Файл: Тема Правовые основы гражданской обороны и мобилизационной работы в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3.1. Воздействие ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия. Очаг комбинированного поражения

Задание: на основе нормативных документов необходимо определить очаг комбинированного поражения: характеристика и особенности формирования санитарных потерь в очагах комбинированного поражения.

Цель занятия: сформировать представление об очаге комбинированного поражения и оказании первой медицинской помощи.

Нормативно-правовая база

Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Алгоритм выполнения практического задания

1. Изучите теоретический материал.

2. Заполните табл. 18.1 по идентификации видов очага комбинированного поражения с оказанием первой медицинской помощи.

Таблица 18.1

Идентификация видов комбинированного очага поражения с приемами по оказанию первой медицинской помощи




Очаг комбинированного травматологического и химического поражения


Очаг комбинированного травматологического и радиационного поражения

Очаг комбинированного травматологического и термического поражения

1










2

……



















Теоретические сведения

При воздействии средств поражения противника на объекты экономики на население могут воздействовать одновременно или последовательно различные поражающие факторы различных видов оружия. Возможно наложение одного поражающего фактора на другой. Например, взрыв, сопровождающийся взрывной волной и возникновением очагов пожара на объекте экономики, и т. п.

Таким образом, под комбинированными понимают поражения, вызываемые одновременным действием двух и более поражающих факторов одного (например, ядерного) или нескольких видов оружия (ядерного и огнестрельного, огнестрельного и химического, огнестрельного и биологического и др.) или чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.


Как правило, один из поражающих факторов является ведущим, он вызывает наиболее тяжелые нарушения состояния организма.

По ведущему фактору различают: комбинированные радиационные поражения, комбинированные механотермические поражения, комбинированные химические поражения.

Территорию, на которую одновременно или последовательно воздействовали два или более вида поражающих факторов оружия и на которой возникли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также вышли из строя здания и сооружения, принято называть очагом комбинированного поражения (ОКП).

Кроме того, ОКП могут возникать вследствие природных или техногенных катастроф, сопровождающихся разрушением емкостей (хранилищ), содержащих АХОВ, например, хлорсодержащие, аммиачные и цианистые вещества, некоторые компоненты ракетного топлива (азотистые и другие соединения), при авариях на атомных электростанциях, когда возможно комбинированное воздействие различных поражающих факторов (взрывная волна, радиационное излучение, химические вещества и др.).

В зависимости от сочетания поражающих факторов современных видов оружия ОКП могут быть двойного и более поражения. Их разнообразие можно свести к нескольким вариантам.

Так, например:

  • очаг комбинированного травматологического и химического поражения,

  • очаг комбинированного травматологического и радиационного поражения;

  • очаг комбинированного травматологического и термического поражения и др.

Менее вероятно возникновение ОКП от трех и более видов поражающих факторов современного оружия, хотя и их полностью исключить нельзя.

При оказании помощи пострадавшим с комбинированными поражениями нужно учитывать следующие особенности:

  • наличие у пораженных ведущего компонента поражения, создающего в каждый момент наибольшую опасность для жизни;

  • усложнение перечня лечебно-профилактических мероприятий при оказании пораженным медицинской помощи и их лечения (проведение санитарной обработки, прием средств профилактики поражения и др.), установление определенной последовательности в их проведении;

  • наличие дополнительных условий, затрудняющих деятельность здравоохранения в военное время или в условиях ЧС мирного времени (работа в средствах защиты);

  • ограниченность времени пребывания медицинского персонала при работе в очагах химического и радиационного загрязнения.


Патологические изменения в организме человека вследствие комбинированного воздействия поражающих факторов, как правило, представляют собой не просто сумму симптомов поражения, наблюдающихся при каждом изолированном поражении, а сложную реакцию организма со своими качественными особенностями в патогенезе и клинике проявления поражений. Так, в отдельных случаях может наблюдаться синергизм в их действии, приводящий к взаимному отягощению, а в других – антагонизм, хотя и не резко выраженный. Примером синергизма является утяжеление ОЛБ при поражении ипритом и другими химическими ядами, когда наблюдается резкое подавление функции клеток, регенерации тканей и т. п. И наоборот, при поражении веществами общеядовитого действия (синильной кислоты) и другими ядами, ингибирующими тканевое дыхание, несколько смягчается течение ОЛБ. Облученные ткани менее чувствительны к гипоксии, и может наблюдаться замедленность в развитии фаз поражения этими ядами.

