ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2021
Просмотров: 696
Скачиваний: 3
Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры
Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.
Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий.
Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.
Особенности строфики поэтического текста
Строфа (греч. strophe - круг, оборт) - группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющее собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.
Примеры строф и их разновидности
Виды рифм
Название тропа |
Краткая характеристика |
Пример |
Эпитет |
Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения |
Под
нами с грохототом чугунным |
Постоянный эпитет |
Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак |
Выезжает
из села да добрый молодец, |
Простое сравнение |
Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку |
Дорога,
как змеиный хвост, |
Метафора |
Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства |
Не
жалею, не зову, плачу, |
Олицетворение |
Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушивленные предметы или явления |
Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве") |
Гипербола |
Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи |
И
полусонным стрелкам лень |
Литота |
Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия |
Только
в мире и есть, что тенистый |
Метонимия |
Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности |
Не
дай мне Бог сойти с ума. |
Синекдоха |
Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия) |
Белеет
парус одинокой |
Оксюморон |
Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов |
Я
сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви. |
Перифраз |
Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков |
И
вслед за ним, как бури шум, |
Ирония |
Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоложном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки |
"Ты
все пела? это дело: |
Функции художественно-выразительных средств (тропов)
- характеристика предмета или явления;
- выражение авторской позиции;
- передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого
Название синтаксической фигуры |
Краткая характеристика |
Пример из поэтического текста |
Риторический вопрос |
Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа |
Снег
идет густой-густой. |
Риторическое восклицание |
Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому |
...И,
содрав гонорар неумеренный, |
Риторическое обращение |
Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата |
Здравствуйте,
племя |
Повтор |
Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений |
Я
ищу прозрачности, |
Градация |
Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ |
"В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться". (Н. В. Гоголь) |
Антитеза |
Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов |
Они
сошлись. |
Инверсия |
Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи |
"Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин) |
Плеоназм |
Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста |
Горьким смехом моим посмеюся" (Н. В. Гоголь) |
Алогизм |
Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении |
Пил
мертвую! не спал ночей по девяти! |
Анаколуф |
Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах |
А
звери из лесов сбегаются смотреть,
|
Более подробно о поэтическом синтаксисе (+ дополнительные примеры из художественных произведений)
Название фонетического приема |
Краткая характеристика |
Пример |
Звукопись |
Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи |
Я
вздрагивал. Я загорался и гас. |
Анафора |
Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк |
Клянусь
четой и нечетой, |
Эпифора |
Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк |
Не
воздух, а золото, |
Аллитерация |
Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе |
"Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин) |
Ассонанс |
Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки |
Багровое
взметнулось полымя |
Как лучше запомнить эти понятия:
В ЕГЭ в бланки ответов можно выписывать общее слово под каждое определение, тоесть ассонанс, аллитерация, анафора и эпифора - это все звукопись, в подтверждение слов посмотрите на схему, которая выше. Но наш вам совет, лучше научиться отличать эти термины друг от друга.
Итак, анафора и эпифора, запоминаются по привычному расположению букв в алфавите: А(первая буква, начало) - анафора (повтор в начале), Э(последняя буква, конец) - эпифора (повтор в конце). С этим разобрались.
Аллитерация и ассонанс. Из определения - это повтор гласных и согласных в поэтическом произведении. Слово ассонанс кончается на согласную, значит(!) - это повтор гласных (запоминаем по принципу противоречия), слово аллитерация кончается на гласную, значит(!) - это повтор согласных.
Может
кому-то последний пример того, как
запомнить эти термины покажется странным,
но он по
крайне мере у вашего любимого админа
работает. И еще, пожалуйста, не забывайте,
что в слове аллитерация
и ассонанс
две двойные согласные, каждая из которых
уходит на свой слог (первый и второй).
