Файл: Реферат Информационная безопасность студентов. Кибербуллинг характеристики и основные типы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психологическая травля, в любом её проявлении, является серьезным индикатором развития проблем психосоциальной адаптации. Безопасная среда возникает в ситуации, когда ученики чувствуют себя значимыми и признанными своими сверстниками и взрослыми. Более вероятно, что дети, участвующие в позитивных отношениях с учителями и сверстниками, а также, получающие от них поддержку, будут иметь более высокий уровень самоуважения и с большей вероятностью смогут постоять за себя. В то время как учащиеся, которые имели негативный опыт общения со сверстниками и учителями могут страдать от низкой самооценки и иметь проблемы с социальной адаптацией.

Одной из причин растущего интереса к проблеме буллинга является его связь с академической успеваемостью. Поскольку учащиеся проводят большую часть своего времени на учебе, нельзя отрицать, что учебные заведения оказывают существенное влияние на социальное, интеллектуальное и поведенческое развитие ученика. Недружелюбная и хаотическая атмосфера не только отрицательно влияет на способность ребёнка учиться, но также «бросает вызов» умениям преподавателей эффективно управлять поведением учеников в классе. Негативные мысли, чувства и действия могут влиять на способность детей учиться или пользоваться средой. На наш взгляд верным является предположение, что успеваемость улучшается в атмосфере поддержки и безопасности [15].

Выполнение задачи создания и поддержания безопасной среды для учащихся предполагает необходимость рассмотрения различных подходов к изучению отношений между участниками образовательного процесса. Процесс издевательств включает не только хулиганов и жертв, но также и учеников, которые принимают другие роли. Были выделены следующие роли: хулиганы, жертвы, помощники хулиганов, подстрекатели хулиганов, защитники жертвы и аутсайдеры. Дополнительные роли приписываются тем детям, которые принимают активное участие в процессе буллинга, но не в качестве «лидеров», а как «последователи», смеясь, наблюдая и являясь «зрителем» для хулигана, усиливая тем самым издевательства [5].

Примеры современных зарубежных исследований буллинга. Одним из примеров современного исследования проблемы психологической травли в коллективе является исследование В. Марука (Victoria Lynn Maruca). Согласно полученным результатам, определённый тип буллинга может запускать целый ряд различных стрессовых реакций и психосоматических симптомов, которые негативно сказываются не только на общем психологическом состоянии «жертвы», но и на состоянии её здоровья.


Кибербуллинг является относительно новой формой издевательств, которая имеет как схожие, так и отличительные черты с «традиционным буллингом». В то время как в более ранних исследованиях рассматривалась взаимосвязь между характеристикой обстановки и традиционным буллингом, значительно меньше исследований было сосредоточено на участии учеников в процессе кибербуллинга. В ряде исследований, изучавших взаимосвязь между кибербуллингом и обстановкой, было выявлено, что существует обратная взаимосвязь между социальным климатом и частотой случаев кибербуллинга: чем хуже климат, тем выше количество инцидентов.

Примером изучения кибербуллинга в учебной среде является исследование Сары Б. Лётман (Sara B. Låftman), В. Эстберг (Viveca Östberg) и Б. Модин (Bitte Modin) [11]. Цель данного исследования заключалась в изучении взаимосвязи между случаями возникновения кибербуллинга и совершения преступлений среди учеников, с обстановкой, качество которой зависит от силы руководства. Степень эффективности и авторитетность руководства оценивалась преподавателями.

Данные были получены из двух отдельных сборов информации, которые выполнялись в 2020 г.:

1. Стокгольмское школьное исследование, проводимое среди учащихся старшей школы (17-18 лет);

2. Стокгольмское исследование учителей (Stockholm Teacher Survey), проводимое среди учителей в тех же школах.

В исследовании приняли участие 6067 учеников и 1251 учитель из 58 школ Стокгольма.

Исследование осуществлялось посредством опроса среди учеников и учителей. Вопросы, задаваемые ученикам, касались употребления алкоголя и наркотиков, курения, преступного поведения, а также социальных отношений и общей обстановки в школе.

Основная цель опроса учителей заключалась в сборе информации о характеристиках учебного заведения, которые включали в себя: оценивание руководства, стремление к сотрудничеству и достижению согласия (консенсуса), этики, а также оценка условий работы. Полученные в ходе опроса данные сопоставлялись с ответами учащихся, чтобы выявить существование связи выделенных характеристик с психологическим здоровьем, буллингом и академической успеваемостью.

Роли «жертв» кибербуллинга определялись вопросами: «Вы подвергались издевательствам или преследованию в Интернете или через SMS/MMS-сообщения со стороны других учеников в текущем учебном году?». Роли же «хулиганов» измерялись вопросом: «Вы принимали участие в издевательствах или притеснении других учеников посредством Интернета или текстовых сообщений в этом учебном году?». Оценка руководства, производимая учителями, была изучена при помощи опросника. В данной методике были перечислены утверждения, касающиеся организации,

распределения обязанностей между учителями, затрагивалась проблема эффективности и качества взаимодействия между учителями и руководством, а также наличие поддержки учителей со стороны руководителей в случае возникновения проблем с учениками («Руководство демонстрирует понимание моих рабочих проблем»; «Руководство интересуется педагогическими вопросами»; «Когда руководители принимают решения по важным вопросам, они сначала обсуждают их с педагогическим составом»; «Руководство осуществляет хорошую поддержку учителей, имеющих трудности с классом»).

В ходе описываемого исследования было выявлено, что мальчики более склонны к проявлению роли «хулигана», чем девочки, т. е. мальчики чаще склонны быть агрессорами в ситуации кибербуллинга. Кроме того, на совершение кибербуллинга также влиял уровень образования родителей: чем выше уровень образования, тем ниже вероятность участия в совершении кибербуллинга. Также исследователи обращают внимание на то, что существует взаимосвязь между статусом ученика, его социальным уровнем и склонностью к роли, занимаемой в процессе буллинга.

Согласно полученным результатам существует обратная взаимосвязь между силой руководства и случаями реализации кибербуллинга среди учеников, иными словами, сильное руководство потенциально может предотвращать ситуации кибербуллина. Сильное руководство является важным условием в работе с проблемой буллинга и кибербуллинга. Данное явление может реализовываться за счёт того, что сильное, авторитетное, руководство выполняет задачи по улучшению, формулирует чёткие, ясные правила и контролирует их соблюдение, способствует формированию позитивных отношений между учениками и учителями, а также принимает участие в решении проблем, связанных со издевательствами [15].

Ученики, подвергающиеся издевательствам, становятся более чувствительными и вынуждены быть более бдительными, т. к. каждый день ожидают следующего «нападения». Постоянное состояние «сверхбдительности» приводит к такому высокому уровню напряжения, что ученик больше не может с ним справляться и начинает демонстрировать болезненные последствия, вызванные травлей. Депрессия и тревожность, которые возникают вследствие переживаемого стресса, могут повлечь за собой не только ухудшение общего самочувствия и снижение настроения, но и привести к проблемам во взаимоотношениях с окружающими, а также в учёбе (снижение успеваемости). Описанные данные демонстрируют не только необходимость осуществления профилактических программ по предотвращению издевательств в образовательных учреждениях, но и то, что буллинг и кибербуллинг – это проблема, которая должна решаться в разных сферах жизни учащихся, включая дом, школу, закон и общество в целом. Такого рода издевательства необходимо рассматривать как проблему,
требующую большего внимания, а в будущем, необходимы дополнительные исследования в данной области. Семья, группа, учителя, администрация оказывают наибольшее влияние на формирование навыков общения и социального взаимодействия у детей, участвующих в образовательном процессе. Следует обратить внимание и создать условия для повышения грамотности в вопросе методов антибуллинга среди учителей и руководителей образовательных учреждений. Предотвращение издевательств за счёт внедрения программ профилактики буллинга и его разновидности – кибербуллинга – является приоритетом для обеспечения благополучия учащихся.

Заключение
Буллинг приобретает новые формы воздействия и продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Развитие технологий послужило формированию платформы для развития кибербуллинга, т. к. подростки всё чаще участвуют в интернет-коммуникациях, которые могут этому способствовать.

Согласно современным исследованиям, жертвами кибербуллинга часто становятся те же дети, которые подвергаются травле и в реальной жизни. Они по разным причинам более уязвимы, менее уверены в себе, им свойственны какие-либо отличия во внешнем виде, происхождении, поведении и состоянии здоровья в сравнении со сверстниками.

