ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2021
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ТЕМА: ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
ВОПРОСЫ:
1 Оперативное управление, сущность, задачи.
2 Диспетчерская служба, ее функции и задачи.
1 Оперативное управление, сущность, задачи.
В процессе управления сельскохозяйственным производством возникает множество ситуаций технического, технологического, организационного характера, отличающихся по значению, специфике, сложности. Их повседневное решение и входит в содержание оперативного управления, поэтому (ОУ) в конечном счете, обеспечивает достижение основных целей организации.
Оперативность - это способность четко и быстро выполнять намеченные задания (ОУ) призвано решать следующие задачи:
-
составление и доведение плановых заданий до производственных подразделений и отдельных исполнителей;
-
инструктаж исполнителей и расстановку их по рабочим местам;
-
оперативный контроль, учет и проверка исполнения заданий с оценкой их качества;
-
своевременное устранение неполадок на производстве;
-
проведение оперативных нарядов, совещаний и др. мероприятий.
(ОУ) предполагает организацию и согласование деятельности руководителей хозяйства, специалистов и исполнителей за счет принятия грамотных решений, быстрого доведения их до исполнителей и обеспечение точного выполнения их.
(ОУ) производством является непосредственным продолжением частных функций технического и технологического характера получения от работников нормативные данные, на базе которых должно осуществляться производство сельскохозяйственной продукции.
Экономическая служба хозяйства определяет цель, хозяйственные результаты и допустимый объем затрат и ресурсов, в котором должно осуществляться производство, а (ОУ) должно организовывать выпуск продукции, не выходя за рамки имеющихся ресурсов, под контролем экономической службы.
Наглядным средством отображения оперативной деятельности службы (ОУ) являются различные графики (орфограммы, диаграммы, топограммы и др.).
Оперативное управление на производстве осуществляют, прежде всего, линейные руководители с помощью рядовых специалистов и исполнителей.
Основные требования к системе (ОУ):
1) четкость, простота построения;
2) обеспечение управления достаточной информацией;
3) регламентирование функций (ОУ) - планирования, организации, мотивации, контроля;
4) своевременное принятие управленческого решения и обеспечение его точного выполнения.
Усложнение производства вызывает рост объема, разнообразной по характеру, информации. В связи с этим все более важными становятся графические средства, позволяющие наглядно изобразить состояние и ход управления производственным процессом.
Графиком называются сведения о фактах и явлениях, нанесенные на плоскость в виде точек, линий, фигур и т.д. Наглядность графического способа основана на свойстве синаптичности, т.е. быстрое восприятие фактов, явлений с первого взгляда.
Разрабатывая меры по совершенствованию оперативного управления, следует, прежде всего, обратить внимание на организационную структуру управления, которая определяет систему информационных потоков между структурными звеньями предприятия, включая движение оперативной информации. Особую роль в данном случае играет диспетчерская служба; она создает благоприятные условия для централизации ряда функций управления, и прежде всего для решения многих задач оперативного характера.
При оперативном планировании опытные руководители и специалисты учитывают возможность непредвиденных перестановок рабочей силы и техники, недисциплинированность отдельных исполнителей. Они всегда планируют резерв технических средств и их оперативный ремонт. К составлению оперативных планов в обязательном порядке привлекают руководителей среднего звена.
Оперативное управление требует наличия в каждом предприятии хорошо отработанной системы нормативов и умелого ее использования. Нормативы лежат в основе всего оперативного планирования и контроля за деятельностью исполнителей.
Важный элемент оперативного управления — диспетчерский час. Все сообщения на нем должны быть краткими, а его общая продолжительность не должна превышать 40—50 мин. Главная задача диспетчерского часа — выяснить причины отставаний в выполнении заданий исполнителями.
Оперативный анализ производственной деятельности (в основном это анализ использования тракторов, автомобилей, расхода топлива и смазочных материалов, кормов и других ресурсов) нужен для недопущения простоев техники и оборудования, перерасхода нефтепродуктов, недокорма животных и других явлений, приводящих к сбоям на производстве.
Уровень оперативного управления во многом зависит от служб материально-технического снабжения, реализации продукции и хозяйственного обслуживания. Их четкая работа освобождает руководителей и специалистов основных цехов производства от выполнения несвойственных им функций управления. Руководству предприятия следует постоянно контролировать производственные издержки (стоимость приобретаемых средств и материалов; издержки, связанные с оформлением, доставкой и хранением материально-технических ресурсов; ущерб, возникающий в случае отсутствия запасов).
