Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 1(при наличии).docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По словам Е.Е. Кравцовой, в дошкольном возрасте начинает складываться больше скептическая оценка себя, своих качеств, начинается дифференциация самооценки. Изначально самооценка находится в узкой связи с оценкой взрослого, которую ребенок ищет и получает. В дошкольном возрасте образуются личные представления о себе. Перелом в становлении самооценки относится к старшему дошкольному усилюсь. Старший дошкольный возраст характеризуется постепенным усилением роли когнитивных компонентов в образовании самооценки. Больше выраженными становятся процессы дифференциации и интеграции самооценки, расслоения частных самооценок, избирательность их взаимодействия с всеобщей самооценкой, усилении в ней роли когнитивных процессов, рефлексивной и регулятивной функции.
Оглавление рефлексии сводится к овладению обобщенными методами действий в сфере научных представлений.
Под ее влиянием у ребенка формируется произвольность психических процессов, действия контроля, знание исследовать свои действия и рассуждения. Это знание и лежит в основе рефлексии, качества фигуры, дозволяющего контролировать и оценивать методы выполнения учебных действии и их итоги. На основе самооценки у детей складывается ярус притязаний. Если притязания превышают вероятности ребенка, у него могут появиться острые аффективные переживания.
Таким образом, неровность становления познавательных процессов является отличительной чертой дошкольного возраста. Изыскания показывают, что значимую роль в становлении дошкольников играет речь. Слово фиксирует итог познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Включение речи в познавательную действие содействует интеграции всех познавательных процессов. В дошкольном возрасте начинает складываться многоуровневая организация психического становления.
1.2 Становление взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что разрешает ему в будущем классно сходиться с людьми, налаживать с ними типичные деловые и собственные взаимоотношения.
В условиях отсутствия грубой регламентации активности со стороны взрослого общение дошкольников между собой характеризуется специфической конструкцией. Одна из особенностей этой конструкции состоит в том, что в группе детского сада в процессе свободного общения выдаются по превосходству два типа подгрупп детей, из которых одни подгруппы характеризуются довольно устойчивыми и касательно долгими контактами своих членов, а другие могут быть оценены как кратковременные объединения, которые стремительно распадаются и меняют свой состав. Помимо этого, в группы также включены дети, фактически не контактирующие с другими дошкольниками.
На протяжении дошкольного возраста отслеживается определенная динамика: в младшем дошкольном возрасте, как водится, отсутствуют устойчивые объединения, включающие 3 и больше воспитанников, и касательно крупно число детей, не вступающих в общение со сверстниками, а к концу дошкольного возраста устойчивые объединения существуют фактически в всякой группе детского сада, возрастает количество входящих в них детей и сокращается число дошкольников, избегающих контакта со сверстниками.
Главно подметить, что с возрастом возрастает всеобщая продолжительность взаимодействия детей. Одна и та же устойчивая группировка в старшем дошкольном возрасте может сохраняться на протяжении недель и даже месяцев. Присутствие таких объединений говорит о том, что к этому усилюсь начинают оформляться общественно-психологические процессы структурирования детских отношений, обусловленные не столько влиянием взрослого, сколько особенностями взаимодействия самих дошкольников.
В группе дошкольников представлены фактически те же социометрические категории, что и в группах детей больше старшего возраста, - высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные дети. Дошкольники с низким рангом оказываются изолированными раньше каждого в обстановках, когда действие не регламентируется педагогом. Высокостатусные, как водится, занимают главенствующие позиции в совместной деятельности сверстников, а среднестатусные дошкольники могут либо объединяться между собой небольшими группами, либо присоединяться к игровым объединениям во главе с высокостатусными детьми.
Нужно подметить, что в отечественной психологии нет цельного суждения касательно устойчивости ранга, занимаемого дошкольником в группе. Одни изыскатели считают, что межличностные отношения в границах группы детского сада характеризуются фактически отсутствием долгих привязанностей и при этом отсутствием непрерывно изолированных детей. Социометрический ранг ребенка в группе довольно устойчивый. При этом увлекательным является тот факт, что особенно устойчивой оказалась позиция высокостатусных дошкольников, а наименее - расположение низкостатусных. Это объясняется, вероятно, раньше каждого тем влиянием, которое зрелый оказывает на становление межличностных отношений дошкольников. Дело в том, что зрелый ясно различает детей, занимающих полярные статусные позиции в группе - высокостатусных и низкостатусных. Причем если расположение высокостатусных дошкольников педагоги тяготятся сберечь и поддержать, то расположение низкостатусных детей они, напротив, усердствуют изменить и сделать больше благоприятным.
По словам А.Н. Веракса, общественно-психологические процессы в группе детского сада отражаются и в системе мотивов, лежащих в основе социометрических выборов дошкольников. Обыкновенно выделяют четыре группы мотивов социометрических предпочтений. В первую группу входят мотивы, носящие всеобщий нрав, без осознания определенных причин отношения к сверстнику. Данный тип мотивации особенно зачастую представлен у детей младшего дошкольного возраста. Ко 2-й группе относятся мотивы, основанные на каком-нибудь качестве сверстника. Они характерны, как водится, для детей среднего дошкольного возраста. Третью группу составляют мотивы, обусловленные интересом к совместной деятельности. Такие мотивы нормальны для старших дошкольников. К четвертой группе относятся мотивы, в основе которых лежат приятельско-дружеские отношения. Они прогрессируют к самому концу дошкольного детства.
Знаменательным является тот факт, что в мотивации второго типа, помимо личных качеств сверстника, дети уделяли крупное внимание определенным навыкам ребенка, связанным с режимными моментами жизни в детском саду. В сходственных результатах находит отражение важность взрослого на становление системы межличностных отношений дошкольников на протяжении дошкольного детства. Но если в начале дошкольного детства могущество взрослого в этом плане является определяющим, то к концу дошкольного возраста это могущество гораздо снижается, что проявляется как в нраве называемых детьми мотивов выбора, так и в динамике социометрической конструкции группы.
Динамика мотивации социометрических выборов в дошкольном возрасте отражает добротное своеобразие процессов общественно-психологического становления детского сообщества. Именно в среднем дошкольном возрасте специальное значение начинает приобретать игровая действие, а соответственно и 3-й тип мотивации. Если до среднего дошкольного возраста дети дружат, так как играют, то к концу дошкольного детства - играют совместно, так как дружат. Другими словами, система межличностных отношений, а значит, и реальных отношений межличностной важности начинает определять нрав совместного взаимодействия детей. Показателем общественно-психологического становления групп дошкольников является тот факт, что действие ребенка с возрастом приобретает все больше коллективный нрав.
При мотивации четвертого типа дети не ограничиваются простым указанием того, что сверстник является ином. Особенно полно дошкольники раскрывают это представление к 6-7 годам жизни: основанием дружбы является не только совместная действие, но и личностные особенности сверстника, бесконфликтность отношений с ним, близость проживания, совместное проведение времени позже детского сада. Такие отношения носят особенно устойчивый нрав.
Таким образом, происходит, с одной стороны, довольно энергичная интеграция ребенка в группу сверстников, что выражается, в частности, в увеличении числа игровых объединений, в положительной динамике как числа социометрических выборов, получаемых одним ребенком, так и яруса их взаимности, а с иной - активация процессов групповой дифференциации, выражающейся в происхождении в группе разных довольно устойчивых общественных позиций, энергичном адресном обращении детей друг к другу, в переходе от мотивации по внешним знакам к мотивации на основе устанавливаемых межличностных отношений.
Процесс дифференциации выражается и в том, что к старшему дошкольному усилюсь ребенок может назвать то определенное игровое объединение, в которое он входит, а также назвать другие объединения, существующие в границах данной группы детского сада. Помимо того, старший дошкольник может не только касательно верно предсказать число выборов, которое он сам получит, но и указать, кто из детей занимает высокий социометрический ранг.
Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова подмечают, что если в младшем дошкольном возрасте детям характерно завышение самооценки, то в среднем дошкольном возрасте самомнение невидимо снижается, что связано в первую очередь со взрослым, тот, что подчеркивает недочеты, неумение, ошибки ребенка. Помимо этого, младшие дошкольники в основном склонны оценивать своих сверстников позитивно самостоятельно от частоты взаимодействия с ними. С возрастом дошкольники начинают больше дифференцированно относиться к окружающим детям. Исключительно ясно это проявляется, когда дошкольники оценивают сверстников, с которыми они зачастую играют. Партнеры по играм становятся не только объектом постижения дошкольника, но именно они приобретают ранг «важных других» для него. Теснее дети среднего дошкольного возраста понимают, что игровая действие разворачивается больше увлекательно при наличии компаньона.
В старшем дошкольном возрасте ярус притязаний зависит от оценок, которые получает ребенок: чем выше оценки, тем выше ярус притязаний. Другими словами, дозволено сказать, что теснее в дошкольном возрасте
группа не только сообщает ребенка о том, как к нему относятся окружающие, но эта информация оказывает еще и довольно крепкое могущество на его становление.
Обычно при обзоре межличностных взаимодействий детей выдаются две стороны: одна связана с операциональнымиособенностями деятельности, а иная - с мотивационно-потребностными. С возрастом обращение ребенка к сверстнику начинает применяться ребенком раньше каждого для ориентации в сфере задач совместной деятельности. Другими словами, к старшему дошкольному усилюсь отслеживается переход от освоения объектных отношений в игровой деятельности к установлению межличностных отношений, где сверстник становится важным партнером.
Возрастание важности сверстника проявляется, скажем, в готовности детей исполнять поручения членов своей группы и в свою очередь давать им поручения. Эта склонность выражается также в том, что дети общаются теснее не только по поводу налаживания делового сотрудничества. Сам по себе процесс общения приобретает крупную ценность. В связи с этим дозволено говорить о 2-х источниках важного отношения ребенка к иным детям: 1-й связан с особенностями деловых качеств сверстников, а иной - с вероятностями установления позитивного чувствительного общения с ними. Такая противоречивость процессов становления отношений межличностной важности проявляется раньше каждого в игровом взаимодействии детей.
В группах детского сада дозволено столкнуться со случаями, когда дошкольники играют с детьми, которых они низко оценивают по личностным качествам, но высоко по качествам деловым. Деловые навыки таких детей дозволяют им развернуть увлекательный сюжет, что привлекает к игре с ними других дошкольников. Оценивая сходственных лидеров игровых объединений, члены группы подмечают как их правильные, так и негативные качества. Верно так же дети дошкольного возраста могут вступать в игровое взаимодействие со сверстниками на основе личных симпатий, а не деловых качеств.
Совместно с тем в детском саду дозволено встретить детей, которые изолированы и реально не участвуют в игровых объединениях сверстников. Эти дошкольники оказываются изолированными в силу того, что у них имеются задачи либо в деловой, либо в чувствительной сфере. Такие дети испытывают сложности в общении со сверстниками, у них могут быть раздоры с участниками игровых объединений, что не дозволяет им занять важное место в системе межличностного общения дошкольников. Возрастание межличностной важности позиции ребенка-дошкольника проявляется в том, что он оказывается включенным в долгие игровые объединения, а это в свою очередь ведет как к улучшению методов общения, так и к наработке игровых навыков. Следственно, создаются предпосылки для образования дружеских отношений, лежащих в основе устойчивых игровых объединений старших дошкольников. Вступление ребенка в такое объединение обеспечивает его чувствительное благосостояние в группе сверстников и становится условием возрастания всеобщей активности дошкольника и растяжения круга его контактов с другими детьми.