Файл: Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения для специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
напряжение на зажимах.
-
Как определить емкость плоского конденсатора? -
От каких величин зависит энергия электрического поля конденсатора? -
Как изменится емкость плоского конденсатора, если увеличить площадь его пластин в 4 раза, а расстояние между ними уменьшить в 2 раза? Ответ: увеличится в 8 раз. -
Три конденсатора емкостью 10,15 и 6 мкФ соединили сначала
параллельно, а затем последовательно. Чему равна их общая емкость при каждом соединении? Ответ: 31 мкФ; 3 мкФ.
-
Чему равен заряд конденсатора емкостью 1 мкФ, если напряжение между его пластинами 50 В? Определить напряженность поля в диэлектрике, если его толщина 0,1 мм. Ответ: Кл; 500 кВ/м. -
Чему равны электрическая прочность и диэлектрическая проницаемость трансформаторного масла?
Тема 1.2 Начальные сведения об электрическом токе
Ток проводимости, ток переноса, ток смещения. Электрический ток в проводниках: величина и направление тока проводимости, плотность тока проводимости. Удельные электрическая проводимость и сопротивление, электрическая проводимость и сопротивление проводников. Зависимость сопротивления проводников от температуры.
Термоэлектронная и фотоэлектронная эмиссия, ее практическое использование. Получение электрического тока в вакууме. Электрический ток в полупроводниках.
Литература: [1, с. 18-25], [2, с. 50-59].
Вопросы для самопроверки
-
Как зависит электрическая проводимость материала от степени концентрации в нем носителей заряда? -
Чем отличаются проводники первого от проводников второго рода? Что называется электрическим током и какое он имеет направление во внешней и во внутренней цепях источника тока? -
Как изменится сила тока, если заряд, проходящий через поперечное сечение проводника: а) уменьшится вдвое; б) увеличится втрое? -
Что называется плотностью тока и в каких единицах она измеряется? -
Как изменится плотность тока в проводнике, если площадь его поперечного сечения увеличить в К раз? -
Объясните явления термоэлектронной и фотоэлектронной эмиссии.
раздел 2 Электрические цепи постоянного тока
Студент должен:
иметь представление:
-
о принципах проектирования и методах расчета электрических цепей постоянного тока; -
о принципе действия электроустановок, электроприборов постоянного тока, гальванических линий, установок электросварки, приборов освещения и т.п.;
знать:
-
основные законы постоянного тока: Кулона, Ома, Кирхгофа, Джоуля – Ленца; -
основные методы расчета линейных и нелинейных цепей постоянного тока;
уметь:
-
подбирать параметры элементов по заданным условиям работы цепей и устройств постоянного тока; -
выполнять расчеты цепей постоянного тока;
владеть навыками:
-
сборки электрических схем; -
обработки результатов лабораторных испытаний.
Тема 2.1 Простые и сложные цепи постоянного тока
Источники и приемники (потребители) электрической энергии. Элементы электрической цепи. Классификация электрических цепей. Физические основы работы источника ЭДС. Соединение источников ЭДС.
Сопротивление и проводимость проводников. Закон Ома для участка и полной цепи. Удельное электрическое сопротивление и удельная электрическая проводимость проводников. Включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь.
Резистор. Реостаты. Потенциометры. Делители напряжения. Включение их в электрическую цепь.
Зависимость электрического сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.
Работа и мощность электрического тока. Баланс мощности в электрической цепи. Энергия. Преобразование энергии в источниках и приемниках электрической энергии. Коэффициент полезного действия приемника электрической энергии.
Режимы работы электрической цепи: номинальный, рабочий, холостой ход, короткое замыкание.
Закон Джоуля - Ленца. Нагревание проводников электрическим током. Использование теплового действия тока в технике. Выбор проводов по допустимому току нагрева.
Последовательное, параллельное и смешанное соединения элементов электрической цепи, обладающих сопротивлением.
Потеря напряжения в проводах линий электропередачи. Выбор сечения проводников по допустимой потере напряжения в линии.
Литература: [1, с. 21-36], [2, с. 50-59].