При поражении ОВ удушающего действия типа фосгена в более поздние сроки после воздействия ионизирующим излучением симптомы поражения развиваются медленно и течение интоксикации легче. В то же время при отравлении дифосгеном в ранние сроки после облучения тяжесть и выраженность общих проявлений (одышка, апатия, температура) возрастают, увеличивается летальность.

Эти особенности в развитии и течении комбинированных поражений радиационными и химическими веществами, а также в формировании потерь от них необходимо учитывать при оказании медицинской помощи пораженным и их лечении.

Особенности формирования санитарных потерь в очагах комбинированного поражения. При наложении эффекта поражения различных поражающих факторов величина санитарных потерь и особенно тяжесть повреждений возрастут по сравнению с потерями в одинарном (ординарном) очаге массовых поражений. Среди них число пораженных с неблагоприятным исходом значительно увеличится, в частности, среди пораженных с механической и термической травмой. Особенно это будет проявляться в очагах ядерного поражения (ударная волна, поражения вторичными ранящими снарядами и пламя пожаров).

В зонах радиоактивного загрязнения величина потерь среди населения будет определяться в основном радиационным фактором, распространяющим свое действие на более обширную территорию.

Величина и структура санитарных потерь в очагах комбинированного поражения ОВ и инфекционных болезней во многом зависят от эффективности использования населением индивидуальных и коллективных средств защиты.


Своевременное и правильное их применение может предупредить или значительно снизить потери и тяжесть комбинированных поражений.

Санитарные потери в ОКП всегда будут массовыми и сложной структуры. При комбинированном поражении вероятны периодичность и волнообразность развития течения в смене ведущей патологии поражения и проявление в определенной степени синдрома взаимного отягощения.

Анализ показывает, что прямой перенос требований военно-медицинской доктрины при организации медицинской помощи населению невозможен. И здесь чрезвычайно важной становится рациональная организация всей системы медицинского обеспечения населения и сил ГО, включающей:

  • определение потребностей населения в медицинской помощи при локальных войнах и реальные возможности здравоохранения при медицинском обеспечении пораженных;

  • четко налаженное взаимодействие между всеми медицинскими силами, принимающими участие в ликвидации последствий применения средств поражения;

  • своевременную доставку медицинского персонала, медикаментов и необходимой техники;

  • обеспечение высококачественной доврачебной помощи, средств ее контроля и анализа;

  • единые подходы к перечню мероприятий и объему медицинской помощи на каждом ЭМЭ;

  • бесперебойную работу транспорта и информационных служб.

Проверяемое задание 19

«Режим военного положения и его обеспечение»

Тема 3.1. Воздействие ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия. Очаг комбинированного поражения

Задание: на основе нормативных документов необходимо определить порядок введения режима военного положения.

Цель занятия: сформировать системное представление о введении режима военного положения.

Нормативно-правовая база

Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30.01.2002 № 1 (с изменениями на 1 июля 2017 года).

Алгоритм выполнения практического задания

  1. Изучите теоретический материал.

  2. В табл. 19.1 «Порядок введения режима военного положения» определите основные действия и меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение.

Таблица 19.1

Порядок введения режима военного положения


Режим военного положения

Обеспечение режима военного положения

Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение

Основание для привлечения Вооруженных Сил РФ

Обеспечение режима военного положения на территории, на которой ведутся военные действия

Введение

Запрещение






































Теоретические сведения
Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом «О военном положении» от 30.01.2002 № 1 и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Меры, предусмотренные статьей 7 ФКЗ № 1, применяются только на территории, на которой введено военное положение.

Меры, предусмотренные статьей 8 ФКЗ № 1, могут применяться при введении военного положения в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.

Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им ФКЗ № 1, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, путем применения мер, предусмотренных ФКЗ № 1.

Меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 ФКЗ № 1, применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления на основании указов Президента Российской Федерации.

Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.