ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2021

Просмотров: 1036

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Радиационное загрязнение территории Беларуси вследствие аварии на ЧАЭС выдвинуло проблему разработки стандартов радиоактивности. В относительно короткий срок были установлены предельно допустимые уровни радиационного загрязнения.

Кроме вышеназванных нормативов, существуют предельно допустимые нормы (ПДН) нагрузки на окружающую среду. Этот норматив особенно важен при формировании территориально-производственных комплексов, для развития промышленности, сельского хозяйства, в строительстве и реконструкции городов. Он вводится для обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем. ПДН — это допустимая степень воздействия на окружающую природную среду в конкретном регионе. С этой целью для каждой экосистемы должны быть выявлены свои критерии качества природной среды, которые зависят от экологического резерва этой экосистемы и экологических возможностей региона.

3.4.2. Система управления окружающей средой – часть общей системы административного управления, которая включает организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

Задача внедрения системы управления окружающей средой:

  1. определение экологической политики; идентификация экологических аспектов для выявления негативных воздействий на окружающую среду;

  2. соответствие требованиям законодательных актов;

  3. установление целевых и плановых экологических показателей;

  4. разработка организационной схемы и программы для реализации экологической политики;

  5. обеспечение функционирования системы управления окружающей средой;

  6. проведение сертификации.

Международные стандарты систем менеджмента, разработанные Международной организацией по стандартизации ISO

ISO 9000 Системы менеджмента качества;

-- ISO 14000 Системы управления окружающей средой (или системы экологического менеджмента);

-- ISO 19011 Руководящие указания по аудиту систем качества и/или систем экологического менеджмента;

-- ISO 22000 Системы управления безопасностью пищевых продуктов.

Внешние факторы, влияющие на создание системы экологического менеджмента: развитие природоохранного законодательства и ужесточение экологических требований, а также мнение заинтересованных сторон (общественности, инвесторов, потребителей, предприятий-партнеров).

Внутренние факторы, влияющие на создание системы экологического менеджмента:

-заинтересованность руководства и персонала;

-соответствие целям предприятия;

-обеспеченность материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами;

-уровень квалификации персонала;

-индивидуальная и коллективная ответственность.


Элементы модели системы экологического менеджмента

экологическая политика: планирование – экологические аспекты; законодательные и другие требования;

- целевые, плановые экологические показатели и программа(ы);

-внедрение и функционирование — ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия;

-компетентность, обучение и осведомленность;

-обмен информацией;

- документация;

-управление документацией и операциями;

-готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них;

-проверка – мониторинг и измерение;

-оценка соответствия;

-несоответствие;

-корректирующие и предупреждающие действия;

-управление записями;

-внутренний аудит;

-анализ системы со стороны руководства.

Экологическая сертификация – деятельность (осуществляемая аккредитованным органом по сертификации) по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему требованиям в области охраны окружающей среды.

Цель экологической сертификации:

  • обеспечение экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности;

  • подтверждение соответствия требованиям законодательства.

Объекты экологической сертификации:

  • система управления окружающей средой;

  • продукция;

  • компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды;

  • оказание услуг в области охраны окружающей среды.

Экологическая маркировка – сведения экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций.

Экологический знак соответствия – предназначен для информирования потребителей о прохождении процедуры соответствия требованиям международного стандарта, а также об экологических аспектах продукции.

Экологический учет – составная часть информационной системы предприятия, включающая финансовый и управленческий учет, отчетность по экологическим показателям.

Подходы к экологическому учету :

  • Счета предприятия должны отражать его воздействия на окружающую среду; влияние расходов, рисков и обязательств, связанных с природоохранной деятельностью, на финансовое положение предприятия.

  • Инвесторы должны располагать информацией по проведению экологических мероприятий и расходам, связанным с природоохранной деятельностью.

  • Менеджеры должны учитывать реальные экологические издержки и выгоды, поскольку экологические вопросы являются предметом управленческой деятельности.

  • Предприятия получат преимущества в конкурентной борьбе за клиентов, если смогут показать, что их товары и услуги предпочтительнее с экологической точки зрения.

  • Законодательство, банки, инвесторы, общественность стимулируют представление экологической отчетности.

  • Экологический учет является инструментом повышения экоэффективности предприятий.


Задачи экологического учета:

  1. Повышение качества экологической информации, переход к систематизированным, цифровым, сопоставимым (по отраслям, странам) и достоверным показателям;

  2. Обеспечение необходимой практической связи между собственно- экологической и финансовой отчетностью при переходе к интегрированному экологическому менеджменту;

  3. Выделение экологических затрат из общей суммы расходов на производство продукции и расчет эффективности проводимых экологических мероприятий.

