Файл: Реферат Информационная безопасность студентов. Кибербуллинг характеристики и основные типы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат: Информационная безопасность студентов. Кибербуллинг: характеристики и основные типы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие информационной безопасности……………………………………..4

  2. Кибербуллинг как явление образовательной среды…………………………6

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованных источников…………………………………………...13

Введение
БЖД - состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. Тремя основными задачами БЖД являются:

− идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат;

− защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод;

− ликвидация возможных опасностей, исходя из концентрации и остаточного риска, и ликвидация последствий воздействия опасности на человека.

На сегодняшний день, буллинг является довольно распространенной и массовой проблемой. Наиболее часто с данной формой психологического насилия сталкиваются подростки в школе. В средних и старших классах школы подростки, как правило, нуждаются в получении одобрения и поддержки со стороны значимых людей и окружающих, в частности со стороны своих сверстников. Данная потребность делает потенциальных «жертв» буллинга ещё более уязвимыми в ситуации возникновения психологической травли. С развитием информационных технологий и иных средств коммуникации, травля перешла из реальной жизни в Интернет, и имеет название «кибербуллинг». Достаточно одного нажатия кнопки, чтобы сообщения оскорбительного характера моментально достигли большого числа адресатов. Согласно современным исследованиям, жертвами кибербуллинга часто становятся те же дети, которые подвергаются травле и в реальной жизни.



  1. Понятие информационной безопасности


Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктурe [12, с.7].

Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.


Конфиденциальность – состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на него право;

Целостность – избежание несанкционированной модификации информации;

Доступность – избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.

Выделяют и другие не всегда обязательные свойства модели информационной безопасности:

- апеллируемость – невозможность отказа от авторства;

- подотчётность – обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;

- достоверность – свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;

- аутентичность или подлинность – свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.

Действия, которые могут нанести ущерб информационной безопасности организации, можно разделить на несколько категорий:

1. Действия, осуществляемые авторизованными пользователями. В эту категорию попадают: целенаправленная кража или уничтожение данных на рабочей станции или сервере; повреждение данных пользователей в результате неосторожных действий.

2. «Электронные» методы воздействия, осуществляемые третьими лицами, под ними понимаются люди, занимающиеся компьютерными преступлениями профессионально. К таким методам относятся: несанкционированное проникновение в компьютерные сети; DOS‑атаки.

Целью несанкционированного проникновения извне в сеть предприятия может быть нанесение вреда (уничтожения данных), кража конфиденциальной информации и использование ее в незаконных целях, использование сетевой инфраструктуры для организации атак на узлы третьих фирм, кража средств со счетов и т.п.

Атака типа DOS - это внешняя атака на узлы сети предприятия, отвечающие за ее безопасную и эффективную работу. Злоумышленники организуют массированную отправку пакетов данных на эти узлы, чтобы вызвать их перегрузку и, в итоге, на какое-то время вывести их из строя. Это, как правило, влечет за собой нарушения в бизнес-процессах компании-жертвы, потерю клиентов, ущерб репутации и т.п.

3. Компьютерные вирусы. Отдельная категория электронных методов воздействия − компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Они представляют собой реальную опасность для современного бизнеса, широко использующего компьютерные сети, интернет и электронную почту. Проникновение вируса на узлы корпоративной сети может привести к нарушению их функционирования, потерям рабочего времени, утрате данных, краже конфиденциальной информации и даже прямым хищениям финансовых средств. Вирусная программа, проникшая в корпоративную сеть, может предоставить злоумышленникам частичный или полный контроль над деятельностью компании.



4. «Естественные» угрозы. На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение информации, организация системы хранения данных без резервирования, кража компьютеров и носителей информации, форс-мажорные обстоятельства и т.д. [15, с.10]

Таким образом, в современных условиях наличие развитой системы информационной безопасности становится одним из важнейших условий конкурентоспособности любой компании.

  1. Кибербуллинг как явление образовательной среды


На сегодняшний день, одна из наиболее актуальных задач, которая ставится в современной системе образования, заключается в создании и поддержании безопасной среды. Стоит отметить, что в данном контексте понятие «безопасность» подразумевает под собой не столько техническую оснащенность и мероприятия, связанные с охраной учащихся, сколько создание комфортной психологической атмосферы в школьных коллективах. Чувство защищенности напрямую влияет не только на общее психоэмоциональное состояние учащихся, но также является залогом успешного развития. Выполнение обозначенной задачи предполагает необходимость рассмотрения различных подходов к изучению характера взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Взаимоотношения в коллективе могут являться источником или поддержки, или же угрозы, оказывая, таким образом, влияние на возникновение ощущения «безопасности» или «небезопасности» образовательной среды [13. с.77]. В связи с этим, в последнее время, всё больше внимания уделяется проблеме издевательств в образовательных учреждениях.

Тема запугивания является не новой, однако, стремительно возрастающей по частоте проявлений «болезнью» современного общества и представляет собой серьезную проблему в школах нашей и других стран. Многие подростки ежедневно сталкиваются с притеснениями и издевательствами в школе. В средних и старших классах школы подростки, как правило, нуждаются в получении одобрения и уважения со стороны значимых людей и окружающих, в частности со стороны своих сверстников, что делает потенциальных «жертв» буллинга ещё более уязвимыми в ситуации возникновения травли [2].

