Файл: 1 Расчет тяговоскоростных и топливноэкономических характеристик автомобиля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Повышение эксплуатационных свойств автомобиля Лада-Нива тревел

Глава 1

1 Расчет тягово-скоростных и топливно-экономических характеристик автомобиля




1.1 Обоснование способа повышения тягово-эксплуатационных свойств



Внедорожник 5-дверный Лада Нива Тревел был выпущен в 2020 году. Это модернизированный вариант версии Chevrolet Niva.

Техническая характеристика автомобиля представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1 – Технические данные автомобиля

Основные параметры

Название комплектации

Лада Нива Тревел 1.7 MT

Период выпуска

2023 – н.в.

Тип привода

4х4

Тип кузова

Хэтчбэк

Тип трансмиссии

МКПП 5

Объем двигателя, куб.см

1690

Марка кузова

212140

Время разгона 0-100 км/ч, с

17

Максимальная скорость, км/ч

142

Клиренс (высота дорожного просвета), мм

200

Страна сборки

РФ

Число дверей

3

Размеры

Габариты кузова (Д x Ш x В), мм

3640 x 1680 x 1640

Число мест

4

Количество рядов сидений

2

Колесная база, мм

2200

Минимальный радиус разворота, м

5,4

Ширина передней колеи, мм

1440

Ширина задней колеи, мм

1420

Передний свес

705

Задний свес

835

Вес и допустимые нагрузки

Масса, кг

1285

Максимальная грузоподъёмность

325

Допустимая полная масса, кг

1610

Допустимый вес прицепа без тормозов, кг

300

Допустимый вес прицепа с тормозами, кг

600

Удельная масса, кг/л.с.

15,48

Объем топливного бака, л

42

Объем багажника, л

265

Коэффициент аэродинамического сопротивления, kв

0,35

Двигатель

Марка двигателя

ВАЗ-21214

Используемое топливо

Бензин АИ-95

Тип двигателя

Рядный, 4-цилиндровый

Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.

78 (57,4) / 5000

Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м) при об./мин.

127 (12,5) / 3800

Количество клапанов на цилиндр

2

Степень сжатия

9,3

Диаметр цилиндра, мм

82

Ход поршня, мм

80

Привод клапанов

SOHC

Экологический тип двигателя

Евро-5

Расход топлива в городском цикле, л/100 км

12,1

Расход топлива за городом, л/100 км

8,3

Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км

9,9

Выброс CO2, г/км

242

Коробка передач

Передаточное число 1-й передачи

3,667

Передаточное число 2-й передачи

2,100

Передаточное число 3-й передачи

1,361

Передаточное число 4-й передачи

1,000

Передаточное число 5-й передачи

0,818

Передаточное число задней передачи

3,526

Главная передача

3,910

Подвеска / Ходовая часть

Передняя подвеска

Независимая, на двойных поперечных рычагах

Задняя подвеска

Зависимая, пружинная

Шины передних колес

215/65 R16

Шины задних колес

215/65 R16

Тормоза

Передние тормоза

Дисковые

Задние тормоза

Барабанные



Как видно из характеристики, автомобиль имеет сравнительно низкую мощность двигателя, что ограничивает его тягово-скоростные свойства.

Для улучшения тягово-скоростных свойств в работе предлагаем заметить двигатель модели ВАЗ-21214 на более мощный модели ВАЗ-11186 мощностью 64,9 кВт (88 л.с.), используемый на автомобилях Лада Гранта.

Двигатель ВАЗ 11186 1.6-литровый 8-клапанный впервые представлен компанией в 2011 году и по сути является модернизацией мотора ВАЗ-11183, отличаясь от него облеченной поршневой.

Техническая характеристика двигателя представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2 – Техническая характеристика двигателя ВАЗ-11183

Двигатель

Марка двигателя

ВАЗ-11183

Используемое топливо

Бензин АИ-95

Тип двигателя

Рядный, 4-цилиндровый

Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.

88 (64,9) / 5000

Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м) при об./мин.

140 (14) / 3800

Количество клапанов на цилиндр

2

Степень сжатия

10,5

Диаметр цилиндра, мм

82

Ход поршня, мм

75,6

Привод клапанов

SOHC

Экологический тип двигателя

Евро-5

Расход топлива в городском цикле, л/100 км

12,1

Для оценки эффективности модернизации выполним расчет тягово-скоростных свойств автомобиля.
1.2 Внешние скоростные характеристики двигателя (ВСХ)
Внешние скоростные характеристики двигателей, полученные из [2] представлены на рис. 1.1.






а

б

Рисунок 1 – Внешние скоростные характеристики двигателей:

а – ВАЗ-21214; б – ВАЗ-11183

Начальные условия и исходные величины:



Температура окружающей среды t0 = 15°С;

Nemax = 57,4 для двигателя ВАЗ-21214 и Nemax = 64,9 – максимальная эффективная мощность двигателя, кВт;

neN = 5000 – частота вращения коленчатого вала при максимальной эффективной мощности двигателя, мин–1.

gemin = 276 – минимальный удельный расход топлива, г/(кВт·ч).

