолжительности каждого этапа, снижение выбросов до величин, обеспечивающих соблюдение ПДК. Для этого вводится норматив временно согласованных выбросов (сбросов) (ВСВ, ВСС). Они должны устанавливаться с учетом передового экологического опыта в технологии данного производства. Однако если ПДВ и ПДС непосредственно регламентируют интенсивность и качество технологических процессов, являющихся источниками загрязнениями (т.е. обладают свойством экологического норматива), то ВСВ и ВСС фактически являются отступлением от нормирования.