Файл: Реферат по дисциплине Философия Социальная философия Э. Дюркгейма фио студента.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое способствующей его сохранению, является разделение труда. Главный его тезис состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общественное сознание. В следствии все увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.
В неразвитых, архаических обществах существовала механическая солидарность, поскольку люди в этих обществах были связаны чисто механически. Их солидарность определялась сходством индивидов и их общественных функций, неразвитостью индивидуальных личностных черт. Когда нет места для индивидуальных отклонений, коллективное сознание, которое в архаичном обществе целиком религиозно, регламентирует всю жизнь индивида без остатка. Но религия в современном обществе обнимает все уменьшающуюся часть общественной жизни. Развитие разделения труда, в котором появляется все большее число самых разнообразных функций, - главный фактор, ослабляющий единое коллективное сознание. Общественное сознание функционально дифференцируется, соответствуя все возрастающему разделению труда и все более сложной общественной организаций. Современное развитое общество напоминает организм с различными органами, поэтому Дюркгейм называет новый вид солидарности, возникающий в нем, - органической солидарностью. Разделение труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением труда, вызывает чувства зависимости друг от друга, солидарности, связи с обществом. При этом коллективное сознание принимает новые формы и изменяет свое содержание. Оно уменьшается в объеме, его интенсивность и степень определенности также уменьшаются, по содержанию оно все более превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида. Причиной разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни, возрастание «физической плотности», «объема» общества. Все, что неразрывно связано с увеличением «моральной или физической плотности», т.е. уровня социального взаимодействия, непреодолимо ведет к разделению труда. Нормальное состояние общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными корпорациями. В данном случае он отождествлял нормальное с оптимальным, наилучшим. Наряду с нормальным состоянием общества Дюркгейм выделял «ненормальные формы» разделения труда. Одной из форм таких ненормальных состояний является такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Дюркгейм искал объяснения этого состояния в неразработанности правил, регулирующих отношения между социальными функциями. Наличие нерегулируемой конкуренции, классовых конфликтов, рутинности труда и деградации рабочей силы он определял как болезни слишком быстрого роста производства и разделения труда, как побочные продукты естественной эволюции. Преодоление «ненормальных форм» мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жестко регламентирующих отношения классом, введения справедливости и равенства «внешних условий», т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам. Анализируя проблемы «принудительного характера» труда, морального и экономических кризисов общества, антагонизма труда и капитала, Дюркгейм был склонен рассматривать их как результат недостаточной отрегулированное отношений между главными классами общества, как нездоровый элемент в жизни общества, которое в целом рассматривалось как солидарное, сохранившее свойственное предшествующим эпохам единство, целостность. Разделение труда,
согласно Дюркгейму, - как раз тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, коллективного, религиозного сознания, создает желаемую общественную связь, т.е. солидарность, компенсирующую якобы все недостатки, связанные с узкой специализацией.
Концепция религии
Эмиль Дюркгейм разработал свою теорию религии на основе изучения тотемизма в Австралии (Элементарные формы религиозной жизни, 1912). Он связывает религию не с социальным неравенством или властью, а с обществом в целом: религия является ответом на определенные условия существования, она удовлетворяет важные социальные потребности. Источником религии является само общество, и поэтому оно существует независимо от существования или отсутствия Бога и другого мира. Дюркгейм сосредотачивается на изучении примитивной религии, чтобы определить элементарную форму религии (которая в религии является наиболее важной и постоянной, присущей ей во всех ее последующих модификациях), чтобы определить главную функцию религии в обществе.
Социальная жизнь, согласно Дюркгейму, по самой своей природе коллективна. Опыт членов социальной группы, объединяющий их связь с высшей силой, представленной тотемом, ритуальные действия, совместные церемонии, в том числе в таких жизненных ситуациях, как рождение, брак, смерть, усиливают чувство групповой солидарности. Дюркгейм видит в религии особое социальное действие, которое отличается от всех других тем, что направлено на священный объект. Это самое главное в религии - различие между священным и мирским, обычным. Концепция священного облекается в мифологические формы и выливается в ритуалы (жертвоприношения, очищающие ритуалы и т. д.), Роль которых заключается в том, что они открывают доступ к священным объектам и затем обеспечивают возвращение в мир профанный. Религиозное сознание — это сознание, которое различает два мира - священный и мирской, которые существуют отдельно.