Во многих предприятиях необходимо улучшить организацию подготовки и проведения оперативных совещаний, нарядов, планерок путем их предварительного планирования и ограничения времени их проведения.
Важной мерой по совершенствованию управления является знание каждым руководителем и специалистом факторов, оказывающих наибольшее влияние на конечные результаты производства по отдельным видам продукции. Например, продуктивность коров, валовое производство молока и качество реализуемой продукции зависят от многих причин: уровень и тип кормления, сбалансированность рациона по питательности в соответствии с требованиями кормления коров, распорядок дня на ферме и кратность доения коров, поголовье коров по месяцам года, возраст телок при первой случке, отелы коров по сезонам года, приплод на 100 коров и нетелей, соотношение коров в структуре стада по лактациям, процент чистопородных коров, жирность и сортность молока и др. Однако нет никакой необходимости оперативно менять распорядок дня на фермах, кратность доения коров и другие факторы, которые имеют стабильный характер, — достаточен простой контроль за их соблюдением. Опытные руководители и специалисты следят за выполнением плана поголовья коров на начало месяца, плана осеменения коров и покрытия телок, за среднесуточным удоем и в случае необходимости принимают оперативные меры по устранению недостатков в работе, которые позволяют обеспечить выполнение плановых заданий по выходу конечной продукции.
2 Диспетчерская служба, ее функции и задачи.
Диспетчерская служба — орган централизованного оперативного управления производством с помощью технических средств связи, сбора и обработки информации, контроля и регулирования деятельности всех структурных подразделений предприятия. Она широко развита в агропромышленных предприятиях и государственных органах управления АПК на уровне района и области.
Диспетчерская служба повышает уровень управления агропромышленным производством благодаря действенному контролю за ходом выполнения технологических процессов, освобождает руководителей и специалистов от непроизводительных затрат времени на решение оперативных вопросов, разъезды по объектам для сбора сведений, дает возможность сосредоточить их внимание на стратегических вопросах, дисциплинирует работников управления, повышает культуру их труда. Диспетчерская служба оказывает большую помощь при организации оперативной связи внутри предприятия и за его пределами не только руководителям хозяйства, но также фермерам и всему населению. Еще больше вырастает ее роль в условиях рынка; функции диспетчеров расширяются, особенно в области внешних связей.
Работа диспетчерской службы по своему содержанию подразделения делятся на оперативную, контрольно-учетную, аналитическую и плановую.
Оперативная работа включает решение всех текущих вопросов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, прием оперативной информации и заявок, передачу распоряжений, указаний и контроль за их выполнением.
Контрольно-учетная работа — это сбор и обработка оперативной отчетности о ходе работ, ведение диспетчерской документации, представление информации руководителям и специалистам предприятия и другим хозяйственным органам.
Аналитическая работа тесно связана с плановой и контрольно-учетной. При анализе на основе плановой и отчетной информации проводится сопоставление полученных данных, выясняются причины отставания и срывов, определяются возможности роста производительности труда, вовлечения дополнительных ресурсов, устранения простоев техники, оборудования и т.д.
В сельскохозяйственных предприятиях диспетчерская служба обычно решает следующие задачи:
-обеспечивает постоянную оперативную связь руководителя и специалистов хозяйства, руководителей и других должностных лиц подразделений и служб;
-своевременно доводит до исполнителей оперативные задания и распоряжения руководителей хозяйства и осуществляет контроль за их выполнением;
-оказывает организационную и техническую помощь бригадам, звеньям и конкретным исполнителям в выполнении заданий;
-принимает, обрабатывает и хранит оперативные сведения и учетные данные о ходе производства, контролирует выполнение плановых заданий отделениями, бригадами и звеньями;
-предоставляет руководителям, специалистам и соответствующим службам хозяйства информацию о выполнении работ, производстве продукции, обеспеченности материальными средствами и т.п.;
-учитывает запросы подразделений и организует обеспечение их необходимыми материалами (нефтепродуктами, запасными частями, семенами, удобрениями) и транспортными средствами;
-осуществляет контроль за использованием машинно-тракторного и автомобильного парков, за выполнением графиков технических уходов и ремонтов;
-организует диспетчерские совещания, ведет необходимую диспетчерскую документацию.
Функции диспетчерской службы в различных сельскохозяйственных предприятиях в зависимости от этапов ее развития неодинаковы. На первом этапе обычно они ограничиваются сбором и передачей различной информации. Руководители и специалисты видят в ней лишь удобное средство связи. На втором этапе подключаются контрольно-учетные и аналитические функции. При полном своем развитии диспетчерская служба выполняет различные работы по оперативному планированию и регулированию производства, наделяется правами распорядительства.
При создании диспетчерской службы проводится ряд организационно-подготовительных мероприятий, включая сбор данных для проектирования, разработку проекта диспетчеризации, приобретение необходимого оборудования и материалов, подготовку работников диспетчерской службы. После этого можно задействовать службу для решения управленческих задач. Объектами диспетчеризации обычно становятся все структурные подразделения и службы управления предприятием, а также мобильные агрегаты.
Диспетчерская служба организует свою работу на основе соответствующего положения, включающего следующие разделы:
1. Назначение и задачи диспетчерской службы в предприятии, объекты диспетчерского управления.
2. Штаты, должностное положение работников диспетчерской службы.
3. Обязанности руководителей, главных специалистов и других работников по отношению к диспетчерской службе.
4. Организация работы диспетчерской службы, распорядок рабочего дня, графики передачи информации на диспетчерский пункт, порядок проведения диспетчерских совещаний.
5. Приложения: формы диспетчерской документации, копия приказа директора (решения правления) об утверждении Положения о диспетчерской службе.
На должность старшего диспетчера назначается специалист сельского хозяйства, имеющий организаторские способности и опыт работы, хорошо знакомый с условиями производства на данном предприятии. Диспетчер обязан знать технологию производства, технику и правила ее использования, планирование, уметь анализировать работу подразделений и машинно-тракторного парка, самостоятельно решать многие оперативные вопросы. В ряде предприятий старший диспетчер является заместителем руководителя предприятия по оперативной работе. В структуре управления данная служба имеет самостоятельное значение, ее руководитель непосредственно подчиняется руководителю предприятия.
Работники диспетчерской службы обязаны передавать все указания руководителя предприятия и главных специалистов, а руководители производственных подразделений должны своевременно и точно отвечать на вопросы диспетчера и выполнять все распоряжения, которые передаются через диспетчерскую. Распоряжения диспетчера могут быть отменены или изменены руководителем предприятия, но последний должен известить об этом диспетчера. Главные специалисты должны своевременно информировать диспетчера об изменениях плана работ, перестановке рабочей силы и техники.
Функционирование диспетчерской службы осуществляется по установленному графику, который составляется с учетом правил внутреннего распорядка и производственной необходимостью. В распорядке работы диспетчерского пункта указываются время и вид выполняемой работы, ее конкретные исполнители. Этот распорядок меняется в зависимости от времени года. В летний период продолжительность работы обычно устанавливают с 7 до 20—22 ч, зимой — с 7 до 17—18 ч. Отдельные хозяйства практикуют круглосуточную работу. Наряду с распорядком работы разрабатывается график передачи оперативной информации из подразделений.
Диспетчерская документация необходима для нормальной организации оперативного учета, анализа выполнения планов и заданий, передачи распоряжений и заявок, контроля за их выполнением. Она делится на планово-контрольную, оперативную и наглядную. Как правило, в разработке диспетчерской документации принимают участие все заинтересованные в получении соответствующей информации специалисты.
Основным оперативным документом является «Журнал диспетчерской службы», в котором фиксируются время и вид связи, кто и откуда передает информацию, ее содержание, время передачи указаний исполнителю и контроля за их выполнением. Другие журналы отражают работу отдельных отраслей, цехов, подразделений.
Например, в растениеводстве используется: «Журнал выполненных работ», «Журнал выхода и реализации продукции», в животноводстве — «Журнал учета работы животноводческих ферм». Данные о работе технических средств фиксируются в «Журнале учета работ машинно-тракторного парка», «Журнале технического состояния тракторов», «Журнале технического состояния автомашин», «Журнале проведения технических уходов», «Журнале работы передвижной мастерской» и др. В журналах обязательно указывают причины простоев техники, что дает возможность вести более качественный анализ ее использования.
В отдельных хозяйствах ведутся журналы регистрации входящих и исходящих радиограмм (телефонограмм), чрезвычайных: происшествий, вывозки срочных грузов, местонахождения руководителей и специалистов, проведения диспетчерских совещаний, занятости привлеченных рабочих и др.