ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2021
Просмотров: 701
Скачиваний: 3
Изучение художественной литературы – сложный творческий процесс, требующий внимательного отношения со стороны как обучающего, так и обучаемого. В процессе анализа литературных произведений происходит приобщение к искусству слова, более глубокое постижение авторской позиции. Традиционно такой иллюстративный материал, как таблицы и схемы, используется при изучении точных наук. Мы же предлагаем Вам использовать таблицы и схемы при изучении художественной литературы, что позволяет сделать процесс постижения художественного текста более наглядным. Подготовка к ЕГЭ по литературе на нашем сайте будет замечательным этапом на пути к высокому результату. Наш сайт предоставляет Вам прекрасную возможность закрыть все пробелы в литературе и сдать ЕГЭ на 100 баллов. Вам лишь необходимо будет читать литературу и непосредственно прорешивать наши варианты ЕГЭ по литературе.
Итак, необходимая теория литературы, которая встречается в ЕГЭ. Ну и перед тем, как вы приступите к подготовке, прочитайте статью, которая ответит на риторический вопрос о значении литературы в жизни человека, а также спецификацию ЕГЭ по литературе 2012. Обязательно необходимо прочитать, потому что есть изменения.
Теория части B по литературе
Роды литературы
Жанры
Литературные направления и течения
Тематика лирических произведений
Структура художественного текста
Конфликт в художественном произведении
Система образов в художественном произведении
Художественный характер
Средства создания и раскрытия литературного героя
Роль писателя в произведении
Сатира и юмор
Название художественного произведения
Роль пейзажа в произведении
Художественное пространство и время
Художественная деталь
Эпизод
Стихосложение
1. Стихотворные размеры
2. Рифма, строфа
Тропы и их функции
Поэтический синтаксис
Поэтическая фонетика
Лексические средства выразительности
Часть C. Полезные материалы
Схема анализа лирического произведения
Контекст
Анализ литературного образа
Этапы работы над сочинением
Сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе С4
Цитаты из книг для подготовки к ЕГЭ
Критерии части С:
С1 - С3
С2 - С4
С5.1 - С5.3 + Обобщенные формулировки критериев С5
Развернутый ответ на проблемный вопрос. Методические комментарии
Общие требования к сочинениям
Средство создания литературного героя |
Краткая характеристика |
Пример |
Название произведения |
Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов |
"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова |
Эпиграф к литературному произведению |
Может указывать на основную черту характера героя |
"Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина |
Прямая авторская характеристика |
Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку |
"Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин) |
Речь героя |
Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия |
Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова |
Поступки, действия героя |
Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя |
Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова |
Психологический анализ |
Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя |
"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского |
Другие герои произведения |
Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми |
Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова |
Портрет героя |
Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами) |
1) Мастер в "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова 2)Печорин в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова 3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя |
Социальная среда, общество |
Общественные условия, в которых живет и действует персонаж |
"Гранатовый браслет" А. И. Куприна |
Пейзаж |
Раскрывает внутренние переживания героя |
Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова |
Художественная деталь |
Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая худдожественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа |
Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова |
Предыстория жизни героя (если есть) |
Описание детства, юности, становления героя как личности помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа |
"Обломов" И. А. Гончаров |
Образ автора - Художественный образ, носитель авторской речи, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий долю авторского смысла.
Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными.
Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека.
