ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.11.2021
Просмотров: 643
Скачиваний: 1
Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Основы современного менеджментф»
Вопросы
1. Понятие «менеджмент»
2. Менеджмент: функция и процесс управления
3. Менеджмент как аппарат управления
4. Менеджмент как наука и искусство
5. Эволюция менеджмента в XX в
6. Школа научного управления
7. Классическая административная школа управления. Научные принципы управления
8. Поведенческий подход к управлению
9. Системный и ситуационный подходы к управлению
10. Понятие и роль организации в обществе
11. Классификация организаций
12. Организация — открытая система
13. Внутренняя среда организации
14. Внешняя среда организации: дальнее окружение
15. Внешняя среда организации: ближнее окружение
16. Характер управленческого труда
17. Требования к профессиональной компетенции менеджеров
18. Разделение труда вуправлении
19. Функциональное разделение труда вуправлении
20. Взаимосвязь функций управления
21. Понятие организационных конфликтов
22. Типы организационных конфликтов
23. Причины конфликтов в организации
24. Последствия конфликтов в организации
25. Управление конфликтной ситуацией
26. Основные понятия инновационного менеджмента
27. Инновационные стратегии
28. Организация управления инновационной деятельностью. Современная инновационная фирмы
29. Инновационная организационная культура
30. Уровни и формы инновационной деятельности
31. Понятие процесса управления
32. Управленческие ситуации и проблемы
33. Диагностика проблемы в управлении
34. Понятие управленческого решения
35. Основные подходы к классификации управленческих решений
36. Процесс разработки и принятия управленческих решений
37. Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений
38. Содержание планирования как функции управления
39. Особенности планирования. Классификация планов в организации
40. Миссия организации
41. Видение и цели организации
42. Сущность стратегического управления
43. Стратегический анализ: факторы внешней среды
44. Стратегический анализ: факторы внутренней среды
45. Выбор базовой стратегии. Базисные стратегии роста фирмы
46. Методика выбора базовой стратегии. Стратегическое хозяйственное подразделение
47. Мотивация. Основные понятия теории мотивации. Потребности и мотивы
48. Основные понятия теории мотивации. Стимулы и вознаграждение
49. Мотивация как процесс
50. Развитие теории мотивации. Содержательные теории
51. Развитие теории мотивации. Процессуальные теории
52. Понятие и средства контроля
53. Процесс контроля
54. Виды контроля
55. Культура управления и организационная культура
56. Содержание организационной культуры
57. Управление организационной культурой
58. Основы власти в организации
59. Лидерство и управление
Ответы на следующие вопросы
1. Значение менеджмента в российской экономике и его
особенности.
2. Сущность и содержание менеджмента.
3. Принципы управления.
4. Менеджер, его функции.
5. Функции менеджмента. Общие и специфические. Примеры.
6. Разделение труда по горизонтали и функции менеджмента.
7. Основные качества менеджера.
8. Основные качества менеджера и характеристика требований в
зависимости от управленческого уровня.
9. Внутренняя и внешняя среда организации.
10.Миссия, цели и стратегии деловых организаций .
11 .Стратегический менеджмент.
12.Факторы, определяющие выбор хозяйственной стратегии.
13.Бизнес-планы. Назначение, содержание, место в системе
планирования.
14.Финансовый менеджмент, его роль в системе современного
менеджмента.
15.Контроль в системе менеджмента.
16.Виды управленческого контроля.
17. Формы и виды управленческого контроля. Внешний и
внутренний контроль.
18.Классические теории менеджмента.
19. Школа «человеческих отношений» в управлении.
20.Классические и современные теории менеджмента.
21.Принципы управления А.Файоля и современная практика
менеджмента.
22.Понятие прав и ответственности в менеджменте. Принцип
делегирования полномочий.
23 .Принципы делегирования полномочий на верхнем уровне
управления и влияние на степень централизации в организации.
24.Дивизиональная структура управления.
25.Линейно-функциональная структура управления.
26.Матричная структура управления.
27.Организационные отношения и организационная структура.
28.Организация. Оргструктура, принципы ее построения
29.Управленческие информационные системы.
ЗО.Информационное обеспечение менеджмента.