В данной обзорной статье были рассмотрены примеры современных исследований, демонстрирующих эффективность профилактических программы и доказывающих их необходимость. Одной из наиболее часто реализуемых мер предотвращения буллинга является Программа профилактики буллинга Д. Олвеуса. Стоит отметить, что, несмотря на достаточно большое число различных профилактических мер не все из них оказываются эффективными. На сегодняшний день нет чёткого практического метода диагностики, на основании результатов которого строилась бы система профилактических мер. Таким образом, мы можем сделать вывод о необходимости развития и создания профилактических мероприятий, направленных на предотвращение буллинга и кибербуллинга и создания условий безопасности как в учебном заведении, так и за его пределами.

Список использованных источников


  1. Астахова Л. В. Развитие культуры доверия студентов в контексте информационной безопасности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kultury-doveriya-studentov-v-kontekste-informatsionnoy-bezopasnosti (дата обращения: 23.02.2022).

  2. Баранов А. А. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii-podrostka-v-situatsii-kiberbullinga (дата обращения: 23.02.2022).

  3. Баранов А. А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-prichin-podrostkovogo-kiberbullinga (дата обращения: 23.02.2022).

  4. Ерина Ю. С. Формирование культуры информационной безопасности у студентов - будущих учителей - в процессе профессиональной подготовки // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. №41-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-informatsionnoy-bezopasnosti-u-studentov-buduschih-uchiteley-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 23.02.2022).

  5. Катаева Е. И. Исследование личной информационной безопасности студентов в социальной сети «ВКонтакте» // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-lichnoy-informatsionnoy-bezopasnosti-studentov-v-sotsialnoy-seti-vkontakte (дата обращения: 23.02.2022).

  6. Кузина Н. Н. Культура информационной безопасности личности учителя и процесс ее формирования у студентов педагогического вуза // Kant. 2018. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-informatsionnoy-bezopasnosti-lichnosti-uchitelya-i-protsess-ee-formirovaniya-u-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 23.02.2022).

  7. Макарова Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления // Российский психологический журнал. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-kiberbullinga-kak-formy-internet-prestupleniya (дата обращения: 23.02.2022).

  8. Мальцева В. А. Защита детей от кибербуллинга. Вопросы уголовно-правового регулирования // Закон и право. 2019. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-detey-ot-kiberbullinga-voprosy-ugolovno-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 23.02.2022).

  9. Марченко Ф.О., Маховская О.И. Психология сетевой агрессии (кибербуллинга) во время эпидемии нарциссизма // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2018. №4 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-setevoy-agressii-kiberbullinga-vo-vremya-epidemii-nartsissizma (дата обращения: 23.02.2022).

  10. Погорелова Е.И. Психологические особенности подростков, включенных в ситуацию кибербуллинга // Северо-Кавказский психологический вестник. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkov-vklyuchennyh-v-situatsiyu-kiberbullinga (дата обращения: 23.02.2022).

  11. Сизонтов А.Е., Сизонтова И.В. Вопросы информационной безопасности при обучении студентов с использованием облачных технологий // Инновационная наука. 2015. №10-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-informatsionnoy-bezopasnosti-pri-obuchenii-studentov-s-ispolzovaniem-oblachnyh-tehnologiy (дата обращения: 23.02.2022).

  12. Филяк П.Ю. Обучение информационным технологиям и информационной безопасности: компетентность студентов как обратная связь // Вестник МФЮА. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-informatsionnym-tehnologiyam-i-informatsionnoy-bezopasnosti-kompetentnost-studentov-kak-obratnaya-svyaz (дата обращения: 23.02.2022).

  13. Черкасенко О. С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №6 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kiberbullinga-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 23.02.2022).

  14. Шевко Н.Р., Исхаков И.И. Особенности проявления кибербуллинга в социальных сетях // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-kiberbullinga-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 23.02.2022).

  15. Шпигун А.В. Формирование компетенций в области информационной безопасности у студентов как педагогическая проблема // МНКО. 2016. №6 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompetentsiy-v-oblasti-informatsionnoy-bezopasnosti-u-studentov-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 23.02.2022).