Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
попросили смотреть на разные фотографии в инстаграме, при этом за активностью разных участков мозга следили с помощью метода ФМРТ. Когда подростки видели свои фото с большим количество лайков, у них активировались зоны, связанные с социальным познанием. Кроме этого, наблюдалась активация зоны мозга, связанной с системой вознаграждения. Она может активироваться при переживании положительных эмоций и при их ожидании и играет ключевую роль при формировании привычек и зависимостей. Поэтому можно предположить, что подкрепление в виде большого количества лайков в социальных сетях может играть важную роль в формировании аддикции (зависимости) от них.
Интернет (социальные сети в том числе) требует немалых финансовых затрат, ведь деньги нужно платить как за доступ к нему, так и внутри его пределов. В некоторых соц. сетях, какими являются «ВКонтакте» и «Одноклассники», реальные деньги можно обменять на специальную валюту и использовать на этом сайте - отправлять «подарки» другим пользователям, совершать покупки в играх.
Интернет - настоящий вор времени. Находящийся в виртуальной реальности человек не следит за временем, для него его течение как бы замедляется. Нередко в результате уйма времени тратится впустую.
Возможно, не все знают об этой проблеме и о том, какую опасность она представляет для обычного человека. Каждый раз, когда вы ищете что-то в Интернете, покупаете товары онлайн или посещаете любимые блоги и новостные сайты, за вами остается цифровой след. По отдельности все эти сведения кажутся неважными, но стоит собрать побольше таких данных — и из них сложится подробное досье, описывающее ваши привычки и предпочтения. Чаще всего сбором данных занимаются для продвижения товаров — данные о людях нужны, чтобы создавать точные и более эффективные рекламные кампании. Поисковые данные собирают, чтобы потом продать их организациям, специализирующимся на рекламе. Ну а в некоторых случаях вообще неясно, зачем тот или иной веб-ресурс собирает данные, где хранит и кому продает.
Мошенничество в сети отнимает время, средства и нервы. Чтобы не попасться на удочку грабителей, необходимо быть бдительными. Самые распространенные виды мошенничества: взлом аккаунтов, фишинговые приложения и сайты (
фишинг — вид интернет-мошенничества, при котором данные пользователя утекают через фальшивые приложения и сайты, которые на первый взгляд выглядят в точности как подлинные сайты), выигрыш призов или внезапное наследство.
Наиболее опасными являются суицидальные группы( группы, где детей склоняют к суициду в режиме онлайн), группы вербовки в запрещенные организации. Вербовщики работают повсюду, а особенно через социальные сети. Согласно данным около 80 % случаев вербовки в террористические организации происходит через социальные сети и форумы. Вербовщики — профессионалы экстра класса, часто славянской внешности, имеющие европейское образование. Будучи опытными психологами они точно знают, как заставить человека действовать в своих интересах. Вербовщик ищет ключи к конкретному человеку, определяя и давя на его болевые точки. Особенно помогают им в этом информация со страницы в социальной сети, анкеты на сайтах и форумах, болтливость в сети.
Глава 3
Предоставление собственных данных
Для того чтобы получить достоверные сведения об интересующей меня проблеме, я провела анкетирование среди учащихся и учителей Ореховской СШ. В анкетировании приняли участие 15 учеников и 6 учителей. Участникам анонимного опроса предлагалось ответить на следующие вопросы:
В ходе исследования было выяснено, что 100% учеников и 100% учителей зарегистрированы хотя бы в одной социальной сети и пользуются ею. Более подробную информацию об ответах людей на этот вопрос смотреть в Приложении 1, Диаграмма 1. «Количество социальных сетей». Таким образом, гипотеза №1(Среди исследуемых не найдется ни одного человека, не зарегистрированного хотя бы в одной социальной сети) доказана.
Подтвердить или опровергнуть гипотезу №2 помогут ответы на вопрос №6 о количестве времени, проводимого в виртуальной реальности ежедневно. Среди учеников: затруднились ответить 12%, 27 % тратят на соцсети 3 часа, 33% - 4 часа, по 7% приходится на пребывание в сети в течение 1, 2, 5 и 6 часов ежедневно(см. Приложение 1. Диаграмма 4. «Время, проводимое в соц. сетях. Ученики»). Таким образом, в среднем ученики проводят в интернете 3-4 часа в сутки.
Среди учителей: затруднились ответить 17%, 32% проводят в соц. сетях 1 ч, по 17% приходится на ответы 2 ч, 3-4 ч и 4-5 ч. Наиболее популярный вариант ответа- 1 час (см. Приложение 1. Диаграмма 5. «Время, проводимое в соцсетях. Учителя»).
По данным исследований норма для взрослых людей составляет не более 3 часов ежедневно.
На основе вышеприведенного анализа, гипотеза № 2 (На соцсети люди ежедневно тратят большое количество времени) частично доказана.
