Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прежде всего применительно к господствовавшим тогда в гражданском обороте предприятиям и учреждениям.
Отвергалась теория юридического лица как обособленного, персонифицированного имущества. Профессор Д. М. Генкин рассматривал юридическое лицо в качестве «социальной реальности» (не фикции), наделённой определённым имуществом для достижения общественно полезных целей или решения социально- экономических задач государства и общества.
Зачастую высказывались мнения, что за государственным юридическим лицом всегда стоит само государство, или «всенародный коллектив», - реальный собственник его имущества (теория государства С. И. Аскназия).
Недостаток такого подхода выражался в невозможности ясно разграничивать имущество и ответственность государства и созданных им юридических лиц. Кроме того, отрицалась возможность наличия у юридического лица интересов, отличных от интересов государства.
Господствовала в советской цивилистической доктрине теория коллектива, разработанная А. В. Венедиктовым и С. Н. Братуся. В соответствие с данным подходом юридическое лицо признавалось реально существующим социальным образованием, сущность которого выражалась в коллективе его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся.
Другие ученые особо отмечали роль администрации государственного юридического лица (теория директора Ю. К. Толстого, В. П. Грибанов). В связи с тем, что воля руководителя признается волей самого юридического лица, руководитель и
представляет собой сущность юридического лица.
Выдвигались в советский период и другие теории, раскрывающие сущность юридического лица. Рахмилович В.А. доказывал отсутствие самой необходимости обоснования или поиска людской либо иной сущности юридического лица, так как носителем его прав является само юридическое лицо. Красавчиков О.А. рассматривал юридическое лицо как определённую систему социальных связей, а Путинский Б.И. – как некое правовое средство, с помощью которого конкретная организация допускается к участию в гражданском обороте.
Таким образом, научные концепции о сущности юридического лица отражали экономические и политические реалии, философские взгляды, практические потребности своего времени. Взятые в совокупности, они позволяют выявить многообразие свойств юридического лица, его функции и признаки.
1.2 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять права, нести имущественные и лично-неимущественные обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Из вышесказанного определения нельзя не заметить, что юридическим лицом является не государство, не директор, а организация, которая обладает специфическими признаками.
Российское гражданское законодательство закрепляет обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность учредителям обладающей такими признаками организации ставить вопрос о признании ее независимым типом гражданских правоотношений. К признакам юридического лица относятся:5
Самостоятельная имущественная ответственность – юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам своим имуществом;
Юридические лица должны иметь официальное место нахождения (юридический адрес) которое обычно определяется местом его государственной регистрации и непременно указывается в его учредительных документах.
В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Наименование коммерческой организации называется фирменным, поскольку является объектом исключительного неимущественного права на фирму
Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Таким образом, юридическое лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.
ГЛАВА II.КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Критерии классификации юридических лиц
Находясь весьма сложным по своей природе правовым явлением, юридическое лицо может рассматриваться в наиболее различных аспектах. Поэтому и различных классификаций юридических лиц может быть тем больше, чем шире перечень юридических лиц и чем значительнее отличия одних организаций от других.
Механизм юридического лица– весьма эффективный правовой способ организации хозяйственной деятельности. Юридические лица одна из основных групп участников сформированного товарооборота. Их возникновение, функционирование и формирование конкретных господствующих в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. принятой системой результатов (управления) финансовой деятельностью– рыночной, планово-централизованной, смешанной (переходной). В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают те или иные разновидности.
Классифицирование юридических лиц содержит существенное гражданско-правовое значение. Во-первых, она предоставляет подробное понимание обо всех их разновидностях. Тем самым, препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов данных правоотношений. Во-вторых, классификация создает точное определение правового статуса той или другой организации и ликвидирует слияние различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.
Очередным этапом реформирования гражданского законодательства в части положений ГК РФ о юридических лицах стало принятие Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – ФЗ от 05.05.2014г № 99-ФЗ)1. Данный Федеральный закон внес изменения и в порядок классификации юридических лиц.
Первоначальный проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был разработан в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства, одобренной 07.10.2009г решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Концепция).
Как указано в Пояснительной записке к этому законопроекту, изменения законодательства направлены на упрощение и унификацию правового статуса юридических лиц, повышение роли ГК РФ в регулировании этих отношений, повышение требований к созданию, реорганизации и ликвидации юридических лиц, усиление имущественной ответственность их органов, защиту прав участников любых корпораций (а не только хозяйственных обществ).
Однако после принятия в первом чтении законопроект № 47538-6 был разделен на отдельные положения для рассмотрения в качестве самостоятельных законопроектов. В частности, был выделен Проект федерального закона № 47538-6/2, предусматривающий изменения главы 4 части первой ГК РФ (о юридических лицах), который был подписан Президентом РФ 05.05.2014 (№ 99-ФЗ).6
В принятом федеральном законе, а впоследствии – и в соответствующих статьях ГК РФ, были воплощены многие идеи Концепции, в том числе касающиеся классификации юридических лиц:
Однако есть ряд ее положений, которые в итоге остались без внимания. Например:
Отвергалась теория юридического лица как обособленного, персонифицированного имущества. Профессор Д. М. Генкин рассматривал юридическое лицо в качестве «социальной реальности» (не фикции), наделённой определённым имуществом для достижения общественно полезных целей или решения социально- экономических задач государства и общества.
Зачастую высказывались мнения, что за государственным юридическим лицом всегда стоит само государство, или «всенародный коллектив», - реальный собственник его имущества (теория государства С. И. Аскназия).
Недостаток такого подхода выражался в невозможности ясно разграничивать имущество и ответственность государства и созданных им юридических лиц. Кроме того, отрицалась возможность наличия у юридического лица интересов, отличных от интересов государства.
Господствовала в советской цивилистической доктрине теория коллектива, разработанная А. В. Венедиктовым и С. Н. Братуся. В соответствие с данным подходом юридическое лицо признавалось реально существующим социальным образованием, сущность которого выражалась в коллективе его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся.
Другие ученые особо отмечали роль администрации государственного юридического лица (теория директора Ю. К. Толстого, В. П. Грибанов). В связи с тем, что воля руководителя признается волей самого юридического лица, руководитель и
представляет собой сущность юридического лица.
Выдвигались в советский период и другие теории, раскрывающие сущность юридического лица. Рахмилович В.А. доказывал отсутствие самой необходимости обоснования или поиска людской либо иной сущности юридического лица, так как носителем его прав является само юридическое лицо. Красавчиков О.А. рассматривал юридическое лицо как определённую систему социальных связей, а Путинский Б.И. – как некое правовое средство, с помощью которого конкретная организация допускается к участию в гражданском обороте.
Таким образом, научные концепции о сущности юридического лица отражали экономические и политические реалии, философские взгляды, практические потребности своего времени. Взятые в совокупности, они позволяют выявить многообразие свойств юридического лица, его функции и признаки.
1.2 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять права, нести имущественные и лично-неимущественные обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Из вышесказанного определения нельзя не заметить, что юридическим лицом является не государство, не директор, а организация, которая обладает специфическими признаками.
Российское гражданское законодательство закрепляет обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность учредителям обладающей такими признаками организации ставить вопрос о признании ее независимым типом гражданских правоотношений. К признакам юридического лица относятся:5
-
организационное единство – наличие в юридическом лице конкретной иерархии, соподчинение органов управления, точное регулирование взаимоотношений среди его соучастников (они закреплены в учредительных документах лица). Учредительные документы определяют правовой статус юридического лица. При ϶ᴛᴏм , учредительными будут документы, на основании кᴏᴛᴏᴩых учреждается (создается и регистрируется) и действует данная организация. ГК РФ в п. 1 ст. 52 указывает на три вида учредительных документов: устав, учредительный договор и общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из указанных документов, либо на основании двух документов - устава и учредительного договора. -
имущественная обособленность – имущество юридического лица обособлено от имущества его членов, учредителей и других юридических лиц. Пункт 1 ст. 48 ГК РФ указывает, что такое имущество организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении. Важно знать, что большинство юридических лиц обладает имуществом на праве собственности (п. 1 ст. 48, ст. 216 ГК РФ). -
Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113, 114, 294 ГК РФ), обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения; а также учреждения (ст. 120, ст. 296, 298 ГК РФ) и казенные предприятия (ст. 115, 296, 297 ГК РФ), которым имущество принадлежит на праве оперативного управления. Помимо этого, некоторые виды образовательных, культурных, научных учреждений вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от разрешенной хозяйственной (предпринимательской) деятельности, а также приобретенным на них имуществом (ст. 298 ГК РФ).
Самостоятельная имущественная ответственность – юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам своим имуществом;
-
выступление в гражданском обороте от своего имени – нести обязанности , которые берет на себя юридическое лицо, может выступать в качестве истца и ответчика в суде.
Юридические лица должны иметь официальное место нахождения (юридический адрес) которое обычно определяется местом его государственной регистрации и непременно указывается в его учредительных документах.
В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Наименование коммерческой организации называется фирменным, поскольку является объектом исключительного неимущественного права на фирму
Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Таким образом, юридическое лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.
ГЛАВА II.КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Критерии классификации юридических лиц
Находясь весьма сложным по своей природе правовым явлением, юридическое лицо может рассматриваться в наиболее различных аспектах. Поэтому и различных классификаций юридических лиц может быть тем больше, чем шире перечень юридических лиц и чем значительнее отличия одних организаций от других.
Механизм юридического лица– весьма эффективный правовой способ организации хозяйственной деятельности. Юридические лица одна из основных групп участников сформированного товарооборота. Их возникновение, функционирование и формирование конкретных господствующих в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. принятой системой результатов (управления) финансовой деятельностью– рыночной, планово-централизованной, смешанной (переходной). В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают те или иные разновидности.
Классифицирование юридических лиц содержит существенное гражданско-правовое значение. Во-первых, она предоставляет подробное понимание обо всех их разновидностях. Тем самым, препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов данных правоотношений. Во-вторых, классификация создает точное определение правового статуса той или другой организации и ликвидирует слияние различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.
Очередным этапом реформирования гражданского законодательства в части положений ГК РФ о юридических лицах стало принятие Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – ФЗ от 05.05.2014г № 99-ФЗ)1. Данный Федеральный закон внес изменения и в порядок классификации юридических лиц.
Первоначальный проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был разработан в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства, одобренной 07.10.2009г решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Концепция).
Как указано в Пояснительной записке к этому законопроекту, изменения законодательства направлены на упрощение и унификацию правового статуса юридических лиц, повышение роли ГК РФ в регулировании этих отношений, повышение требований к созданию, реорганизации и ликвидации юридических лиц, усиление имущественной ответственность их органов, защиту прав участников любых корпораций (а не только хозяйственных обществ).
Однако после принятия в первом чтении законопроект № 47538-6 был разделен на отдельные положения для рассмотрения в качестве самостоятельных законопроектов. В частности, был выделен Проект федерального закона № 47538-6/2, предусматривающий изменения главы 4 части первой ГК РФ (о юридических лицах), который был подписан Президентом РФ 05.05.2014 (№ 99-ФЗ).6
В принятом федеральном законе, а впоследствии – и в соответствующих статьях ГК РФ, были воплощены многие идеи Концепции, в том числе касающиеся классификации юридических лиц:
-
сохранено деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие; -
закреплено деление юридических лиц на корпорации и некорпоративные (унитарные) юридические лица; -
введена классификация хозяйственных обществ на публичные и непубличные; -
закреплены особенности функционирования публичных корпораций; -
больше не выделяются такой вид хозяйственных обществ, как общество с дополнительной ответственностью, и такие типы акционерных обществ, как открытые и закрытые; -
установлен исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, количество их организационно-правовых форм сокращено; -
проведено деление некоммерческих организаций на корпорации и некорпоративные организации;
Однако есть ряд ее положений, которые в итоге остались без внимания. Например:
-
общины коренных малочисленных народов РФ остались самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица; -
сохранена такая организационно-правовая форма, как унитарные предприятия (предлагалось в перспективе оставить только федеральные казенные предприятия для особо важных сфер экономики); -
потребительские общества отнесены не к коммерческим, а к некоммерческим организациям - к ним применяются нормы о потребительских кооперативах; -
не решены вопросы статус товарных и фондовых бирж, обществ взаимного кредитования; -
негосударственные пенсионные фонды отнесены к некоммерческим организациям - фондам; -
орган общественной самодеятельности сохранил статус юридического лица (теперь он отнесен к общественным организациям); -
появились публично-правовые компании; -
не урегулирован гражданско-правовой статус органов публичной власти.