Название лексического средства |
Краткая характеристика |
Пример |
Синонимы |
Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению |
Не
часто к нам слетает вдохновенье, |
Антонимы |
Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению |
Рухнула
штукатурка в нижнем этаже, Нервы |
Омонимы |
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению |
Мы
сражаться стали, |
Неологизм |
Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления |
Эти
|
Архаизм |
Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления |
Зажгли
костер, сложилися, |
Историзм |
Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало |
Как
ныне сбирается вещий |
Фразеологизм |
Устойчивое сочетание слов |
Узнали,
подняли тревогу, |
Афоризм |
Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме |
Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) |
Диалектизм |
Слово
или выражение, употребляемое жителями
определенной местности. Диалектизмы: |
– Здорово,
парнище! – |
Профессионализм |
Слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности |
...К
тебе явлюся я; увижу сей дворец, |
Контекст - совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но относящихся к внетекстовой действительности.
Виды контекстов |
Краткая характеристика |
Пример контекста |
Литературный |
Соотнесенность художественного произведения с творчеством писателя, а также с литературной деятельностью его предшественников и современников |
Сопоставление художественного своеобразия "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского с его романами "Бесы" и "Братья Карамазовы" выявляет типичную для писателя проблему - "кровь по совести". |
Исторический |
Социально-политическая ситуация в период создания литературного произведения |
При чтении "Евгения Онегина" А. С. Пушкина необходимо знать основные положения системы крепостного права, различие между барщиной и оброком, положение крестьянства, уклад помещичьей жизни. |
Биографически-бытовой |
Факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, история создания художественного произведения, высказывания писателя по поводу творения |
При анализе стиля произведений А. П. Чехова можно обратиться к письму писателя А. С. Суворину от 1 апреля 1890 года: "Когда я пишу, я вполне расчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам". |
1. Тип литературного героя:
2. Место героя в системе образов и его роль в раскрытии авторского замысла.
3. Типичность литературного героя; наличие или отсутствие прототипов.
4. Характеристика литературного героя.
5. Средства создания литературного персонажа
6. Авторское отношение к данному литературному герою.
1. определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).
2. Учитесь задвать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?
3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).
4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.
5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет мматериалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).
6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.
7. Проверка: не менее двух раз! первый раз - проверка общего ода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).
8. И еще несколько советов:
-
никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;
-
не употребляется слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;
-
не умничайте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;
-
пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.
Тема |
Автор |
Произведение |
Дружба |
А.Пушкин |
«19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам» «Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил» Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг прелестный» |
Б.Окуджава |
«Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке» |
|
В.Высоцкий |
«Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него» |
|
Свобода |
А.Пушкин |
Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!» «К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов» «Узник» «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора» |
М.Лермонтов |
«Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня» «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе) |
|
Любовь |
А.Пушкин |
«Я
вас любил», «На холмах Грузии»,
«Я помню чудное мгновение»(К***). |
Ф.Тютчев |
Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» («Предопределение») |
|
А.Фет |
Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье» - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете. |
|
В.Маяковский |
«Лиличка!» - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину. |
|
А.Ахматова |
Как
правило, А. фиксирует нюансы мыслей,
чувств отвергнутой женщины, понимающей,
что вместе с возлюбленным, от нее
уходит сама жизнь. |
|
М.Лермонтов |
«Молитва»-
лирический герой молится не за себя,
(«не за свою молю душу пустынную»)а
за возлюбленную. |
|
Природа |
А.Пушкин |
«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта. |
Ф. Тютчев |
Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ) «И гам лесной, и шум нагорный— Все вторит весело громам!» «Весенняя гроза» Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере: «Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья». Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!») |
|
А.Фет |
Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья. «И как в росинке чуть заметной Весь солнца лик ты узнаешь, Так слитно в глубине заветной Все мирозданье ты найдешь.» «Добро и зло» Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром: «Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Рассказать, что лес проснутся. Весь проснулся, веткой каждой. Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой» «Я пришел к тебе с приветом» |
|
Б.Пастернак |
Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств. Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы: «И белому, мертвому царству, Бросавшему мысленно в дрожь. Я тихо шепчу: «Благодарствуй! Ты больше, чем просят, даешь». «Зазимки» |
|
М.Лермонтов |
«Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы |
|
Одиночество |
М.Лермонтов |
