ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2021
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ТЕМА 11. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ТРУДА И ПРОДУКЦИИ (ЛЕКЦИИ 2 Ч, ПРАКТИЧЕСКИЕ 2 Ч.)
ЛЕКЦИЯ № __.
-
Сущность и задачи управления качеством труда и продукции.
-
Стандарты как организационно-техническая основа управления качеством, их классификация.
-
Японская система управления качеством труда и продукции.
-
Специфика управления качеством в США.
-
Сущность новой управленческой дисциплины КСУКП, её содержание. Задачи менеджера в создании высокого качества продукции.
-
Проблемы построения КСУКП в сельском хозяйстве РБ. (Здесь же основные причины низкого качества продукции АПК)
_______________________________________________________________________
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТРУДА И ПРОДУКЦИИ
Качество продукции - это совокупность свойств, обуславливающих её пригодность для удовлетворения определённых потребностей в соответствии с её назначением. К таким свойствам может относиться содержание полезных для человека веществ, надёжность и долговечность эксплуатации, эстетические свойства и сортность продукции.
Качество продукции во многом зависит от качества труда - совокупности свойств трудового процесса, позволяющих выполнять все рабочие операции в соответствии с установленными требованиями.
Управление качеством продукции – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при её разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путём систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него.
Управление качеством труда и продукции осуществляется на разных уровнях – хозяйства страны в целом, отрасли и отдельного предприятия.
В процессе управления качеством продукции следует исходить из принципа «потребитель всегда прав». При этом высокое качество продукции, как отмечают зарубежные специалисты, начинается с подготовки труда и заканчивается подготовкой кадров. Процесс улучшения качества начинается с руководства. Каждая работа важна; если не так, её не следует делать вовсе. Японцы отмечают, что проблема, возникшая сегодня, - результат плохой работы вчера.
2. СТАНДАРТЫ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Ещё в 1974 г. Госстандарт СССР совместно с ККТН и Госпланом утвердил «Основные принципы Единой системы государственного управления качеством продукции» (ЕСГУКП), не потерявшие своего значения и в настоящее время. Главной целью этой системы было всемерное использование научно-технических, производственных и социально-экономических возможностей страны для улучшения качества всех видов продукции. Организационно-технической основой её стала государственная система стандартизации – установления и практического применения наиболее рациональных и экономных методов её работы. Существовали государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые (ОСТ), республиканские (РСТ), стандарты предприятий (СТП).
Одной из методологических основ государственной системы является дифференциация её объектов в зависимости от категории стандартов. Так, объектами ГОСТа являются конкретные виды сельскохозяйственной продукции (зерно, картофель, молоко и т.п.), правила и способы её хранения, упаковки, маркировки и транспортировки, порядок сдачи-приёмки и методы испытаний, единицы измерений, типовые технологические процессы возделывания с/х культур и производства продукции животноводства, химические, бактериологические и биологические методы защиты растений и животных от вредителей и болезней, эксплуатационные показатели машин и орудий, измерительные приборы, методы испытаний и проверки, нормы охраны труда.
Технические условия (ТУ) разрабатывают на продукцию, ещё не охваченную ГОСТом или ОСТом, а также в случаях, когда она уже стандартизирована, но необходимо дополнить требования к конкретным условиям производства или использованию данной продукции. Объектами ТУ могут быть также и конкретные виды работ (например, требования к качеству и срокам ремонтных работ, выполняемых подрядчиками). Срок действия утверждённых ТУ ограничен – он не должен превышать 5 лет.
Работа по созданию стандарта и его распространению проходит следующие стадии:
-
организация разработки и составление технического задания;
-
разработка проекта стандарта и рассылка его на отзыв;
-
обработка отзывов и разработка окончательного проекта;
-
подготовка, согласование и представление проекта стандарта на утверждение;
-
рассмотрение проекта стандарта, его утверждение и регистрация;
-
издание стандарта.
В отраслях АПК обязательно должны использоваться стандарты предприятия (СТП). Они упорядочивают и стандартизируют процесс управления качеством труда и продукции, точно определяют, кто, что и когда и как должен делать.
Стандарты предприятия подразделяют на основные, общие и специальные. Основные стандарты определяют структуру, функции и задачи управления качеством, охватывают всю производственную, техническую, экономическую и социальную деятельность трудового коллектива. Общие стандарты регламентируют информационное обеспечение, порядок внедрения государственных и отраслевых стандартов, права, обязанности и порядок работы советов по эффективности производства, качества труда и продукции, секций этих советов, постов качества, проведения Дней качества и т.д.
