Файл: 1 Расчет тяговоскоростных и топливноэкономических характеристик автомобиля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Повышение эксплуатационных свойств автомобиля Лада-Нива тревел
Глава 1
1 Расчет тягово-скоростных и топливно-экономических характеристик автомобиля
1.1 Обоснование способа повышения тягово-эксплуатационных свойств
Внедорожник 5-дверный Лада Нива Тревел был выпущен в 2020 году. Это модернизированный вариант версии Chevrolet Niva.
Техническая характеристика автомобиля представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1 – Технические данные автомобиля
Основные параметры | |
Название комплектации | Лада Нива Тревел 1.7 MT |
Период выпуска | 2023 – н.в. |
Тип привода | 4х4 |
Тип кузова | Хэтчбэк |
Тип трансмиссии | МКПП 5 |
Объем двигателя, куб.см | 1690 |
Марка кузова | 212140 |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 17 |
Максимальная скорость, км/ч | 142 |
Клиренс (высота дорожного просвета), мм | 200 |
Страна сборки | РФ |
Число дверей | 3 |
Размеры | |
Габариты кузова (Д x Ш x В), мм | 3640 x 1680 x 1640 |
Число мест | 4 |
Количество рядов сидений | 2 |
Колесная база, мм | 2200 |
Минимальный радиус разворота, м | 5,4 |
Ширина передней колеи, мм | 1440 |
Ширина задней колеи, мм | 1420 |
Передний свес | 705 |
Задний свес | 835 |
Вес и допустимые нагрузки | |
Масса, кг | 1285 |
Максимальная грузоподъёмность | 325 |
Допустимая полная масса, кг | 1610 |
Допустимый вес прицепа без тормозов, кг | 300 |
Допустимый вес прицепа с тормозами, кг | 600 |
Удельная масса, кг/л.с. | 15,48 |
Объем топливного бака, л | 42 |
Объем багажника, л | 265 |
Коэффициент аэродинамического сопротивления, kв | 0,35 |
Двигатель | |
Марка двигателя | ВАЗ-21214 |
Используемое топливо | Бензин АИ-95 |
Тип двигателя | Рядный, 4-цилиндровый |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 78 (57,4) / 5000 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м) при об./мин. | 127 (12,5) / 3800 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Степень сжатия | 9,3 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 |
Ход поршня, мм | 80 |
Привод клапанов | SOHC |
Экологический тип двигателя | Евро-5 |
Расход топлива в городском цикле, л/100 км | 12,1 |
Расход топлива за городом, л/100 км | 8,3 |
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км | 9,9 |
Выброс CO2, г/км | 242 |
Коробка передач | |
Передаточное число 1-й передачи | 3,667 |
Передаточное число 2-й передачи | 2,100 |
Передаточное число 3-й передачи | 1,361 |
Передаточное число 4-й передачи | 1,000 |
Передаточное число 5-й передачи | 0,818 |
Передаточное число задней передачи | 3,526 |
Главная передача | 3,910 |
Подвеска / Ходовая часть | |
Передняя подвеска | Независимая, на двойных поперечных рычагах |
Задняя подвеска | Зависимая, пружинная |
Шины передних колес | 215/65 R16 |
Шины задних колес | 215/65 R16 |
Тормоза | |
Передние тормоза | Дисковые |
Задние тормоза | Барабанные |
Как видно из характеристики, автомобиль имеет сравнительно низкую мощность двигателя, что ограничивает его тягово-скоростные свойства.
Для улучшения тягово-скоростных свойств в работе предлагаем заметить двигатель модели ВАЗ-21214 на более мощный модели ВАЗ-11186 мощностью 64,9 кВт (88 л.с.), используемый на автомобилях Лада Гранта.
Двигатель ВАЗ 11186 1.6-литровый 8-клапанный впервые представлен компанией в 2011 году и по сути является модернизацией мотора ВАЗ-11183, отличаясь от него облеченной поршневой.
Техническая характеристика двигателя представлена в табл. 1.2.
Таблица 1.2 – Техническая характеристика двигателя ВАЗ-11183
Двигатель | |
Марка двигателя | ВАЗ-11183 |
Используемое топливо | Бензин АИ-95 |
Тип двигателя | Рядный, 4-цилиндровый |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 88 (64,9) / 5000 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м) при об./мин. | 140 (14) / 3800 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Степень сжатия | 10,5 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 |
Ход поршня, мм | 75,6 |
Привод клапанов | SOHC |
Экологический тип двигателя | Евро-5 |
Расход топлива в городском цикле, л/100 км | 12,1 |
Для оценки эффективности модернизации выполним расчет тягово-скоростных свойств автомобиля.
1.2 Внешние скоростные характеристики двигателя (ВСХ)
Внешние скоростные характеристики двигателей, полученные из [2] представлены на рис. 1.1.
| |
а | б |
Рисунок 1 – Внешние скоростные характеристики двигателей: а – ВАЗ-21214; б – ВАЗ-11183 |
Начальные условия и исходные величины:
Температура окружающей среды t0 = 15°С;
Nemax = 57,4 для двигателя ВАЗ-21214 и Nemax = 64,9 – максимальная эффективная мощность двигателя, кВт;
neN = 5000 – частота вращения коленчатого вала при максимальной эффективной мощности двигателя, мин–1.
gemin = 276 – минимальный удельный расход топлива, г/(кВт·ч).
