Файл: Реферат Информационная безопасность студентов. Кибербуллинг характеристики и основные типы.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат: Информационная безопасность студентов. Кибербуллинг: характеристики и основные типы
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
-
Понятие информационной безопасности……………………………………..4 -
Кибербуллинг как явление образовательной среды…………………………6
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованных источников…………………………………………...13
Введение
БЖД - состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. Тремя основными задачами БЖД являются:
− идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат;
− защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод;
− ликвидация возможных опасностей, исходя из концентрации и остаточного риска, и ликвидация последствий воздействия опасности на человека.
На сегодняшний день, буллинг является довольно распространенной и массовой проблемой. Наиболее часто с данной формой психологического насилия сталкиваются подростки в школе. В средних и старших классах школы подростки, как правило, нуждаются в получении одобрения и поддержки со стороны значимых людей и окружающих, в частности со стороны своих сверстников. Данная потребность делает потенциальных «жертв» буллинга ещё более уязвимыми в ситуации возникновения психологической травли. С развитием информационных технологий и иных средств коммуникации, травля перешла из реальной жизни в Интернет, и имеет название «кибербуллинг». Достаточно одного нажатия кнопки, чтобы сообщения оскорбительного характера моментально достигли большого числа адресатов. Согласно современным исследованиям, жертвами кибербуллинга часто становятся те же дети, которые подвергаются травле и в реальной жизни.
-
Понятие информационной безопасности
Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктурe [12, с.7].
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Конфиденциальность – состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на него право;
Целостность – избежание несанкционированной модификации информации;
Доступность – избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.
Выделяют и другие не всегда обязательные свойства модели информационной безопасности:
- апеллируемость – невозможность отказа от авторства;
- подотчётность – обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;
- достоверность – свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;
- аутентичность или подлинность – свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.
Действия, которые могут нанести ущерб информационной безопасности организации, можно разделить на несколько категорий:
1. Действия, осуществляемые авторизованными пользователями. В эту категорию попадают: целенаправленная кража или уничтожение данных на рабочей станции или сервере; повреждение данных пользователей в результате неосторожных действий.
2. «Электронные» методы воздействия, осуществляемые третьими лицами, под ними понимаются люди, занимающиеся компьютерными преступлениями профессионально. К таким методам относятся: несанкционированное проникновение в компьютерные сети; DOS‑атаки.
Целью несанкционированного проникновения извне в сеть предприятия может быть нанесение вреда (уничтожения данных), кража конфиденциальной информации и использование ее в незаконных целях, использование сетевой инфраструктуры для организации атак на узлы третьих фирм, кража средств со счетов и т.п.
Атака типа DOS - это внешняя атака на узлы сети предприятия, отвечающие за ее безопасную и эффективную работу. Злоумышленники организуют массированную отправку пакетов данных на эти узлы, чтобы вызвать их перегрузку и, в итоге, на какое-то время вывести их из строя. Это, как правило, влечет за собой нарушения в бизнес-процессах компании-жертвы, потерю клиентов, ущерб репутации и т.п.
3. Компьютерные вирусы. Отдельная категория электронных методов воздействия − компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Они представляют собой реальную опасность для современного бизнеса, широко использующего компьютерные сети, интернет и электронную почту. Проникновение вируса на узлы корпоративной сети может привести к нарушению их функционирования, потерям рабочего времени, утрате данных, краже конфиденциальной информации и даже прямым хищениям финансовых средств. Вирусная программа, проникшая в корпоративную сеть, может предоставить злоумышленникам частичный или полный контроль над деятельностью компании.
4. «Естественные» угрозы. На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение информации, организация системы хранения данных без резервирования, кража компьютеров и носителей информации, форс-мажорные обстоятельства и т.д. [15, с.10]
Таким образом, в современных условиях наличие развитой системы информационной безопасности становится одним из важнейших условий конкурентоспособности любой компании.
-
Кибербуллинг как явление образовательной среды
На сегодняшний день, одна из наиболее актуальных задач, которая ставится в современной системе образования, заключается в создании и поддержании безопасной среды. Стоит отметить, что в данном контексте понятие «безопасность» подразумевает под собой не столько техническую оснащенность и мероприятия, связанные с охраной учащихся, сколько создание комфортной психологической атмосферы в школьных коллективах. Чувство защищенности напрямую влияет не только на общее психоэмоциональное состояние учащихся, но также является залогом успешного развития. Выполнение обозначенной задачи предполагает необходимость рассмотрения различных подходов к изучению характера взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Взаимоотношения в коллективе могут являться источником или поддержки, или же угрозы, оказывая, таким образом, влияние на возникновение ощущения «безопасности» или «небезопасности» образовательной среды [13. с.77]. В связи с этим, в последнее время, всё больше внимания уделяется проблеме издевательств в образовательных учреждениях.
Тема запугивания является не новой, однако, стремительно возрастающей по частоте проявлений «болезнью» современного общества и представляет собой серьезную проблему в школах нашей и других стран. Многие подростки ежедневно сталкиваются с притеснениями и издевательствами в школе. В средних и старших классах школы подростки, как правило, нуждаются в получении одобрения и уважения со стороны значимых людей и окружающих, в частности со стороны своих сверстников, что делает потенциальных «жертв» буллинга ещё более уязвимыми в ситуации возникновения травли [2].
