Файл: Тема Русский язык в судебной и прокурорской деятельности Вопросы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.
Русский язык в судебной и прокурорской деятельности
Вопросы:
1. Особенности общения в судебной деятельности.
2. Функционирование русского языка как государственного в судебной деятельности.
3. Конституция РФ и «Закон о государственном языке РФ» о статусе русского языка в России и обязательности его использования в судебной деятельности на всей территории многонационального государства.
4. Формы существования русского языка в правовой сфере.
5. Русский литературный язык – основа деловой документации в судебной деятельности.
Задание 1. Найдите соответствия между определением и его толкованием.
1. Деловое общение | А. представляет собой язык документов, которые руководят действиями людей. |
2. Цель делового общения | Б. включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения. |
3. Письменная форма делового общения | В. это неязыковые средства, которые дополняют вербальное сообщение, передавая тот же смысл; замещают пропущенный вербальный компонент; вносят дополнительную информацию; выражают эмоции; показывают отношение к собеседнику; отражают собственные личные качества говорящего. |
4. Устная форма делового общения | Г. организация плодотворного сотрудничества, создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками. |
5. Профессиональная культура | Д. это межличностное общение, служащее способом организации и оптимизации того или иного вида деятельности: управленческой, производственной, финансовой, коммерческой и т.д. |
6. Невербальные средства делового общения | Е. представляет собой диалоги, в процессе которых сталкиваются мнения и интересы групп людей, вырабатываются общие принципы взаимодействия и конкретные планы сотрудничества, находятся выходы из конфликтных ситуаций. |
Задание 2. Прочитайте приведенные ниже наставления: первое приписывается Петру I, второе принадлежит Министру юстиции Российской империи Н.В. Муравьеву (1850-1908). Какие проблемы профессионального общения они затрагивают? Согласны ли вы с этими суждениями? Выскажите свою точку зрения.
1. Указую: господам сенаторам речь в присутствии держать не по писаному, дабы дурь каждого всем была видна.
2. Каждому уважающему себя деятелю суда должно быть всегда присуще сознание того, что обвиняемый еще не подсудимый, подсудимый еще не осужденный, а осужденный тот же человек и притом уже начавший искупление своей вины; что потерпевший доверчиво приходит к судебной власти просить защиты и правосудия; что свидетель, оторванный от своих личных занятий, своими показаниями оказывает суду посильное содействие в поисках истины, и, наконец, что суд – опора и охрана личности и права и потому должен быть чужд всякого их умаления или угнетения. Во всех своих действиях, как публичных, так и не обставленных гласностью, как по форме, так и по содержанию, суд обязан подавать всем и каждому пример доступности и доброжелательства, учтивости и вежливости, спокойствия и сдержанности, умеренности и достоинства.
Задание 3.Перечислите правовые документы, которые определяют статус русского языка и других национальных языков в Российской Федерации.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Основываясь на схеме, в которой представлены варианты национального языка, перечислите характерные черты каждого из этих типов лексики.
Распределите приведенные ниже выражения в таблице в зависимости от принадлежности некоторых слов в них к тому или иному варианту.
1. Что сегодня по телику? 2. Дай тридцатку до завтра. 3. Мне стремно с ним разговаривать. 4. Положь сумку на заднее сиденье. 5. Видюха сдохла. 6. Эта маза не катит. 7. Отксерь мне несколько листочков. 8. В ихнем дворе сделали новую детскую площадку. 9. Зима здесь шибко лютая. 10. Ехай уже в свою Москву. 11. Надысь Ваньку в армию провожали. 12. Утром они все повылазили из палаток. 13. Инет лагает и тормозит. 14. Потерялась поросюха, и не знают, куды девалася.
Жаргонизмы | Просторечные слова | Диалектизмы | Разговорные слова |
| | | |
Задание 5. Заполните свободные клетки таблицы.
Научный стиль | |
| Стиль, используемый в сфере правового регулирования общества |
Публицистический стиль | |
| Стиль художественной литературы |
| Стиль бытового общения |
Задание 6. Запишите приведенные ниже слова в два столбика: 1) книжные слова, 2) профессионализмы.
Исковое заявление, безнал, расходник, оперативное совещание, кадровик, исковка, наличные деньги, оптовый покупатель, оперативка, платежное поручение, оптовик, безналичный расчет, расходный ордер, работник отдела кадров, нал, платежка.
Книжные слова | Профессионализмы |
| |
Задание 7. Объясните значение иностранных слов, используя для этого синонимы русского происхождения:
лимитировать, ординарный, игнорировать, адекватный, легитимный, консенсус, потенциал, досье, алиби, адресат, адресант, апелляция, декларация, реквизит, факсимиле, пролонгировать, регламент, прерогатива.