Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 1(при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Восприимчивость к воздействиям сверстника:

0 - отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;

1 - слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, выбирая индивидуальную игру;

2 - средняя: ребенок не неизменно отвечает на предложения сверстников;

3 - высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, энергично подхватывает их идеи и действия.

Превалирующий чувствительный фон

0 - отрицательный;

1 - нейтрально-деловой;

2 - положительный.

Неимение либо слабо выраженная инициативность (0-1 балл) может говорить о малоразвитости надобности в общении со сверстниками либо о неумении обнаружить подход к ним. Средний и высокий ярусы инициативности (2-3 балла) говорят о типичном ярусе становления спросы в общении.

Неимение восприимчивости к воздействиям сверстника (0-1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать иного, что является значительной преградой в становлении межличностных отношений.

Значимой добротной колляцией общения является превалирующий чувствительный фон. В случае если преобладающим является отрицательный фон, ребенок требует специального внимания. Если же господствует правильный фон либо правильные и негативные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о типичном чувствительном настрое по отношению к сверстнику.

2. Способ проблемных обстановок «Мозаика» разрешает диагностировать особенности взаимоотношений со сверстниками.

В игре участвуют двое детей. Зрелый дает всякому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Вначале одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а иному - отслеживать за действиями компаньона. Тут главно подметить интенсивность и активность внимания отслеживающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания зрелый вначале порицает действия ребенка, а после этого поощряет их. Фиксируется реакция отслеживающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой либо поддерживает отрицательные оценки взрослого, выражает ли протест в результат на вознаграждения либо принимает их.

Во 2-й части проблемной обстановки детям предлагается вперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы различного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка предпочтительно лежат желтые детали, а в коробочке иного - синие. Приступив к работе, один из детей скоро примечает, что в его коробочке неудовлетворительно желтых элементов. Таким образом, появляется обстановка, в которой ребенок вынужден обращаться за подмогой к своему сверстнику, умолять необходимые для его солнышка желтые элементы. Позже того как оба солнышка готовы, зрелый умоляет сделать над солнышком небосвод. На данный раз нужных элементов не оказывается в коробочке иного ребенка. Способность и желание ребенка подмогнуть иному и отдать свою деталь, даже если она надобна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания.


Обработка данных и обзор итогов. Во всех приведенных выше проблемных обстановках главно подмечать следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам:

Степень чувствительной вовлеченности ребенка в действия сверстника:

0 - полное неимение интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, глядит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором);

1 -беглые заинтересованные взоры в сторону сверстника;

2 - периодическое пристальное слежение за действиями сверстника, отдельные вопросы либо комментарии к действиям сверстника;

3 - пристальное слежение и энергичное ввязывание в действия сверстника.

Нрав участия в действиях сверстника:

0 - нет оценок;

1 - отрицательные оценки;

2 - демонстративные оценки;

3 - положительные оценки.

Нрав и степень выраженности сопереживания сверстнику:

0 - индифферентная - заключается в безразличии как к позитивным, так и к негативным оценкам компаньона, что отражает всеобщую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям;

1 - неадекватная реакция - абсолютная помощь порицания взрослого и протест в результат на его вознаграждение;

2 - отчасти адекватная реакция - согласие как с позитивными, так и с негативными оценками взрослого;

3 - адекватная реакция - счастливое принятие правильной оценки и несогласие с негативной оценкой.

Нрав и степень проявления просоциальных форм поведения:

0 - отказ - ребенок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнеру своих деталей;

1 - провокационная подмога - отслеживается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали;

2 - прагматическая поддержка - в этом случае дети не отказываются подмогнуть сверстнику, но только позже того, как исполнят задание сами;

3 - абсолютная поддержка - не полагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет иному вероятность пользоваться всеми своими элементами.

3. Методология «Картинки» дозволяет описать особенности взаимодействия детей с подмогой проблемной обстановки. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие обстановки:

- группа детей не принимает своего сверстника в игру;



- девчонка сломала у иной девчонки ее куклу;

- мальчуган взял без потребности игрушку девчонки;

- мальчуган рушит постройку из кубиков у детей.

Степень решения задачи измеряется по трехбалльной шкале:

0 баллов - неимение результата;

1 балл - обращение за подмогой к кому-либо;

2 балла - независимое и конструктивное решение загвоздки.

Таким образом, постижение гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста проводилось на базе СП ГБОУ СОШ №6, детский сад №15 г. Отрадного. В изыскании принимало участие 20 детей дошкольного возраста (10 девчонок и 10 мальчуганов). Для постижения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста применялся комплекс методологий.
2.2 Обзор итогов эмпирического изыскания

Диагностика гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста показала следующее. В таблице 1 представлены показатели детей дошкольного возраста на основе слежения.

Таблица 1

Итоги дошкольников на основе слежения

Подгруппа дошкольников Инициативность Чувствительность Эмоциональный фон

Мальчуганы 2,5 1,7 1,1

Девочки 2,3 3,1 1,6
Таблица 1 показывает, что у мальчуганов выше показатели по шкале «инициативность», у девчонок выше показатели по шкалам «восприимчивость к воздействиям сверстника» и «чувствительный фон». Данные свидетельствуют о том, что мальчуганы почаще проявляют инициативу во взаимоотношениях со сверстниками, чем девчонки. Девчонки почаще отвечает на предложения сверстников, чем мальчуганы. При этом у девчонок отмечается больше положительный чувствительный фон, чем у мальчуганов, которые ближе к нейтрально-деловому жанру.

В таблице 2 представлены показатели детей дошкольного возраста на основе проблемных обстановок «Мозаика».

Таблица 2

Итоги дошкольников на основе проблемных обстановок «Мозаика»

Подгруппа дошкольников Эмоциональная вовлеченность Участие в действиях Сопереживание Просоциальные формы

Мальчики 2,8 1,1 1,5 0,9

Девочки 2,2 2,1 2,1 1,8

Таблица 2 показывает, что у мальчуганов выше показатели по шкале «степень чувствительной вовлеченности ребенка в действия сверстника», у девчонок выше показатели по шкалам «нрав участия в действиях сверстника», «нрав и степень выраженности сопереживания сверстнику», «нрав и степень проявления просоциальных форм поведения». Данные свидетельствуют о том, что мальчуганы в большей степени заинтересованы в действиях сверстников, чем девчонки. При этом мальчуганы больше отрицательно и неадекватно оценивают действия сверстников, чем девчонки. Мальчуганы реже уступают сверстникам, чем девчонки.


В таблице 3 представлены показатели детей дошкольного возраста по методике «Картинки».

Таблица 3

Итоги дошкольников по методике «Картинки»

Подгруппа дошкольников Показатель

Мальчики 0,5

Девочки 1,3

Таблица 3 показывает, что мальчуганам труднее обнаружить выход из проблемной обстановки, чем девчонкам.

Таким образом, у мальчуганов выше показатели по шкале «инициативность», у девчонок выше показатели по шкалам «восприимчивость к воздействиям сверстника» и «чувствительный фон». Найдено, что у мальчуганов выше показатели по шкале «степень чувствительной вовлеченности ребенка в действия сверстника», у девчонок выше показатели по шкалам «нрав участия в действиях сверстника», «нрав и степень выраженности сопереживания сверстнику», «нрав и степень проявления просоциальных форм поведения». Мальчуганы реже уступают сверстникам, чем девчонки. Также выявлено, что мальчуганам труднее обнаружить выход из проблемной обстановки, чем девчонкам.

Итоги по 2-й главе

Данное эмпирическое изыскание направлено на постижение гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста проводилось на базе СП ГБОУ СОШ №6, детский сад №15 г.Отрадного. В изыскании принимало участие 20 детей дошкольного возраста (10 девчонок и 10 мальчуганов). Для постижения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста применялся комплекс методологий.

Изыскание показало, что у мальчуганов выше показатели по шкале «инициативность», у девчонок выше показатели по шкалам «восприимчивость к воздействиям сверстника» и «чувствительный фон». Данные свидетельствуют о том, что мальчуганы почаще проявляют инициативу во взаимоотношениях со сверстниками, чем девчонки. Девчонки почаще отвечает на предложения сверстников, чем мальчуганы. При этом у девчонок отмечается больше положительный чувствительный фон, чем у мальчуганов, которые ближе к нейтрально-деловому жанру. Найдено, что у мальчуганов выше показатели по шкале «степень чувствительной вовлеченности ребенка в действия сверстника», у девчонок выше показатели по шкалам «нрав участия в действиях сверстника», «нрав и степень выраженности сопереживания сверстнику», «нрав и степень проявления просоциальных форм поведения». Данные свидетельствуют о том, что мальчуганы в большей степени заинтересованы в действиях сверстников, чем девчонки. При этом мальчуганы больше отрицательно и неадекватно оценивают действия сверстников, чем девчонки. Мальчуганы реже уступают сверстникам, чем девчонки. Также выявлено, что мальчуганам труднее обнаружить выход из проблемной обстановки, чем девчонкам.


Полученные данные подтверждают выдвинутую догадку о том, что гендерные особенности оказывают воздействие на основные колляции взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте, определяя добротное своеобразие поведения девочек и мальчиков.

Заключение

Обзор литературных источников показал, что в дошкольном возрасте начинает складываться многоуровневая организация психического становления. В условиях целевого, обучающего общения с взрослыми появляются больше трудные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный итог и включающие элементарные приемы умственного реформирования материала.

В дошкольном детстве основное значение в личностном становлении ребенка по-бывшему имеют родители. Нрав общения родителей с ребенком непринужденно сказывается на образовании у него тех либо иных личностных качеств и видов поведения. Тяготение к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из толчков поведения.

Девчонки значительно почаще, чем мальчуганы, оценивают друг друга позитивно, в то время как мальчуганы склонны к большему числу негативных взаимооценок. Как вестимо, дошкольники для оценки друг друга пользуются теми качествами, с подмогой которых их оценивают педагоги.

Данное эмпирическое изыскание направлено на постижение гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста проводилось на базе СП ГБОУ СОШ №6, детский сад №15, г.Отрадного. В изыскании принимало участие 20 детей дошкольного возраста (10 девчонок и 10 мальчуганов). Для постижения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста применялся комплекс методологий.

По итогам эмпирического изыскания у мальчуганов выше показатели по шкале «инициативность», у девчонок выше показатели по шкалам «восприимчивость к воздействиям сверстника» и «чувствительный фон». Найдено, что у мальчуганов выше показатели по шкале «степень чувствительной вовлеченности ребенка в действия сверстника», у девчонок выше показатели по шкалам «нрав участия в действиях сверстника», «нрав и степень выраженности сопереживания сверстнику», «нрав и степень проявления просоциальных форм поведения». Мальчуганы реже уступают сверстникам, чем девчонки. Также выявлено, что мальчуганам труднее обнаружить выход из проблемной обстановки, чем девчонкам.

Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2015г.