Файл: Процесс разгосударствления и приватизации в странах с переходной экономикой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс разгосударствления и приватизации в странах с

переходной экономикой

  1. Введение

  2. Понятие приватизации и разгосударствления и их цели

  3. Формы и методы приватизации

  4. Приватизация в развитых капиталистических странах

  5. Приватизация в развивающихся странах

  6. Приватизация в постсоциалистических странах

  7. Заключение

  8. Список литературы

Введение


Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специального экономического образования не только работников предприятий, организаций и учреждений, но и всего населения. Изучение проблем переходного периода имеет особое значение для экономистов, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Основополагающими новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий.

Актуальность проблемы приватизации заключается в том, что трансформация административно-командной экономики в рыночную требует особого переходного периода, что обусловлено фундаментальными различиями между двумя экономическими системами.

Командная экономика - это экономическая система, в которой баланс между производством и потреблением поддерживается посредством распределения и перераспределения всех благ. Механизм распределения порожден чрезмерной централизацией не только ресурсов, но и власти, вызванной монополией государственной собственности.

Объективная необходимость экономического развития для повышения уровня жизни населения требовала радикальных преобразований и перехода к рыночной экономике.

Основными элементами рыночного механизма являются конкуренция между экономически независимыми производителями и форма совместного управления.

В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, соответствующую требованиям потребителей, иначе она не будет продана. Конкуренция заставляет производителей внедрять достижения технического и организационного прогресса. Надежным способом привлечения средств для развития и обновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этой основе акционерных обществ, участники которых экономически заинтересованы в повышении качества продукции, расширении производства, снижении затрат, что приносит им большие дивиденды. Таким образом, конкуренция заставляет производителей систематически совершенствовать производство в соответствии с постоянно растущими требованиями потребителей на основе технического и организационного прогресса, в этом отношении рыночная экономика функционирует как саморазвивающаяся система. Постоянное технологическое совершенствование производства определяет его высокую эффективность и, соответственно, высокий уровень жизни в странах с развитой рыночной экономикой.


Поэтому процесс приватизации является важным и необходимым шагом для перехода к рыночной экономике.

Понятие приватизации и разгосударствления и их цели


Эффективность рыночной экономики во многом зависит от степени экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, которая дается в процессе разгосударствления экономики.

Разделение экономики - это передача государством непосредственного управления производственной и коммерческой деятельностью хозяйствующим субъектам (физическим или юридическим лицам). В то же время государство сохраняет свои регулирующие функции.

Разгосударствление экономики осуществляется в двух направлениях: путем расширения самостоятельности экономических агентов без изменения структуры собственности и путем разгосударствления собственности. Суть первого направления заключается в передаче основных управленческих функций от органов государственного управления хозяйствующим субъектам, что ведет к расширению их самостоятельности. Это обеспечивается оптимизацией государственного заказа, либерализацией цен, развитием горизонтальных связей, установлением арендных отношений и т.д. Основные критерии реформы разгосударствления экономики - сокращение обязательного государственного заказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренция производителей и обеспечение экономической ответственности. В этом случае за государством сохраняются функции регулирования общественного производства посредством экономических и правовых норм.

Целями разгосударствления являются:

  • Де-национализация процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения;

  • Создание различных форм хозяйствования, предоставление всем формам предпринимательства равных прав на свободную экономическую деятельность в рамках закона;

  • Возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что разгосударствление направлено на преодоление монополии, развитие предпринимательства и конкуренции.

Это направление разгосударствления экономики, хотя и важное, но недостаточно эффективное, поскольку не меняет основу экономических отношений - собственность. Сохранение государственной монополии на собственность предопределяет не полную, а относительную и ограниченную экономическую независимость. Поэтому радикальным направлением разгосударствления экономики является разгосударствление собственности.



Разгосударствление собственности - это разрушение государственной монополии собственности, которое происходит как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных и арендных предприятий.

В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность не ликвидируется полностью, а лишь сокращается ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические отношения негосударственные предприятия и создать экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности.

Одним из основных направлений разгосударствления экономики является приватизация (от лат. privatus - частный) - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю и природные ресурсы. Она осуществляется путем продажи или безвозмездной передачи государственного и муниципального имущества коллективам и частным лицам с формированием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

Приватизация государственного имущества осуществляется в следующем порядке:

  • Передача предмета лизинга в собственность лизинговой компании;

  • Продажа активов на аукционах и через тендеры;

  • Продажа государственных акций акционерных обществ, созданных из государственных и арендованных предприятий, негосударственным юридическим и физическим лицам.

Крупная промышленность, предприятия сферы услуг, фермы, жилой фонд и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.

Следует также отметить тот факт, что приватизация - это длительный, сложный и многоэтапный процесс, который обычно включает в себя малые и большие этапы приватизации.

К малой приватизации относятся объекты, как правило, торговли, туризма, общественного питания, бытового обслуживания и т.д. Их передача в негосударственную собственность относительно проста, поскольку предусматривает приватизацию этих предприятий одним лицом или небольшой группой лиц.

Масштабную приватизацию следует проводить после малой приватизации и распространить этот процесс на крупные государственные предприятия в основных сферах и отраслях экономики.


Приватизацию можно рассматривать с разных сторон: организационно-технической, экономической, юридической и т.д.

Как особый вид управленческой деятельности, она представляет собой ряд взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче государственного и муниципального имущества в частную собственность. Более того, эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных государственных и муниципальных органов в установленном порядке и форме. Как управленческая деятельность, приватизация структурно состоит из двух элементов: Объекты и субъекты приватизации.

Экономический аспект приватизации связан с категорией "собственность". С точки зрения экономической теории, собственность - это отношения между людьми по поводу вещи. Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений в данном обществе. Она (совокупность) включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления. Приватизация - это способ (средство) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.

Правовой аспект приватизации отражен в следующих пунктах. Во-первых, закон регулирует организацию и проведение приватизационных работ. Правовые акты определяют основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т.д. Во-вторых, он считается производным методом приобретения права собственности. Переход права собственности на объекты приватизации определяется договором купли-продажи. Иными словами, приватизация является производной формой приобретения права собственности; договор купли-продажи приватизированного имущества является основанием (юридическим фактом) для возникновения, изменения и прекращения гражданских прав.

Приватизацию в строгом (жестком) смысле следует отличать от разгосударствления и коммерциализации. Разгосударствление можно кратко описать как ослабление монополии государства в области управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в другие организационно-правовые формы. В отличие от приватизации, разгосударствление не преобразует государственную собственность в частную. Коммерциализация, в свою очередь, представляет собой реорганизацию государственных и муниципальных предприятий путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением прав юридического лица без изменения форм собственности.


С помощью приватизации государство намерено добиться следующего: усиления стимулов к труду, повышения эффективности производства, деловой активности предпринимательства, устранения бесхозяйственности, сокращения коррупции и теневой экономики.

Важным базовым принципом, применимым повсеместно, является необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики, она является лишь одним из средств для достижения различных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, необходимо четко определить, для какой конкретной цели это делается. Целей приватизации много, они могут быть долгосрочными и краткосрочными, даже срочными; обычно эти цели многоуровневые. Приватизация на макроуровне призвана усилить рыночное начало в экономике, осуществить сокращение государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей экономической системы, и в то же время сократить дефицит бюджета. На микроэкономическом уровне она связана с повышением технической и экономической эффективности отдельных предприятий. 

Приватизация - явление естественное и необходимое, но обратите внимание, что речь идет не о примитивной замене государственной собственности частной, а об использовании всего накопленного в мире арсенала средств для эффективного управления собственностью, независимо от того, кому она принадлежит.

Кому выгодна приватизация? При ответе на этот вопрос особенно важно определить конкретные группы интересов и учесть их на практике, чтобы создать социально-политический баланс в стране. Именно эти группы интересов, а не экономическая рациональность, определяют результаты приватизации, и каждая из них по-своему.

Речь идет о следующих основных группах конфликтующих интересов:

  • Государство - налогоплательщики (компании, граждане);

  • поставщики - производители; - производители - потребители; - поставщики - производители; - потребители;

  • производители - потребители;

  • сотрудники - менеджеры;

  • профсоюзы - владельцы бизнеса;

  • частные владельцы - наемные работники;

  • частные владельцы - менеджеры.

Правительство заинтересовано в высокоэффективной экономике, которая является источником постоянных и растущих платежей в бюджет. Владелец имеет долгосрочный интерес в максимизации прибыли, ради которого он готов пожертвовать текущим потреблением. У наемного работника на первом плане стоит рост текущего дохода, экономическая независимость, стабильность занятости. Интерес потребителя заключается в приобретении недорогих и качественных товаров и услуг. Таким образом, разнообразие интересов, реализуемое в соответствующих действиях, создает картину