Разработкой СТП занимаются специалисты, хорошо знающие условия производства, его реальные возможности. Готовые стандарты утверждаются руководителем предприятия и обязательны только для этого хозяйства.
Объектами СТП могут быть:
правила внутреннего распорядка;
функциональные обязанности служб предприятия;
перечень технологических операций и приёмов, составляющих законченный технологический процесс производства конкретного вида продукции, порядок материального и морального стимулирования работников за высокое качество труда, продукции и т.д.
Все ГОСТы и ОСТы должны строго соблюдаться при разработке стандартов предприятии. Например, для мастеров машинного доения в СТП должны быть включены следующие технологические и организационные требования, входящие в отраслевой стандарт.
Государственная система управления качеством продукции достаточна сложна, её элементы реализуются на разных уровнях управления.
Про систему управления качеством в РБ
На международном уровне важные задачи решает Международная организация по стандартизации (ИСО), основанная в 1964 г. Она имеет свой устав и правила, утверждает специальные процедуры по созданию стандартов. Высшим органом ИСО является Генеральная ассамблея, которая обирается каждые 3 года.
В международных стандартах содержится необходимая для обеспечения внешних связей информация: нормы качества и методы их проверки, сведения о приборах, с помощью которых контролируется качество, данные о способах транспортировки и т.д., что позволяет различным странам независимо от национальных особенностей, уровня экономического развития заниматься поставками на мировой рынок.
3. ЯПОНСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТРУДА И ПРОДУКЦИИ.
В настоящее время фирменная служба качества в Японии складывается из пяти основных функциональных элементов:
1) статистический анализ качества;
2) «тотальный» контроль качества в рамках фирмы;
3) массовое обучение персонала контролю качества;
4) пристальное внимание группам (кружкам) качества;
5) руководство движением за качество со стороны высшего звена управления.
Контроль качества, утверждают японцы, исходя из своего опыта, требует тщательного статистического анализа всех трудовых процессов. Еще профессор Деминг внушил японцам идею о том, что все, кто вовлекается в систему контроля, должны быть вооружены знанием прикладной статистики. С точки зрения Деминга, полезными являются только те методы статистического анализа, которые хорошо понятны всем категориям работников и лучше всего приспособлены для выявления причин производственных дефектов. Во многих японских фирмах в связи с этим распространены призывы: « Знай семь статистических методов!», «При статистическом анализе причин брака пользуйся семью методами статистики!» и т. п.
Статистические методы анализа, считают японцы, необходимы им потому, что только с их помощью можно объективно определить реальную взаимосвязь между многочисленными факторами, оказывающими влияние на производство изделия и его качество на выходе. Статистика дает возможность установить причинно-следственные связи, обусловившие появление брака. Она позволяет отрегулировать технологический процесс таким образом, что производственные дефекты оказываются сведенными к минимуму. Однако и об этом красноречиво свидетельствует опыт Японии, статистика только тогда становится по-настоящему действенным средством управления качеством, когда ее методы применяются последовательно, комплексно и практически на всех участках производства. Эпизодическое применение статистики на каком-то отдельном участке дает очень мало.
Нужно сказать, что использование статистических методов управления качеством в Японии охватывает, как правило, все «этажи» производственно-сбытовой пирамиды, на вершине которой находится головная фирма. Проведение статистического анализа качества требуется от поставщиков, посредников, дилеров, розничных торговцев. Диапазон применения статистических методов анализа в Японии очень широк, и он, конечно, не ограничивается указанными семью основными методами. Семь статистических методов как бы образуют страховочную сеть движения за качество, ограничительный барьер, не дающий ему свернуть с русла, обозначенного объективными цифровыми показателями.
Начальная разработка концепции «тотального» контроля была осуществлена руководителем координационного комитета по управлению качеством продукции в американской фирме «Дженерал электрик». В. Фейгенбаумом. Развив эту концепцию, адаптировав ее к местным условиям, японцы теперь не мыслят существование системы контроля качества без нее.
