Файл: Тема 14 - Оперативное управление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2021

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТЕМА: ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

ВОПРОСЫ:

1 Оперативное управление, сущность, задачи.

2 Диспетчерская служба, ее функции и задачи.



1 Оперативное управление, сущность, задачи.

В процессе управления сельскохозяйственным производством возникает множество ситуаций технического, технологического, организационного характера, отличающихся по значению, специфике, сложности. Их повседневное решение и входит в содержание оперативного управления, поэтому (ОУ) в конечном счете, обеспечивает достижение основных целей организации.

Оперативность - это способность четко и быстро выполнять намеченные задания (ОУ) призвано решать следующие задачи:

  • составление и доведение плановых заданий до производственных подразделений и отдельных исполнителей;

  • инструктаж исполнителей и расстановку их по рабочим местам;

  • оперативный контроль, учет и проверка исполнения заданий с оценкой их качества;

  • своевременное устранение неполадок на производстве;

  • проведение оперативных нарядов, совещаний и др. мероприятий.

(ОУ) предполагает организацию и согласование деятельности руководителей хозяйства, специалистов и исполнителей за счет принятия грамотных решений, быстрого доведения их до исполнителей и обеспечение точного выполнения их.

(ОУ) производством является непосредственным продолжением частных функций технического и технологического характера получения от работников нормативные данные, на базе которых должно осуществляться производство сельскохозяйственной продукции.

Экономическая служба хозяйства определяет цель, хозяйственные результаты и допустимый объем затрат и ресурсов, в котором должно осуществляться производство, а (ОУ) должно организовывать выпуск продукции, не выходя за рамки имеющихся ресурсов, под контролем экономической службы.

Наглядным средством отображения оперативной деятельности службы (ОУ) являются различные графики (орфограммы, диаграммы, топограммы и др.).

Оперативное управление на производстве осуществляют, прежде всего, линейные руководители с помощью рядовых специалистов и исполнителей.

Основные требования к системе (ОУ):

1) четкость, простота построения;

2) обеспечение управления достаточной информацией;

3) регламентирование функций (ОУ) - планирования, организации, мотивации, контроля;

4) своевременное принятие управленческого решения и обеспечение его точного выполнения.

Усложнение производства вызывает рост объема, разнообразной по характеру, информации. В связи с этим все более важными становятся графические средства, позволяющие наглядно изобразить состояние и ход управления производственным процессом.

Графиком называются сведения о фактах и явлениях, нанесенные на плоскость в виде точек, линий, фигур и т.д. Наглядность графического способа основана на свойстве синаптичности, т.е. быстрое восприятие фактов, явлений с первого взгляда.


Разрабатывая меры по совершенствованию оперативного уп­равления, следует, прежде всего, обратить внимание на организа­ционную структуру управления, которая определяет систему ин­формационных потоков между структурными звеньями предприя­тия, включая движение оперативной информации. Особую роль в данном случае играет диспетчерская служба; она создает благо­приятные условия для централизации ряда функций управления, и прежде всего для решения многих задач оперативного характера.

При оперативном планировании опытные руководители и спе­циалисты учитывают возможность непредвиденных перестановок рабочей силы и техники, недисциплинированность отдельных ис­полнителей. Они всегда планируют резерв технических средств и их оперативный ремонт. К составлению оперативных планов в обязательном порядке привлекают руководителей среднего звена.

Оперативное управление требует наличия в каждом предприя­тии хорошо отработанной системы нормативов и умелого ее ис­пользования. Нормативы лежат в основе всего оперативного пла­нирования и контроля за деятельностью исполнителей.

Важный элемент оперативного управления — диспетчерский час. Все сообщения на нем должны быть краткими, а его общая продолжительность не должна превышать 40—50 мин. Главная за­дача диспетчерского часа — выяснить причины отставаний в вы­полнении заданий исполнителями.

Оперативный анализ производственной деятельности (в основ­ном это анализ использования тракторов, автомобилей, расхода топлива и смазочных материалов, кормов и других ресурсов) ну­жен для недопущения простоев техники и оборудования, перерас­хода нефтепродуктов, недокорма животных и других явлений, приводящих к сбоям на производстве.

Уровень оперативного управления во многом зависит от служб материально-технического снабжения, реализации продукции и хозяйственного обслуживания. Их четкая работа освобождает ру­ководителей и специалистов основных цехов производства от вы­полнения несвойственных им функций управления. Руководству предприятия следует постоянно контролировать производствен­ные издержки (стоимость приобретаемых средств и материалов; издержки, связанные с оформлением, доставкой и хранением ма­териально-технических ресурсов; ущерб, возникающий в случае отсутствия запасов).

Во многих предприятиях необходимо улучшить организацию подготовки и проведения оперативных совещаний, нарядов, пла­нерок путем их предварительного планирования и ограничения времени их проведения.

Важной мерой по совершенствованию управления является знание каждым руководителем и специалистом фак­торов, оказывающих наибольшее влияние на конечные результа­ты производства по отдельным видам продукции. Например, про­дуктивность коров, валовое производство молока и качество реа­лизуемой продукции зависят от многих причин: уровень и тип кормления, сбалансированность рациона по питательности в со­ответствии с требованиями кормления коров, распорядок дня на ферме и кратность доения коров, поголовье коров по месяцам года, возраст телок при первой случке, отелы коров по сезонам года, приплод на 100 коров и нетелей, соотношение коров в струк­туре стада по лактациям, процент чистопородных коров, жирность и сортность молока и др. Однако нет никакой необходимости оперативно менять распорядок дня на фермах, кратность доения коров и другие факторы, которые имеют стабильный характер, — достаточен простой контроль за их соблюдением. Опытные руко­водители и специалисты следят за выполнением плана поголовья коров на начало месяца, плана осеменения коров и покрытия те­лок, за среднесуточным удоем и в случае необходимости принима­ют оперативные меры по устранению недостатков в работе, кото­рые позволяют обеспечить выполнение плановых заданий по вы­ходу конечной продукции.



2 Диспетчерская служба, ее функции и задачи.

Диспетчерская служба — орган централизованного оператив­ного управления производством с помощью технических средств связи, сбора и обработки информации, контроля и регулирования деятельности всех структурных подразделений предприятия. Она широко развита в агропромышленных предприятиях и государ­ственных органах управления АПК на уровне района и области.

Диспетчерская служба повышает уровень управления агропро­мышленным производством благодаря действенному контролю за ходом выполнения технологических процессов, освобождает ру­ководителей и специалистов от непроизводительных затрат вре­мени на решение оперативных вопросов, разъезды по объектам для сбора сведений, дает возможность сосредоточить их внимание на стратегических вопросах, дисциплинирует работников управ­ления, повышает культуру их труда. Диспетчерская служба оказы­вает большую помощь при организации оперативной связи внутри предприятия и за его пределами не только руководителям хозяй­ства, но также фермерам и всему населению. Еще больше выраста­ет ее роль в условиях рынка; функции диспетчеров расширяются, особенно в области внешних связей.

Работа диспетчерской службы по своему содержанию подразделения делятся на оперативную, контрольно-учетную, аналитическую и плановую.

Оперативная работа включает решение всех текущих вопросов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, при­ем оперативной информации и заявок, передачу распоряжений, указаний и контроль за их выполнением.

Контрольно-учетная работа — это сбор и обработка оператив­ной отчетности о ходе работ, ведение диспетчерской документа­ции, представление информации руководителям и специалистам предприятия и другим хозяйственным органам.

Аналитическая работа тесно связана с плановой и контрольно-учетной. При анализе на основе плановой и отчетной информации проводится сопоставление полученных данных, выясняются при­чины отставания и срывов, определяются возможности роста про­изводительности труда, вовлечения дополнительных ресурсов, ус­транения простоев техники, оборудования и т.д.

В сельскохозяйственных предприятиях диспетчерская служба обычно решает следующие задачи:

-обеспечивает постоянную оперативную связь руководителя и специалистов хозяйства, руководителей и других должностных лиц подразделений и служб;

-своевременно доводит до исполнителей оперативные задания и распоряжения руководителей хозяйства и осуществляет контроль за их выполнением;

-оказывает организационную и техническую помощь бригадам, звеньям и конкретным исполнителям в выполнении заданий;

-принимает, обрабатывает и хранит оперативные сведения и учетные данные о ходе производства, контролирует выполнение плановых заданий отделениями, бригадами и звеньями;


-предоставляет руководителям, специалистам и соответствующим службам хозяйства информацию о выполнении работ, производстве продукции, обеспеченности материальными средствами и т.п.;

-учитывает запросы подразделений и организует обеспечение их необходимыми материалами (нефтепродуктами, запасными час­тями, семенами, удобрениями) и транспортными средствами;

-осуществляет контроль за использованием машинно-трактор­ного и автомобильного парков, за выполнением графиков техни­ческих уходов и ремонтов;

-организует диспетчерские совещания, ведет необходимую дис­петчерскую документацию.