Для того чтобы доказать или опровергнуть гипотезу №3, необходим комплексный анализ ответов на задаваемые вопросы.
Вопрос №3- задание с множественным выбором ответа. Опрашиваемым предлагалось выбрать несколько подходящих вариантов ответа на вопрос: «С какой целью Вы чаще всего пользуетесь соц. сетями?» Результаты опроса занесены в таблицу 1.
Таблица 1. Цели использования соц. сетей
Как видно из таблицы, у учеников в приоритете общение(87%), а у учителей поиск информации(83%). У учителей на втором месте по популярности общение, этот вариант ответа выбран третью опрашиваемых, что также обладает немалым значением.
Люди, проходившие опрос, должны были ответить на вопрос: «Социальными сетями Вы чаще пользуетесь для работы или для развлечения?» Проанализировав ответы, я выяснила, что у учеников и учителей разные приоритеты. Первые чаще выбирали вариант ответа «для развлечения», вторые же «для работы»(см. Приложение 1. Диаграмма 2. «Деятельность в соц. сетях. Ученики»; Приложение 1. Диаграмма 3. «Деятельность в соц. сетях. Учителя»).
Одним из важнейших вопросов анкеты, помогающих узнать о степени влияния соцсетей, является вопрос №8. Проанализировав ответы участников, я узнала, что среди учеников 47% опрошенных не способны отказаться от соцсетей. Из оставшихся 53% по 13% приходится на ответы «3-5 дней», «1 неделя» и «2 недели», по 7% на ответы «более месяца» и «навсегда». Среди учителей затруднились ответить 17%, 33% не способны отказаться от сетей, 33% могут отказаться на 1 месяц, 17%- на долгое время.
Итак, из вышеперечисленного следует, что 100% опрошенных зарегистрированы в соц. сетях, чаще всего пользуются сразу несколькими, проводят в них большое количество времени, причем целью использования может быть как самообучение, так и развлечение. К тому же, большинство пользователей либо вообще не могут отказаться от соцсетей, либо это время незначительно. Безусловно, социальные сети оказывают значительное влияние на жизнь человека. Несомненно, как у медали есть две грани, так и у соцсетей есть две стороны- положительная и отрицательная, ведь они могут приносить человеку как пользу, так и вред. Попробуем разобраться - чего же больше? Чтобы это выяснить, я применила еще один метод - интервьюирование. Участникам были предложены 3 вопроса, с которыми вы можете ознакомиться ниже.
Участники были разграничены на две категории: учителя и ученики. Их ответы рассматривались отдельно, чтобы понять, в чём мнения сходятся, а в чём - нет. Все результаты представлены в приложении 1, диаграммы 6-11. Анализ представленных данных позволяет сделать ряд следующих выводов:
Главным итогом данного исследования можно считать, что ученики и учителя в социальных сетях видят больше пользы, нежели вреда, хотя сталкиваются и с первым, и со вторым.
На основе всего вышеперечисленного, гипотезу №3 (Социальные сети оказывают значительное воздействие на жизнь человека, влияя на успеваемость и трудовую деятельность, причем это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным) считаю доказанной.
Я убедилась в том, что социальные сети играют немаленькую роль в жизни человека. А какие из них наиболее популярны у нас? На основе ответов участников на вопрос №2 анкеты, я составила топ соц. сетей по количеству зарегистрированных пользователей среди учеников и учителей нашей школы. Для наглядности результаты занесены в таблицы.
-
Большая трата денег
Интернет (социальные сети в том числе) требует немалых финансовых затрат, ведь деньги нужно платить как за доступ к нему, так и внутри его пределов. В некоторых соц. сетях, какими являются «ВКонтакте» и «Одноклассники», реальные деньги можно обменять на специальную валюту и использовать на этом сайте - отправлять «подарки» другим пользователям, совершать покупки в играх.
-
Большая трата времени
Интернет - настоящий вор времени. Находящийся в виртуальной реальности человек не следит за временем, для него его течение как бы замедляется. Нередко в результате уйма времени тратится впустую.
-
Сбор персональных данных
Возможно, не все знают об этой проблеме и о том, какую опасность она представляет для обычного человека. Каждый раз, когда вы ищете что-то в Интернете, покупаете товары онлайн или посещаете любимые блоги и новостные сайты, за вами остается цифровой след. По отдельности все эти сведения кажутся неважными, но стоит собрать побольше таких данных — и из них сложится подробное досье, описывающее ваши привычки и предпочтения. Чаще всего сбором данных занимаются для продвижения товаров — данные о людях нужны, чтобы создавать точные и более эффективные рекламные кампании. Поисковые данные собирают, чтобы потом продать их организациям, специализирующимся на рекламе. Ну а в некоторых случаях вообще неясно, зачем тот или иной веб-ресурс собирает данные, где хранит и кому продает.