Вопросы для самопроверки
-
Из каких элементов состоит электрическая цепь? Каковы ее основные свойства? -
Что называют электродвижущей силой источника, каковы причины ее возникновения и в каких единицах она выражается? -
Приведите схему электрической цепи, содержащей три лампы, включенные параллельно, источник электрического тока, три выключателя для ламп и автоматический выключатель для отключения всей цепи. -
Что называют удельным сопротивлением и удельной проводимостью вещества и в каких единицах они выражаются? -
Напишите формулы закона Ома для участка и всей цепи, объясните названия и размерности величин, входящих в эти формулы. Каково различие между ЭДС и напряжением на зажимах источника электрической энергии? -
От каких факторов зависит электрическое сопротивление проводника? -
Как определяется падение напряжения на участке цепи? -
Как зависит сопротивление разных проводников, в том числе угля и электролитов, от температуры? -
В последовательной цепи проходит ток 5 А через внутреннее сопротивление R0=0,2 Ом и внешнее R=2,8 Ом сопротивление источника. Чему равны ЭДС источника и напряжение на его выводах? Ответ: 15 В; 14 В. -
Как подсчитать расход энергии или работу электрического тока и в каких единицах они выражаются? -
Как подсчитать мощность, развиваемую током? -
Показания счетчика электрической энергии, установленного в квартире, в начале месяца составили 3876,5 кВт ; в конце месяца 4166,7 кВт . Стоимость 1 кВт равна 36 коп. Определить стоимость израсходованной электрической энергии за месяц. Ответ: 104 руб. 47 коп. -
Какие режимы работы электрической цепи вам известны? Чем отличается рабочий режим от номинального? -
Объясните причины резкого возрастания тока в электрических цепях и к каким последствиям это может привести? Какие меры принимаются для предотвращения таких явлений? -
Как формулируется закон Джоуля – Ленца и какое практическое применение он находит? -
Приведите известные вам примеры использования теплового действия тока в промышленности и в бытовых условиях. -
Что называют последовательным, параллельным и смешанным соединениями резисторов? Каковы особенности каждого вида соединений? -
При изменении сопротивления нагрузки на 100 Ом ток в цепи уменьшился на 10 мА. Определить первоначальное сопротивление нагрузки, если она подключена к источнику с ЭДС 20 В и внутренним сопротивлением 50 Ом. Ответ: 350 Ом. -
Пять резисторов сопротивлением 15; 10; 3; 2; 1 Ом соединили параллельно. Чему равно общее сопротивление цепи? Определить силу тока, проходящего через третий резистор, если к цепи приложено напряжение 60 В? Ответ: 0,5 Ом; 20 А. -
Три резистора 15, 10 и 5 Ом соединили последовательно и включили в цепь с напряжением 120 В. Чему равна мощность потребляемая сопротивлениями? Какое напряжение приложено к третьему резистору? Ответ: 480 Вт; 20 В. -
Как должно измениться сечение проводов линии передачи энергии, если при неизменной мощности рабочее напряжение линии в 2 раза увеличить? Ответ: уменьшится в 4 раза. -
При допустимой потере напряжения 2% минимально необходимое сечение проводов 0,5 мм2. Каким будет минимально необходимое сечение проводов, если норму допускаемой потери напряжения уменьшить (увеличить) в 2 раза? Ответ: 1 мм2 (0,25 мм2).
Тема 2.2 Расчет электрических цепей постоянного тока
Законы Кирхгофа. Расчет простых и сложных электрических цепей с помощью законов Кирхгофа. Метод узловых и контурных уравнений. Метод преобразования треугольника и звезды сопротивлений. Расчет простых и сложных цепей методом контурных токов. Метод наложения токов. Метод узловых напряжений.
Литература: [1, с. 39-68], [2, с. 60-74].
Вопросы для самопроверки
-
Приведите определение участков схемы электрической цепи: узел, ветвь, контур. -
Для схемы сложной цепи, приведенной на рисунке 1 определить все токи в ветвях двумя методами: методом узлового напряжения и методом контурных токов, если ЭДС источников Е1=Е2=Е3=15 В; а сопротивления R1=R2=R3=R4=2 Ом. Сравнить результаты вычислений. Внутренними сопротивлениями источников пренебречь. Ответ: I1=-3 А, I2=-9 А, I3=6 А. -
Для схемы, приведенной на рисунке 1 составить узловые и контурные уравнения, используя оба закона Кирхгофа. -
Задачу 2 решить методом наложения токов.
Раздел 3 МАГНИТНОЕ ПОЛЕ
Студент должен:
иметь представление:
-
о принципах проектирования магнитных цепей и методах их расчета; -
о принципах действия электроустановок и аппаратов: генератора, двигателя постоянного тока, трансформатора и т.п.;
знать:
-
параметры, характеризующие магнитное поле; -
элементы магнитных цепей; -
уравнение закона полного тока, закон Ома для магнитной цепи; -
воздействие магнитного поля на проводник с током; -
закон электромагнитной индукции; -
правила Ленца; -
индуктивность и явления самоиндукции; -
величину и направление ЭДС самоиндукции; -
взаимную индукцию; -
энергию магнитного поля;
уметь:
-
находить параметры элементов магнитной цепи по их характеристикам; -
применять закон полного тока и закон Ома для расчета магнитных цепей; -
составлять основные расчетные уравнения для узла, участка и контура магнитной цепи; -
определять индуктивность катушки.
Тема 3.1 Магнитные цепи
Основные параметры, характеризующие магнитное поле в каждой его точке.
Магнитная индукция. Магнитный поток. Напряженность и магнитное напряжение. Магнитная проницаемость. Единицы магнитных величин. Закон полного тока.