Файл: Специальные образовательные условия обучения слепых и слабовидящих.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Школьная столовая
В столовой у ребенка с нарушениями зрения должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Также желательно, чтобы это место находилось в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой, но в то же время нежелательно детей с ОВЗ сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно также, чтобы ребятам со слабым зрением в столовой помогали работники или дежурные.
Классные кабинеты
Здесь тоже важно учесть, что ученикам с нарушениями зрения необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола.
Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением, и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном.
Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Желательно, чтобы пособия, которые используются на разных уроках, были не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
Парты, столы и стулья ученические
Для слабовидящих рекомендуются одноместные универсальные парты и столы с регулируемыми параметрами; при отсутствии возможности изменить наклон крышки рекомендуется во время чтения пользоваться подставками из плотного картона или фанеры с наклоном в 30 - 40° к горизонтальной поверхности. Для слепых рекомендуются одноместные столы с горизонтальной доской и приспособлениями для хранения учебников по Брайлю. Парты (столы) должны расставляться в классе в зависимости от степени сохранности зрения; для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 парты (столы), независимо от их размера, ставить ближе к педагогу и доске.
Прибор для письма по Брайлю 18-ти строчный металлический
Прибор используется для письма в тетрадях учащимися, обучающимися по системе Брайля. Прибор для письма по системе Брайля состоит из трех металлических пластин. Пластины соединены таким образом, чтобы они могли складываться на 180 градусов.
Грифели
Грифель используется для письма в тетрадях учащимися, обучающимися по системе Брайля. Грифель представляет собой остро заточенный металлический стержень с рукояткой.
Тетради для письма по Брайлю
Обладает высокой степенью белизны и высокими печатными свойствами, что обеспечивает максимально долгое сохранение формы точек.
Тетради для слабовидящих
Тетрадь 24 листа в крупную контрастную клетку для слабовидящих детей. Размер клетки — 1х1 см.
Тактильные книги
Учебники, напечатанные шрифтом Брайля, изд-во «Репро», выбираются в соответствии с учебно-методическим комплексом.
Книги с увеличенным шрифтом
Слабовидящему ребенку необходимо дать максимальную возможность использовать учебные пособия, разработанные с учетом особенностей восприятия печатного шрифта и иллюстраций через крупный шрифт и специальный подход к изобразительному ряду, особую цветоконтрастность, усиленный контур, длину строки и интервал между строк.
Прибор плоского письма по Гебольду 18 клеточный металлический
Прибор предназначен для выполнения записей шариковой ручкой, карандашом слабовидящими или незрячими людьми. Состоит из 18-ти строк, в каждом по 24 ячейки.
2.3. Наличие в образовательной организации специального оборудования
- для слепых: индивидуальная трость для передвижения по зданию;
- оборудование в спортивном зале, имеющее тактильную поверхность;
- для слабовидящих: зрительные ориентиры на спортивном оборудовании;
- учебные парты, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы;
- для слабовидящих: указки с ярким наконечником;
- различные увеличительные приборы (лупы настольные и для мобильного использования);
- дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски;
- комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром.
Психолого-педагогическое обеспечение
-
Варианты образовательных маршрутов слепых и слабовидящих обучающихся начального общего образования.
Варианты образовательных маршрутов слепых и слабовидящих обучающихся начального общего образования
Начальная школа (НОО) | |||
Для слабовидящих | |||
Вариант 4.1 | Вариант 4.2 | Вариант 4.3 | |
предназначен для слабовидящих, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу, и у которых развиты компенсаторные способы деятельности | предназначен для слабовидящих, которые не смогли достичь уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу; не достигли на момент поступления в образовательную организацию достаточного уровня развития компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения, но при этом имеют достаточно большие потенциальные возможности. | предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слабовидения с легкой умственной отсталостью (с интеллектуальной недостаточностью), что значительно осложняет развитие и использование компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения. | |
-
Условия для комплектования классов (количество обучающихся в классе) для слепых и слабовидящих обучающихся, включенных в инклюзивный класс (первые варианты). На основе документа СанПИН 2.4.2.3286-15.
Слепые обучающиеся - Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса:
при 1 слепом - не более 20 обучающихся,
при 2 слепых - не более 15 обучающихся.
Слабовидящие обучающиеся - Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса:
при 1 слабовидящем - не более 25 обучающихся,
при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся
-
Кадровое обеспечение образовательной организации
-
Тифлопедагог - координирует коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения зрения различной степени тяжести и этимологии, а также проводит следующие виды специальных коррекционных занятий:
-
социально-бытовая ориентировка; -
развитие зрительного восприятия; -
ориентировка в пространстве; -
развитие осязания и мелкой моторики.
Целью работы тифлопедагога является формирование у детей с нарушениями зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, их интеграция в открытое общество.
-
Психолог на основе собственно психологических исследований совместно со специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума: -
устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития; -
выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми; -
определяет направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы с ребенком (детьми); -
ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой обучается (или будет обучаться) ребенок; -
помогает учителю и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями других обучающихся инклюзивного класса; -
повышает психологическую компетентность учителей и воспитателей, других специалистов, а также родителей; -
проводит консультирование учителей и воспитателей, родителей учащихся; -
совместно с координатором по инклюзии и (или) администрацией школы проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций и т. д.
Основными задачами психолога в школе является: разъяснение учителю, воспитателю, администрации школы тех или иных особенностей поведения ребенка с ОВЗ, его причин; помощь в подборе тех или иных форм, приемов взаимодействия с ним; отслеживание динамики адаптации ребенка в социуме; раннее выявление тех или иных затруднений как у ребенка и его родителей, так и у учителя и воспитателя класса.
Социальный педагог — основной специалист, осуществляющий контроль
за соблюдением прав любого ребенка, обучающегося в школе. На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации ребенка в школе. Социальный педагог собирает всю возможную информацию о «внешних» ресурсах для школьной команды, совместно с координатором по инклюзии устанавливает взаимодействие с учреждениями — партнерами в области социальной поддержки (служба социальной защиты населения, органы опеки и др.), общественными организациями, защищающими права детей, права инвалидов, учреждениями дополнительного образования. Важная сфера деятельности социального педагога — помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в среде других родителей.
Логопед - основываясь на результатах исследования устной и письменной (если есть) речи обучающихся и сравнения этих данных с возрастной нормой:
-
устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения; -
разрабатывает программы или перспективные планы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи; -
проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции на- рушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла); -
совместно с учителем инклюзивного класса, дефектологом, тьютором проводит работу, основной целью которой является соблюдение в классе правильного речевого режима, обогащение и систематизация словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развитие коммуникативных умений; -
проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и родителями учащихся.
Тьютор — специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня — на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора — помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.
Взаимодействие учителя и педагога сопровождения осуществляется, как минимум, в трех основных направлениях: