Файл: предпринимательство как психологопедагогическое понятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 517.518.8

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

И.О. Фамилия,


студент 4 курса, напр. «Мммм»,

ТувГУ
Аннотация: Данная статья посвящена разъяснению психолого-педагогических аспектов понятия "предпринимательство". Проблема формирования предпринимательства у студентов вузов обусловлена, с одной стороны, потребностью национальной экономики в кадрах, способных организовывать новые производства и разрабатывать новые технологии, а с другой - недостаточной изученностью педагогических аспектов феномена предпринимательства в России.

Ключевые слова: Предпринимательство, психолого-педагогические аспекты предпринимательства, обучение предпринимательству.

Интересно определение предпринимателя, данное известным немецким экономистом, социологом и историком Вернером Зомбартом. По мнению Зомбарта, предприниматель - это прежде всего "завоеватель" (готовность идти на риск, свобода духа, богатство идей, воля и настойчивость), "организатор" (способность объединить многих людей для сотрудничества) и "торговец" (способность убедить людей купить его товар, вызвать их интерес и завоевать их доверие). Говоря о целях предпринимателей, Зомбарт называет процветание и рост предприятия главной целью, а рост прибыли - второстепенной, поскольку без этого не может быть процветания.

Австрийский экономист, политолог и историк. Шумпетер, который вошел в историю экономики всесторонним исследованием теоретических проблем предпринимательства, понимал природу предпринимательства несколько иначе. В своей "Теории экономического развития" он рассматривает предпринимателей как новаторов. По его мнению, функция предпринимателя заключается именно в реализации инноваций, которые играют важную роль в экономическом развитии и экономическом росте. Для нашего исследования важно то, что его работы в экономической литературе пытаются определить предпринимателя не только как объект особой экономической деятельности, но и как особый психологический тип человека, отличительные черты которого могут возникать и оцениваться независимо от содержания выполняемой им экономической функции.

Следует отметить, что уже в 19 и начале 20 веков ученые проводили четкое различие между понятиями предприниматель и менеджер в связи с различной функциональной природой этих двух понятий. Понятие предпринимательства гораздо шире понятия менеджмента,
хотя оно имеет много схожих функций, таких как организация, координация, контроль и обязанности по принятию решений. Однако не следует забывать, что предприниматель - это всегда владелец бизнеса, а менеджер - всегда администратор.

Австрийский экономист и философ Федерик Август фон Хайек определил новый аспект концепции предпринимательства. Хайек считал, что суть предпринимательства заключается в поиске и открытии новых экономических возможностей, что характерно скорее для индивидуального, чем для профессионального поведения. Мы хотели бы подчеркнуть, что последний тезис Хайека чрезвычайно важен для темы данного исследования.

Следует подчеркнуть, что "предпринимательство" - это историческая категория. Это не фиксированная и определенная категория. Ее содержание и форма меняются, сфера применения расширяется, т.е. модели и характеристики предпринимательства определяются конкретными историческими обстоятельствами. Поэтому для нашего исследования важно рассмотреть сущность понятий "предприниматель" и "предпринимательство" применительно к российскому контексту. Интересно, что В.О. Ключевской отмечал, что в характере российских предпринимателей (в отличие от их европейских коллег)[1] наблюдается весьма странное сочетание - с одной стороны осторожность, с другой - максимализм, т.е. склонность принимать отчаянные и безотчетные решения "иногда по собственному разумению". По его мнению, это эффект "особенностей и капризов природы", контрастирующих с "капризами собственного мужества". Он считал, что склонность высмеивать удачу - это "великое русское або".

История российского предпринимательства насчитывает более 1 000 лет. Только опираясь на предпринимательство и частный бизнес, российское государство могло освоить огромные просторы нашей страны. Политическое развитие огромных территорий, взятых на себя российским государством, тесно связано с экономическим развитием страны благодаря самоотверженному труду российских предпринимателей. Однако следует подчеркнуть, что в России, по сравнению с Великобританией и США, акцент делается не на свободу предпринимательства, а на государственное регулирование, которое достаточно жестко подчиняет предпринимательскую деятельность государственным целям и довольно равнодушно относится к неэффективности управления экономикой. В то же время строгий контроль за предпринимательской деятельностью посредством административного надзора и всевозможных регламентаций продолжался вплоть до реформ 1861 года.



Предпринимательство в России во второй половине XIX - начале XX века имело большие возможности для развития, в чем заслуга С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Однако, рассматривая проблему предпринимательства с психолого-педагогической точки зрения, следует отметить, что проводимые реформы практически уничтожили неадекватную основу частных интересов и социальной независимости. Это тем более актуально, что предпринимательство и его носители вызывали сильное недовольство и ненависть у остального населения. Однако можно сказать, что в России не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которых она существует, заставляют ее носителей обманывать, приспосабливаться и обходить все запрещающие законы в гораздо больших масштабах, чем при нормальных экономических отношениях. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы прививал людям определенные привычки, этические и профессиональные нормы, которые бы передавались из поколения в поколение, как в Европе. Такая постепенность не была дана России даже в конце XIX - начале XX века, наиболее благоприятного периода в истории предпринимательства.

Наиболее важным периодом в формировании образа российского предпринимателя является период с октября 1917 года до начала 1920-х годов, традиционно называемый вторым этапом в развитии предпринимательства в стране. Этот период характеризовался повсеместным исключением предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистской концепции коммунистического общества. С этой точки зрения предпринимательская деятельность ассоциировалась прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией рабочего класса. По этой причине во всех сферах общественной жизни были созданы государственные монополии. Крупные предприятия были национализированы, а через некоторое время были национализированы и мелкие частные предприятия.