-
Мошенничество в сети
Мошенничество в сети отнимает время, средства и нервы. Чтобы не попасться на удочку грабителей, необходимо быть бдительными. Самые распространенные виды мошенничества: взлом аккаунтов, фишинговые приложения и сайты (
фишинг — вид интернет-мошенничества, при котором данные пользователя утекают через фальшивые приложения и сайты, которые на первый взгляд выглядят в точности как подлинные сайты), выигрыш призов или внезапное наследство.
-
Риск попасть в опасные организации
Наиболее опасными являются суицидальные группы( группы, где детей склоняют к суициду в режиме онлайн), группы вербовки в запрещенные организации. Вербовщики работают повсюду, а особенно через социальные сети. Согласно данным около 80 % случаев вербовки в террористические организации происходит через социальные сети и форумы. Вербовщики — профессионалы экстра класса, часто славянской внешности, имеющие европейское образование. Будучи опытными психологами они точно знают, как заставить человека действовать в своих интересах. Вербовщик ищет ключи к конкретному человеку, определяя и давя на его болевые точки. Особенно помогают им в этом информация со страницы в социальной сети, анкеты на сайтах и форумах, болтливость в сети.
Глава 3
Предоставление собственных данных
Для того чтобы получить достоверные сведения об интересующей меня проблеме, я провела анкетирование среди учащихся и учителей Ореховской СШ. В анкетировании приняли участие 15 учеников и 6 учителей. Участникам анонимного опроса предлагалось ответить на следующие вопросы:
-
В каком количестве социальных сетей Вы зарегистрированы?
-
Не зарегистрирован(а) ни в одной -
1-2 -
3-4 -
5 и более
-
Какие социальные сети Вы используете? (перечислить)
-
С какой целью Вы чаще всего пользуетесь соцсетями?
-
Общение -
Просмотр фильмов -
Прослушивание музыки -
Поиск интересующей информации -
Цели нет
-
Соцсетями Вы чаще всего пользуетесь для работы или для развлечения?
-
Для учебы/работы -
Для развлечения
-
Влияют ли соц. сети на Вашу успеваемость/работу?
-
Да -
Нет
-
Сколько времени Вы ежедневно проводите в соц. сетях?
-
Может ли Интернет заменить реальное общение?
-
Да -
Нет
-
Могли бы Вы отказаться от социальных сетей? Если да, то на какое время?
-
Нет -
Да, могу отказаться на
-
Считаете ли Вы себя интернет-зависимым?
-
Да -
Нет
-
Ощущаете ли Вы какие-либо негативные последствия использования соц. сетей? Если да, то какие именно?
-
Нет -
Да,
В ходе исследования было выяснено, что 100% учеников и 100% учителей зарегистрированы хотя бы в одной социальной сети и пользуются ею. Более подробную информацию об ответах людей на этот вопрос смотреть в Приложении 1, Диаграмма 1. «Количество социальных сетей». Таким образом, гипотеза №1(Среди исследуемых не найдется ни одного человека, не зарегистрированного хотя бы в одной социальной сети) доказана.
Подтвердить или опровергнуть гипотезу №2 помогут ответы на вопрос №6 о количестве времени, проводимого в виртуальной реальности ежедневно. Среди учеников: затруднились ответить 12%, 27 % тратят на соцсети 3 часа, 33% - 4 часа, по 7% приходится на пребывание в сети в течение 1, 2, 5 и 6 часов ежедневно(см. Приложение 1. Диаграмма 4. «Время, проводимое в соц. сетях. Ученики»). Таким образом, в среднем ученики проводят в интернете 3-4 часа в сутки.
Среди учителей: затруднились ответить 17%, 32% проводят в соц. сетях 1 ч, по 17% приходится на ответы 2 ч, 3-4 ч и 4-5 ч. Наиболее популярный вариант ответа- 1 час (см. Приложение 1. Диаграмма 5. «Время, проводимое в соцсетях. Учителя»).
По данным исследований норма для взрослых людей составляет не более 3 часов ежедневно.
На основе вышеприведенного анализа, гипотеза № 2 (На соцсети люди ежедневно тратят большое количество времени) частично доказана.
Для того чтобы доказать или опровергнуть гипотезу №3, необходим комплексный анализ ответов на задаваемые вопросы.
Вопрос №3- задание с множественным выбором ответа. Опрашиваемым предлагалось выбрать несколько подходящих вариантов ответа на вопрос: «С какой целью Вы чаще всего пользуетесь соц. сетями?» Результаты опроса занесены в таблицу 1.
Таблица 1. Цели использования соц. сетей
Цель | Ученики | Учителя | |||
Количество из числа опрошенных | Результат, % | Количество из числа опрошенных | Результат, % | ||
Общение | 13 | 87 | 2 | 33 | |
Просмотр фильмов | 3 | 20 | 1 | 17 | |
Прослушивание музыки | 6 | 40 | 1 | 17 | |
Поиск информации | 3 | 12 | 4 | 83 | |
Без цели | 1 | 7 | 0 | 0 |
Как видно из таблицы, у учеников в приоритете общение(87%), а у учителей поиск информации(83%). У учителей на втором месте по популярности общение, этот вариант ответа выбран третью опрашиваемых, что также обладает немалым значением.
Люди, проходившие опрос, должны были ответить на вопрос: «Социальными сетями Вы чаще пользуетесь для работы или для развлечения?» Проанализировав ответы, я выяснила, что у учеников и учителей разные приоритеты. Первые чаще выбирали вариант ответа «для развлечения», вторые же «для работы»(см. Приложение 1. Диаграмма 2. «Деятельность в соц. сетях. Ученики»; Приложение 1. Диаграмма 3. «Деятельность в соц. сетях. Учителя»).
Одним из важнейших вопросов анкеты, помогающих узнать о степени влияния соцсетей, является вопрос №8. Проанализировав ответы участников, я узнала, что среди учеников 47% опрошенных не способны отказаться от соцсетей. Из оставшихся 53% по 13% приходится на ответы «3-5 дней», «1 неделя» и «2 недели», по 7% на ответы «более месяца» и «навсегда». Среди учителей затруднились ответить 17%, 33% не способны отказаться от сетей, 33% могут отказаться на 1 месяц, 17%- на долгое время.
Итак, из вышеперечисленного следует, что 100% опрошенных зарегистрированы в соц. сетях, чаще всего пользуются сразу несколькими, проводят в них большое количество времени, причем целью использования может быть как самообучение, так и развлечение. К тому же, большинство пользователей либо вообще не могут отказаться от соцсетей, либо это время незначительно. Безусловно, социальные сети оказывают значительное влияние на жизнь человека. Несомненно, как у медали есть две грани, так и у соцсетей есть две стороны- положительная и отрицательная, ведь они могут приносить человеку как пользу, так и вред. Попробуем разобраться - чего же больше? Чтобы это выяснить, я применила еще один метод - интервьюирование. Участникам были предложены 3 вопроса, с которыми вы можете ознакомиться ниже.
-
Какие минусы социальных сетей Вы считаете наиболее значимыми и актуальными? (Выберите не более 3)
-
Влияние на физическое здоровье 4) Большая трата денег -
Влияние на психическое здоровье 5) Спам -
Большая трата времени 6) Мошенничество в сети
-
Какие плюсы социальных сетей Вы считаете наиболее важными? (Выберите не более 3)
-
Моментальный поиск информации 4) Возможность самовыражения -
Общение 5) Самообучение -
Досуг
-
В социальных сетях Вы видите больше плюсов или минусов?
-
Больше плюсов 2) Больше минусов
Участники были разграничены на две категории: учителя и ученики. Их ответы рассматривались отдельно, чтобы понять, в чём мнения сходятся, а в чём - нет. Все результаты представлены в приложении 1, диаграммы 6-11. Анализ представленных данных позволяет сделать ряд следующих выводов:
-
Наименьшую угрозу среди всех минусов соцсетей, по мнению и учеников, и учителей, представляет большая трата времени. -
Для учеников наиболее опасным фактором является мошенничество (так сказала четверть опрошенных), на втором месте - психическое здоровье (22%). -
По мнению учителей, в первую очередь соцсети наносят ущерб психическому (27%) и физическому (26%) здоровью. -
Наиболее значимым плюсом соцсетей учителя считают возможность самообучения (33%). -
Ученики ставят на первое место общение (30%). -
Наименее популярными ответами на этот вопрос среди учителей стали возможность самовыражения и общение (на них приходится по 20%). -
Среди учеников наименьшее значение имеет возможность самовыражения ( на него приходится всего 4%).
Главным итогом данного исследования можно считать, что ученики и учителя в социальных сетях видят больше пользы, нежели вреда, хотя сталкиваются и с первым, и со вторым.
На основе всего вышеперечисленного, гипотезу №3 (Социальные сети оказывают значительное воздействие на жизнь человека, влияя на успеваемость и трудовую деятельность, причем это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным) считаю доказанной.
Я убедилась в том, что социальные сети играют немаленькую роль в жизни человека. А какие из них наиболее популярны у нас? На основе ответов участников на вопрос №2 анкеты, я составила топ соц. сетей по количеству зарегистрированных пользователей среди учеников и учителей нашей школы. Для наглядности результаты занесены в таблицы.
Название соц. сети | Количество пользователей сети из числа опрошенных | Результат, % |
ВКонтакте | 15 | 100 |
| 11 | 73 |
Одноклассники | 3 | 20 |
| 1 | 7 |