«И скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей - «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус» |
В.Маяковский |
Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям» - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора: «Деточка Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь» Также поднимается тема поэта и толпы : «Смеялся Кузнецкий, Лишь один я Голос не вмешивал в вой ему» |
|
М.Цветаева |
«Тоска по родине! Давно…» |
|
Изгнание |
М.Лермонтов |
«Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою. |
Ф.Тютчев |
«Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня» |
|
Н.Некрасов |
«Кому на Руси жить хорошо» |
|
Творчество |
А.Фет |
Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души «Не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет» «Я пришел к тебе с приветом» |
Б.Пастернак |
Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать») Высшая сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст: «Во всем мне хочется Дойти до самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. Все время схватывая нить Судеб, событий. Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.» Связь поэта и времени в ст. «Ночь»: «Не спи, не спи художник, Не предавайся сну, Ты вечности заложник У времени в плену» |
|
М.Цветаева |
Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они: «Я знаю: наш дар неравен, Мой голос впервые – тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих!» «Никто ничего не отнял» |
|
Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта |
М.Лермонтов |
«Смерть поэта», «Поэт» - тема поэта и толпы «Но скучен нам простой и годный твой язык Нас тешат блестки и обманы» |
А.Пушкин |
«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт» |
|
Н.Некрасов |
Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков». Поэт не отделяется от толпы: «Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа» «Зачем меня на части рвете?» |
|
А.Фет |
Истинная поэзия - это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира: «Дать жизни вздох, Дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, о чем я зык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец- Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак, и венец!» «Одним толчком согнать ладью живую» |
|
В.Маяковский |
В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности: «Светить всегда! Светить везде! До дней последних до конца» «Невероятное приключение…» Возможности искусства безграничны («Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» - ст. «Разговор с фининспектором о поэзии») Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко» |
|
А.Твардовский |
«Вся суть в одном - единственном завете» Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу. «О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу» |
|
Родина |
М.Лермонтов |
«Родина» Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю сам» |
А.Блок |
В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю» В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством. В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые избы», «расклябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины. Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» - цикл ст., в которых поэт обращается к истории. В ст. «Грешить бесстыдно, беспробудно» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь: «Да и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне» Ст. «Коршун» |
|
С.Есенин |
В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России: «Но люблю тебя, родина кроткая, А за что, разгадать не могу» В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая» «Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!» Ст. «Гой ты, Русь моя родная»: «Если крикнет Рать святая: «Кинь ты все, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою!»» Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги» |
|
Ф.Тютчев |
«Умом Россию не понять» |
|
Философская лирика |
Ф.Тютчев |
Сожалеет о быстротечности жизни: «Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет, и плачет, уходя…» «Далекий друг» |
А.Фет |
Искусство - вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой: «Жизни нет конца, и цели нет иной, Как только вровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой» |
|
М.Цветаева |
В ст. «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле: «Другие всей плотью во плоти блуждают, Из уст пересохших дыханье глотают… А я руки настежь!- застыла – столбняк! Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!» |
|
М.Лермонтов |
«Парус» - смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» - проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы». |
|
Б.Пастернак |
«Снег идет» - быстротечность жизни |
|
Гражданская лирика |
Н.Некрасов |
Тема гражданского служения - быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений» |
А.Ахматова |
В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов: «Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной, Не осквернился скорбный дух» «Мне голос был» Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо: «А здесь, в глухом чаду пожара, Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя» «Не с теми я, кто бросил землю» В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!» |
|
А.Пушкин |
«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» |
|
Сатира |
В.Маяковский |
Сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм. В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал. В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов. Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп». |
Нравы дворян |
Фонвизин «Недоросль» Гоголь «Мертвые души» Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один….» Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
|
Нравы чиновников |
Гоголь «Ревизор» Маяковский «Прозаседавшиеся» Булгаков «Мастер и Маргарита» Пушкин «Капитанская дочка» |
|
Народ |
Н.Некрасов |
«Я лиру посвятил народу своему» - эллегия «Тройка» - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью. «Размышления у парадного подъезда» - обращение к народу: «Где народ. Там и стон….Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил…» Ст. «Железная дорога» |