ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2021
Просмотров: 1082
Скачиваний: 1
Радиационное загрязнение территории Беларуси вследствие аварии на ЧАЭС выдвинуло проблему разработки стандартов радиоактивности. В относительно короткий срок были установлены предельно допустимые уровни радиационного загрязнения.
Кроме вышеназванных нормативов, существуют предельно допустимые нормы (ПДН) нагрузки на окружающую среду. Этот норматив особенно важен при формировании территориально-производственных комплексов, для развития промышленности, сельского хозяйства, в строительстве и реконструкции городов. Он вводится для обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем. ПДН — это допустимая степень воздействия на окружающую природную среду в конкретном регионе. С этой целью для каждой экосистемы должны быть выявлены свои критерии качества природной среды, которые зависят от экологического резерва этой экосистемы и экологических возможностей региона.
3.4.2. Система управления окружающей средой – часть общей системы административного управления, которая включает организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.
Задача внедрения системы управления окружающей средой:
-
определение экологической политики; идентификация экологических аспектов для выявления негативных воздействий на окружающую среду;
-
соответствие требованиям законодательных актов;
-
установление целевых и плановых экологических показателей;
-
разработка организационной схемы и программы для реализации экологической политики;
-
обеспечение функционирования системы управления окружающей средой;
-
проведение сертификации.
Международные стандарты систем менеджмента, разработанные Международной организацией по стандартизации ISO
– ISO 9000 Системы менеджмента качества;
-- ISO 14000 Системы управления окружающей средой (или системы экологического менеджмента);
-- ISO 19011 Руководящие указания по аудиту систем качества и/или систем экологического менеджмента;
-- ISO 22000 Системы управления безопасностью пищевых продуктов.
Внешние факторы, влияющие на создание системы экологического менеджмента: развитие природоохранного законодательства и ужесточение экологических требований, а также мнение заинтересованных сторон (общественности, инвесторов, потребителей, предприятий-партнеров).
Внутренние факторы, влияющие на создание системы экологического менеджмента:
-заинтересованность руководства и персонала;
-соответствие целям предприятия;
-обеспеченность материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами;
-уровень квалификации персонала;
-индивидуальная и коллективная ответственность.
Элементы модели системы экологического менеджмента
– экологическая политика: планирование – экологические аспекты; законодательные и другие требования;
- целевые, плановые экологические показатели и программа(ы);
-внедрение и функционирование — ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия;
-компетентность, обучение и осведомленность;
-обмен информацией;
- документация;
-управление документацией и операциями;
-готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них;
-проверка – мониторинг и измерение;
-оценка соответствия;
-несоответствие;
-корректирующие и предупреждающие действия;
-управление записями;
-внутренний аудит;
-анализ системы со стороны руководства.
Экологическая сертификация – деятельность (осуществляемая аккредитованным органом по сертификации) по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему требованиям в области охраны окружающей среды.
Цель экологической сертификации:
-
обеспечение экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности;
-
подтверждение соответствия требованиям законодательства.
Объекты экологической сертификации:
-
система управления окружающей средой;
-
продукция;
-
компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды;
-
оказание услуг в области охраны окружающей среды.
Экологическая маркировка – сведения экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций.
Экологический знак соответствия – предназначен для информирования потребителей о прохождении процедуры соответствия требованиям международного стандарта, а также об экологических аспектах продукции.
Экологический учет – составная часть информационной системы предприятия, включающая финансовый и управленческий учет, отчетность по экологическим показателям.
Подходы к экологическому учету :
-
Счета предприятия должны отражать его воздействия на окружающую среду; влияние расходов, рисков и обязательств, связанных с природоохранной деятельностью, на финансовое положение предприятия.
-
Инвесторы должны располагать информацией по проведению экологических мероприятий и расходам, связанным с природоохранной деятельностью.
-
Менеджеры должны учитывать реальные экологические издержки и выгоды, поскольку экологические вопросы являются предметом управленческой деятельности.
-
Предприятия получат преимущества в конкурентной борьбе за клиентов, если смогут показать, что их товары и услуги предпочтительнее с экологической точки зрения.
-
Законодательство, банки, инвесторы, общественность стимулируют представление экологической отчетности.
-
Экологический учет является инструментом повышения экоэффективности предприятий.
Задачи экологического учета:
-
Повышение качества экологической информации, переход к систематизированным, цифровым, сопоставимым (по отраслям, странам) и достоверным показателям;
-
Обеспечение необходимой практической связи между собственно- экологической и финансовой отчетностью при переходе к интегрированному экологическому менеджменту;
-
Выделение экологических затрат из общей суммы расходов на производство продукции и расчет эффективности проводимых экологических мероприятий.
Первичный экологический учет на предприятии:
-
ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников выбросов и их характеристик»;
-
ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране окружающей среды»;
-
ПОД-3 «журнал учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок»;
-
ПОД-4 «Журнал учета расхода топлива, сырья, материалов и их качественных характеристик»;
-
ПОД-5 «Журнал учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи в регенерацию озоноразрушающих веществ»;
-
ПОД-6 «Журнал учета водопотребления и водоотведения водоизмерительными приборами и устройствами»;
-
ПОД-7 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) неинструментальными методами»;
-
ПОД-8 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод».
Основные формы государственной статистической отчетности в области охраны окружающей среды:
-
1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства»;
-
№ 1-ос (воздух) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников»;
-
1-вода (Минприроды) «отчет об использовании воды»;
-
№ 1-ос «Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды»
Форма № 1-ос:
-
Отражает затраты на капитальный ремонт основных средств, предназначенных для охраны окружающей среды, а также текущие затраты организации на мероприятия по охране окружающей среды: охране и рациональному использованию водных ресурсов;
-
Охране атмосферного воздуха;
-
Охране окружающей среды от загрязнения отходами производства;
-
Охране и рациональному использованию земель, включая рекультивацию земель;
-
На проведение работ по созданию нормативных документов, экологической сертификации, экологическому аудиту и экологическому страхованию.
Контрольные вопросы:
1.Что представляет собой экологическое нормирование?
2.Назовите составные части системы экологического нормирования.
3. Какие основные нормативы действуют в области экологического нормирования?
4.Что представляет собой система экологической сертификации?
5.Из чего она состоит?
Практические задания
Тесты
1.Основными экологическими нормативами являются:
а)запреты,ограничения
б)ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ
в) лицензии и сертификаты.
2.Установление единых и обязательных для всех обьектов данного уровня системы управления экологических норм и требований называется:
а)экологической сертификацией,
б)экологической стандартизацией,
в)экологическим нормированием
ТЕМА 3.5. НАБЛЮДЕНИЕ, УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Вопросы темы:
3.5.1Сущность и задачи мониторинга окружающей среды
3.5.2.Экологический контроль, экспертиза и аудит
3.5.1. Мониторингом окружающей природной среды называют постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред — воздушной среды, поверхностных вод и водных экосистем, геологической среды и наземных экосистем. Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов.
По содержанию
различают несколько видов мониторинга.
Биосферный (глобальный) —
слежение за общемировыми процессами и
явлениями в биосфере Земли и предупреждение
о возникающих экстремальных ситуациях.
Медицинский (санитарно-токсикологичес-
кий)
— слежение и контроль за показателями
качества окружающей человека среды,
соблюдение которых обеспечивает условия,
благоприятные для жизни и безопасные
для здоровья; прогноз состояния здоровья
населения в условиях многофакторного
воздействия окружающей среды. Импактный
— слежение за природными процессами и
явлениями, а также их изменениями под
влиянием антропогенных факторов в особо
опасных для состояния природной среды
районах и точках. Как подсистемы
импактного мониторинга рассматривают-
ся
— мониторинг чрезвычайных ситуаций
(при угрозе и возникновении аварий,
катастроф, стихийных бедствий, эпидемий)
и локальный мониторинг (наблюдение
за воздействием на окружающую среду
промышленных объектов или отдельных
источников). Биологический — слежение
за биологическими объектами (растительностью
и животным миром), проводится с помощью
биоиндикаторов, чаще всего на базе
биосферных заповедников.
Базовый (фоновый) мониторинг — слежение за общебиосферными в основном природными явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объектами наблюдения и контроля являются — атмосферный озон, сейсмический режим на территории страны, физические явления и факторы (акустические, вибрационные, инфразвуковые, электромагнитные).
Требует более детального анализа экологический мониторинг, иначе — организованный мониторинг окружающей среды, при котором, во-первых обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов, а также производится оценка состояния и функциональной деятельности экосистем; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются.
Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении системы управления экологической безопасности современной и достоверной информацией. Он ориентирован также на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных мер по выполнению конкретных проектов, международных соглашений в области охраны окружающей среды. Основными задачами экологического мониторинга являются наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия, за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами, оценка фактического состояния природной среды, прогноз ее динамики и состояния в будущем.
В качестве составляющих экологического мониторинга рассматриваются следующие подсистемы:
мониторинг атмосферного воздуха, который представляет собой систему сбора и накопления результатов длительных регулярных наблюдений, проводимых по определенной программе для оценки существующего его состояния и прогноза изменения в будущем;
мониторинг гидросферы — система сбора и накопления результатов длительных регулярных наблюдений за состоянием поверхностных и подземных вод для оценки современного состояния и прогноза изменений в будущем;
мониторинг земель (почв) — система регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда, почв и почвенного покрова с целью получения объективной и полной информации об изменении параметров их состояния как основа для принятия решений по защите земельных угодий от негативных воздействий;
радиационный мониторинг — система длительных и регулярных наблюдений с целью оценки и прогноза изменения в будущем радиационного состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы.
В связи с принятием Закона «Об охране окружающей среды» (1992 г.) возникла необходимость изменить структуру государственного экологического мониторинга, устранить параллелизм и дублирование функций в работе его органов, обеспечить эффективность государственного управления и контроля качества окружающей среды. Это достигается в ходе создания Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС), обеспечивающей выполнение государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды. Целью создания НСМОС является обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений
3.5.2. Важной организационно-правовой формой контроля в области природопользования и охраны окружающей среды является государственная экологическая экспертиза. Ей предшествовало введение обязательной процедуры оценки воздействия на среду (ОВС) хозяйственной деятельности в индустриально развитых странах мира.