Файл: Вопрос История развития менеджмента. Школы менеджмента.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 1. История развития менеджмента. Школы менеджмента
Менеджмент — совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.
Прародителем менеджмента считают искусство управления. Принципы управления были объектом внимания всех известных мыслителей. Понятие «власть» возникло в древнегреческих городах. Древнегреческий философ Платон (427–347 до н. э.) трактовал государство как максимально возможное воплощение идей мира в земной общественно-поли- тической жизни. Одну из первых теорий управления создал Конфуций (551–478 до н. э.). В эпоху Возрождения наиболее известными в теории устройства государства стали работы флорентийца Никколо Макиавелли.
Впервые о менеджменте
как самостоятельной области знаний и практической дея- тельности, равноценной инженерному труду, упоминалось в докладе Г. Тауна (1844– 1924) на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков.
Существует 4 основных сложившихся школы менеджмента:
- Школа научного управления;
Школа научного управления зародилась с появлением работ Фредерика Уинс- лоу Тейлора (1856–1915). Система Тейлора заложила основы на-учной организации труда через «создание многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют личное суждение работника и которые могут быть с пользой
применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение их действия». Тейлор ввел расчленение трудового процесса на отдельные элементы с целью их анализа и наилучшего освоения.
Основные направления деятельности школы:
-
анализ элементов трудовых процессов; -
разработка принципов подбора работников; -
разработка систем обеспечения ресурсами в процессе труда; -
разработка систем стимулирования труда.
- Административная или классическая школа;
Административная, или классическая, школа управления основывается на создании универсальных принципов управления, реализация которых ориенти- рована на успех. Первыми представителями этой школы являются Г. Эмерсон
(1853–1931), А. Файоль (1841–1925), М. Вебер (1864–1920), Г. Форд (1863–1947), А. А. Богданов (1873–1928), А. К. Гастев (1882–1941).
Основные направления деятельности школы:
-
развитие принципов управления; -
описание функций управления; -
систематизация управления организацией
Гаррингтон Эмерсон сформулировал важнейшие принципы повышения производительности труда на предприятии.
Деятельность Генри Форда ориентировалась на крупные промышленные комплексы. Он сформулировал для них
следующие организационные принципы: вертикальное управление комплексом предприятий, ориентированных на выпуск единого конечного продукта; массовое производство, обеспечивающее меньшую стоимость изделий, лучшее удовлетворение массового спроса и бoльшую при- быль; развитая стандартизация; четкое разделение труда при конвейерной организации производства; постоянное совершенствование управления производством.
- Школа человеческих отношений;
Школа человеческих отношений ориентирована на менеджмент как систему социально-психологических факторов. Основоположниками данной школы счи- таются Ф. Тэйлор и Элтон Мейо (1880–1949), Абрахам Маслоу (1908–1970), Фредерик Херцберг, Дуглас Макгрегор