Определение, виды и основные черты буллинга. Буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня во многих странах мира. Д. Олвеус определяет «буллинг» как целенаправленное, регулярно повторяющееся, агрессивное поведение, основанное на неравенстве социальной власти и физической силы. Данное явление чаще всего может возникать в искусственно созданных по формальному признаку коллективах. В системе образования таким примером могут являться школьные классы или студенческие группы. Травля в школе является воздействием на другого человека против его воли прямым (через физическую и вербальную агрессию) или косвенным (распространение слухов и сплетен, игнорирование, отвержение, преследование ребенка другим ребенком или группой детей) способом [13]. Основываясь на данном определении, можно сказать, что травля в школе является прямой угрозой безопасности образовательной среды, требующей особого внимания, с целью создания эффективных методов профилактики.
Как было указано выше, различают два типа буллинга: непосредственный (физический) и косвенный, который иначе называют социальной агрессией. Это поведение имеет свои возрастные, гендерные и иные психологические закономерности. Большинство исследований данной темы направлено на определение личностных характеристик хулиганов, но при этом остается открытым вопрос, какую именно цель преследуют хулиганы: пытаются ли они таким образом доминировать, завоевать авторитет и популярность среди окружающих или же это представляет собой определенную форму «развлечения».
Демонстрация агрессии способствует формированию страха у потенциальных «жертв» буллинга, тем самым укрепляя позиции агрессора. Также было отмечено, что велика вероятность превращения жертв буллинга в будущих агрессоров в связи с тем, что у них могут отмечаться признаки эмоциональной и поведенческой неустойчивости, а также повышенные показателей уровня тревожности и агрессии. Было обнаружено, что мальчики-подростки более склонны к проявлениям физической агрессии, в то время как девочки-подростки – к вербальной, которая проявляется в негативных внешних оценках других людей, распространению слухов и т. д. [5].
1. Физический буллинг представляет собой непосредственное, целенаправленное физическое воздействие, которое может проявляться в пинках, ударах и нанесении иных телесных повреждений.
2. Психологический буллинг – насилие, осуществляемое с целью воздействия на психику жертвы, которое может приводить к развитию психологических травм. Данный вид травли проявляется в словесных оскорблениях и/или угрозах, преследовании, запугивании с целью причинения дискомфорта и развития чувства неуверенности у жертвы. Также к форме психологического воздействия в контексте данной темы можно отнести:
- вербальный буллинг (например: обидное имя-прозвище, оскорбления, распространение обидных, уничижительных слухов и т. д.);
- оскорбительные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её сторону);
- запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы воздействовать на поведение жертвы и вызвать у нее/него чувство страха и незащищенности);
- изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
- кибербуллинг – унижение с помощью электронных устройств, интернет-ресурсов (пересылка изображений и фотографий компрометирующего характера, обзывание, распространение слухов и др.) [11].
Буллинг может быть процессом, скрытым для окружающих, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что может приводить к тяжёлым последствиям вплоть до суицида.
Жертвами психологической травли чаще всего становятся следующие категории учащихся:
- двоечники;
- отличники;
- любимчики учителей;
- дети, гиперопекаемые родителями;
- ябеды;
- дети, страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
- дети, не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
- вундеркинды [5].
Эти взаимодополняющие свойства могут являться как причиной, так и следствием буллинга. Как говорилось ранее, тема запугивания среди учащихся не является новой в учебной среде. Однако, с развитием технологий, издевательства подобного рода уже не ограничиваются исключительно учебной территорией. Всё чаще подростки принимают участие в интернеткоммуникации, которая является не менее, а подчас даже более, плодотворной почвой для осуществления процесса травли. Подобный вариант психологического запугивания является одним из подвидов «классического буллинга» и носит название «кибербуллинга».
Кибербуллинг можно охарактеризовать как травлю, которая происходит с помощью средств массовой информации и коммуникации, такие как смартфоны, электронная почта, вебстраницы, социальные сети, блоги и иные Интернет-ресурсы. Иными словами, кибербуллинг — преднамеренные агрессивные действия, систематически осуществляемые группой или индивидом на протяжении определенного времени с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить [5]. Кибербуллинг является проблемой, которая достигла международного уровня. Согласно «статистике буллинга в США» за 2020 г., около 58 % детей и подростков сообщили, что подвергались запугиваниям в Интернете, из них больше половины опрошенных указали, что не сообщили о данном инциденте своим родителям [6]. Кибербуллинг может иметь довольно разрушительные последствия для подростков и приводить к развитию тревожности, депрессии и даже к суицидальным проявлениям.
Несмотря на наличие немалого числа сходных черт, кибербуллинг всё же несколько отличается от буллинга. Во-первых, кибербуллинг является более частным вариантом запугивания, в то время как буллинг – общее определение того, что представляет собой агрессивное преследование, шантажа и психологической травли другого человека. Во-вторых, в ситуации кибербуллинга отсутствует непосредственный физический контакт, т. к. запугивание реализуется посредством онлайн-сервисов и информационных технологий. Третья отличительная черта, – анонимность, – проистекает из второй. Анонимность создаёт у агрессора ощущение защищённости и безнаказанности, тем самым развязывая ему руки, что может приводить к возрастанию риска серьёзных последствий для жертв буллинга.