Основные положения концепции тотального контроля качества сводятся к следующему:
а) контроль качества осуществляется на всех этапах производства продукции;
б) в систему контроля включаются все работники фирмы - от секретаря-машинистки до президента (секретарь может делать ошибки, печатая документы; президент может ошибаться при отдаче приказов и распоряжений);
в) ответственность за качество продукции распространяется на всех работников (отдельных виновников при обнаружении дефектов не ищут);
г) высшие эшелоны управления поддерживают мероприятия «тотального» контроля и всячески содействуют их реализации.
Приведенная ниже таблица раскрывает пять базовых элементов TQM в виде ключевых принципов :
ПРИНЦИП
1: |
Идея
концентрации на потребителях совсем
не нова. |
ПРИНЦИП
2: |
В
основе менеджмента качества лежит
принцип непрерывных улучшений.
Качество всегда можно повысить - за
счет повышения эффективности
удовлетворения существующих
потребностей, за счет удовлетворения
ранее не учитывавшихся потребностей,
за счет формирования и удовлетворения
новых потребностей и т.д. |
ПРИНЦИП
3: |
Для
того чтобы реализовать принцип
непрерывных улучшений, необходимо
обладать достоверной информацией о
качестве. Принимаемые решения должны
основываться на фактах, а не
предположениях. Для этого в рамках
TQM должна функционировать система
регистрации данных о качестве. Состав
данных, подлежащих регистрации и
анализу для принятия решений
определяется особенностями бизнеса
компании и процессов, протекающих в
ней. |
ПРИНЦИП
4: |
Эффективный мониторинг и совершенствование качества возможны только в рамках бизнеса, "прозрачного" с точки зрения управляющих. Процессная модель значительно облегчает анализ и совершенствование качества. |
ПРИНЦИП
5: |
В рамках системы качества, основанной на процессном подходе, каждый сотрудник компании четко знает свои обязанности и полномочия, а также свою ответственность за качество в рамках процессов, в которых он принимает участие. |
«Тотальный» контроль качества в японских фирмах осуществляется на основе ряда принципов, оформленных в виде лозунгов. Среди них можно выделить следующие:
«Путь к достижению высокого качества продукции должен быть ясен как день!»
«Будь настойчив в достижении высокого качества!»
«Любой работник имеет право остановить конвейер, если видит, что пошел брак».
«Осуществляй 100%-ную проверку выпускаемых изделий! »
«Постоянно стремись к повышению качества!»
Поскольку «тотальный» контроль предполагает поголовное вовлечение всех работников в движение за качество, специалисты штатных контрольных подразделений превращаются в консультантов. Директивные полномочия перестают быть их «монопольной» собственностью. Полномочиями этими начинают располагать непосредственно производители продукции. Такой многозначительный сдвиг, естественно, означает, что японская система контроля качества немыслима без массового, целенаправленного обучения персонала.
Обучение контролю качества в Японии ведется по трем направлениям: тренировки в группе, обучение в учебных центрах фирмы, учебно-образовательная подготовка в рамках общенациональных мероприятий.
В самом начале движения за качество обучение персонала находилось в руках начальников цехов и производственных мастеров. Программы обучения инициировались менеджерами на уровне директоров предприятий. Но постепенно инициатива во все больших масштабах оказывается в руках рабочих. Производители товаров сами начинают работать над собою. Однако эта работа отличается от самотренировки в нашем понимании, ибо она проводится не индивидуально, а в рамках рабочей группы. Члены группы, вовлекаясь в совместную деятельность, расширяют сферу взаимного влияния, перенимают другу у друга опыт обнаружения дефектов и нахождения конкретных путей их устранения. При этом практикуются встречи с рабочими группами смежников, организуются посещения семинаров и конференций, проводимых штабами качества.
Обучение в учебных центрах фирмы преследует цель вооружить персонал теоретическими основами контроля качества, а также развить у него практические навыки работы со статистическими методами выявления причин производственных дефектов. Программа обучения включает цикл тренировок, рассчитанный обычно на шесть-восемь недель. Занятия, как правило, проводятся во внерабочее время.
Как уже говорилось, существенным элементом службы качества в японских фирмах является то внимание, которое уделяется высшими эшелонами администрации группам (кружкам) качества. Многие исследователи, особенно сами японцы, подчеркивают стихийный характер образования этих групп. На самом же деле группы качества стимулируются « сверху ». Им действительно предоставляется широкое поле для проявления инициативы, но конкретные проблемы нередко ставит перед ними руководство.