Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по курсу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.11.2021

Просмотров: 630

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Основы современного менеджментф»


Вопросы


1. Понятие «менеджмент»

2. Менеджмент: функция и процесс управления

3. Менеджмент как аппарат управления

4. Менеджмент как наука и искусство

5. Эволюция менеджмента в XX в

6. Школа научного управления

7. Классическая административная школа управления. Научные принципы управления

8. Поведенческий подход к управлению

9. Системный и ситуационный подходы к управлению

10. Понятие и роль организации в обществе

11. Классификация организаций

12. Организация — открытая система

13. Внутренняя среда организации

14. Внешняя среда организации: дальнее окружение

15. Внешняя среда организации: ближнее окружение

16. Характер управленческого труда

17. Требования к профессиональной компетенции менеджеров

18. Разделение труда вуправлении

19. Функциональное разделение труда вуправлении

20. Взаимосвязь функций управления

21. Понятие организационных конфликтов

22. Типы организационных конфликтов

23. Причины конфликтов в организации

24. Последствия конфликтов в организации

25. Управление конфликтной ситуацией

26. Основные понятия инновационного менеджмента

27. Инновационные стратегии

28. Организация управления инновационной деятельностью. Современная инновационная фирмы

29. Инновационная организационная культура

30. Уровни и формы инновационной деятельности

31. Понятие процесса управления

32. Управленческие ситуации и проблемы

33. Диагностика проблемы в управлении

34. Понятие управленческого решения

35. Основные подходы к классификации управленческих решений

36. Процесс разработки и принятия управленческих решений

37. Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений

38. Содержание планирования как функции управления

39. Особенности планирования. Классификация планов в организации

40. Миссия организации

41. Видение и цели организации

42. Сущность стратегического управления

43. Стратегический анализ: факторы внешней среды

44. Стратегический анализ: факторы внутренней среды

45. Выбор базовой стратегии. Базисные стратегии роста фирмы

46. Методика выбора базовой стратегии. Стратегическое хозяйственное подразделение

47. Мотивация. Основные понятия теории мотивации. Потребности и мотивы

48. Основные понятия теории мотивации. Стимулы и вознаграждение

49. Мотивация как процесс

50. Развитие теории мотивации. Содержательные теории

51. Развитие теории мотивации. Процессуальные теории

52. Понятие и средства контроля

53. Процесс контроля

54. Виды контроля

55. Культура управления и организационная культура

56. Содержание организационной культуры

57. Управление организационной культурой

58. Основы власти в организации

59. Лидерство и управление





Ответы на следующие вопросы


1. Значение менеджмента в российской экономике и его

особенности.

2. Сущность и содержание менеджмента.


3. Принципы управления.

4. Менеджер, его функции.

5. Функции менеджмента. Общие и специфические. Примеры.

6. Разделение труда по горизонтали и функции менеджмента.

7. Основные качества менеджера.

8. Основные качества менеджера и характеристика требований в

зависимости от управленческого уровня.

9. Внутренняя и внешняя среда организации.

10.Миссия, цели и стратегии деловых организаций .

11 .Стратегический менеджмент.

12.Факторы, определяющие выбор хозяйственной стратегии.

13.Бизнес-планы. Назначение, содержание, место в системе

планирования.

14.Финансовый менеджмент, его роль в системе современного

менеджмента.

15.Контроль в системе менеджмента.

16.Виды управленческого контроля.

17. Формы и виды управленческого контроля. Внешний и

внутренний контроль.

18.Классические теории менеджмента.

19. Школа «человеческих отношений» в управлении.

20.Классические и современные теории менеджмента.

21.Принципы управления А.Файоля и современная практика

менеджмента.

22.Понятие прав и ответственности в менеджменте. Принцип

делегирования полномочий.

23 .Принципы делегирования полномочий на верхнем уровне

управления и влияние на степень централизации в организации.

24.Дивизиональная структура управления.

25.Линейно-функциональная структура управления.

26.Матричная структура управления.

27.Организационные отношения и организационная структура.

28.Организация. Оргструктура, принципы ее построения


29.Управленческие информационные системы.

ЗО.Информационное обеспечение менеджмента.

31 .Понятие и классификация управленческих решений.

32.Процесс принятия решений.

33.Подготовка и принятие управленческих решений.

34.Технологии принятия управленческих решений.

35.Управление конфликтами в организации.

36.Негативная и позитивная роль конфликтов и способы их

разрешения.

37.Природа конфликта. Виды и типы конфликтов.

38.Современные тории мотивации.

39.Содержательные теории мотивации.

40.Процессуальные теории мотивации.

41 .Стили управления в менеджменте.

42.Сравнение авторитарного и демократического стилей

руководства.

43.Одномерные и многомерные стили управления в менеджменте. Управленческая решетка Блейк и Муттон.

44.Корпоративная культура и организационное поведение. Дать

понятия и раскрыть взаимосвязь.

45.Неформальная организация: основные характеристики и понятия. 46.Организационная культура и мотивация к труду. 47.Социокультурные различия в международных моделях

менеджмента. Опыт менеджмента в США и Японии.

48.Имидж организации и менеджера.

49.Связи с общественностью как элемент самоорганизации системы.

50.Роль общественного мнения в современном управлении

51.Внутренние коммуникации, способы получения информации

обратной связи о качестве системы управления. 52.Коммуникации в организации: охарактеризовать виды и значение


53.Основные качества лидера.

54.Лидерство в менеджменте.

55.Понятия власти и влияния. Их источники.

56.Основные формы влияния.

57.Менеджмент персонала. Роль линейных руководителей и

специалистов в управлении персоналом.

58.Менеджмент персонала. Основные направления.

59.Методы оценки эффективности управления.

60.Эффективность менеджмента. Понятие и факторы, влияющие на эффективность.

1. Практическое задание. Определить тип организационной структуры по схеме.

2. Практическое задание: Сравнить нормы управляемости (сферы

контроля).

3. Практическое задание. Определить стиль менеджера по

описанию.

4. Практическое задание. Определить основания власти для

приведенного списка должностей и профессий.

5. Практическое задание. Разделить представленные характеристики

по их принадлежности к внутренней или внешней среде организации

(коммерческой фирмы)










1. ПОНЯТИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Термин «менеджмент» пришел в Россию вместе с кардинальными изменениями в экономике и жизни общества (8—10 лет назад), отра¬зив необходимость создания принципиально новой системы управ¬ления в России, адекватной рыночным отношениям. Таким образом, управление в условиях рынка получило название менеджмента.

Слово «менеджмент» (англ. — management) означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Несмотря на то что эти термины обычно принимаются как синонимы, существуют определенные различия в содержании по¬нятий «менеджмент» и «управление».

Управление является более широким, обобщающим понятием по отношению к понятию менеджмента. Управление как целенаправ¬ленная деятельность человека включает упорядочение, регулирова¬ние взаимодействия и создание условий для функционирования и раз¬вития различных объектов и процессов в природе, обществе и техни¬ке. Например, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин «государственное

управление». Управление:

¦ в социальных системах возникает как обособленная функция не¬которых членов организации;

это особый, специфический вид профессиональной деятельности;

всегда имеет дело с людьми;

это, с одной стороны, искусство управления, с другой — регулярный технологический процесс;

характерно для любой организации, организация невозможна без управления.

Менеджмент — особый тип управления, предполагает управление рыночной организацией, организацией, которая нацелена на полу¬чение прибыли. Поэтому отличительными особенностями менеджмен¬та являются: ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка; ориентация на постоянное повышение эффективности произ¬водства; децентрализация и свобода в принятии решений; разработ¬ка стратегических целей и программ и их постоянная корректировка в зависимости от состояния рынка.


До сих пор не существует единой точки зрения на определение по¬нятия менеджмента. В настоящее время наиболее распространенной позицией является взгляд на менеджмент как на процесс планиро¬вания, организации, координации, мотивации и контроля, необходи¬мый для достижения целей организации. Эта точка зрения отражает подход к определению понятия менеджмента как процесса. Кроме это¬го подхода в определениях часто подчеркивается, что менеджмент — особый вид деятельности человека, т.е. функция по управлению само¬стоятельным видом деятельности, которая реализуется через выпол¬нение управленческих действий — функций управления. Наряду с эти¬ми подходами наиболее часто используются подходы к определению менеджмента как искусства управления; как науки, т.е. совокуп¬ности научных знаний и практического опыта; как аппарата управ¬ления и группы людей, управляющих организацией.