К внешним скоростным характеристикам двигателя внутреннего сгора­ния относят зависимости вида:

Ne, Me, ge = f(ne),

где Ne – эффективная мощность двигателя, кВт;

Мe – эффективный крутящий момент на коленчатом валу двигателя, Н·м;

ge – удельный эффективный расход топлива, (г/кВт·ч);

nе – частота вращения коленчатого вала ДВС, мин–1.

Значение крутящего момента Ме в Н·м по данным внешней характеристики, выражаем через зависимость мощности Ne в кВт от оборотов ne в об/мин по формуле:

,

Рассчитанные значения крутящего момента заносим в табл. 1.3.
Таблица 1.3 – Данные внешних скоростных характеристик двигателей




ВАЗ-21214

ВАЗ-11183

n, об/мин

Ne, кВт

Mк, Н·м

Ne, кВт

Mк, Н·м

1000

6,2

59,6

11,7

111,8

1500

13,4

85,1

19,2

122,1

2000

22,5

107,6

27,7

132,3

2500

31,5

120,2

36,0

137,5

3000

39,4

125,4

43,3

137,7

3800

50,5

127,0

57,3

143,9

5000

57,4

109,7

64,9

124,0

5000

57,4

109,7

64,9

124,0

5500

56,6

98,2

64,2

111,4



1.3 Тяговый баланс автомобиля
Тяговый баланс автомобиля представляет собой объединенные на одном графике тяговую характеристику автомобиля и силы сопротивления при равномерном движении.

Тяговая характеристика автомобиля – это зависимость условной силы тяги на колесах в функции скорости движения при работе автомобиля на всех передачах, кроме передачи заднего хода.

Условная сила тяги для автомобилей с раздаточной коробкой определяется по выражению:

.

где – условная сила тяги на колесах автомобиля (Н);

Ме – крутящий момент двигателя (берется с внешней характеристики двигателя);

iкп – передаточное число коробки передач;

i0 – передаточное число главной передачи;

iдв – передаточное число в раздаточной коробке на высшей передаче;

ηтр – КПД трансмиссии.

В первом приближении КПД трансмиссии для автомобиля с заданной колесной формулой 4х2можно определить по формуле



где: z – число прямозубых зацеплений (z = 1);

k – число косозубых зацеплений (k = 2);

n – число карданных шарниров (n = 4);

m – число редукторов (m = 1);

rк0 – радиус качения колеса в ведомом режиме.

В первом приближении можно принять равными радиус качения в ведомом режиме и статический радиус колеса.

Статический радиус колеса при отсутствии данных можно рассчитать по формуле:

м,

где λсм – коэффициент радиальной деформации шины, принимаем для диагональных шин λсм = 0,85 – 0,9;

d – посадочный диаметр шины (по табл. 1.1 d = 16 дюймов = 0,0254·16 =
= 0,406 м);

B – ширина профиля шины (по табл. 1.1 B = 215 мм = 0,215 м);

– отношение высоты шины к ее ширине (по табл. 1.1 = 0,65).

м.

Например, при ne = 800 об/мин на I передаче в КП автомобиля с двигателем ВАЗ-21214:


Н.

Остальные значения рассчитываем аналогично, а результаты заносим в табл. 1.4 и 1.5.

Скорость автомобиля, соответствующая данному значению условной силы тяги, определяется по формуле:

.

Здесь ne – частота вращения вала двигателя в об/мин, соответствующая выбранному по внешней характеристике значению крутящего момента, принятому для вычисления условной силы тяги.

Например, при ne = 800 об/мин на I передаче в КП:

км/ч.

Остальные значения рассчитываем аналогично, а результаты заносим в табл. 1.4 и 1.5.

Кривые условной силы тяги строим для всех передач прямого хода в коробке передач.

Из сил сопротивления на график тягового баланса наносится сила сопротивления качению и сила аэродинамического сопротивления (сила сопротивления воздуха).

Сила сопротивления качению рассчитывается по выражению:

,

где Ga – полный вес автомобиля (Н);

f0 – коэффициент сопротивления движению при малой скорости (принимаем для сухого асфальта или асфальтобетона f01 = 0,01 для легковых автомобилей. Расчет ведем для асфальта или асфальтобетона.

Av – коэффициент влияния скорости (принимаем Av = );

Va – скорость движения автомобиля (км/ч).

Полный вес автомобиля

Н,

где mа – полная масса автомобиля, масса груза и масса прицепа (по табл. 1.1 mа = 1610 кг).

Силу аэродинамического сопротивления рассчитываем по формуле:

,

где сx – коэффициент аэродинамического сопротивления (по табл. 1.1 сх = 0,56);

ρв – плотность воздуха (принимаем в расчетах ρв = 1,24);

F –площадь поперечной проекции автомобиля. В первом приближении рассчитываем значение F по выражению

м2,

где В – габаритная ширина автомобиля (по табл. 1.1 В = 1,680 м), Н – габаритная высота автомобиля (по табл. 1.1