Сатирические приемы в художественном произведении
Название сатирического приема |
Краткая характеристика |
Пример |
Гипербола |
Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений |
"Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил") |
Гротеск |
Вид сатирической типизации, про котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического |
"Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговарить, как будто ничего с ними не случилось". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил") |
Фантастика |
Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни |
Д. Свифт "Путешествие Гулливера" |
Эзопов язык |
Вид подцензурного иносказания, намерено маскирующий идею автора |
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина |
Ирония |
Тонкая, скрытая насмешка |
"Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?" И. А. Крылов |
Сарказм |
Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа |
"Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Пословица. Концовка "Невского проспекта" Н. В. Гоголя |
Аллегория |
Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа |
Лиса в русских народных сказках - аллегория хитрости, ловкости; волк - аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа |
Название - авторское наименование конкретного художественного произведения
Особенности названия художественного произведения |
Пример названия художественного текста |
В основе - имя главного героя произведения |
"Евгений Онегин" А. С. Пушкина; "Рудин" И. С. Тургенева |
В основе - художественная деталь, характеризующая главного героя произведения |
"Шинель" Н. В. Гоголя |
Название - пословица, отражающая суть конфликта произведения |
"Свои люди - сочтемся!", "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островский |
В основе - место, где происходит событие произведения |
"Васюткино озеро" В. П. Астафьева; "Невский проспект" Н. В. Гоголя |
В основе - главный конфликт художественного произведения |
"Отцы и дети" И. С. Тургенева; "Горе от ума" А. С. Грибоедова |
В основе - проблема, поставленная автором в произведении и разрешаемая им в самом повествовании |
"Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова; "Что делать?" Н. Г. Чернышевского |
В основе - образ-символ |
"Гроза" А. Н. Островского; "Вишневый сад" А. П. Чехова |
В основе - время, в которое разворачиваются ключевые события художественного произведения |
"Ночь накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголя; "После бала" Л. Н. Толстого |
Название многозначное, выражающее многоплановую проблематику произведения |
"Война и мир" Л. Н. Толстого; "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского |
В основе - характеристика героя, типичная черта персонажа |
"Идиот" Ф. М. Достоевского; "Толстый и тонкий" А. П. Чехова |
Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении.
Роль пейзажа в художественном произведении
Функции пейзажа |
Пример из художественного произведения |
Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении) |
"Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова. (А. С. Пушкин "Станционный смотритель") |
Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания) |
"Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожжали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася") |
Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования) |
"Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни... На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали высокое село Коломенское с высоким дворцом своим. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою". Н. М. Карамзин "Бедная Лиза" |
Символическая (выступает в роли образа-символа) |
По
вечерам над ресторанами |
Художественное пространство и время (хронотоп) - пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах.
Основные признаки простраства в литературном произведении:
1. Не имеет непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности, наглядности.
2. Воспринимается читателем ассоциативно.
Основные признаки времени в литературном произведении:
1. Большая конкретность, непосредственная достоверность.
2. Стремление писателя к сближению художественного и реального времени.
3. Представления о движении и неподвижности.
5. Соотнесенность прошлого, настоящего и будущего.
Образы художественного времени |
Краткая характеристика |
Пример |
1. Биографическое |
Детство, юность, зрелость, старость |
"Детство", "Отрочество", "Юность" Л.Н. Толстого |
2. Историческое |
Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества |
"Отцы и дети" И.С. Тургенева, "Что делать" Н.Г. Чернышевского |
3. Космическое |
Представление о вечности и вселенской истории |
"Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова |
4. Календарное |
Смена времен года, будней и праздников |
Русские народные сказки |
5. Суточное |
День и ночь, утро и вечер |
"Мещанин во дворянстве" Ж.Б. Мольера |
Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.
Функции детали |
Краткая характеристика |
Пример из худ. произведения |
Выделительная |
С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных |
"И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..." (А. П. Чехов "Человек в футляре") |
Психологическая |
Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа |
"...Видали вы когда нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.." (М. А. Шолохов "Судьба человека" |
Фактографическая |
Деталь характеризует данный факт действительности |
"Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк..." (В. П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет") |
Натуралистическая |
Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление |
"Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неествественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала") |
Символическая |
Деталь выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни |
"Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки") |
Импрессионическая |
Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение |
Белый
лебедь, лебедь чистый, |
Эпизод - часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.
Типы эпизодов |
Краткая характеристика |
Пример |
Сценический (повествовательно-диалогический) |
Картины, замкнутые в пространстве и времени, в которых поведение героев тщательно детализируется. |
Изображение вечера в доме Анны Павловны Шерер в первых главах романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" |
Несценический ("панорамный", описательный) |
Сообщение автора о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах |
Описание Москвы, опустейвшей перед приходом французов, в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" |
Название системы стихосложения |
Краткая характеристика |
Пример |
Силлабическая |
Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма |
С
одной страны гром, |
Силлабо-тоническая |
Система стихосложения, в основне которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках |
"Ты
хочешь знать, что видел я |
Тоническая |
Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно |
Вьется
|
Название |
Краткая характеристика |
Пример |
Хорей |
Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения |
Терек
воет, дик и злобен, |
Ямб |
Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения |
В
передней толкотня, тревога; |
Дактиль |
Трехложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения |
Кто
бы ни звал - не хочу |
Амфибрахий |
Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения |
Не
ветер бушует над бором, |
Анапест |
Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения |
Пропаду
от тоски я и лени, |