Определение, виды и основные черты буллинга. Буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня во многих странах мира. Д. Олвеус определяет «буллинг» как целенаправленное, регулярно повторяющееся, агрессивное поведение, основанное на неравенстве социальной власти и физической силы. Данное явление чаще всего может возникать в искусственно созданных по формальному признаку коллективах. В системе образования таким примером могут являться школьные классы или студенческие группы. Травля в школе является воздействием на другого человека против его воли прямым (через физическую и вербальную агрессию) или косвенным (распространение слухов и сплетен, игнорирование, отвержение, преследование ребенка другим ребенком или группой детей) способом [13]. Основываясь на данном определении, можно сказать, что травля в школе является прямой угрозой безопасности образовательной среды, требующей особого внимания, с целью создания эффективных методов профилактики.


Как было указано выше, различают два типа буллинга: непосредственный (физический) и косвенный, который иначе называют социальной агрессией. Это поведение имеет свои возрастные, гендерные и иные психологические закономерности. Большинство исследований данной темы направлено на определение личностных характеристик хулиганов, но при этом остается открытым вопрос, какую именно цель преследуют хулиганы: пытаются ли они таким образом доминировать, завоевать авторитет и популярность среди окружающих или же это представляет собой определенную форму «развлечения».

Демонстрация агрессии способствует формированию страха у потенциальных «жертв» буллинга, тем самым укрепляя позиции агрессора. Также было отмечено, что велика вероятность превращения жертв буллинга в будущих агрессоров в связи с тем, что у них могут отмечаться признаки эмоциональной и поведенческой неустойчивости, а также повышенные показателей уровня тревожности и агрессии. Было обнаружено, что мальчики-подростки более склонны к проявлениям физической агрессии, в то время как девочки-подростки – к вербальной, которая проявляется в негативных внешних оценках других людей, распространению слухов и т. д. [5].

1. Физический буллинг представляет собой непосредственное, целенаправленное физическое воздействие, которое может проявляться в пинках, ударах и нанесении иных телесных повреждений.

2. Психологический буллинг – насилие, осуществляемое с целью воздействия на психику жертвы, которое может приводить к развитию психологических травм. Данный вид травли проявляется в словесных оскорблениях и/или угрозах, преследовании, запугивании с целью причинения дискомфорта и развития чувства неуверенности у жертвы. Также к форме психологического воздействия в контексте данной темы можно отнести:

- вербальный буллинг (например: обидное имя-прозвище, оскорбления, распространение обидных, уничижительных слухов и т. д.);

- оскорбительные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её сторону);

- запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы воздействовать на поведение жертвы и вызвать у нее/него чувство страха и незащищенности);

- изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);

- кибербуллинг – унижение с помощью электронных устройств, интернет-ресурсов (пересылка изображений и фотографий компрометирующего характера, обзывание, распространение слухов и др.) [11].


Буллинг может быть процессом, скрытым для окружающих, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что может приводить к тяжёлым последствиям вплоть до суицида.

Жертвами психологической травли чаще всего становятся следующие категории учащихся:

- двоечники;

- отличники;

- любимчики учителей;

- дети, гиперопекаемые родителями;

- ябеды;

- дети, страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;

- дети, не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;

- вундеркинды [5].

Эти взаимодополняющие свойства могут являться как причиной, так и следствием буллинга. Как говорилось ранее, тема запугивания среди учащихся не является новой в учебной среде. Однако, с развитием технологий, издевательства подобного рода уже не ограничиваются исключительно учебной территорией. Всё чаще подростки принимают участие в интернеткоммуникации, которая является не менее, а подчас даже более, плодотворной почвой для осуществления процесса травли. Подобный вариант психологического запугивания является одним из подвидов «классического буллинга» и носит название «кибербуллинга».

Кибербуллинг можно охарактеризовать как травлю, которая происходит с помощью средств массовой информации и коммуникации, такие как смартфоны, электронная почта, вебстраницы, социальные сети, блоги и иные Интернет-ресурсы. Иными словами, кибербуллинг — преднамеренные агрессивные действия, систематически осуществляемые группой или индивидом на протяжении определенного времени с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить [5]. Кибербуллинг является проблемой, которая достигла международного уровня. Согласно «статистике буллинга в США» за 2020 г., около 58 % детей и подростков сообщили, что подвергались запугиваниям в Интернете, из них больше половины опрошенных указали, что не сообщили о данном инциденте своим родителям [6]. Кибербуллинг может иметь довольно разрушительные последствия для подростков и приводить к развитию тревожности, депрессии и даже к суицидальным проявлениям.

Несмотря на наличие немалого числа сходных черт, кибербуллинг всё же несколько отличается от буллинга. Во-первых, кибербуллинг является более частным вариантом запугивания, в то время как буллинг – общее определение того, что представляет собой агрессивное преследование, шантажа и психологической травли другого человека. Во-вторых, в ситуации кибербуллинга отсутствует непосредственный физический контакт, т. к. запугивание реализуется посредством онлайн-сервисов и информационных технологий. Третья отличительная черта, – анонимность, – проистекает из второй. Анонимность создаёт у агрессора ощущение защищённости и безнаказанности, тем самым развязывая ему руки, что может приводить к возрастанию риска серьёзных последствий для жертв буллинга.