ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГЕОСИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ»
(СГУГиТ)
ФИЗИКА
МЕХАНИКА. ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. МАГНЕТИЗМ
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве практикума для обучающихся по всем специальностям и направлениям подготовки
(уровень бакалавриата, уровень специалитета)
Новосибирск
СГУГиТ
2019
УДК 53
Ф503
Авторы: И. Н. Карманов, В. С. Корнеев, Д. С. Михайлова, Д. М. Никулин,
А. С. Сырнева, С. Л. Шергин
Рецензенты: доктор физико-математических наук, профессор НГТУ
В. Я. Костюченко
доктор технических наук, доцент, СГУГиТ В. С. Айрапетян
Ф503 Физика. Механика. Электричество. Магнетизм [Текст] : практикум / И. Н. Карманов, В. С. Корнеев, Д. С. Михайлова, Д. М. Никулин, А. С. Сырнева, С. Л. Шергин ; под общ. ред. И. Н. Карманова. – Новосибирск : СГУГиТ, 2019. – 81 с.
ISBN
Практикум подготовлен на кафедре физики СГУГиТ кандидатом технических наук, доцентом И.Н. Кармановым, кандидатом технических наук, доцентом В.С. Корнеевым, кандидатом технических наук, доцентом С.Л. Шергиным, кандидатом технических наук, доцентом Д.М. Никулиным, старшим преподавателем Д.С. Михайловой, старшим преподавателем А.С. Сырневой.
Содержит описания пяти лабораторных работ: двух – по разделу «Механика», двух – по разделу «Электричество» и одной – по разделу «Магнетизм», выполняемых обучающимися в течение первого семестра изучения дисциплины «Физика». Текст каждой из лабораторных работ содержит краткое теоретическое введение, вопросы для допуска к работе, порядок проведения работы, контрольные вопросы.
Предназначен для обучающихся СГУГиТ всех направлений подготовки и специальностей, изучающих дисциплину «Физика» (уровень бакалавриата, уровень специалитета).
Практикум рекомендован к изданию кафедрой физики СГУГиТ, Ученым советом Института оптики и оптических технологий СГУГиТ.
Печатается по решению редакционно-издательского совета СГУГиТ
УДК 53
ISBN | © СГУГиТ, 2019 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Лабораторная работа № 1. Определение скорости пули при помощи баллистического маятника 9
2. Лабораторная работа № 2. Определение момента инерции маятника Обербека 23
3. Лабораторная работа № 21. Исследование электростатического поля 44
4. Лабораторная работа № 22. Проверка справедливости закона Ома. Определение удельного сопротивления проволоки 57
5. Лабораторная работа № 41. Определение горизонтальной составляющей магнитного поля Земли 69
Приложение 1. Образец оформления титульного листа 80
Приложение 2. Таблица коэффициентов Стьюдента 81
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий лабораторный практикум по физике предназначен для обучающихся СГУГиТ всех форм обучения.
Лабораторный практикум включает в себя введение и описание пяти лабораторных работ, выполняемых обучающимися в течение одного семестра.
Тексты лабораторных работ содержат краткое теоретическое введение, описание лабораторной установки и порядок проведения эксперимента, а также предусматривают перечень вопросов для самоподготовки и контроля знаний по изученным в ходе лабораторной работы темам.
Выполнение обучающимися каждой лабораторной работы, входящей в данный практикум, включает следующие этапы.
-
Теоретическая подготовка сводится к изучению соответствующих физических явлений и законов для ответа на вопросы для допуска и контрольные вопросы, изучению описания заданной лабораторной работы с целью ознакомления с методикой измерения и порядком выполнения работы. Подготовка проводится заранее, так как аудиторные занятия предназначены только для допуска к работе, проведения измерений, обработки результатов и защиты работы. -
Допуск к работе заключается в проверке преподавателем готовности обучающихся к выполнению данной лабораторной работы. Обучающимся необходимо ответить на вопросы для допуска к работе, знать рабочие формулы и порядок выполнения данной лабораторной работы. -
Наблюдения и измерения – главная часть эксперимента. Они требуют от обучающегося знания методов измерений, понимания принципа работы лабораторной установки, должного внимания и аккуратности при снятии отчетов и записи результатов измерений. -
Обработка результатов измерений заключается в подстановке измеренных параметров в рабочие формулы и вычисление необходимых физических величин в единицах Международной системы единиц (СИ) и оценки погрешностей измерений. -
Отчет о выполнении лабораторной работы оформляется индивидуально каждым обучающимся на отдельных листах формата А-4 или на двойных листах в клетку.
Отчет должен содержать следующую информацию:
-
титульный лист (прил. 1); -
цель работы; -
приборы и принадлежности; -
принципиальная схема или рисунок установки; -
рабочие формулы; -
таблица результатов измерений и вычислений с учетом математической обработки погрешностей; -
графики зависимостей физических величин; -
выводы по результатам работы.
-
Защита лабораторной работы сводится к устному или письменному изложению цели и порядка выполнения лабораторной работы, письменному или устному ответу на вопросы преподавателя, на контрольные вопросы и самостоятельному выводу рабочих формул, используемых в работе.
Обработка результатов измерений
В ходе выполнения лабораторных работ обучающиеся сначала проводят измерение физических величин, а затем вычисление и обработку результатов измерений.
Измерением физической величины называется операция сравнения этой величины с величиной, принятой за эталон. Различают два вида измерений: прямые и косвенные.
Прямыми называют измерения, при которых искомое значение измеряемой величины получают непосредственно, например, каким-либо прибором. Прямым или непосредственным образом можно измерить лишь некоторые физические величины, такие как длина, вес тела, промежутки времени, температура, напряжение, сила тока и др.
Косвенным называют измерение, когда искомое значение физической величины определяется на основании результатов прямых измерений других физических величин, функционально связанных с искомой величиной, например, определение мощности постоянного тока по формуле , или из графиков.
Измерения принципиально не могут быть абсолютно точными, а погрешности, возникающие в процессе измерений, делятся на систематические и случайные.
Систематические погрешности возникают вследствие неточности измерительных приборов, недостаточно разработанной методики эксперимента. Величина систематической погрешности одинакова во всех измерениях, проводимых одним и тем же методом, с помощью одних и тех же приборов и не зависит от количества проведенных измерений.
Случайные погрешности являются неизбежным следствием любых измерений и обусловлены: а) неточностью отсчетов по шкале приборов и инструментов; б) неидентичностью условий проведения экспериментов; в) беспорядочными изменениями внешних условий (температуры, давления, силового поля и т. д.), которые невозможно учесть заранее.
Величина случайной погрешности подчиняется, как правило, определенной закономерности. Закон нормального распределения случайных погрешностей впервые сформулировал К. Гаусс.
При обработке результатов измерений, число которых невелико, используется распределение Стьюдента. Необходимо отметить, что если число измерений 50 и более, то распределение Стьюдента переходит в нормальное распределение.
Если в результате отдельных измерений некоторой физической величины получен ряд значений этой величины , то наиболее близким к действительному значению измеряемой величины будет – среднее арифметическое значение отдельных измерений:
. (В.1)
Оценить степень приближения среднего арифметического значения к действительному значению измеряемой величины можно по абсолютной погрешности измерений – .
Зная абсолютную погрешность, можно указать доверительный интервал или , в котором находится истинное значение искомой величины .
Величина доверительного интервала зависит от требуемой степени надежности измерений –
. Надежностью измерений называется вероятность того, что искомая величина попадает в указанный доверительный интервал. Надежность или доверительная вероятность обычно выражается в долях единицы, либо в процентах.
Если выполнено измерений некоторой физической величины средняя квадратичная погрешность определяется из следующего выражения:
. (В.2)
Задача обработки результатов состоит в том, чтобы определить случайную погрешность измерений по заданной заранее надежности измерений .
, (В.3)
где – коэффициент Стьюдента, численное значение которого при заданных значениях и можно определить из справочных таблиц (прил. 2).
Таким образом, устанавливается следующий порядок обработки результатов:
-
вычисление среднего арифметического значения по формуле (В.1); -
вычисление средней квадратичной погрешности по формуле (В.2); -
определение коэффициента Стьюдента с учетом числа измерений и заданной надежности ; -
расчет случайной погрешности по формуле (В.3).