Файл: Поясните, имеют ли право осужденные, водворенные в шизо, на телефонные разговоры и на приобретение продуктов питания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Водворенная на 10 суток в ШИЗО за попытку склонить осужденную Нилову к лесбиянству осужденная Крысова попросила сотрудников ИК на деньги с ее лицевого счета в сумме 500 рублей приобрести ей сигареты и конфеты, а также попросила разрешить один телефонный разговор с матерью, у которой был день рождения, в чем ей было отказано. В результате Крысова отказалась выходить на работу до тех пор, пока ей не позволят позвонить матери.

Поясните, имеют ли право осужденные, водворенные в ШИЗО, на телефонные разговоры и на приобретение продуктов питания.

ШИЗО расшифровывается как «штрафной изолятор».

ШИЗО – это особое отделение исправительных учреждений (ИУ) [колонии, тюрьмы], где расположены камеры для нарушителей режима. Там же в этом особо строгом отделении находятся и помещение камерного типа (ПКТ). Вся эта территория огорожена и охраняется отдельно: штрафники не могут перемещаться по колонии свободно.

Камеры рассчитаны на разное количество осужденных – от 2 до 8 человек.

За нарушение режима содержания в исправительном учреждении осужденные могут быть водворены в ШИЗО. Условия содержания осужденных в штрафных изоляторах отличаются существенным ограничением правового статуса по сравнению с осужденными, содержащимися в общежитии.

Осужденные, водворенные в ШИЗО, не имеют право на телефонные разговоры и на приобретение продуктов питания.

Согласно требованиям ч.1 ст. 118 УИК РФ осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей.

Водворение осужденных в штрафной изолятор является одной из строгих мер взыскания, так как связано с дополнительными ограничениями прав осужденных. В период нахождения в штрафном изоляторе им запрещается курить, брать с собой продукты питания и личные вещи, за исключением полотенца, мыла, зубной пасты (зубного порошка), зубной щетки, туалетной бумаги, средств личной гигиены (для женщин), выписанных ими журналов и газет, а также религиозной литературы, предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.


Является ли отказ от работы злостным нарушением режима,

Отказ от работы является злостным нарушением режима.

Статьей 103 УИК РФ установлено, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Согласно ч.6 ст.103 УИК РФ осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. ОТКАЗ ОТ РАБОТЫ или прекращение работы ЯВЛЯЮТСЯ ЗЛОСТНЫМ НАРУШЕНИЕМ установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 116 УИК РФ осужденные, отказавшиеся от работы или прекратившие работу без уважительных причин, признаются злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, что ведет за собой изменение условий отбывания наказания – перевод в строгие условия отбывания наказания.

В данном случае к материальной ответственности осужденных относятся расходы, затраченные на их содержание в исправительном учреждении.

Согласно части 4 статьи 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме специального питания и специальной одежды.

Возмещение стоимости указанных расходов производится осужденным ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

Таким образом, несмотря на отказ осужденного от предложенной ему оплачиваемой работы, администрация исправительного учреждения в соответствии с требованиями частей 2 и 3 статьи 99 УИК РФ продолжает его обеспечивать минимальной нормой питания, вещевым имуществом, индивидуальными средствами гигиены и услугами коммунально-бытового хозяйства, на что из средств федерального бюджета затрачиваются денежные средства в необходимом объеме.

В целях привлечения осужденных, уклоняющихся или отказавшихся от оплачиваемой работы

, к материальной ответственности указанные расходы удерживаются из денежных средств, имеющихся на их лицевых счетах, а при отсутствии денежных средств администрация исправительного учреждения вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с осужденного затрат на его содержание, определенных ч. 4 ст. 99 УИК РФ.

если да, то какие последствия оно должно влечь для Крысовой?

В соответствии с ч.3 ст.116 УИК РФ осужденный, совершивший указанные в частях первой и второй настоящей статьи нарушения [по условиям задачи это лесбиянство и отказ от работы], признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами "в", "г", "д" и "е" части первой статьи 115 и пунктом "б" статьи 136 настоящего Кодекса.

Но так как Крысова женщина, то к ней применяются следующие меры:

УИК РФ Статья 115. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы

1. За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания:

в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;

е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

Так как Крысова отказалась работать, уже находясь в ШИЗО, то к ней может быть применен перевод в помещение камерного типа на срок до трех месяцев.

Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.

Можно ли осужденную Крысову признать злостным нарушителем режима?

Да можно.

Согласно фабуле задачи осужденная Крысова пыталась склонить осужденную Нилову к лесбиянству.

Это уже является злостным нарушением режима.

Согласно ч.1 ст.116 УИК РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются:… лесбиянство.

Кроме того, находясь в ШИЗО Крысова отказалась работать. Как видно из вышеизложенного – это также является злостным нарушением режима.

Вместе с тем, при отбытии наказания за нарушение режима отбывания к осужденным могут применяться различные меры взыскания, в том числе связанные с изоляцией, такие как водворение в штрафной изолятор (ШИЗО), перевод в помещение камерного типа на основании ст. 115 УИК РФ, а значит, могут возникать и возникают вопросы о порядке их дальнейшего привлечения к труду в период отбывания ими мер взыскания в условиях нахождения строгой изоляции. Что делать с такими осужденными, можно ли их уволить на этом основании? Многие учреждения идут именно по такому пути, обосновывая это тем, что они не могут обеспечить вывод таких осужденных и организацию их труда отдельно от других осужденных, как того требует в настоящее время закон.


Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 118 УИК РФ осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа или одиночные камеры, работают отдельно от других осужденных.

Как показывает практика деятельности исправительных учреждений, не во всех исправительных учреждениях имеется возможность обеспечивать трудовую занятость осужденных в период нахождения их в запираемых помещениях, поскольку закон требует раздельного их содержания от других осужденных на рабочих местах (производстве). Данное требование закона вызывает на практике определенные сложности (выделение дополнительного персонала, временные затраты, составление дополнительных графиков вывода, выделение отдельных производственных помещений или камер и пр.).

Вместе с тем, исходя из буквального толкования ч. 3 ст. 118 УИК РФ, осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа или одиночные камеры, работают отдельно от других осужденных, т.е. указанное положение носит вполне императивный характер и не должно толковаться администрацией ИУ на свое усмотрение.

Иными словами, законодатель по смыслу данной нормы предусмотрел возможность трудового использования осужденных, находящихся в запираемых помещениях. И само по себе взыскание, даже связанное с более строгой изоляцией, не может являться препятствием для дальнейшей трудовой деятельности осужденного, по мнению законодателя.

Исходя из анализа норм УИК РФ, единственным исключением, когда применение меры взыскания к осужденному, признанному злостным нарушителем режима отбывания, не позволяет ему продолжать выполнять свои трудовые функции, это перевод его в единое помещение камерного типа (ЕПКТ) в порядке взыскания согласно ст. 115 и ч. 3 ст. 118 УИК РФ.