ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2021
Просмотров: 1084
Скачиваний: 1
R = Рt/(1+r)t (4.3.6)
Z = Зt/(1+r)t (4.3.7)
где R и Z – соответственно результат (эффект) и затраты с учетом фактора времени; Рt - результат (эффект, выгода) t-го года; Зt – затраты t-го года; r – коэффициент дисконтирования.
С учетом фактора времени формула соотношения выгоды/затраты для определения экономической эффективности природоохранных издержек, приобретет следующий вид:
(4.3.8)
где Эзt – экономическая эффективность с учетом фактора времени; t – время реализации природоохранного проекта.
При разработке долгосрочных природоохранных проектов, программ по охране окружающей среды, выборе варианта внедрения новой техники или технологии, направленной на экологизацию производства, может использоваться отечественная методика определения приведенных затрат, или сравнительной экономической эффективности природоохранных издержек. Ее аналогом в рыночной экономике в какой-то степени является подход затраты – эффективность. В этом случае стоит задача не определить эффект, выгоды от реализации мероприятия для последующего сопоставления с затратами, а найти такой вариант развития, который бы обошелся минимальными затратами для достижения поставленной цели, то есть предпочтение должно отдаваться варианту с наименьшей величиной совокупных текущих расходов и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности с помощью коэффициента дисконтирования:
С + r К min (4.3.9)
Такой подход удобен в том случае, когда определить экономические выгоды/эффекты от реализации природоохранного проекта сложно, однако для общества этот проект очень важен.
При расчетах сравнительной эффективности затрат в охрану природы корректным является сопоставление вариантов только с приблизительно равными экономическими результатами. Поскольку экономический результат природоохранных мероприятий выражается в сокращении или предотвращении социального и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, сравниваемые варианты должны быть тождественны по степени снижения уровня загрязнения природного ресурса, видам и величине предотвращенных потерь.
Контрольные вопросы:
1. Инвестиции в основной капитал природоохранного назначения – это затраты на …
2. К эксплуатационным экологическим издержкам относятся:…
3. Ассимиляционный потенциал природной среды – это…
4. Интернализация экстернальных экологических издержек – это…
5. Почему в Беларуси основная часть капитальных вложений экологического назначения направляется на охрану водных ресурсов?
6. Показатель абсолютной экономической эффективности природоохранных затрат определяется по формуле:…
7. Для чего служит показатель сравнительной экономической эффективности?
8. Социальный эффект охраны природы проявляется в следующем:…
Практические задания
ТЕМА 4.4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы темы:
4.4.1. Сущность и меры экономического стимулирования природоохранной деятельности.
4.4.2. Зарубежный опыт эколого-экономического регулирования
4.4.1. На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование. Все инструменты ценового регулирования, используемые у нас в хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т. п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).
По мере стабилизации экономики необходимо также постепенное освоение у нас и рыночных механизмов эколого-экономического регулирования путем создания рынка разрешений (лицензий) на загрязнение окружающей среды, что будет способствовать привлечению средств производителей на решение природоохранных задач, созданию рыночной инфраструктуры экологической сферы. Практическое внедрение этих рычагов сегодня в республике затруднено из-за необходимости разработки новых нормативов качества окружающей среды, адекватных современной ситуации, обеспечения контроля за их выполнением, создания организационных структур по заключению сделок, введению экологического аудита.
Если сравнить диапазон применения экономических методов регулирования природопользования в странах с рыночной и государствах с переходной экономикой (Россия, Беларусь) (табл.4.5.1), то нельзя сказать о каком-то существенном нашем отставании, за исключением использования “чисто рыночных” рычагов, привязанных к высокоразвитой рыночной структуре всей экономики. А такие инструменты, как экологические платежи, у нас нашли более широкое распространение.
Таблица 4.4.1 - Основные экономические инструменты регулирования природопользования, используемые в различных странах
Страна |
Ресурсные платежи |
Платежи за загрязнение |
Экологичес-кий налог в це-нах на продукцию |
Дифференциация налогов на при-быль |
Эко-логи-чес-кое стра-хова-ние |
Субси- дии (гранты, налог. льготы, мягкие ссуды и пр.) |
Рыночные ин-струменты (политика компенсаций, баббл-прин-цип, торговля правами на выбросы) |
|||
атм. возд |
Во-ды |
тв. отхода-ми |
шу-мом |
|||||||
Бельгия |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
Великобритания |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Италия |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
Канада |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Нидерланды |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
США |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
Финляндия |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
Франция |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
ФРГ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
Швеция |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Япония |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
Россия |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
Беларусь |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
4.4.2. На Западе применяются как бы две разновидности экономических методов регулирования экологической сферы — ценовое, или налоговое, регулирование и собственно рыночные механизмы.
В ведущих странах Запада в настоящее время используются следующие основные инструменты ценового экологического регулирования:
-
Платежи за загрязнение окружающей среды. Представляют собой выплату предприятиями-природопользователями определенных сумм в бюджет государства за “услуги” разбавления и ассимилирования их отходов, сбросов сточных вод в водоемы, выбросов в атмосферу, складирование твердых отходов.
-
Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями. Являются по существу платой за услуги местных органов власти. Применяются единые, а также индивидуальные тарифы платежей в зависимости от объемов и состава загрязнений (стоки, твердые отходы и др.), переданных на очистные сооружения и мусороперерабатывающие заводы.
3. Ресурсные платежи. Вносятся за право пользования природными ресурсами, их воспроизводство и охрану. Для исчерпаемых ресурсов применяются следующие виды:
а) налог на объем продаж, который способствует снижению темпов извлечения ресурса на ранних этапах, так как приводит к повышению цен на данный ресурс; б) налог на прибыли, иначе называемый рентным, также способствует снижению темпов извлечения ресурса природы; в) ройялти — выплата компаниями правительству определенного процента стоимости извлеченного ресурса; является по сути налогом на валовой доход от продажи.
4. Экологический налог в ценах на продукцию — надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду.
5. Дифференциация налогов на прибыль
6. Субсидии представляют собой государственную помощь природопользователям в проведении природоохранных мероприятий.
7. Экологическое страхование — страхование экономи-ческой (имущественной) ответственности предприятий-источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам (физическим, юридическим, органам власти) в связи с аварийным и внезапным загрязнением окружающей среды.
Основными элементами системы рыночного регулирования, нашедшей широкое применение в США и, в некоторой степени, в ФРГ, являются следующие:
-
Баббл-принцип (принцип “пузыря”, или “облака”), в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный вариант обеспечения соблюдения этого норматива.
2.Политика компенсации выбросов
3. Банки выбросов – специальные банки, в которые фирма, сократившая объемы своих выбросов ниже уровня, предусмотренного нормативами, может положить аккредитив, полученный на разницу, чтобы впоследствии продать или использовать при необходимости самой.
4. Биржи прав на загрязнение – посреднические организации, необходимые при расширении рынка прав на загрязнения для осуществления сделок по купле-продаже прав на выбросы.
Контрольные вопросы:
1. Экономический механизм природопользования – это…?
2. К мерам негативной мотивации относятся: …?
3. Приведите в соответствие инструменты ценового регулирования группам мер, к которым они относятся: …
4. Экологический налог согласно законодательству Республики Беларусь – это…
5 Платежи за природопользование субъекты хозяйствования перечисляют в... (приведите в соответствие):
6 В каком случае у нас экологический налог реально выполняет стимулирующую ресурсосбережение роль и почему ?
7. Почему ценовые, или налоговые, инструменты экономического стимулирования рационального природопользования неправомерно отождествлять с рыночными?
8 Почему платежи за загрязнение окружающей среды в странах с рыночной экономикой не нашли такого широкого применения, как в РБ ?
9 Некоторые инструменты экологического регулирования, применяемые в странах Запада, относятся к следующим методам (приведите в соответствие):…
10. Какие эколого-экономические параметры можно учитывать при расчете итоговых производственных и макроэкономических показателей в целях стимулирования экологизации социально-экономического развития?
11. Важнейшими источниками финансирования природоохранной деятельности являются следующие: …
12. Распределение средств целевых фондов охраны природы между фондами разных уровней осуществляется следующим образом: …
Практические задания
Темы рефератов: