Файл: Цель занятия осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 1
Цель занятия: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Задание 1. Впишите в таблицу специфические и общепедагогические задачи физического воспитания.
Специфические задачи | Общепедагогические задачи | |
Задачи по оптимизации физического развития человека | Специальные образовательные задачи | |
1. Задачи по оптимизации физического развития человека | 1. Специальные образовательные задачи | 1. Развитие нравственных качеств (трудолюбие, настойчивость, смелость) |
1.Оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку. | 1. Формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков | |
2. Укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма | 2. Приобретение базовых знаний научно-практического характера | 2. Формирование этических и эстетических качеств личности |
3. Совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций | | 3. Развитие интеллекта |
Задание 2. Впишите в таблицу общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания и раскройте их.
Общие принципы системы физического воспитания | Характеристика принципа |
Принцип сознательности и активности. | Максимальный эффект на тренировках достигается только при устойчивом интересе учащихся. Заинтересованность никогда не возникнет во время механического заучивания движений. Соответственно, преподаватель должен ставить на занятии реальные цели, детально характеризуя каждую из них. У учеников нужно развивать инициативность, самостоятельность. |
Принцип наглядности. | С помощью наглядности преподаватель устанавливает связь между мышлением и чувственным восприятием учеников. Результат – воздействие на все сенсорные системы, участвующие в движении. На уроках физкультуры используется непосредственная и опосредованная наглядность. В первом случае педагог лично демонстрирует разучиваемые двигательные действия, а во втором – показывает методические пособия, фотографии, фильмы. Опосредованную наглядность обычно применяют для старших школьников, студентов. На заключительном этапе изучения новых упражнений для дошкольников и младших школьников можно использовать разные звуковые сигналы, позволяющие уточнять ритмические и временные характеристики двигательных актов. |
Принцип доступности и индивидуализации. | Задачи физвоспитания должны соответствовать возможностям учеников. Преподавателю на занятии необходимо учитывать готовность детей к обучению и выполнению тренировочных нагрузок. Чрезмерные требования и слишком сложные задания приведут к негативным последствиям для детского организма. |
Задание 3. Разработайте учебно-тематический план по «Физической культуре» для 3 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, на основе авторской программы УМК «Начальная школа XXI» под редакцией Т..В. Петровой, Ю.А. Копылова, Н.В. Полянской, С.С.Петрова. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему формирования и сохранения здоровья ребенка. Предметом обучения физической культуре в начальной школе, в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: - укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; - совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; - формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; - обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. Программа обучения физической культуре направлена на: - реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (сельские); - реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся; - соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; - расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; - усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура». Место предмета в учебном плане Рабочая программа по физической культуре для 3 класса составлена на основе Программы начального общего образования по физической культуре, Программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Т.В. Петровой, Ю.А. Копылова (физическая культура – автор / Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С.Петров), предусматривающей 102 часа. В Федеральном базисном образовательном плане на изучение физической культуры во втором классе отводится 103 часа в год (3 ч в неделю) Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни. Учебно-тематический план
Содержание учебного предмета Знания о физической культуре Физическая культура (4 ч) Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря Из истории физической культуры (2 ч) История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью Физические упражнения (4 ч) Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений Организация здорового образа жизни Самостоятельные занятия (4 ч) Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки), комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (3 ч) Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Самостоятельные игры и развлечения (16 ч). Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах) Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью Физкультурно-оздоровительная деятельность (6 ч) Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (5 ч) Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических Самостоятельные игры и развлечения (16 ч) Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах) Спортивно -оздоровительная деятельность Гимнастика с основами акробатики (8ч) Кувырок в перед, кувырок назад, группировки, перекаты, равновесие, мостик из п. лежа, мост с помощью, прыжки, стойка на лопатках. Организующие команды и приемы. Строевые действия вшеренге и колонне; выполнение строевых команд. Упражнения в упорах и висах. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы,перемахи. Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги. Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла. Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке Легкая атлетика (11 ч) Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность; Подвижные и спортивные игры На материале гимнастики с основами акробатики: игровыезадания с использованием строевых упражнений, упражненийна внимание, силу, ловкость икоординацию. На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метание и броски;упражнения на координацию,выносливость и быстроту. На материале спортивных игр. Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Требования к уровню подготовки учащихся По освоению содержания программы по физической культуре учащиеся научатся: - ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; - раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие; - ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой; - организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. - измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой. - выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); - выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств; - выполнять организующие строевые команды и приёмы; - выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); - выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладине, на гимнастическом бревне, на канате); - выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма); - выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты: — активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. Метапредметные результаты: — обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; — общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в процессе ее выполнения; -анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; — видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; — оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами; — управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты: — планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры; — изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; — представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; -измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств; — оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; — организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства; — бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения; — организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки; — характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование ее напряженности во время занятий по развитию физических качеств; — взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; — объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их; — подача строевых команд, подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений; — нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов; — выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности; — выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях. Контрольно-измерительные материалы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Литература для учителя. Программа «Физическая культура» автор Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская М.: Вентана - Граф, 2012 г. Учебник по физической культуре, 3 класс. Автор Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская М.: Вентана - Граф, 2012 г. Методическое пособие Рабочие программы по физической культуре 1-4 классы. Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская М.: Вентана - Граф, 2010 г. |