ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САРАТОВСКИЙ национальный исследовательский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра начального языкового и литературного образования
Технологическая карта урока по литературному чтению
Студентки 1 курса 114 группы
направления 44.03.01 «Начальное образование»
факультета психолого-педагогического
и специального образования
Кошелевой Марии Алексеевны
Саратов, 2020 г.
Технологическая карта урока по литературному чтению
БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ | |
Тема урока: | С.Васильев «Белая берёза» |
Цель урока: | Создать условия для формирования представлений об особенностях создания военной поэзии С. Васильева. |
Планируемые результаты: | Уметь определять отличительные признаки поэзии автора. Уметь работать с художественными средствами. Уметь проявлять интерес к содержанию произведения. Указаны только предметные результаты. А другие? Как предметный результат соотновится с целью урока7 |
Личностно-формирующая направленность: | Формирование и развитие нравственных ценностей, в частности, патриотизма. |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК | |
Задачи урока: |
|
Тип и вид урока: | Урок классного чтения, урок чтения и анализа художественного произведения |
Учебно-методический комплекс: |
|
БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ | |||
Этап урока. Цель. Время проведения. Форма работы. | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетентность (УУД) |
I этап. Организационный момент. Цель – создание мотивации к учебной деятельности Время: 2 минуты Форма работы: девиз, беседа. | - Здравствуйте ребята! Садитесь. - Все пришли сегодня в срок, начинается урок. Будем слушать, и читать, свои знанья пополнять. -Девизом нашего сегодняшнего урока станет фраза: «Не бойтесь говорить, выказывайте вслух всё, что надумали. Любая мысль, даже если она окажется ошибочной ведет нас к достижению истины». -Как вы понимаете смысл этой фразы? (не нужно бояться высказывать своё мнение) | Приветствуют, слушают учителя. Отвечают на вопрос. | Коммуникативные УУД: -Умение слушать и отвечать на поставленный вопрос; -Умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: -Самоопределение |
II этап. Проверка домашнего задания. Время: 7 минут | - Давайте теперь вспомним, какое домашнее задание вам было задано на сегодня. -С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (со стихотворением Э.Мошковской «Я маму обидел») -Что вам нужно было сделать к сегодняшнему дню? (выучить стихотворение наизусть) -Давайте вспомним то, что мы поняли на прошлом уроке. О чем же это стихотворение, ребята? Этот этап урока и выбранный Вами вид урока не соотносятся | Чтение стихотворения наизусть. Отвечают на вопросы по ранее изученному материалу (Э.Мошковская «Я маму обидел») | Коммуникативные УУД: -Умение слушать и понимать других. Личностные УУД: -Умение высказывать собственное мнение. Познавательные УУД: -Умение обобщать. |
III этап. Изучение нового произведения. 3.1. Подготовка к первичному восприятию. Цель – создать в классе нужную атмосферу, настроить детей на восприятие текста. Время: 10 минут Форма работа: беседа, оживляющая жизненный опыт учащихся | На партах у вас лежат листочки с записанными на них пословицами. Вам нужно соединить стрелочками части пословиц. А на доске собрать из частей одну пословицу. (Одна у человека родная мать, одна у него и Родина). Какие пословицы у вас получились? Как вы понимаете смысл этой пословицы, записанной на доске? Одна родная мать - одна женщина, которая его родила. Одна Родина - одно место, где он родился. Игра «Собери пословицу». Нет лучшего дружка, одна у него и Родина. Одна у человека родная мать, как земля людей. Мать кормит детей, как родная матушка. Родина-мать умей за нее постоять. Давайте с вами найдем, как объясняется значение слова Родина в Толковом словаре Ожегова. В словаре Ожегова: Родина – 1. Отечество, родная страна; 2.это место рождения, происхождения кого или чего-нибудь. -Что для вас Родина? (родной дом, мама, папа, родственники, школа, село или город, сад, цветы и т.д.) -Ребята, а какой праздник мы каждый год с большим почётом отмечаем? Он как раз тесно связан с понятием Родина? (День Победы) -Много авторов написали произведения об этой великой трагедии в жизни нашего народа. Много снято документальных и художественных фильмов о героизме людей, защищавших свою Родину. Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир. Сегодня мы снова вспомним о подвиге нашего народа и познакомимся с произведением С. Васильева «Белая берёза». Данная работа не соотносится с целью урока. Представлений о специфике военной поэзии в творчестве С. Васильева нет. Вообще, об авторе ничего нет. | Отвечают на вопросы учителя. Пытаются сформулировать тему урока. | Личностные УУД: -Умение высказывать свою точку зрения. Познавательные УУД: -Умение извлекать информацию; Коммуникативные УУД: - Умение слушать и понимать других; -Умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: -Умение прогнозировать предстоящую работу. |
