Файл: Реферат по дисциплине Философия Социальная философия Э. Дюркгейма фио студента.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Реферат
по дисциплине «Философия»
Социальная философия Э. Дюркгейма
ФИО студента | Чередниченко Ольга Борисовна |
Направление подготовки | Социальная работа |
Группа | СРБ-Б-04-З-2022-1 |
Клин 2023
Содержание:
Введение 3
Биография 5
Идейно-теоретические предпосылки и философские основы социологии Э. Дюркгейма. Его теории, идеи и концепции 8
Идея социальной солидарности 10
Концепция религии 13
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Соотношение социологии и философии в понимании Дюркгейма выражалось в требовании отделения социологии от философии и нахождения новых видов связей между ними. В теоретическом понимании общества Дюркгеймом прослеживаются две главные тенденции: натурализм и социальный реализм.
Стремление найти объективные закономерности социальных явлений обусловило высокую оценку возможностей применения статистики в социологии. Статистические закономерности заключения браков, колебаний рождаемости, числа самоубийств и многие другие, которые на первый взгляд полностью зависят от индивидуальных причин, казались Дюркгейму наилучшим доказательством того, что в них проявляется некоторое коллективное состояние.
Однако систематически разработать метод функционального анализа Дюркгейму не удалось, и в ряде случаев он испытывал большие теоретические затруднения. Из аналогии с организмом Дюркгейм выводил также свои понятия «нормального типа» обществ, нормы и патологии, которые применял затем к интерпретации таких явлений, как преступность, кризисы и другие проявления общественной дезорганизации. Нормальными, по Дюркгейму, являются те отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, нанося вред обществу и вызывая отвращение, коренятся в определенных общественных условиях и поддерживают полезные и необходимые общественные отношения. Понимание нормального как общепринятого и широко распространенного вело Дюркгейма к парадоксальным заключениям. Так, преступление, встречавшееся во всех или в большинстве обществ, рассматривалось им как нормальное явление. Напротив, рост числа самоубийств в конце 19 века и некоторые типы экономического кризиса квалифицировалось как патологические. При этом Дюркгейм исходил из необходимости опираться на определенную теорию общества и исторического развития, имея в виду некую идеальную, оптимальную форму общества, по отношению к которому следует рассматривать отклоняющиеся случаи. Но теоретически обосновать эту идею он не мог.
Биография
Эмиль Дюркгейм родился в Эпинале во Франции в религиозной еврейской семье. Его отец, дед и прадед служили раввинами.
Сам Эмиль начал учиться в раввинской школе, но в довольно раннем возрасте отказался следовать семейной традиции и перешел в другую школу. Его дальнейшая жизнь была полностью светской, и в своих трудах Дюркгейм неоднократно показывал, что феномен религии во многом определялся социальными факторами.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из общепризнанных создателей социологии как науки. В истории социологии он представлял новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу".
С 1882 по 1885 год он преподавал философию в ряде провинциальных школ. В 1885 году он решил переехать в Германию, где два года изучал социологию в университетах Марбурга, Берлина и Лейпцига. В нескольких эссе Дюркгейм писал, что в Лейпциге он осознал ценность эмпирического подхода и его языка конкретных, сложных вещей в отличие от абстрактных и простых идей картезианского метода. К 1886 году Дюркгейм закончил работу над черновиком Разделения общественного труда, который стал частью его докторской диссертации. В те годы его усилия были направлены на создание социологии как науки.
С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.
Немецкий период Дюркгейма отмечен написанием многочисленных статей по немецким общественным наукам и философии. Особое впечатление на него произвели работы Вильгельма Вундта. Статьи Дюркгейма получили признание во Франции, и в 1887 году он получил должность преподавателя в университете Бордо, где начал работать над первым в истории города курсом социальных наук. В частности, Дюркгейм первым во Франции прочитал курс лекций по социологии. Работа ученого на преимущественно гуманитарном факультете стала символом признания социальных наук как важной области знаний. На своем посту Дюркгейм помог реформировать всю французскую систему высшего образования. Однако его взгляды на социальный детерминизм религии сделали его объектом многих критических заявлений.
В 1887 году Дюркгейм женился на Луизе Дрейфус, которая позже родила ему двоих детей, Мари и Андре.
В 1890-е годы ученый был очень продуктивным. В 1892 г. он опубликовал диссертацию о разделении общественного труда - фундаментальный труд о природе общества и его развитии. Его интерес к социальным явлениям подогревался текущими политическими событиями.
Поражение Франции в войне с Пруссией привело к падению режима Наполеона III и последующему образованию Третьей республики. Это, в свою очередь, привело к негативной реакции на новое и светское республиканское правление, поскольку многие граждане видели в решительном националистическом подходе ключ к восстановлению угасающей власти Франции. Дюркгейм, еврей и последовательный республиканский сторонник левой идеологии, оказался в политическом меньшинстве. Этот факт в сочетании с делом Дрейфуса 1894 года пробудил в Дюркгейме политическую энергию.
В 1895 году Дюркгейм написал работу Правила социологического метода, своего рода манифест социологической науки, показывающий ее нынешнее и надлежащее состояние. В том же году Дюркгейм основал в Бордо первый европейский факультет социологии. Три года спустя он создал первый в стране журнал социальных наук L'Année Sociologique (Социологический ежегодник). Издание публиковало работы все большего числа преданных своему делу студентов, а также обзоры Дюркгейма статей на немецком, английском и итальянском языках. В 1897 году вышла книга Самоубийство, которая стала образцом того, какой может быть монография в области социологии.
