ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пантомимика

Невербальные знаки, связанные с телом (визуально-кинетическая система знаков): пантомимика, ее характеристики и интерпретация, использование в деловой коммуникации..

Пантомимика изучает моторику всего тела. К пантомимике относится прежде всего поза человека, которую он принимает во время делового общения.

Пантомимика — это язык жестов, поз и телодвижений. Достоверность пантомимики основывается на том, что большинство ее проявлений происходит спонтанно и не контролируется нашим сознанием.

Термин «пантомимика» произошел от наименования вида сценического искусства — пантомимы, — в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Пантомимика - это выразительные движения человека (или изменения в походке, осанке, жестикуляции), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях. В таком случае пантомимика имеет непроизвольный характер и мало контролируется сознанием. Наиболее информативна жестикуляция, с помощью которой сообщение речевой коммуникации может быть дополнено.

В каком-то смысле пантомимику можно назвать «телесной мимикой», которая так же индивидуальна, как и мимика. Человеку свойственно замечать проявление пантомимики, особенно если речь идет о близких ему людях, родных, друзьях. Так, мы можем узнать человека по походке или по тому, как он совершает какие-либо действия, которые мы привыкли наблюдать (как поправляет очки и так далее).

Пантомимика — это язык жестов, поз и телодвижений. Достоверность пантомимики основывается на том, что большинство ее проявлений происходит спонтанно и не контролируется нашим сознанием.

Поза человека

Пантомимика изучает моторику всего тела. К пантомимике относится прежде всего поза человека, которую он принимает во время делового общения.

Общее количество различных положений, которые может принять человеческое тело, составляет около тысячи. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свое положение в обществе, статус по отношению к другим людям. Лица с более высоким статусом занимают более непринужденные позы, чем их подчиненные

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психическом состоянии человека, во многих ситуациях оно может быть гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица контролируются сознанием во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, например, когда человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо начинает нести мало информации, главным же источником информации для партнера становится тело собеседника. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, походка, стиль экспрессивного поведения содержат много информации.
 

Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общений психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. 

Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека.

Пантомимика в деловой коммуникации

В процессе делового общения очень полезно следить за позой собеседника — положением его плеч, рук и головы, поскольку это дает много информации, позволяющей лучше его понимать. Они лучше слов передают истинные мысли и настроения. 

Знание пантомимики позволяет узнать больше, чем собеседник говорит.

Показано, что "закрытые" позы (когда человек пытается тем или иным образом закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; "наполеоновская" поза стоя (руки, скрещенные на груди) и сидя (обе руки упираются в подбородок) и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве. Поза показывает нежелание собеседника переходить на доверительные отношения Закрытая Человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве. Поза показывает нежелание собеседника переходить на доверительные отношения

Оппонент скрестил руки, смотрит в сторону, сжал пальцы в кулаки. Необходимо немедленно сменить тему, шуткой разрядить обстановку. Отложить принятие решения. Оно не окажется благоприятным.

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить, скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается на вас не смотреть, отводя взгляд в сторону.

Жесты и позы защиты показывают, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом являются руки, скрещенные на груди. Руки могут занимать три характерных положения.



Простое скрещивание рук — универсальный жест, обозначающий оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите. Ибо собеседник начнет уходить от обсуждения.

Нужно также учесть и то, что данный жест влияет на поведение других. Если в группе из четырех и более человек один скрестил руки, то вскоре можно ждать, что и другие последуют этому примеру. Правда, жест может означать просто спокойствие и уверенность, но лишь тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтный характер. Если кроме скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак — это говорит о враждебности или наступательной позиции. В таком случае надо замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не поможет, сменить тему разговора.

Открытые — когда движения рук направлены от тела, закрытые — к телу. В процессе делового общения не рекомендуется впадать в крайности — широко распахивать объятия или скрещивать руки на груди с одновременным захватом собственных предплечий.

Лучше использовать спокойные жесты одной рукой в границах перемещения от плеча до талии. Если вы захотите продемонстрировать собеседнику свое расположение и искренность, вы можете в положении сидя, положить руки на стол ладонями вверх или, если вы стоите, умеренно жестикулируя, также показывать партнеру ладони. К закрытым жестам относят любое скрещивание рук, а также спрятанные руки, ладони

"Открытые" позы (стоя (руки раскрыты ладонями вверх), сидя (руки раскинуты, ноги вытянуты)) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Стоящий человек раскрывает руки ладонями вверх, а сидящий раскидывает руки и выпрямляет ноги. Поза свидетельствует о согласии, доброжелательности, психологическом комфорте

Ещё одна ступень в психологии пантомимики это деловые встречи, переговоры “при галстуках”. Простое действие – расстегнуть пиджак, придвинуться ближе к столу. Партнер повторит ваши действия. Встреча пройдёт в доверительной обстановке и возможность положительных решений выше.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».


«Раскрытые руки»: говорящий сделал жест рукой (или двумя) в сторону слушателя, при этом ладонь на мгновение оказалась обращенной вверх.

Этот жест особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же чувствуют свою вину, прячут руки либо за спину, либо в карманы.

Жест «раскрытые руки» демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх в сторону собеседника.

«Расстегивание пиджака»: люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Наблюдения показывают, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается легче. Тот, кто менял свое решение в благоприятную сторону, разжимал руки и автоматически расстегивал пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается положительное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, выпрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если же нет, то он напротив, будет отклоняться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, "поставить себя", будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной, непринужденной позе.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

· корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах - уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;

· стояние, опираясь руками о стол или стул, - ощущение неполноты контакта с партнером;

· не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка доверия;

· сидение на кончике стула - готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;


· закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди - знак "отключения" от разговора;

· забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) - пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;

· положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, - явное желание прекратить разговор и уйти;

· частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость - внутреннее беспокойство, напряженность;

· вставание - сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;

· сцепленность пальцев рук - разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);

· кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не, соприкасаются - знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;

· руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом - скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;

· поддерживание головы ладонью - скука;

· пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы - признак заинтересованности;
На переговорах с партнером не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные пальцы. В результате будет нарушена атмосфера общения. Позы участников беседы отражают их субординацию. Очень важна психологическая субординация - стремление доминировать или, напротив, подчиняться, что может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство.

Опишем характерное положение. Собеседников двое: один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой - развалился, небрежно перекинув ногу на ногу.

Взаимоотношения этих людей легко понимаются, даже если не слышно, о чем идет речь: второй полагает себя хозяином положения, первый - подчиняющимся (при этом неважно истинное соотношение занимаемых ими позиций). О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым "я такой же, как ты". Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию.