Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 1(при наличии).docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, становление межличностных отношений в дошкольном возрасте охватывает три сферы общения детей: с близкими взрослыми в семье, с педагогами детского сада и со сверстниками. В семье ребенок постигает формы и оглавление общения, которые после этого переносятся в дошкольное учреждение и используются там и к взрослому, и к сверстнику. Теснее в системе семейных отношений выдаются две стороны важного взаимодействия: деловая и чувствительно-личностная. Эти же стороны оказываются значительными при взаимодействии с педагогом, но специальную значимость они приобретают при общении со сверстниками. Если у ребенка отсутствуют достижения в обеих сторонах, то он оказывается не принятым в детское сообщество.
1.3 Гендерные особенности взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте
В нынешней психологии гендерные отличия рассматриваются как обозначение общественно-психологических отличий между мужчинами и женщинами. Гендерные отличия связаны как с психофизиологическими, так и психологическими особенностями.
Конструкция общения детей характеризуется гендерными особенностями. М.И. Лисина описывает этапы общения ребенка со сверстниками: чувствительно-фактическое, ситуативно-деловое и внеситуативно-деловое общение.
Чувствительно-фактическое общение основано на подражании, совместной деятельности. Основные средства общения на этом этапе - локомоции и экспрессивные движения. В сверстнике дети этого возраста видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не примечают. Ситуативно-деловое общение включает в себя становление ролевой игры, внимание ребёнка начинают привлекать сверстники. Основное оглавление общения - деловое сотрудничество, конкурентное предисловие и соревновательност, что в большей степени характерно для мальчуганов. Внеситуативно-деловое общение характеризуется проявлением избирательности в контактах, дружбы.
В дошкольный период становления детской психики общение выступает как ведущий фактор, которым обусловлено скапливание и усвоение новых познаний, знаний и навыков, потому что новообразования психики этого периода формируются в процессе деятельности.
Становление общения ребенка происходит на основе овладения средствами языка: знания вольно выражать свои мысли речевыми средствами, применяя при этом разные типы предложений, соблюдения логики передаваемой информации, от того что главнейшим фактором осуществления коммуникативной деятельности является надобность и знание пользоваться языковыми средствами в речевой практике.
Становление общения детей дошкольного возраста связано с несколькими составляющими:
- комплекс индивидуально-психологических качеств фигуры ребенка общественной направленности;
- ярус познаний, знаний и навыков общения;
- желание и надобность вступать в общение;
- знание исследовать и адекватно оценивать общественно-коммуникативные обстановки и отслеживать свое состояние в контактах с окружающими.
По словам А.К. Марковой, становление общения дошкольников включает в себя следующие компоненты: потребностно-мотивационный, личностный, рефлексивный, практико-действенный.
Когнитивный компонент образует умения о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, содействующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, сопровождающих его. Дошкольник учится общению, отслеживая поведение близких людей, подражая их примеру. Это дозволяет отменнее осознать особенности собственного общения, улучшить его, разнообразить коммуникативные вероятности.
Личностный компонент образует особенности фигуры, вступающей в общение, которые влияют на оглавление, процесс и сущность общения. Общение дошкольника основано на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, честности, чувствительной устойчивости.
Чувствительный компонент общения связан с созданием и поддержанием положительного чувствительного контакта с собеседником, саморегуляцией, знанием реагировать на метаморфоза состояния партнёра. Обозначенные составляющие чувствительного компонента в доступной форме могут вырабатываться у дошкольника.
Поведенческий компонент образуют коммуникативные знания, методы деятельности и навык, тот, что является образованием, интегрирующим в себя на ярусе поведения и деятельности все проявления общения. Коммуникативные знания как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать определенной задачей становления либо коррекции у ребенка.
В младшем дошкольном возрасте, невзирая на то, что общение и мальчуганов, и девчонок не является исключительно интенсивным, но все же довольно выражено, то в старшем дошкольном возрасте общение в группе детского сада подчинено ограничениям в общении детей различного пола. В первую очередь это связано с гендерными особенностями процесса социализации на данном этапе онтогенеза. В данный период отслеживаются отличия в освоении общественных ролей. Помимо этого, по данным современных нейрофизиологических изысканий, мальчуганы отличаются большей импульсивностью и тяготением к двигательной активности, что также затрудняет освоение ими ролей, полагающих существенные ограничения их активности.
Гендерные особенности в дошкольном возрасте во многом определяют специфику межличностного воспринятия детей, оценивание сверстников с точки зрения наличия позитивных и негативных качеств. Девчонки значительно почаще, чем мальчуганы, оценивают друг друга одобрительно, в то время как мальчуганы склонны к большему числу негативных взаимооценок. Как вестимо, дошкольники для оценки друг друга пользуются теми качествами, с подмогой которых их оценивают педагоги. Впрочем среди мальчуганов особенно важными становятся маскулинные качества, высоко оцениваемые ими самими и их отцами.
Сверстник в дошкольном возрасте начинает играть роль фактора, влияющего на половую дифференциацию. С освоением общественных ролей и, в частности, с освоением полоролевой идентификации связано нравственное становление детей. В его изыскании было установлено, что дошкольники в сопоставлении с младшими школьниками больше отрицательно относятся к нарушениям полоролевого поведения. При этом оказалось, что мальчуганы больше нетерпимы к нарушениям полоролевого поведения у мальчуганов, чем у девчонок. Причем для детей больше главным фактором оказывается нарушение не самого поведения, а внешней атрибутики роли.
Таким образом, в дошкольном возрасте отмечаются следующие гендерные особенности взаимодействия со сверстниками. Гендерные особенности в дошкольном возрасте во многом определяют специфику межличностного воспринятия детей, оценивание сверстников с точки зрения наличия правильных и негативных качеств. Девчонки значительно почаще, чем мальчуганы, оценивают друг друга позитивно, в то время как мальчуганы склонны к большему числу негативных взаимооценок.
Итоги по первой главе
Теоретический обзор научной литературы по задаче изыскания показал, что во всех сферах психики дошкольника единовременно работают психические образования, разные по степени сформированности. Неровность становления познавательных процессов является отличительной чертой дошкольного возраста. Дошкольный возраст - это возраст становления тех качеств, которые обеспечивают удачную адаптацию ребенка к школьной жизни. В аспекте постигаемой задачи дошкольный возраст является периодом насыщенного становления воображения и образных форм мышления, а также познавательной направленности.
В дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что разрешает ему в будущем отменно сходиться с людьми, налаживать с ними типичные деловые и собственные взаимоотношения.
Сверстник в дошкольном возрасте начинает играть роль фактора, влияющего на половую дифференциацию. С освоением общественных ролей и, в частности, с освоением полоролевой идентификации связано нравственное становление детей. В его изыскании было установлено, что дошкольники в сопоставлении с младшими школьниками больше отрицательно относятся к нарушениям полоролевого поведения. При этом оказалось, что мальчуганы больше нетерпимы к нарушениям полоролевого поведения у мальчуганов, чем у девчонок. Причем для детей больше главным фактором оказывается нарушение не самого поведения, а внешней атрибутики роли.
Глава 2. Эмпирическое изыскание гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и способы эмпирического изыскания
Постижение гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста проводилось на базе СП ГБОУ СОШ №6, детский сад №15 г. Отрадного. В изыскании принимало участие 20 детей дошкольного возраста (10 девчонок и 10 мальчуганов).
Цель эмпирического изыскания - постижение гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Задачи эмпирического изыскания:
- разработать диагностический инструментарий для постижения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста;
- провести диагностику гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста;
- проанализировать полученные итоги эмпирического изыскания.
Для постижения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста применялись следующие способы.
1. Способ слежения разрешает описать особенности взаимодействия детей. При слежении нужно обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
- инициативность отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, всподвигнуть к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, поделить веселье и огорчение;
- восприимчивость к воздействиям сверстника отражает желание и подготовленность ребенка воспринять его действия и отозваться на предложения;
- превалирующий чувствительный фон проявляется в чувствительной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками.
Критерии оценки параметров.
Инициативность:
0 - отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве либо пассивно следует за другими;
1 - слабая: ребенок весьма редко проявляет активность и выбирает следовать за другими детьми;
2 - средняя: ребенок зачастую проявляет инициативу, впрочем он не бывает напористым;
3 - ребенок энергично привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает разные варианты взаимодействия.