31 .Понятие и классификация управленческих решений.
32.Процесс принятия решений.
33.Подготовка и принятие управленческих решений.
34.Технологии принятия управленческих решений.
35.Управление конфликтами в организации.
36.Негативная и позитивная роль конфликтов и способы их
разрешения.
37.Природа конфликта. Виды и типы конфликтов.
38.Современные тории мотивации.
39.Содержательные теории мотивации.
40.Процессуальные теории мотивации.
41 .Стили управления в менеджменте.
42.Сравнение авторитарного и демократического стилей
руководства.
43.Одномерные и многомерные стили управления в менеджменте. Управленческая решетка Блейк и Муттон.
44.Корпоративная культура и организационное поведение. Дать
понятия и раскрыть взаимосвязь.
45.Неформальная организация: основные характеристики и понятия. 46.Организационная культура и мотивация к труду. 47.Социокультурные различия в международных моделях
менеджмента. Опыт менеджмента в США и Японии.
48.Имидж организации и менеджера.
49.Связи с общественностью как элемент самоорганизации системы.
50.Роль общественного мнения в современном управлении
51.Внутренние коммуникации, способы получения информации
обратной связи о качестве системы управления. 52.Коммуникации в организации: охарактеризовать виды и значение
53.Основные качества лидера.
54.Лидерство в менеджменте.
55.Понятия власти и влияния. Их источники.
56.Основные формы влияния.
57.Менеджмент персонала. Роль линейных руководителей и
специалистов в управлении персоналом.
58.Менеджмент персонала. Основные направления.
59.Методы оценки эффективности управления.
60.Эффективность менеджмента. Понятие и факторы, влияющие на эффективность.
1. Практическое задание. Определить тип организационной структуры по схеме.
2. Практическое задание: Сравнить нормы управляемости (сферы
контроля).
3. Практическое задание. Определить стиль менеджера по
описанию.
4. Практическое задание. Определить основания власти для
приведенного списка должностей и профессий.
5. Практическое задание. Разделить представленные характеристики
по их принадлежности к внутренней или внешней среде организации
(коммерческой фирмы)
1. ПОНЯТИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Термин «менеджмент» пришел в Россию вместе с кардинальными изменениями в экономике и жизни общества (8—10 лет назад), отра¬зив необходимость создания принципиально новой системы управ¬ления в России, адекватной рыночным отношениям. Таким образом, управление в условиях рынка получило название менеджмента.
Слово «менеджмент» (англ. — management) означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Несмотря на то что эти термины обычно принимаются как синонимы, существуют определенные различия в содержании по¬нятий «менеджмент» и «управление».
Управление является более широким, обобщающим понятием по отношению к понятию менеджмента. Управление как целенаправ¬ленная деятельность человека включает упорядочение, регулирова¬ние взаимодействия и создание условий для функционирования и раз¬вития различных объектов и процессов в природе, обществе и техни¬ке. Например, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин «государственное
управление». Управление:
¦ в социальных системах возникает как обособленная функция не¬которых членов организации;
• это особый, специфический вид профессиональной деятельности;
• всегда имеет дело с людьми;
это, с одной стороны, искусство управления, с другой — регулярный технологический процесс;
• характерно для любой организации, организация невозможна без управления.
Менеджмент — особый тип управления, предполагает управление рыночной организацией, организацией, которая нацелена на полу¬чение прибыли. Поэтому отличительными особенностями менеджмен¬та являются: ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка; ориентация на постоянное повышение эффективности произ¬водства; децентрализация и свобода в принятии решений; разработ¬ка стратегических целей и программ и их постоянная корректировка в зависимости от состояния рынка.
До сих пор не существует единой точки зрения на определение по¬нятия менеджмента. В настоящее время наиболее распространенной позицией является взгляд на менеджмент как на процесс планиро¬вания, организации, координации, мотивации и контроля, необходи¬мый для достижения целей организации. Эта точка зрения отражает подход к определению понятия менеджмента как процесса. Кроме это¬го подхода в определениях часто подчеркивается, что менеджмент — особый вид деятельности человека, т.е. функция по управлению само¬стоятельным видом деятельности, которая реализуется через выпол¬нение управленческих действий — функций управления. Наряду с эти¬ми подходами наиболее часто используются подходы к определению менеджмента как искусства управления; как науки, т.е. совокуп¬ности научных знаний и практического опыта; как аппарата управ¬ления и группы людей, управляющих организацией.