Тотемические верования и ритуалы объединяют членов клана в единое социальное целое. Следовательно, источником религиозной жизни является сам социальный способ существования человека. При всех изменениях в ходе истории религиозных верований, обрядов, организации религиозной жизни эта основная интегрирующая функция религии в обществе сохраняется. Дюркгейм определяет религию как целостную систему верований и ритуалов, относящихся к священному, то есть отделенным (от обычных вещей) к запретным вещам - верованиям и ритуалам, которые объединяются в одно моральное сообщество, называемое церковью, всех, кто им следует. По сути, это определение религии, исключающее понятие сверхъестественного.
В религии общество обожествляет себя; его смысл - культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на человека. Дюркгейм считал, что оценка религиозных верований с точки зрения истины и заблуждения бессмысленна, важно то, что она справляется со своей функцией. Это не исключает того, что в истории общества одни религии сменяются другими, старые боги рано или поздно умирают, рождаются новые. Более того, Дюркгейм отмечал ослабление влияния религии в современном обществе и связывал это с тем, что общество, которое всегда было объектом религиозного поклонения, становится предметом научных исследований. Социальный смысл, который был душой религии и выражался в мифах и символах, теперь утверждается в науке, ее объяснении мира, больше не скрывающемся за мифами и символами. Религиозное чувство рационализируется в морали. Секуляризация сужает рамки традиционной религии, различные сферы общественной жизни становятся все более светскими. Сама социология становится новым символом веры, утверждая научный дух в противоположность клерикализму, освобождая общество от церковного руководства, утверждая гуманизм и социальную солидарность. Это прогноз относительно будущего религии в традиционном понимании, когда святая церковь воплотится в ее богах - прогноз, согласно которому старые религии будут заменены религией человечества, в которой человек станет святыней., - обусловлено основной идеей социологии Дюркгейма: присущей людям способности обожествлять обычные вещи, которым придается сакральный характер, благодаря чему они становятся способными выполнять интегрирующую функцию, объединяя общество в единое целое.
Наряду с этой основной функцией религия способна, как считал Дюркгейм, выполнять двигательную функцию, поскольку она формулирует идеалы, к которым стремятся люди и которые стимулируют социальное развитие.
Дюркгейм считает необходимым изучать религии не в целом, а в конкретной социальной системе. На разных этапах истории и в разных типах общества роль религии неодинакова. Для архаических обществ характерен механический тип солидарности, означающий полное поглощение индивидуального сознания коллективом. В ходе истории усиливающееся разделение труда приводит к тому, что коллективное сознание теряет былую силу, действует в более ограниченной сфере: механическая солидарность заменяется органической, когда различие между индивидами и учитывается их взаимозависимость.
Преобладающая роль религии в обществе связана с механической солидарностью, коллективное сознание здесь идентично религиозному. Вот почему с развитием общества религия играет все более ограниченную роль и охватывает все более узкую сферу общественной жизни, теряет былую власть над умами и душами. Совершенно очевидно, что на определенных этапах истории без богов люди не могли жить. Для Дюркгейма это не апологетика религии, а просто признание реального положения дел, характеристика ее социальной полезности и значимости.
Заключение
Мы преодолели самый сложный этап - разобрались с идеями и теориями Дюркгейма и многому научились из его биографии.
Создание социологии как академической дисциплины считается одним из основных элементов интеллектуального наследия Дюркгейма. Его творчество повлияло на формирование такого социологического направления, как структурализм или структурный функционализм. Среди ученых, на которых оказал влияние Дюркгейм, были Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Жан Пиаже, Мишель Фуко, Клиффорд Гирц, Питер Бергер, Роберт Белла, Зия Гёкалп и другие. Итак, сегодня на лекции мы рассмотрели биографию ученого, предпосылки к формированию его идей, его основные труды, а также теории и концепции, обсуждаемые в этих работах. Надеюсь, что в ходе ваших последующих исследований по социологии вы еще раз увидите, насколько важной была роль личности Эмиля Дюркгейма в социальных науках. Вы можете успешно использовать ее методологию для будущих эмпирических исследований, а ее концепции - для собственных теоретических построений. Теперь предлагаю вашему вниманию список литературы, которая может вам понадобиться для подробного изучения и повторения информации, которую мы рассмотрели в сегодняшней лекции.
Список литературы
-
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 2017. -
Гоффман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебник для вузов. М: 2017. -
Гофман А.Б. От классики к классике: Дюркгейм и ранний Сорокин // Социологический форум. Выпуск: № 1-2 за 2018. -
Дюркгейм Э. М. Мосс. Некоторые примитивные формы классификации. К изучению коллективных представлений // Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Работает по социальной антропологии. - М., 2018 -
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Социологический метод. - М., 2018