ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2021

Просмотров: 1038

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Республике Беларусь государственная экологическая экспертиза стала осуществляться с 1988 г. В соответствии с постановлением правительства ее проведение было возложено на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, в системе которого с этого времени стала функционировать Специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов, включающая три отдела: отдел по экспертизе проектов мелиоративного и водохозяйственного строительства; по экологической экспертизе проектов водоснабжения, канализации и охраны атмосферного воздуха и отдел по размещению хозяйственных объектов..

Проведение обязательной экологической экспертизы в республике законодательно закреплено принятием законов «О государственной экологической экспертизе» (1993) и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» (2000), которые определили ее цели, порядок организации и проведения, права и обязанности сторон, порядок обжалования заключений и рассмотрения споров, а также ответственность за нарушения законодательства.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой урегулированную нормами деятельность экспертных подразделений органов государственного контроля или специально создаваемых экспертных групп по анализу, проверке и оценке предплановой, проектно-планировочной и проектно-сметной документации на ее соответствие требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования в целях предупреждения возможных негативных воздействий проектируемых объектов на окружающую среду и обеспечение благоприятного ее состояния.

Таким образом, ныне действующая редакция Закона
“О государственной экологической экспертизе” предусматривает возможность экспертизы только объектов, относящихся к планируемой деятельности.

Государственная экологическая экспертиза является достаточно эффективным рычагом реализации государствен-ной экологической политики и наиболее важно, что с ее помощью закладывается основа экологически безопасного ведения хозяйственной деятельности в будущем.

Наряду с государственной экологической экспертизой законом предусматривается и возможность проведения общественной ЭЭ, которая осуществляется научными коллективами или общественными объединениями по их инициативе. Заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу

Система мер по контролю и надзору за состоянием окружающей природной среды получила название экологического контроля. Основные задачи экологического контроля согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992 г.) заключаются в обеспечении соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды. Экологический контроль подразделяется на следующие уровни: государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль.


Интересы защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности человека требуют разработки и внедрения системы экологического аудита. Международная Торговая палата определила экологический аудит как «инструмент управления, представляющий собой систематизированную, периодическую, подкрепленную документами объективную оценку экологичности производства и оборудования».

Экологический аудит возник в США в середине 70-х годов в связи с высокими показателями экологических аварий и катастроф, а также значительным увеличением экологических издержек на предприятиях химической промышленности. В 80-е годы экоаудит вошел в практику индустриальных стран Европы, что обусловило принятие специального постановления Европейского союза — «Постановление об экоаудите» (1993 г.). Этот документ имеет силу закона для производственных предприятий, расположенных на территории государств Европейского союза.

Объектами экологического аудита являются:

имущество (земельные участки, природные объекты, здания и сооружения, машины и оборудование и пр.);

текущие операции предприятия (производственные, коммерческие и пр.);

система управления предприятием в чрезвычайных операциях;

программа охраны окружающей среды и обеспечения безопасности трудового коллектива и т.д.

Как правило, процедура экоаудита является добровольной, однако в случае, когда деятельность предприятий явно угрожает окружающей среде и населению, по решению исполнительной власти может быть проведена принудительно.

Экологический аудит в Беларуси, России и других странах СНГ пока не получил широкого распространения. Контроль за выбросами на предприятиях ограничивается проверкой в основном тех технологических процессов, которые считаются самыми большими загрязнителями.

Контрольные вопросы:

1.Что представляет собой мониторинг окружающей среды?

2.Назовите виды мониторинга.

3.Какие нормативные акты обеспечивают проведение мониторинга на территории РБ?

4.Назовите цель и задачи государственной экологической экспертизы.

5.По чьей инициативе проводится общественная экологическая экспертиза?

6.Что включает в себя экологический контроль в РБ?

7.Экологический аудит – это…


Практические задания



МОДУЛЬ 4.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ТЕМА 4.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Вопросы темы:

4.1.1.Сущность, функции и задачи экономической оценки природных ресурсов

4.1.2. Теоретические подходы и методы экономической оценки

4.1.1. Проблема экономической (денежной) оценки природных ресурсов – одна из наиболее сложных и дискуссионных в современной науке. В СССР долгие годы считалось, что раз богатства природы в условиях социализма являются общенародной собственностью, не продаются и не покупаются, не включены в систему товарно-денежных отношений, то им и не нужна экономическая оценка. Кроме того, отсутствие каких-либо денежных оценок естественных запасов природы в бывшем Советском Союзе оправдывалось их кажущейся безграничностью. Основой становления рыночных отношений в природопользовании, эффективным рычагом его хозяйственного механизма должна стать экономическая оценка естественных ресурсов. Под экономической оценкой природных ресурсов следует понимать денежное выражение их хозяйственной ценности, обусловленной природными особенностями.


На современном этапе экономическая оценка может реально выполнять учетную и стимулирующую роль. Так, с ее помощью можно сравнить ценность различных природных ресурсов и на основе этого установить последовательность их вовлечения в хозяйственный оборот. Экономическая оценка позволяет рассчитать природно-ресурсный потенциал регионов любого ранга, что важно для сопоставления ресурсообеспеченности отдельных районов и прогнозирования их экономического развития.

Одной из важнейших задач экономической оценки является определение материального ущерба, наносимого обществу при изъятии из хозяйственного оборота природных богатств (оценка ущерба от затопления земель при строительстве водохранилищ, от изъятия земель для гражданского строительства и т. п.). Экономическая оценка естественных богатств необходима и при расчете эффективности природоохранных мероприятий, которая может быть определена путем сопоставления затрат на эти мероприятия с ликвидируемым ущербом или возмещаемыми потерями.

Экономическая оценка лежит и в основе платности природопользования, что создает материальную заинтересованность предприятий в рациональном использовании ресурсов природы, совершенствовании технологических процессов по пути сокращения выбрасываемых в окружающую среду отходов.

Постепенно сложились следующие основные направления использования оценок природных ресурсов:

1) в массовых планово-проектных расчетах по обоснованию изменений характера использования данного ресурса (отводы сельскохозяйственных или лесных угодий под строительство и т. п.);

2) в учетно-аналитических разработках (ведение кадастров природных ресурсов, исчисление национального богатства с оценкой природной составляющей и т. п.);

3) при перспективном планировании и прогнозировании (разработка комплексных схем рационального использования и охраны природных ресурсов и др.);

4) для целей совершенствования системы экономического стимулирования (платежи за использование природных ресурсов, изменение ценовых пропорций в народном хозяйстве и т. п.).

4.1.2.

Методы определения экономической оценки:

1.Затратный метод академика С.Г.Струмилина. Согласно данной концепции оценкой ресурсов могут служить затраты труда на их освоение и вовлечение в хозяйственный оборот: чем выше прямые затраты общества, необходимые для использования того или иного ресурса, тем он “дороже”.

По методике С. Г. Струмилина экономическая оценка земель может быть определена по формуле:

(4.1)

где О — экономическая оценка 1 га угодий; — стоимость освоения 1 га земель (средняя по стране); — отношение урожайности к текущим затратам на производство земледельческого продукта на оцениваемом участке и в среднем по стране.

2.Рентный метод академиков Т.С.Хачатурова, .П.Федоренко, д.э.н. К.Г.Гофмана. Суть рентного подхода к экономической оценке природного ресурса состоит в том, что ее величина определяется размером приносимой данным ресурсом дифференциальной ренты. Дифференциальная рента показывает экономический выигрыш, который получает народное хозяйство благодаря более благоприятным природным свойствам оцениваемого ресурса (лучшему качеству, удобству местоположения и т. п.). Рентная оценка конкретного ресурса определяется как разница замыкающих и индивидуальных затрат на получение продукции природопользования. Величина годовой ренты, приносимой оцениваемым ресурсом, рассчитывается по формуле:


(4.2)

где Rг - величина годовой ренты; Z и S - соответственно замыкающие затраты и затраты на оцениваемом участке на единицу продукции; ni - объем i-го вида продукции; - количество видов продукции, получаемой с использованием данного ресурса.

3.Смешанный метод:

Схематически это можно представить следующим образом:

Ц=R+З (4.5)

где Ц - цена ресурса, размер платы за него;

R - экономическая оценка на базе дифференциальной ренты;

З - затраты на освоение и воспроизводство ресурса.

В условиях рыночной экономики, когда процесс ценообразования зависит от баланса спроса и предложения на товар, эта схема не утрачивает своего смысла, поскольку и в основе рыночной цены лежит цена производства, позволяющая возмещать издержки производства и обеспечивать среднюю прибыль.

4.Рыночный метод - оценка ресурса отражает лишь сиюминутную ценность ресурса для участников рынка, основанную на балансе спроса и предложения. Ее нельзя считать достаточно объективной, поскольку она не отражает ни реальных общественных издержек и выгод использования экологических факторов, ни ограниченности природных ресурсов и их экосистемные функции.

5.Концепция альтернативной стоимости состоит в оценке природных объектов и ресурсов через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данных компонентов природы в других целях. Так, альтернативные стоимости охраняемых природных территорий – это выгоды, которые теряет общество из-за их консервации: недополучение продукции с данных территорий (древесины, растений, промысловых животных) или же выгоды от их альтернативного использования (например, развитие сельского хозяйства). Этот подход можно считать разновидностью затратного, поскольку, чем меньше альтернативная стоимость природного объекта, тем меньше затраты на компенсацию потерь для его сохранения.




Контрольные вопросы:

1. В чем отличие экономической оценки природных ресурсов(ЭО ПР) от балльной?

2. Почему ЭО ПР – категория историческая?

3. Какие основные направления использования на практике оценок ПР?

4. Каковы недостатки затратной концепции ЭО ПР?

5. Как определить ЭО ПР на безе рентного подхода?



Практические задания

Тесты

  1. Экономическая оценка земель

а) б) в)

  1. Рыночная классификация ПР включает в себя:

а) ресурсы стратегического назначения

б) ресурсы экспортного значения

в) ресурсы внутреннего рынка

г) а, б, в

  1. Одинаковые затраты труда

а) приносят неоднозначные результаты

б) не приносят результатов вообще

в) очень плохо влияют на плодородие почв

  1. Такое направление использования оценок ПР, как планирование и прогнозирование включает в себя:

а) ведение кадастров ПР, исчисление национального богатства с оценкой природной составляющей

б) отводы с/х и других лесных угодий под строительство и т.п.


в) разработка комплексных схем рационального использования и охраны ПР и др.

  1. Какое направление наиболее важное:

а) массовые планово-проектные расчеты по обоснованию изменений характера использования данного ресурса

б) учетно-аналитические разработки

в) перспективном планировании и прогнозировании

г) все

  1. Затратная концепция С.Г. Струмилина

а) отсутствие строго учета качественных особенностей ПР

б) самые высокие оценки самые неблагоприятные для использования ресурсы

в) оценкой ресурсов могут служить затраты труда на их освоение и вовлечение в хозяйственный оборот

  1. Верно ли то, что чем выше прямые затраты общества, необходимые для использования того или иного ресурса, тем он «дороже»

а) да

б) нет

в) как когда

  1. Земельная рента

а) показывает экономический выигрыш, который получает хозяйство благодаря больше благим условиям

б) арендная плата

  1. Основой дифференциальной ренты является:

а) ограниченность ПР

б) прибыль, которую получает производитель, эксплуатирующий больше продуктивные земли и другие ресурсы природы

в) затраты, определяющие рыночную стоимость

  1. Величина годовой ренты:

а) б)

в)




ТЕМА 4.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Вопросы темы:

4.2.1.Понятие ущерба от загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов и его виды.

4.2.2. Методы определения ущерба от загрязнения окружающей среды


4.2.1. Загрязнение и истощение окружающей среды в результате производственной деятельности наносит урон, условно говоря, трем сферам: состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают три вида ущерба: экологический, экономический и социальный.

Экологический ущерб характеризуется нарушениями, возникающими в природных системах.

Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности.

Социальный ущерб — это ущерб, наносимый прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, загрязненными химическими веществами продуктами питания, плохим качеством питьевой воды, шумами и т. п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению условий труда и отдыха населения и жизнедеятельности в целом.

Таким образом, экономический ущерб является комплексной величиной и слагается из ущербов, наносимых отдельным видам реципиентов от загрязнения различных природных сред — воздушного бассейна, водных источников, земель, лесных экосистем и др. В качестве основных реципиентов рассматриваются: 1) население; 2) объекты жилищно-коммунального хозяйства (селитебная территория, жилищный фонд, городской транспорт, зеленые насаждения и др.); 3) сельскохозяйственные угодья, животные и растения; 4) лесные ресурсы; 5) элементы основных фондов промышленности и транспорта; 6) рыбные ресурсы; 7) рекреационные и лечебно-курортные ресурсы.