ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2021
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
7 вопрос.
Бихевиоризм
В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии. Основоположником является американский ученый Джон Броадус Уотсон.
Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, чтобы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Д. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. behavior - «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул).
Гешталътпсихология
Возникла в противоположность экспериментальной психологии начала XX века. Продолжила разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. Макс Вертгеймер (1880-1943) – основатель гештальтпсихологии, провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. (кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое "короткое замыкание") Курт Левин (1890-1947) расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения"личностного измерения". Создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека.
Глубинная психология
В
1896 г. возникло направление глубинной
психологией. К глубинной психологии
могут быть отнесены: гормическая
психология, психоанализ, неофрейдизм,
аналитическая психология, индивидуальная
психология. Глубинная
психология основана на естественнонаучной
методологии. Ее сущность определяется
положением о нетождественности личности
и сознания (рационального познания).
Все душевные процессы рассматриваются
как детерминированные, в конечном счете,
биологически, постулируется ведущая
роль бессознательных (иррациональных,
аффективно-эмоциональных, инстинктивных
и интуитивных) процессов в деятельности
индивида, в формировании его личности.
У
истоков глубинной психологии стоял
австрийский психиатр и психолог Зигмунд
Фрейд. Фрейд
пришел к выводу, что физиологический
подход к психике недостаточен, и предложил
свою систему анализа душевной жизни
человека, названную им психоанализом.
С топической (структурной) точки зрения
психика содержит, по Фрейду, три
образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно»
Когнитивная психология
Когнитивная психология (от лат. cоgnitiо - знание + греч. psyche - душа + logos) возникла в начале 1960-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Основана на метафоре компьютера - психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Представители: Ульрих Найссер, Дж.Гибсоном
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология (от лат. humanus - человечный и греч. psyche - душа + logos – учение) - ряд направлений в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. К данному направлению могут быть отнесены представители Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905), Шарлотта Бюлер (1893-1974), Ролло Мэй (род. 1909) и др. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу "здесь и теперь" - прошлого уже нет, будущего еще нет.
Экзистенциальная психология
Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование и греч. psyche - душа, logos – учение) - психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии.
Исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Людвиг Бинсвангер (1881-1966), Медард Босс (род. 1904), Ролло Мэй (род.1909), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905). В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Традиционный предмет экзистенциальной психологии - человек в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, война, разрушения).
.
Трансперсональная психология
Трансперсональная психология (от лат. trans - сквозь, через + рersоna - личность и греч. psyche - душа + logos – учение) - ряд психологических направлений.
Основными представителями трансперсональной психологии являются Станислав Гроф, Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896).
Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии - обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида.
8 вопрос
Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в.
В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета.
Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" - это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность "не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций".
Другой аспект теории Л.С. Выготского - представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.
9 вопрос
Периодизация
умственного развития - В
исследованиях Ж. Пиаже, а затем Дж.
Брунера разработана периодизация
умственного развития ребенка. Основным
показателем этого развития они считают
овладение ребенком действиями и
операциями.
Первая стадия охватывает в первую очередь детей дошкольного возраста (примерно до 6 лет). На этой стадии умственная деятельность ребенка состоит в основном в установлении связей между опытом и действием. Интерес ребенка сводится к манипулированию предметами и овладению окружающим его миром через действие.
Ж. Пиаже различает на этой стадии два периода:
1) сенсомоторный (0-2 года), когда действия ребенка еще не перенесены внутрь, в форму представлений, а постоянный (инвариантный) характер объектов выступает для ребенка как следствие координации его движений, перемещений в пространстве;
2) дооперациональная мысль (2-7 лет), когда у ребенка развивается символическая функция: язык, символическая игра, отсроченная имитация, воспроизводящая событие спустя некоторое время, и некоторая внутренняя имитация, являющаяся основой для развития образного (наглядно-образного) мышления. На этой базе становится возможной интериоризация действия в мысль.
На всей первой стадии ребенок сохраняет эгоцентризм в отношении своих представлений, что проявляется в его неспособности стать на позицию другого лица. Ж. Пиаже рассматривал децентрацию, исчезновение эгоцентризма как спонтанный процесс, совершающийся по естественным законам, независимым от социальных условий и воспитания.
Вторая стадия (стадия конкретных операций) охватывает период от начала обучения в школе до начала подросткового возраста (6-7-10-11 лет). На этой стадии в сознании ребенка начинают развиваться внутренние структуры, служащие объектом и средством выполнения операций. Эти структуры представляют собой интериоризованные системы символов, посредством которых ребенок воспринимает мир. Для того чтобы ребенок усвоил некоторые понятия, их следует перевести именно на язык этих внутренних структур.
10 вопрос
Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Структура деятельности.
Состоит из нескольких уровней:
• психофизиологические функции;
• операции;
• действия;
• деятельности особенные, или особые виды деятельности.
В деятельности выделяют движения и действия. Действие — каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Выполнение движения контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений. Оно включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.
Виды деятельности:
1) игра. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения — его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью. У ребенка игра — форма реализации активности, т.е. она доставляет ему удовольствие;
2) учение. Научение, или освоение опыта — главный фактор развития ребенка. Деятельность направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но учение возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;
3) труд — деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека — видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.
Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность.
В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.
Субъектность деятельности выражается в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.
11 вопрос.
Общение –
сложный процесс взаимодействия между
людьми, заключающийся в обмене информацией,
а также в восприятии и понимании
партнерами друг друга. Субъектами
общения являются живые существа, люди.
В принципе общение характерно для любых
живых существ, но лишь на уровне человека
процесс общения становиться осознанным,
связанным вербальными и невербальными
актами. Человек, передающий информацию,
называется коммуникатором, получающий
ее – реципиентом.
В
общении можно выделить ряд аспектов:
содержание, цель и средства. Содержание
общения – информация, которая в
межиндивидуальных контактах передается
от одного живого существа другому. Это
могут быть сведения о внутреннем
(эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта,
об обстановке во внешней среде.
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится набиологическое и социальное.
Функции общения
выделяются в соответствии с содержанием
общения. Различают четыре основные
функции общения:
1) инструментальная функция
характеризует общение как социальный
механизм управления и передачи информации,
необходимой для исполнения
действия;
2) интегративная функция
раскрывает общение как средство
объединения людей;
3) самовыражение -
функция определяет общение как форму
взаимопонимания психологического
контекста;
4) трансляционная функция
выступает как функция передачи конкретных
способов деятельности, оценок и
т.д.
^ Средства
общения –
способы кодирования, передачи, переработки
и расшифровки информации, которая
передается в процессе общения от одного
существа к другому. Кодирование информации
— это способ ее передачи. Информация
между людьми может передаваться с
помощью органов чувств, речи и других
знаковых систем, письменности, технических
средств записи и хранения информации.
1 2 вопрос.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[
Личность в психологии изучается различными отраслями психологической науки. Обусловлено это разноплановостью проявлений личности, противоречивостью, а часто и загадочностью поведения человека. Многоплановость человеческого поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.
Как отмечал Э. Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности человека. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности», - писал Э. Штерн.
Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.
Индивидуальность
безусловно проявляется в каждом отдельно
взятом человеке и этим его отличает от
остальных представителей его вида.
Индивид
- собирательный образ среднестатисического
человека, как представитель вида
"прямохоящих" .
Таким
образом индивидуальность тотально
присуща всем. Вопрос только в критериях
различий и оценок.
Личность
- универсально развитый, живущий в
единстве и гармонии с внешней и внутреней
природой Человек.
---