Формирование негативного отношения к предпринимателям продолжалось на протяжении всего периода НЭПа. В.И. Ленин четко определил свою позицию по этому вопросу: "Защищать предпринимателей для их собственных целей и контролировать эти отношения лишь постольку, поскольку они допускают развитие тех отношений, которые полезны и необходимы в условиях мелкого производства" [2]. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.

Такая политика государства в отношении предпринимателей привела к трагической ситуации, которая развивалась и усугублялась с конца 1920-х до конца 1980-х годов. Предпринимательство было фактически выведено из легального сектора экономики и переместилось в нелегальный сектор, теневую экономику. В этот период предприниматели пытались реализовать свой предпринимательский потенциал через спекуляцию и создание тайного частного производства.


Трудности конца 1980-х годов потребовали коренного изменения отношения к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция и предпринимательство: Впервые со времен НЭПа предпринимательство было официально признано в национальной экономике. Развитие предпринимательской деятельности было поставлено на правовую основу.

Особенности предпринимательства в России (особенно после революции) не позволили разработать теоретическую базу предпринимательства как в экономической, так и в социально-психологической областях. Однако среди немногочисленных исследований отечественных мыслителей важными являются работы С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, П.Н. Савицкого и других, в которых основное внимание уделяется социально-психологическим аспектам этого явления - проблемам общения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами в экономической деятельности. Например, П.Н. Савицкий [3] рассматривает предпринимательство как особую духовно-экономическую деятельность, а не только экономическую. Автор считает, что экономические установки включают в себя не только стремление получить максимально возможный доход, но и желание сохранить и расширить удовлетворенность тех, кто экономически активен.

В последние годы отечественные экономисты: Автономов, Аваркин, Агеев, Бушгин; философы: Борисова; социологи: Р.Ф. Живадулин, Т.И. Заславская, В.В. Радаев, А.Ю. Чепренко; психологи: Должинин, Журавлев, Позняков и другие.

Однако до настоящего времени в отечественной и зарубежной науке нет общепринятого определения предпринимательства; по мнению В.Н. Дружинина [4], основная причина этого заключается в том, что предпринимательство - относительно новое явление и феномен, по крайней мере, в масштабах исторического развития общества, а потому претерпевает серьезные изменения в своих основных характеристиках; имеет глубокие особенности в различных исторических, экономических и социокультурных условиях; является сложным и многомерным явлением с переплетающимися экономическими, социальными и психологическими аспектами.

Сложность определения предпринимательства обусловлена тем, что оно является одновременно и общим термином, и научным понятием. В первом случае его содержание можно уточнить из толкований в словарях и энциклопедиях.

В словаре русского языка С.И. Ошегова "предприниматель" определяется как "капиталист, владеющий делом", "предприимчивый человек, владеющий делом", "передовой деятель, предприимчивый и практичный человек" [5]. [5].


Достаточно широкое определение предпринимательству дал В.И. Даль [6]. В частности, он пишет, что слово "предпринять" означает "взяться, решиться на новое предприятие, предпринять что-нибудь важное". Таким образом, "предприниматель" - это "предприемник" чего-либо.

В современной научной литературе предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: как стиль управления, как процесс организации и ведения деятельности в рыночной среде, как взаимодействие субъектов рынка и т.д. Например, американский ученый профессор Р. Хизрич [7] определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового и ценного, а предпринимателя как человека, который тратит на это все время и усилия, принимает на себя все финансовые, психологические и социальные риски, а в награду за свои достижения получает деньги и удовлетворение.

Профессор А. Хоскинг (Великобритания) заявляет. "Индивидуальный предприниматель" - это человек, который ведет бизнес за свой счет, лично участвует в его управлении, предоставляет необходимые средства и берет на себя ответственность за принятие собственных решений. Его вознаграждением является прибыль от предпринимательской деятельности и удовлетворение, которое он получает от участия в свободной предпринимательской деятельности. Но в то же время он должен нести все риски убытков в случае банкротства своего предприятия.

Согласно современному российскому законодательству [9], предпринимательская деятельность (предпринимательство) - это "добровольная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли". Эта деятельность направлена на получение намеченного результата (прибыли или предпринимательского дохода) экономически обособленным субъектом в рыночной экономике, оптимально использующим свой капитал и ресурсы, принимающим на себя полную хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности и соблюдающим правовые нормы (законодательство) страны регистрации.

Интересной с исследовательской точки зрения является работа Г.Л. Багиева, который рассматривает предпринимательскую деятельность как применение специальных способностей индивида, выражающихся в рациональном сочетании факторов производства на основе инновационного риск-ориентированного подхода [10].

Таким образом, анализ приведенных и других источников показывает, что современное понимание предпринимательства можно условно разделить на два подхода: функциональный и структурно-ролевой. Первый подход рассматривает предпринимательство как вид экономической деятельности, связанный с реализацией определенной функции для экономического и социального развития или, более широко, как вид социальной деятельности. В то время как одни авторы ограничивают функции предпринимательства только экономической сферой (например, оптимальное сочетание различных ресурсов для получения дохода, поиск и создание новых возможностей и комбинаций в экономике), другие связывают его с любым видом человеческой деятельности (процесс создания новых ценных вещей как инновация). Подводя итог, можно сказать, что функциональный подход рассматривает предпринимательство как безличный вид деятельности, не связанный с характеристиками конкретного субъекта.