К внешним скоростным характеристикам двигателя внутреннего сгорания относят зависимости вида:
Ne, Me, ge = f(ne),
где Ne – эффективная мощность двигателя, кВт;
Мe – эффективный крутящий момент на коленчатом валу двигателя, Н·м;
ge – удельный эффективный расход топлива, (г/кВт·ч);
nе – частота вращения коленчатого вала ДВС, мин–1.
Значение крутящего момента Ме в Н·м по данным внешней характеристики, выражаем через зависимость мощности Ne в кВт от оборотов ne в об/мин по формуле:
,
Рассчитанные значения крутящего момента заносим в табл. 1.3.
Таблица 1.3 – Данные внешних скоростных характеристик двигателей
| ВАЗ-21214 | ВАЗ-11183 | ||
n, об/мин | Ne, кВт | Mк, Н·м | Ne, кВт | Mк, Н·м |
1000 | 6,2 | 59,6 | 11,7 | 111,8 |
1500 | 13,4 | 85,1 | 19,2 | 122,1 |
2000 | 22,5 | 107,6 | 27,7 | 132,3 |
2500 | 31,5 | 120,2 | 36,0 | 137,5 |
3000 | 39,4 | 125,4 | 43,3 | 137,7 |
3800 | 50,5 | 127,0 | 57,3 | 143,9 |
5000 | 57,4 | 109,7 | 64,9 | 124,0 |
5000 | 57,4 | 109,7 | 64,9 | 124,0 |
5500 | 56,6 | 98,2 | 64,2 | 111,4 |
1.3 Тяговый баланс автомобиля
Тяговый баланс автомобиля представляет собой объединенные на одном графике тяговую характеристику автомобиля и силы сопротивления при равномерном движении.
Тяговая характеристика автомобиля – это зависимость условной силы тяги на колесах в функции скорости движения при работе автомобиля на всех передачах, кроме передачи заднего хода.
Условная сила тяги для автомобилей с раздаточной коробкой определяется по выражению:
.
где – условная сила тяги на колесах автомобиля (Н);
Ме – крутящий момент двигателя (берется с внешней характеристики двигателя);
iкп – передаточное число коробки передач;
i0 – передаточное число главной передачи;
iдв – передаточное число в раздаточной коробке на высшей передаче;
ηтр – КПД трансмиссии.
В первом приближении КПД трансмиссии для автомобиля с заданной колесной формулой 4х2можно определить по формуле
где: z – число прямозубых зацеплений (z = 1);
k – число косозубых зацеплений (k = 2);
n – число карданных шарниров (n = 4);
m – число редукторов (m = 1);
rк0 – радиус качения колеса в ведомом режиме.
В первом приближении можно принять равными радиус качения в ведомом режиме и статический радиус колеса.
Статический радиус колеса при отсутствии данных можно рассчитать по формуле:
м,
где λсм – коэффициент радиальной деформации шины, принимаем для диагональных шин λсм = 0,85 – 0,9;
d – посадочный диаметр шины (по табл. 1.1 d = 16 дюймов = 0,0254·16 =
= 0,406 м);
B – ширина профиля шины (по табл. 1.1 B = 215 мм = 0,215 м);
– отношение высоты шины к ее ширине (по табл. 1.1 = 0,65).
м.
Например, при ne = 800 об/мин на I передаче в КП автомобиля с двигателем ВАЗ-21214:
Н.
Остальные значения рассчитываем аналогично, а результаты заносим в табл. 1.4 и 1.5.
Скорость автомобиля, соответствующая данному значению условной силы тяги, определяется по формуле:
.
Здесь ne – частота вращения вала двигателя в об/мин, соответствующая выбранному по внешней характеристике значению крутящего момента, принятому для вычисления условной силы тяги.
Например, при ne = 800 об/мин на I передаче в КП:
км/ч.
Остальные значения рассчитываем аналогично, а результаты заносим в табл. 1.4 и 1.5.
Кривые условной силы тяги строим для всех передач прямого хода в коробке передач.
Из сил сопротивления на график тягового баланса наносится сила сопротивления качению и сила аэродинамического сопротивления (сила сопротивления воздуха).
Сила сопротивления качению рассчитывается по выражению:
,
где Ga – полный вес автомобиля (Н);
f0 – коэффициент сопротивления движению при малой скорости (принимаем для сухого асфальта или асфальтобетона f01 = 0,01 для легковых автомобилей. Расчет ведем для асфальта или асфальтобетона.
Av – коэффициент влияния скорости (принимаем Av = );
Va – скорость движения автомобиля (км/ч).
Полный вес автомобиля
Н,
где mа – полная масса автомобиля, масса груза и масса прицепа (по табл. 1.1 mа = 1610 кг).
Силу аэродинамического сопротивления рассчитываем по формуле:
,
где сx – коэффициент аэродинамического сопротивления (по табл. 1.1 сх = 0,56);
ρв – плотность воздуха (принимаем в расчетах ρв = 1,24);
F –площадь поперечной проекции автомобиля. В первом приближении рассчитываем значение F по выражению
м2,
где В – габаритная ширина автомобиля (по табл. 1.1 В = 1,680 м), Н – габаритная высота автомобиля (по табл. 1.1