2.
Управление как особый вид деятельности зародилось примерно семь тысячелетий назад, с появлением общин и первичным разделе¬нием труда, но только в XVIII в. управление выделилось в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию отличается от производственной функции. Это было связано с появлением крупно¬го машинного производства и зарождением капитализма. Именно тог¬да менеджмент отделился от собственности и выделился в особый вид профессиональной деятельности, отличный от других видов деятель¬ности в организации.
Управление как функция реализуется через выполнение специфи¬ческих управленческих действий, получивших название функций уп¬равления. Состав первых универсальных функций управления был оп¬ределен французским ученым А. Файолем. К ним были отнесены: пред¬видение; организация; распорядительство; согласование; контроль.
В последующем состав и содержание основных функций не раз пе¬ресматривались вместе с развитием теории и практики управления, поэтому в современных работах можно встретить различные подходы к определению функций управления.
Процесс выполнения основных функций управления называется процессом управления. Процесс предполагает взаимосвязь отдель¬ных управленческих функций, их протяженность во времени и пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на до¬стижение целей организации. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных управленческих действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Процесс управления
требует определенных затрат времени, материальных и других ре¬сурсов.
Таким образом, процесс управления можно представить как после¬довательность следующих действий.
1. Планирование (цели, стратегия, планы, программы).
2. Организация (организационная структура, порядок взаимодей¬
ствия, распределение задач).
3. Мотивация (управление персоналом, стимулы к работе).
4. Контроль (управленческий и финансовый учет, отчетность, анализ
выполнения планов).
5. Координация (управленческое действие, пронизывающее и свя¬
зывающее все остальные).
Для того чтобы выполнить каждую функцию управления, приходит¬ся решать целый ряд проблем управления и принимать множество управленческих решений, в результате которых управляемый объект приводится в желаемое состояние. В сущности, все взаимосвязанные управленческие действия направлены на принятие решений для реа¬лизации целей организации. Поэтому процесс управления также мож¬но определить как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, разработкой, принятием и организацией выпол¬нения управленческих решений.
3
Когда говорят «менеджмент компании», нередко подразумевают аппарат управления как обязательный орган любой современной орга¬низации. Аппаратный подход к управлению предполагает повышен¬ное внимание к проблемам проектирования и развития структур управ¬ления, централизации и децентрализации в распределении функций управления, связям между ячейками и уровнями управления. Менед¬жмент должен определить организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействия и информационных связей с другими подразделениями, масштаб управления и охват контролем. Он должен поставить задачи перед под¬разделениями и наделить их необходимыми ресурсами. От умелого решения всех этих вопросов и своевременной корректировки и изме¬нения структуры очень сильно зависит успех функционирования орга¬низации.
Люди, занятые в аппарате управления, — это люди, осуществляю¬щие процесс управления посредством профессионального выпол¬нения управленческих функций. В современных организациях они называются менеджерами или руководителями. Функции и задачи
менеджеров:
• обеспечивают выполнение организацией ее основного предназ¬
начения и способствуют достижению целей организации;
• устанавливают и координируют взаимодействие между отдельны¬
ми операциями и действиями, выполняемыми в организации;
• разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющем¬ся окружении;
полнил ин основным информационным звеном связи организации с ее окружением;
• являются основным информационным звеном связи организации с ее окружением
• несут ответственность за результаты деятельности организации и др.
Управленческая деятельность в организации отличается чрезвычай¬ным разнообразием. Теоретиками менеджмента предложено мно¬жество моделей, которые по-своему верно описывают те или иные особенности труда руководителя, но ни одна из них не в состоянии полностью охватить сущностное содержание этой деятельности и пе¬редать специфику, которая отличает руководство от всех иных профес¬сий. Труд руководителя сложен и многогранен. Руководить людьми, объединенными в организацию, — значит добиваться намеченных ре¬зультатов, мобилизуя их на эффективный совместный труд.