Функции диспетчерской службы в различных сельскохозяй­ственных предприятиях в зависимости от этапов ее развития нео­динаковы. На первом этапе обычно они ограничиваются сбором и передачей различной информации. Руководители и специалисты видят в ней лишь удобное средство связи. На втором этапе под­ключаются контрольно-учетные и аналитические функции. При полном своем развитии диспетчерская служба выполняет различ­ные работы по оперативному планированию и регулированию производства, наделяется правами распорядительства.

При создании диспетчерской службы проводится ряд организа­ционно-подготовительных мероприятий, включая сбор данных для проектирования, разработку проекта диспетчеризации, при­обретение необходимого оборудования и материалов, подготовку работников диспетчерской службы. После этого можно задейство­вать службу для решения управленческих задач. Объектами диспетчеризации обычно становятся все структурные подразделе­ния и службы управления предприятием, а также мобильные агре­гаты.

Диспетчерская служба организует свою работу на основе соот­ветствующего положения, включающего следующие разделы:

1. Назначение и задачи диспетчерской службы в предприятии, объекты диспетчерского управления.

2. Штаты, должностное положение работников диспетчерской службы.

3. Обязанности руководителей, главных специалистов и других работников по отношению к диспетчерской службе.

4. Организация работы диспетчерской службы, распорядок ра­бочего дня, графики передачи информации на диспетчерский пункт, порядок проведения диспетчерских совещаний.

5. Приложения: формы диспетчерской документации, копия приказа директора (решения правления) об утверждении Положе­ния о диспетчерской службе.

На должность старшего диспетчера назначается специалист сельского хозяйства, имеющий организаторские способности и опыт работы, хорошо знакомый с условиями производства на дан­ном предприятии. Диспетчер обязан знать технологию производ­ства, технику и правила ее использования, планирование, уметь анализировать работу подразделений и машинно-тракторного парка, самостоятельно решать многие оперативные вопросы. В ряде предприятий старший диспетчер является заместителем ру­ководителя предприятия по оперативной работе. В структуре уп­равления данная служба имеет самостоятельное значение, ее ру­ководитель непосредственно подчиняется руководителю пред­приятия.


Работники диспетчерской службы обязаны передавать все ука­зания руководителя предприятия и главных специалистов, а руко­водители производственных подразделений должны своевремен­но и точно отвечать на вопросы диспетчера и выполнять все распо­ряжения, которые передаются через диспетчерскую. Распоряже­ния диспетчера могут быть отменены или изменены руково­дителем предприятия, но последний должен известить об этом диспетчера. Главные специалисты должны своевременно инфор­мировать диспетчера об изменениях плана работ, перестановке рабочей силы и техники.

Функционирование диспетчерской службы осуществляется по установленному графику, который составляется с учетом правил внутреннего распорядка и производственной необходимостью. В распорядке работы диспетчерского пункта указываются время и вид выполняемой работы, ее конкретные исполнители. Этот рас­порядок меняется в зависимости от времени года. В летний период продолжительность работы обычно устанавливают с 7 до 20—22 ч, зимой — с 7 до 17—18 ч. Отдельные хозяйства практикуют кругло­суточную работу. Наряду с распорядком работы разрабатывается график передачи оперативной информации из подразделений.

Диспетчерская документация необходима для нормальной орга­низации оперативного учета, анализа выполнения планов и зада­ний, передачи распоряжений и заявок, контроля за их выполнени­ем. Она делится на планово-контрольную, оперативную и нагляд­ную. Как правило, в разработке диспетчерской документации при­нимают участие все заинтересованные в получении соответст­вующей информации специалисты.

Основным оперативным документом является «Журнал диспет­черской службы», в котором фиксируются время и вид связи, кто и откуда передает информацию, ее содержание, время передачи ука­заний исполнителю и контроля за их выполнением. Другие журна­лы отражают работу отдельных отраслей, цехов, подразделений.

Например, в растениеводстве используется: «Журнал выполненных работ», «Журнал выхода и реализации продукции», в животноводстве — «Журнал учета работы животноводческих ферм». Данные о работе технических средств фиксируются в «Журнале учета работ машинно-тракторного парка», «Журнале технического состояния тракторов», «Журнале технического состояния автомашин», «Журнале проведения технических уходов», «Журнале работы передвижной мастерской» и др. В журналах обязательно указывают причины простоев техники, что дает возможность вести более качественный анализ ее использования.

В отдельных хозяйствах ведутся журналы регистрации входящих и исходящих радиограмм (телефонограмм), чрезвычайных: происшествий, вывозки срочных грузов, местонахождения руководителей и специалистов, проведения диспетчерских совещаний, занятости привлеченных рабочих и др.