Парижские ученые давно отказываются принимать социологический империализм и включать социальные науки в свои учебные программы. К 1902 году Дюркгейм, наконец, занял видное положение в столице, став преподавателем педагогики в Сорбонне. В 1906 г. он стал профессором, а в 1913 г. в звании его профессора упоминалась и социология. Формально французские университеты выпускали учителей средних школ, поэтому эта должность оказала на него значительное влияние: его лекции были единственным обязательным курсом для всех студентов. Параллельно Дюркгейм работал советником Министерства образования. В 1912 году была опубликована его последняя крупная работа Элементарные формы религиозной жизни. Начало Первой мировой войны трагически повлияло на судьбу ученого. Его левые взгляды всегда сочетались с патриотизмом, но не с интернационализмом, Дюркгейм жил светской, рациональной жизнью француза. В результате войны и неизбежного появления националистической пропаганды стало очень трудно придерживаться этой точки зрения, которая всегда полна нюансов. Дюркгейм делал все возможное, чтобы помочь своей стране в трудный период, не желая при этом погружаться в примитивные правые настроения. Кроме того, еврейское происхождение социолога всегда было достоянием общественности, что сделало его мишенью французских правых. Многие ученики Дюркгейма, призванные защищать страну, погибли на полях сражений. Наконец, в декабре 1915 года умер Андре, сын ученого, который не оправился от утраты до самой смерти. Эмоционально опустошенный, Дюркгейм умер от инсульта в 1917 году. Он был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.
Идейно-теоретические предпосылки и философские основы социологии Э. Дюркгейма. Его теории, идеи и концепции
В студенческие годы Дюркгейм находился под влиянием двух неокантианцев, Шарля Ренувье и Эмиля Бутру. Дюркгейм позаимствовал у них такие принципы, как рационализм, научный подход к изучению морали, антиутилитарность и принцип светского образования. На методологию Дюркгейма оказал влияние Нума-Дени Фюстель де Куланж, последователь научного метода.
В качестве одного из фундаментальных факторов влияния Дюркгейм воспринимал социологический позитивизм Огюста Конта, который искал способы применения метода естественных наук в областях знаний, связанных с обществом. Согласно Конту, настоящая социальная наука должна сосредоточиться на изучении фактов и индуктивном выводе научных законов, основанных на взаимосвязях между этими фактами. Дюркгейм разделял взгляды позитивистов по многим вопросам. Во-первых, он также рассматривал факты как основу социальных исследований. Во-вторых, он, как и Конт, считал научный метод единственным ключом к получению объективных знаний об обществе. В-третьих, он, как и Конт, считал, что социальные области знания могут стать полноценными науками только тогда, когда они будут освобождены от метафизических абстракций и философских домыслов. В то же время Дюркгейм считал взгляды Конта слишком философскими.
Другой школой, оказавшей влияние на методологию Дюркгейма, был социальный реализм. В отличие от эмпиризма и позитивизма, реализм основан на идее существования определенных состояний реальности, которые не зависят от их восприятия индивидом. Эмпирики, в частности Дэвид Юм, утверждали, что вся реальность, окружающая человека, является лишь плодом его чувственного восприятия. Следовательно, реальность не имеет внутренней причинной силы и не существует вне нашего восприятия. Позитивизм Конта позволял выводить научные законы из эмпирических наблюдений. Хотя Дюркгейм никогда прямо не говорил о приверженности реализму, он использовал этот подход, чтобы продемонстрировать существование социальных реальностей вне личности - реальностей, выраженных в форме объективных социальных отношений. Он считал, что социология способна устанавливать не только очевидные законы, но и раскрывать врожденную природу общества.
Как обобщающее понятие, выражающее основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает социологизм.
При этом выделяют два аспекта этого понятия.
1. Онтологические (учение о бытии, о самых общих законах бытия):
социальная реальность так же прочна, реальна, как и другие типы реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а значит - развивается по определенным законам;
общество — это особая реальность, а это значит, что оно автономно от других реальностей;
2. Методологические (следует из онтологических):
поскольку социология является частью природы, то социология методологически подобна науке о природе, то есть когнитивной целью должно быть изучение устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей;
социальные факты следует рассматривать как вещи (объективные реальности). Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается структурой общества, его социальными органами (социальными институтами, составом населения, его плотностью, местонахождением и т. д.).
Социальная физиология изучает общественную жизнь, ее сферы и т. д. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и др.
Идея социальной солидарности
За свою жизнь Дюркгейм создал множество статей, обзоров, лекций, многие из которых были опубликованы после его смерти. При его жизни было опубликовано всего четыре книги: о «Разделении общественного труда» (1893 г.), «Метод социологии» (1895 г.), «Самоубийство» (1897 г.) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912 г.).
Первая книга — это публикация докторской диссертации Дюркгейма. Его содержание намного шире, чем название, его основная цель - доказать, что разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность. Разделение труда, по мнению автора, является фактором, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили свою силу. Чтобы обосновать это, Дюркгейм выдвинул следующую теорию. В архаичных (сегментарных) обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуального сознания в коллективном (механическая солидарность). А в развитых (организованных) - на автономии индивидов, разделении функций и коллективном сознании. здесь не исчезает, а действует в ограниченной сфере.