3.2. Первичное восприятие. Цель – познакомиться с текстом произведения. Время: 4 минуты Форма работа: прослушивание аудиозаписи | - Давайте познакомимся с этим произведением. - Я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте. | Слушают чтение стихотворения | Коммуникативные УУД: -Умение слушать. Личностные УУД: -Самоопределение |
3.3. Проверка качества первичного восприятия. Цель – выявить, как дети освоили прочитанное. Время: 6 минут Форма работа: беседа по вопросам учителя | -Какие чувства вызывает это стихотворение? (Чувство патриотизма, любви к родине, к природе). -От чьего имени написано стихотворение? -Когда рассказывает солдат о случившемся? (После войны, т.к. говорит...Я помню…). – Опишите состояние солдата. (Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война) | Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: -Умение высказывать свою точку зрения. Познавательные УУД: -Умение извлекать информацию; Коммуникативные УУД: - Умение слушать и понимать других; -Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
3.4. Постановка учебной задачи. Цель – создание проблемной ситуации для мотивации дальнейшей аналитической деятельности. Время: 1 минута Форма работа: постановка проблемного вопроса | - Кто или что является главным героем этого произведения? О каких других деревьях мог писать Васильев? Почему не написал об осине или о клене? Не поняла, от слова «совсем» Почему пишет о березе? Что смогли прочитать между строк, что особенного в описании? - Для того чтобы узнать, кто из вас прав, давайте еще раз прочитаем стихотворение. Учебная задача сформулирована неудачно | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные УУД: -Умение слушать и отвечать на поставленный вопрос; -Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
3.5. Вторичное восприятие текста. Время: 5 минут | -Выразительное чтение стихотворения. | Работают с текстом учебника, читают. | Познавательные УУД: -Умение ориентироваться в тексте учебника. |
3.6. Анализ произведения. Цель: скорректировать субъективные представления школьников о произведении, приблизить к пониманию авторской идеи. Время: 7 минут Форма работа: школьный анализ произведения | - Ребята, как автор описывает нам берёзу и то, что с ней случилось, какие особые средства он использует? (с помощью сравнения(сок бежал как слёзы) и эпитетов(берёза белая, родная русская)) -Какое отношение автора к тому, о чём он пишет? -Докажите мне своё мнение, используя слова из произведения.( приводят примеры эпитетов, эмоционально окрашенных слов). -Как выдумаете, о чем написал это стихотворения С.Васильев? Только ли о березе и о войне? Или здесь заложен более глубокий смысл? Ещё раз просмотрите произведение и ответьте мне на вопросы. (автор пишет о раненой березе, как о русской женщине, о матери. Для него именно белая березка оказывается символом Родины. Её пытались уничтожить, сломить, но она не погибла, а возродилась для жизни вновь, как и наша страна, восставшая из руин. Об этом и говорит нам последнее четверостишие.) Анализ отсутствует | Проводят анализ художественных средств. Понимают особенность создания поэзии С.Васильева | Коммуникативные УУД: - Умение слушать и понимать других; - Умение строить речевое высказывание. Познавательные УУД: - Умение проводить анализ литературного произведения. |
3.7. Обобщение. Цель – интерпретация произведения с учетом авторской позиции, подведение итогов анализа, ответ на поставленную учебную задачу. Время: 2 минуты Форма работа: выделение основных проблем, поставленных в произведении | - Так с помощью чего мы с вами поняли главную мысль, которую нам хотел донести С.Васильев? Мы уже можем ответить на этот вопрос? - Как Вы думаете, другие авторы также бы сказали о том, что произошло в произведении Васильева? -Можно ли почувствовать эмоции и переживания автора, читая это стихотворение? Надо соотнести с учебной задачей, но она у Вас отсутствует. | Делают выводы. | Коммуникативные УУД: - Умение строить речевое высказывание. Познавательные УУД: - Умение обобщать, сравнивать. |
IV этап. Рефлексия. Цель – рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности. Время: 1 минута Форма работа: обсуждение вопросов | - Наш урок подходит к завершению. С каким настроением вы заканчиваете его? - С каким произведением мы сегодня работали? -К какому выводу мы пришли в конце урока?(каждый автор по-своему передаёт свои чувства и мысли) Выставление оценок за урок. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Регулятивные УУД: - Характеризовать собственные знания по предмету. |
V этап. Домашнее задание. | На выбор:
| | |