2.

Управление как особый вид деятельности зародилось примерно семь тысячелетий назад, с появлением общин и первичным разделе¬нием труда, но только в XVIII в. управление выделилось в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию отличается от производственной функции. Это было связано с появлением крупно¬го машинного производства и зарождением капитализма. Именно тог¬да менеджмент отделился от собственности и выделился в особый вид профессиональной деятельности, отличный от других видов деятель¬ности в организации.

Управление как функция реализуется через выполнение специфи¬ческих управленческих действий, получивших название функций уп¬равления. Состав первых универсальных функций управления был оп¬ределен французским ученым А. Файолем. К ним были отнесены: пред¬видение; организация; распорядительство; согласование; контроль.

В последующем состав и содержание основных функций не раз пе¬ресматривались вместе с развитием теории и практики управления, поэтому в современных работах можно встретить различные подходы к определению функций управления.

Процесс выполнения основных функций управления называется процессом управления. Процесс предполагает взаимосвязь отдель¬ных управленческих функций, их протяженность во времени и пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на до¬стижение целей организации. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных управленческих действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Процесс управления

требует определенных затрат времени, материальных и других ре¬сурсов.

Таким образом, процесс управления можно представить как после¬довательность следующих действий.

1. Планирование (цели, стратегия, планы, программы).

2. Организация (организационная структура, порядок взаимодей¬


ствия, распределение задач).

3. Мотивация (управление персоналом, стимулы к работе).

4. Контроль (управленческий и финансовый учет, отчетность, анализ

выполнения планов).

5. Координация (управленческое действие, пронизывающее и свя¬

зывающее все остальные).

Для того чтобы выполнить каждую функцию управления, приходит¬ся решать целый ряд проблем управления и принимать множество управленческих решений, в результате которых управляемый объект приводится в желаемое состояние. В сущности, все взаимосвязанные управленческие действия направлены на принятие решений для реа¬лизации целей организации. Поэтому процесс управления также мож¬но определить как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, разработкой, принятием и организацией выпол¬нения управленческих решений.




3

Когда говорят «менеджмент компании», нередко подразумевают аппарат управления как обязательный орган любой современной орга¬низации. Аппаратный подход к управлению предполагает повышен¬ное внимание к проблемам проектирования и развития структур управ¬ления, централизации и децентрализации в распределении функций управления, связям между ячейками и уровнями управления. Менед¬жмент должен определить организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействия и информационных связей с другими подразделениями, масштаб управления и охват контролем. Он должен поставить задачи перед под¬разделениями и наделить их необходимыми ресурсами. От умелого решения всех этих вопросов и своевременной корректировки и изме¬нения структуры очень сильно зависит успех функционирования орга¬низации.

Люди, занятые в аппарате управления, — это люди, осуществляю¬щие процесс управления посредством профессионального выпол¬нения управленческих функций. В современных организациях они называются менеджерами или руководителями. Функции и задачи

менеджеров:

обеспечивают выполнение организацией ее основного предназ¬

начения и способствуют достижению целей организации;

устанавливают и координируют взаимодействие между отдельны¬

ми операциями и действиями, выполняемыми в организации;

разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющем¬ся окружении;

полнил ин основным информационным звеном связи организации с ее окружением;

являются основным информационным звеном связи организации с ее окружением

несут ответственность за результаты деятельности организации и др.

Управленческая деятельность в организации отличается чрезвычай¬ным разнообразием. Теоретиками менеджмента предложено мно¬жество моделей, которые по-своему верно описывают те или иные особенности труда руководителя, но ни одна из них не в состоянии полностью охватить сущностное содержание этой деятельности и пе¬редать специфику, которая отличает руководство от всех иных профес¬сий. Труд руководителя сложен и многогранен. Руководить людьми, объединенными в организацию, — значит добиваться намеченных ре¬зультатов, мобилизуя их на эффективный совместный труд.