Первичный экологический учет на предприятии:

  • ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников выбросов и их характеристик»;

  • ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране окружающей среды»;

  • ПОД-3 «журнал учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок»;

  • ПОД-4 «Журнал учета расхода топлива, сырья, материалов и их качественных характеристик»;

  • ПОД-5 «Журнал учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи в регенерацию озоноразрушающих веществ»;

  • ПОД-6 «Журнал учета водопотребления и водоотведения водоизмерительными приборами и устройствами»;

  • ПОД-7 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) неинструментальными методами»;

  • ПОД-8 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод».

Основные формы государственной статистической отчетности в области охраны окружающей среды:

  • 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства»;

  • 1-ос (воздух) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников»;

  • 1-вода (Минприроды) «отчет об использовании воды»;

  • 1-ос «Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды»

Форма № 1-ос:

  1. Отражает затраты на капитальный ремонт основных средств, предназначенных для охраны окружающей среды, а также текущие затраты организации на мероприятия по охране окружающей среды: охране и рациональному использованию водных ресурсов;

  2. Охране атмосферного воздуха;

  3. Охране окружающей среды от загрязнения отходами производства;

  4. Охране и рациональному использованию земель, включая рекультивацию земель;

  5. На проведение работ по созданию нормативных документов, экологической сертификации, экологическому аудиту и экологическому страхованию.



Контрольные вопросы:

1.Что представляет собой экологическое нормирование?

2.Назовите составные части системы экологического нормирования.

3. Какие основные нормативы действуют в области экологического нормирования?

4.Что представляет собой система экологической сертификации?

5.Из чего она состоит?




Практические задания

Тесты

1.Основными экологическими нормативами являются:

а)запреты,ограничения

б)ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ

в) лицензии и сертификаты.


2.Установление единых и обязательных для всех обьектов данного уровня системы управления экологических норм и требований называется:

а)экологической сертификацией,

б)экологической стандартизацией,

в)экологическим нормированием






ТЕМА 3.5. НАБЛЮДЕНИЕ, УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Вопросы темы:

3.5.1Сущность и задачи мониторинга окружающей среды

3.5.2.Экологический контроль, экспертиза и аудит


3.5.1. Мониторингом окружающей природной среды называют постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред — воздушной среды, поверхностных вод и водных экосистем, геологической среды и наземных экосистем. Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов.

По содержанию различают несколько видов мониторинга. Биосферный (глобальный) — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях. Медицинский (санитарно-токсикологичес-
кий)
— слежение и контроль за показателями качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья; прогноз состояния здоровья населения в условиях многофакторного воздействия окружающей среды. Импактный — слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках. Как подсистемы импактного мониторинга рассматривают-
ся — мониторинг чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий) и локальный мониторинг (наблюдение за воздействием на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников). Биологический — слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром), проводится с помощью биоиндикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников.

Базовый (фоновый) мониторинг — слежение за общебиосферными в основном природными явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объектами наблюдения и контроля являются — атмосферный озон, сейсмический режим на территории страны, физические явления и факторы (акустические, вибрационные, инфразвуковые, электромагнитные).

Требует более детального анализа экологический мониторинг, иначе — организованный мониторинг окружающей среды, при котором, во-первых обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов, а также производится оценка состояния и функциональной деятельности экосистем; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются.


Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении системы управления экологической безопасности современной и достоверной информацией. Он ориентирован также на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных мер по выполнению конкретных проектов, международных соглашений в области охраны окружающей среды. Основными задачами экологического мониторинга являются наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия, за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами, оценка фактического состояния природной среды, прогноз ее динамики и состояния в будущем.

В качестве составляющих экологического мониторинга рассматриваются следующие подсистемы:

мониторинг атмосферного воздуха, который представляет собой систему сбора и накопления результатов длительных регулярных наблюдений, проводимых по определенной программе для оценки существующего его состояния и прогноза изменения в будущем;

мониторинг гидросферы — система сбора и накопления результатов длительных регулярных наблюдений за состоянием поверхностных и подземных вод для оценки современного состояния и прогноза изменений в будущем;

мониторинг земель (почв) — система регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда, почв и почвенного покрова с целью получения объективной и полной информации об изменении параметров их состояния как основа для принятия решений по защите земельных угодий от негативных воздействий;

радиационный мониторинг — система длительных и регулярных наблюдений с целью оценки и прогноза изменения в будущем радиационного состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы.

В связи с принятием Закона «Об охране окружающей среды» (1992 г.) возникла необходимость изменить структуру государственного экологического мониторинга, устранить параллелизм и дублирование функций в работе его органов, обеспечить эффективность государственного управления и контроля качества окружающей среды. Это достигается в ходе создания Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС), обеспечивающей выполнение государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды. Целью создания НСМОС является обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений

3.5.2. Важной организационно-правовой формой контроля в области природопользования и охраны окружающей среды является государственная экологическая экспертиза. Ей предшествовало введение обязательной процедуры оценки воздействия на среду (ОВС) хозяйственной деятельности в индустриально развитых странах мира.